Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы синдрома эмоционального выгорания педагогов 8
1.1 Синдром эмоционального выгорания: понятие, сущность, характерные
особенности проявления 8
1.2 Особенности профессиональной деятельности современного педагога и их
влияние на появление синдрома эмоционального выгорания 16
1.3 Проблема психологической профилактики синдрома эмоционального
выгорания педагогов 24
Выводы по первой главе 33
Глава 2 Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов 34
2.1 Организация и методика проведения исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования синдрома эмоционального выгорания
современных педагогов 39
Выводы по второй главе 49
Глава 3 Реализация психологической программы профилактики синдрома
эмоционального выгорания педагогов 51
3.1 Описание содержания психологической программы профилактики
синдрома эмоционального выгорания педагогов 51
3.2 Анализ эффективности реализации психологической программы
профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов 59
Выводы по третьей главе 74
Заключение 77
Список литературы 81
Приложения
В связи со стремительно изменяющимися условиями функционирования общества и обновлением современного содержания образовательной практики на сегодняшний день отмечается постоянный рост требований к профессиональной деятельности современных педагогов, в связи с чем растет уровень профессиональной нагрузки среди педагогических кадров и появляется необходимость в достаточно быстрой и успешной адаптации педагогов к изменяющимся условиям и требованиям профессиональной деятельности. Профессиональные задачи и функции современного педагога в обязательном порядке включают в себя каждодневную деятельность методологической, информационной и регулятивно-коммуникативной направленности [27]. Среди многообразия функций и задач современных педагогических кадров можно выделить умения организовывать эффективную передачу знаний и проверку их усвояемости у учащихся; способность обеспечивать целесообразность использования всех доступных средств обучения; выполнение различного рода деятельности по проектированию образовательного процесса (ставить цели, разрабатывать план по их достижению, оценивать промежуточные итоги, и на их основе корректировать свои дальнейшие действия). Согласно основным положениям действующих ФГОС общего образования, выделяются определенные требования, которые выдвигаются к педагогическим работникам:
- компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения;
- сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность;
- общая культура, определяющая характер и стиль педагогической деятельности, влияющая на успешность педагогического общения и позицию педагога;
- самоорганизованность, эмоциональная устойчивость [59].
В связи со значительным расширением круга профессиональных задач, специфики современной профессиональной педагогической деятельности, специалисты сферы образования все чаще сталкиваются с проблемой формирования определенного стереотипа эмоционального поведения - эмоциональным «выгоранием», который является приобретенным и отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей, ухудшая отношения с окружающими. В связи с увеличением уровня требований к деятельности педагога и значительным расширением круга профессиональных функций и задач на сегодняшний день проблема преодоления и профилактики проявления эмоционального выгорания современных педагогов приобретает особую актуальность.
Степень изученности проблемы. Вопросы феномена эмоционального выгорания рассматривались в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Так, проблемы разработки модели эмоционального выгорания рассматривались в исследованиях К. Маслач, С. Джексон, В. Шауфели и др., выделению структурных компонентов выгорания посвящены исследования Э. Пайнса, Т. Кокса и др. Среди отечественных исследователей у истоков изучения феномена эмоционального выгорания стоит В.В. Бойко, попытки определения основных проявлений профессионального «выгорания» наблюдаются в работах О.Н. Гнездилова, Т.В. Форманюк, Л. С. Чутко, Н. В. Козиной и др.
На сегодняшний день проблема эмоционального выгорания педагогов изучается такими исследователями как О.И. Бабич, Л.К. Перепелкина, Д.Н. Погорелов, В.В. Соболь, и др.
Актуальное состояние изученности проблемы эмоционального выгорания среди педагогов позволяет выделить ряд возникающих противоречий в научной теории и практике:
- между необходимостью становления личностно и профессионально успешных сотрудников сферы образования для обеспечения наиболее качественных образовательных результатов и повышающимися требованиями современной системы образования к характеру и специфике профессиональной деятельности современного педагога, способствующими развитию у него проявлений эмоционального выгорания;
- между сформировавшейся потребностью в профилактике проявлений эмоционального выгорания у современных педагогов в современных условиях функционирования системы образования и отсутствием реализации на практике утвержденной и эффективной комплексной программы, направленной на решение обозначенной проблемы.
Выявленные противоречия позволили нам определить проблему исследования: каково на сегодняшний день содержание и особенности реализации эффективной психологической программы профилактики синдрома эмоционального выгорания у современных педагогов.
Цель исследования - выявить особенности эмоционального выгорания педагогов и предложить психологическую программу профилактики эмоционального выгорания у исследуемого контингента.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания педагогов.
Предмет исследования - психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов.
Гипотеза исследования:
Показателями эмоционального выгорания педагогов выступают истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений, способность к профессиональному развитию. Полагаем, что преодоление данных симптомов возможно при использовании разработанной нами психологической программы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания педагогов.
3. Проанализировать результаты исследования и на их основе описать основные особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов.
4. Разработать и внедрить в практическую деятельность психологической программу профилактики эмоционального выгорания педагогов.
5. Проверить эффективность программы психологической профилактики эмоционального выгорания педагогов.
В работе использовался ряд взаимодополняющих методов исследования:
- теоретические: изучение, анализ и обобщение научной
социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование;
- математические методы: количественная и качественная обработка полученных данных.
В рамках проведения эмпирического исследования использовался следующий диагностический инструментарий:
1) Методика «Синдром эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) [11];
2) Анкета «Выявление способности учителя к профессиональному развитию» (по Н.В. Немовой) [2];
3) Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) [13].
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ Ок Покровский Образовательная площадка № 6 г. Красноярска в 2020-2021 гг., среди педагогов дошкольного образования. В исследовании приняли участие 30 педагогов дошкольного образования, являющихся воспитателями ДОУ, в возрасте от 27 до 45 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении проявлений синдрома эмоционального выгорания педагогов и факторов препятствующих и способствующих развитию этого синдрома в современной педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной психологической программы профилактики эмоционального выгорания педагогов и возможности ее дальнейшего использования специалистами психологических служб образовательных учреждений в практической деятельности, а также в частной психолого-педагогической практике при решении проблем эмоционального выгорания педагогов в результате влияния факторов профессиональной деятельности.
Структура исследовательской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе проведенного исследования последовательно решался ряд исследовательских задач.
Проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, в результате которого было установлено, что эмоциональное выгорание представляет собой динамический процесс, который развивается и проявляется в соответствии с механизмом развития стресса, включающего в свое содержание три основные фазы: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение и характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни. Современные педагогические работники постоянно находятся под влиянием довольно стрессогенных трудовых условий в своей профессиональной деятельности, которые определяют риск развития синдрома эмоционального выгорания. С увеличением рабочего стажа риск развития СЭВ может только возрастать в условиях отсутствия проведения своевременных профилактических мер. Эмоциональное выгорание отрицательно воздействует как на профессиональную деятельность, так и личность педагога. Особую роль в профилактике эмоционального выгорания педагогического коллектива играют навыки саморегулирования и релаксации, мероприятия по развитию эмоционального интеллекта, а также деятельность, способствующая личностному и профессиональному росту и развитию.
С опорой на выводы теоретического изучения научной литературы по проблеме исследования было организовано и проведено экспериментальное исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у современных педагогов. Полученные результаты были проанализированы и на их основе описаны основные особенности синдрома эмоционального выгорания у современных педагогов. Так, среди педагогов преобладает количество респондентов с высоким и средним уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания. Наиболее распространенными доминирующими симптомами СЭВ являются психосоматические и психовегетативные нарушения; симптом эмоционального дефицита; эмоционально-нравственная дезориентация; редукция профессиональных обязанностей. Среди педагогов выявлено преобладание среднего уровня профессионального выгорания; отдельные показатели профессионального выгорания (психоэмоциональное истощение; деперсонализация (личностное отдаление); редукция личных достижений) находятся в границах среднего уровня выраженности. Также установлено, что среди испытуемых в обеих группах отмечается достаточно большое количество педагогов с низким и средним уровнем способности к профессиональному развитию.
Полученные результаты исследования особенностей и отдельных аспектов выраженности эмоционального выгорания педагогов определили необходимость проведения соответствующей работы с педагогическими кадрами, направленной на преодоление и профилактику проявлений и признаков эмоционального выгорания, в связи с чем была разработана и внедрена в практическую деятельность психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов. Программа реализовывалась с испытуемыми экспериментальной группы. Основными задачами реализации профилактической программы выступали: создание условий для личностного роста и развития профессиональных качеств личности педагогов; освоение педагогами приемов эмоциональной саморегуляции, способности адекватно проявлять свои эмоции в условиях профессиональной деятельности и навыков конструктивного взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности; повышение мотивации к профессиональной деятельности путем развития профессиональной самооценки и компетентности в ситуациях, вызывающих затруднения.
Мероприятия программы реализовывались в форме групповых консультаций, просветительских занятий, групповых занятий, а также была организована возможность для педагогов пройти личную консультацию по индивидуальному запросу. Реализация разработанной программы осуществлялась в условиях организации возможности полноценной психологической проработки педагогами собственных накапливающихся негативных эмоций; при учете в психопрофилактической работе факторов, стимулирующих и препятствующих развитию и саморазвитию педагогов; при организации и проведении работы с педагогами, направленной на их профессиональное развитие и личностный рост.
С целью проверки эффективности психологической программы профилактики эмоционального выгорания педагогов был проведен контрольный этап исследования, в рамках которого в экспериментальной группе были выявлены выраженные различия по всем фазам и по общему уровню выраженности синдрома эмоционального выгорания. Кроме этого, в частности, выраженные различия отметились относительно отдельных симптомов эмоционального выгорания: «тревога и депрессия»; «эмоционально-нравственная дезориентация»; «эмоциональный дефицит»; «Психосоматические и психовегетативные нарушения»; «Редукция профессиональных обязанностей». В контрольной группе в отношении общего уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания, а также в отношении выраженности отдельных его фаз, выраженных изменений не выявлено. Итоги проведения методики диагностики профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) на контрольном этапе исследования свидетельствуют, что в экспериментальной группе заметно снизился не только общий уровень выраженности профессионального выгорания, но и снизилась выраженность по отдельным его составляющим показателям (редукция личных достижений; психоэмоциональное истощение; деперсонализация). В то же время в контрольной группе по общему уровню профессионального выгорания столь выраженных изменений не произошло, как и по шкалам «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация», однако по шкале «Редукция личных достижений» отмечается более заметные изменения, которые однако несопоставимы по выраженности с аналогичными данными экспериментальной группе. По итогам анализа и интерпретации результатов, полученных в ходе проведения анкеты по Н.В. Немовой в экспериментальной группе, установлены выраженные различия в уровне способности к профессиональному развитию (отмечается заметное повышение), в то время как в контрольной группе заметных и выраженных изменений по данному показателю не произошло.
Результаты, полученные на контрольном этапе исследования, свидетельствуют о том, что у педагогов, принявших участие в реализации разработанной психологической программы, отмечается значительное снижение выраженности симптомов, фаз и общего уровня эмоционального выгорания; снижение профессионального выгорания и отдельных его показателей, а также значимое повышение уровня способности к профессиональному развитию, в то время как в контрольной группе выраженных изменений в изучаемых параметрах не обнаружено. Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод об эффективности реализации разработанной программы психологической профилактики эмоционального выгорания педагогов.
Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза исследования полностью подтвердилась.
1. Александрова, Н.В. Факторы эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации / Н.В. Александрова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - № 5. - (96), 2016. - С. 7-9.
2. Анкета «Выявление способности учителя к профессиональному развитию» (по Н.В. Немовой). Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения: методическое пособие / под ред. Н.В. Немовой, Т.Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 124 с.
3. Арамачева, Л.В. Профилактика синдрома эмоционального "выгорания" педагогов в условиях Крайнего Севера / Л.В. Арамачева, А.Д. Свечканев // Форум молодых ученых. - 2018. - № 12-1(28). - С. 371-373.
4. Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009. - 116 с.
5. Баранов, А.А. Профессиональное выгорание и типы низко стрессоустойчивых педагогов / А.А. Баранов // Ежегодник Российского психологического общества. - 2003. - С. 287-289.
6. Башенкова, Л.А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л.А. Башенкова, Е.В. Кухарская // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 11. - С. 43-48.
7. Бладыко, А.В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей / А.В. Бладыко // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. - 2012. - С.34-39.
8. Болотникова, О.П. О синдроме эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций / О.П. Болотникова, А.С. Порох // Научное отражение. - 2016. - № 1(1). - С. 5-7.
9. Бонкало, Т.И. Эмоциональное выгорание субъектов педагогического труда как дестабилизирующий фактор их профессионального здоровья / Т.И. Бонкало, Л.А. Елагина // Труды Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента. - 2021. - С. 26-34.
10. Борисова, Е.Н. Профессиональная компетентность педагога [Электронный ресурс] / Е.Н. Борисова, А.Н. Удалова. -Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id3158/Professionalnaja-kompetentnost- pedagoga(Дата обращения: 12.03.2021)
11. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2014. - 105 с.
12. Бутова, Л.А. Исследование психоэмоциональных и поведенческих компонентов эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы / Л.А. Бутова, Е.С. Бычкова, А.В. Лыткина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3(136). - С. 15¬21.
13. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2013. - 336 с.
14. Выявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов / Н.А. Ульянов, Н.М. Попова, С.Б. Егоркина, И.Г. Шевченко // Modern Science. - 2020. - № 12-5. - С. 163-167.
15. Гармаева, Т.В. Роль эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов и психологов / Т.В. Гармаева // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2013. - № 1. - С. 96-112.
16. Закон Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. №544н.
17. Зубаков, М.Г. Синдром эмоционального выгорания как проявление профессиональной деформации / М.Г. Зубаков, В.В. Комаров // Психолог и вызовы современного мира. - 2016. - С. 73-80.
18. Иванова, А.Н. Синдром эмоционального выгорания у педагогов / А.Н. Иванова // Студенческая наука и XXI век. - 2020. - № 2. - С. 195-197.
19. Капитанец, Е.Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов / Е.Г. Капитанец // Научно¬методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № 2. - С. 111-115.
20. Каргин, М.И. Особенности синдрома эмоционального выгорания менеджеров по работе с клиентами / М.И. Каргин, В.С. Мирошина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2019. - № 1. - С. 54-59.
21. Козберг, Г.А. Формирование профессиональной компетентности
учителя в первоначальной педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Г.А. Козберг. -Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalnoi-kompetentnosti- uchitelya-v-pervonachalnoi-pedagogicheskoi-deyat#ixzz5gZOgNaLm (Дата обращения: 1.03.2021).
22. Колесов, В.И. Факторы эмоционального выгорания педагогов в начале двадцать первого века / В.И. Колесов // Современное научное знание: теория, методология, практика. - 2019. - С. 16-18.
23. Костин, Е.Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / Е.Ю. Костин // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. - 2013. - № 2. - С. 40-44.
24. Кузнецова, А.А. Изучение особенностей эмоционального выгорания педагогов / А.А. Кузнецова // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры. - 2015. - С. 137-138.
25. Кукулите, Т.Г. Характеристика синдрома и факторов, влияющих на эмоциональное выгорание педагогов / Т.Г. Кукулите // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2019. - № 3(67). - С. 45-49.
26. Ласовская, Т.Ю. Профессиональное выгорание: учебно¬
методическое пособие / Т.Ю. Ласовская, С.А. Ильина. - Новосибирск: Сибмедиздат, 2004. - 36 с.
27. Лапина, А.С. Требования к профессиональной деятельности педагога в современной российской образовательной практике / А.С. Лапина // Вестник Оренбургского государственного университета. - № 3 (221), 2019. - С. 95-101.
28. Личность и профессия: психологическая поддержка и
сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
29. Малюкова, Т.И. Проблема эмоционального выгорания педагогов / Т.И. Малюкова // Актуальные вопросы современной науки. - 2019. - С. 91-96.
30. Матвеичева, И.Ф. Профилактика эмоционального выгорания педагогов / И.Ф. Матвеичева // Достижения науки и образования. - № 7. - 2018. - С. 103-104.
31. Мельник, А.Я. Предупреждение и профилактика синдрома эмоционального выгораниия / А.Я. Мельник // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2020. - № 1. - С. 256-268.
32. Митичева, Т.И. Проблема проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов / Т.И. Митичева, Т.И. Кузьма // Nauka-Rastudent.ru. - 2016. - № 2. - С. 17.
33. Москалёва, Т.В. Синдром эмоционального выгорания / Т.В. Москалёва // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. - № 4. - 2018. - С. 63-68.
34. Николаева, Е.К. Проблема эмоционального выгорания в современной мире / Е.К. Николаева // Скиф. Вопросы студенческой науки. - № 2 (54). - 2021. - С. 18-22.
35. Николаева, А.А. Профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе / А.А. Николаева, В.С. Беляева // Казанский педагогический журнал. - №3. - 2020. - С. 249-254.
36. Новикова, Л.В. Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска психического выгорания / Л.В. Новикова // Первое сентября. - 2007.
37. Овсянникова, Т.Ю. Проблема эмоционального выгорания педагогов в ходе профессиональной деятельности / Т.Ю. Овсянникова // Педагогика & Психология. Теория и практика. - 2020. - № 6(32). - С. 75-79.
38. Овчинников, Ю.В. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, принципы лечения, профилактика / Ю.В. Овчинников, М.В. Палченкова, О. В. Калачев // Военно-медицинский журнал. - 2015. - №7. - С. 17-24.
39. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. 510 с.
40. Перепелкина, Л.К. Профилактика синдрома эмоционального «Выгорания» педагогов / Л.К. Перепелкина // Наука и социум. - № 1. - 2016. - С. 121-124.
41. Петрова, И.Ф. Культура общения личности (социально¬
философские аспекты) / И.Ф. Петрова. - Уфа, 2003. - 19 с.
42. Полищук, Е.А. Психолого-педагогическое исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов / Е.А. Полищук, Н.Н. Крылова // Вестник ПензГУ. - 2016. - №3 (15). - 263-265.
43. Погорелов, Д.Н. Факторы, обуславливающие профессиональное выгорание педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Д.Н. Погорелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - №2. - 2018. - С. 78-85.
44. Порфирьева, С.И. Профилактика профессионального выгорания педагога / С.И. Порфирьева // Педагогика & Психология. Теория и практика. - 2020. - № 6(32). - С. 102-105.
45. Проничева, М.М. Современные исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов профессий социальной сферы / М.М. Проничева, В.Г. Булыгина, М.С. Московская // Социальная и клиническая психиатрия. - 2018. - Т. 28. - № 4. - С. 100-105.
46. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления синдрома эмоционального выгорания в работе педагога / Н.С. Пряжников, Е.Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. - 2008. - №2. - С. 87-95.
47. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2016. - 607 с.
48. Рабаданова, П.М. Эмоциональное выгорание и его сущность / П.М. Рабаданова, И.А. Алимова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - № 3. - 2019. - С. 104-108.
49. Савенкова, Е.С. Эмоциональное выгорание педагогов дошкольного образования / Е.С. Савенкова // Вестник науки и образования. - № 10-2 (64). - 2019. - С. 92-95.
50. Самсонова, В.Ю. Педагоги начальной школы и синдром эмоционального выгорания / В.Ю. Самсонова // Реализация ФГОС начального общего образования в современных условиях: инновационные практики, проблемы, перспективы. - 2017. - С. 59-63.
51. Саматеева, М.З. Синдром "эмоционального выгорания" педагогов в системе современного образования / М.З. Саматеева, Г.Г. Павловец // Современные технологии в образовании. - 2017. - № 17. - С. 130-136.
52. Селье, Г. Стресс в моей жизни: Мемуары ученого / Ганс Селье; [Пер. с англ. А. Лаузис. - Рига: Зинатне, 1983. - 251 с.
53. Синдром «профессионального выгорания» и профессиональная карьера работников образовательных организаций: гендерные аспекты: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. С.Д. Максименко, Л.Н. Карамушки, Т.В. Зайчиковой. - М.: Мшешум, 2006. - 368 с.
54. Смагина, М.В. Проблемы эмоционального выгорания педагогов / М.В. Смагина, Ю.С. Кузубова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2017. - № 1(11). - С. 62-65.
55. Смольянинов, М.В. Основные теоретические подходы к определению синдрома эмоционального выгорания / М.В. Смольянинов, М.В. Судакова // Евразийское Научное Объединение. - 2019. - № 4-5(50). - С. 344-347.
56. Соболь, В.В. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов / В.В. Соболь // Символ науки. - № 1. - 2019. - С. 121-124.
57. Сюртукова, Е.Ю. Особенности детерминации психического выгорания в педагогических профессиях / Е.Ю. Сюртукова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - № 4. - С. 56-59.
58. Тулегенова, А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога / А.Г. Тулегенова // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2014. - № 1. - С. 93-102.
59. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/(Дата обращения: 13.03.2021).
60. Феттер, И.В. Изменения в профессиональной деятельности педагога: стандартизация и интенсификация / И.В. Феттер // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4.
61. Чутко, Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С. Чутко, Н.В. Козина. - М.: МЕДпресс-информ, 2015. - 255 с.
62. Шелкунова, Т.В. Синдром эмоционального выгорания у современных педагогов / Т.В. Шелкунова, А.С. Букатова // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. - 2017. - С. 61-67.
63. Шиляева, И.Ф. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / И.Ф. Шиляева, А.Р. Биктагирова // Педагогический журнал Башкортостана. - № 1 (68). - 2017. - С. 93-101.
64. Щеглова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы / Г.С. Щеглова // Концепт. - 2015. - № 8. - С. 56-60.
65. Frendenberger, H.J. Staff burn out / H.J. Frendenberger //Journal of social sciences. - С.: A Wiley Imprint,2004. - 165 p.
66. Maslach K., Schaufeli W. B., Leiter M. P. Job Burnout // Annual Review of Psychology. -2001. -V. 52.
67. Pines A. M., Aronson E., Kafry D. Burnout: From tedium to personal growth. -N.-Y., 1980.
68. Cherniss, P. Professional burnout in human service organizations. -N.-Y., 1980.