ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ МИРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
|
Введение 4
1 Теоретические основы проблемы исследования 9
1.1. Познание мира как педагогический феномен 9
1.2. Понятие «читательская культура» обучающихся 14
1.3. Читательская культура обучающихся как средство познания мира 20
1.4. Анализ деятельности учителей по формированию читательской
культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка.... 25
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской культуры
как средство познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании 31
2.1. Описание методики 31
2.2. Констатирующий эксперимент 36
2.3. Опытно-экспериментальная работа: сущность, этапы, ход 41
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложение А Анкета для обучающихся 8-х классов «Выявление уровня
читательской культуры» 57
Приложение Б Методическая разработка «Чтение с позиции читателя с помощью стратегий смыслового чтения»
1 Теоретические основы проблемы исследования 9
1.1. Познание мира как педагогический феномен 9
1.2. Понятие «читательская культура» обучающихся 14
1.3. Читательская культура обучающихся как средство познания мира 20
1.4. Анализ деятельности учителей по формированию читательской
культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка.... 25
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской культуры
как средство познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании 31
2.1. Описание методики 31
2.2. Констатирующий эксперимент 36
2.3. Опытно-экспериментальная работа: сущность, этапы, ход 41
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложение А Анкета для обучающихся 8-х классов «Выявление уровня
читательской культуры» 57
Приложение Б Методическая разработка «Чтение с позиции читателя с помощью стратегий смыслового чтения»
За последние несколько десятилетий статус читательской культуры, ее роль, отношение к ней существенно изменились в российском обществе. Тенденция к спаду читательского интереса, а затем и читательской культуры является общемировой и обусловлена рядом факторов. Бурное развитие индустрии развлечений, глобализация СМИ, вытеснение книги как основанного источника информации и досуга считают доминирующими среди причин появления данной проблемы.
Снижение интереса к чтению имеет неутешительные последствия как для отдельного человека, так и для государства в целом. Не формируя читательскую культуру, человек лишает себя целого спектра полезных и нужных знаний: от пополнения словарного запаса до познания мира через призму художественных произведений. Не читающее поколение понижает уровень интеллекта нации, культуры и развития в целом.
Вместе с тем, многолетние наблюдения и исследования доказывают, что чтение, особенно в детстве и юности, способствует развитию мышления, воображения, памяти, расширению кругозора, учит сопереживать.
Обучающийся, обладающий высоким уровнем читательской культуры, способен четко и доступно излагать свою мысль, аргументировать точку зрения. Характеристике читательской культуры посвящены исследования Р.А. Гильмияновой, М.А. Головчина, К.В. Криусенко, Д.М. Маликова, С.Е. Чушкиной и др.
С 2017 года на территории Российской федерации реализуется национальная Программа поддержки детского и юношеского чтения. Концепция Программы предполагает три этапа: 1 этап (2017-2018) научно-исследовательский и научно методический; 2 этап (2019-2022) пилотный; 3 этап (2021-2026) реализация Программы на территории страны и во всех институтах поддержки и развития чтения [16]. О важности чтения в школьном периоде говорится в ФГОС [32].
Разумеется, формированию читательской культуры должно уделяться внимание на уроках литературы, но в силу того, что чтение является одним их видов речевой деятельности важной составляющей при изучении английского языка, существенная роль в этом процессе отводится и урокам иностранного языка. В то же время, как показывает практика, на уроках иностранного языка эта сложная задача не решается в полной мере.
В соответствии с вышеизложенным, можно утверждать, что актуальность исследования вызвана требованиями современного мира. Формирование читательской культуры на уроках иностранного языка есть необходимое условие для познания мира и воспитания нового поколения российских граждан, которым предстоит ответить на вызовы современного мира на высоком интеллектуальном уровне.
Цель исследования: изучить и проверить опытно-экспериментально оптимальный вариант формирования читательской культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании.
Гипотеза: формирование читательской культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании будет эффективным, если с обучающимися будет проводиться специальная работа, ориентированная на актуализацию восприятия художественного текста с позиции читателя с помощью стратегий смыслового чтения.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в основном общем образовании.
Предмет исследования: формирование читательской культуры обучающихся на уроках иностранного языка в основном общем образовании как средства познания мира с помощью восприятия художественного текста на английском языке с позиции читателя с использованием стратегий смыслового чтения.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть познание мира как педагогический феномен.
2. Изучить особенности понятия «читательская культура обучающихся».
3. Дать характеристику читательской культуры обучающихся как средства познания мира.
4. Изучить и проанализировать опыт работы учителей по формированию читательской культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию читательской культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании с помощью восприятия художественного текста на английском языке с позиции читателя с использованием стратегий смыслового чтения.
Методологической основой исследования являются системно - деятельностный и компетентностный подходы.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- обобщение;
- дескриптивный метод;
- опрос;
- изучение педагогического опыта;
- опытно-экспериментальный метод;
- методы математической обработки данных.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 12» Красноярского края. Выборка представлена обучающимися 8 класса в количестве 18 человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь 2022 г. - март 2023 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы исследования, а также подбор методов и определения задач опытно-экспериментального исследования. Здесь же была проведена работа по выборке испытуемых.
2 этап (апрель 2023 г.) - разработка и реализация системы занятий в рамках тематики выпускной квалификационной работы в «Ярцевской средней общеобразовательной школе № 12» Красноярского края. Анализ результатов выполненной работы.
3 этап (май-июнь 2023 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования были представлены на конференциях разного уровня:
1. X Международная научно - практическая конференция «Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации» (28 февраля 2023 г., г. Уфа), диплом I степени.
2. Внутривузовская научно-практической конференции ЛПИ - филиала СФУ (апрель 2023 г. - первое место в секции «Актуальные проблемы английской филологии и иноязычного образования»).
3. XXI Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательном пространстве» (25 мая 2023 г., г. Бийск).
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 60 страниц.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать результаты исследования в педагогической деятельности учителей иностранного языка, а также студентами на педагогической практике.
Результаты работы отражены в научных публикациях:
1. Кондратьева А.В. Формирование читательской культуры на уроках иностранного языка // Сб. научных статей «Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации» X Международной научно-практический конференции (28 февраля 2023 г.), Уфа, 2023. - С. 103-107.
2. Кондратьева, А.В. Уроки внеклассного чтения на английском языке в контексте решения проблемы снижения интереса обучающихся к чтению // А.В. Кондратьева // Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты: материалы Всероссийской научно - практической конференции. - Лесосибирск, 2023.- с.187-190.
3. Белоногова, А.В. Технологии формирования читательской культуры н уроках иностранного языка / А.В. Белоногова// Развитие личности в образовательном пространстве: материалы 21-й Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Бийск, 2023 (в печати).
Снижение интереса к чтению имеет неутешительные последствия как для отдельного человека, так и для государства в целом. Не формируя читательскую культуру, человек лишает себя целого спектра полезных и нужных знаний: от пополнения словарного запаса до познания мира через призму художественных произведений. Не читающее поколение понижает уровень интеллекта нации, культуры и развития в целом.
Вместе с тем, многолетние наблюдения и исследования доказывают, что чтение, особенно в детстве и юности, способствует развитию мышления, воображения, памяти, расширению кругозора, учит сопереживать.
Обучающийся, обладающий высоким уровнем читательской культуры, способен четко и доступно излагать свою мысль, аргументировать точку зрения. Характеристике читательской культуры посвящены исследования Р.А. Гильмияновой, М.А. Головчина, К.В. Криусенко, Д.М. Маликова, С.Е. Чушкиной и др.
С 2017 года на территории Российской федерации реализуется национальная Программа поддержки детского и юношеского чтения. Концепция Программы предполагает три этапа: 1 этап (2017-2018) научно-исследовательский и научно методический; 2 этап (2019-2022) пилотный; 3 этап (2021-2026) реализация Программы на территории страны и во всех институтах поддержки и развития чтения [16]. О важности чтения в школьном периоде говорится в ФГОС [32].
Разумеется, формированию читательской культуры должно уделяться внимание на уроках литературы, но в силу того, что чтение является одним их видов речевой деятельности важной составляющей при изучении английского языка, существенная роль в этом процессе отводится и урокам иностранного языка. В то же время, как показывает практика, на уроках иностранного языка эта сложная задача не решается в полной мере.
В соответствии с вышеизложенным, можно утверждать, что актуальность исследования вызвана требованиями современного мира. Формирование читательской культуры на уроках иностранного языка есть необходимое условие для познания мира и воспитания нового поколения российских граждан, которым предстоит ответить на вызовы современного мира на высоком интеллектуальном уровне.
Цель исследования: изучить и проверить опытно-экспериментально оптимальный вариант формирования читательской культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании.
Гипотеза: формирование читательской культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании будет эффективным, если с обучающимися будет проводиться специальная работа, ориентированная на актуализацию восприятия художественного текста с позиции читателя с помощью стратегий смыслового чтения.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в основном общем образовании.
Предмет исследования: формирование читательской культуры обучающихся на уроках иностранного языка в основном общем образовании как средства познания мира с помощью восприятия художественного текста на английском языке с позиции читателя с использованием стратегий смыслового чтения.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть познание мира как педагогический феномен.
2. Изучить особенности понятия «читательская культура обучающихся».
3. Дать характеристику читательской культуры обучающихся как средства познания мира.
4. Изучить и проанализировать опыт работы учителей по формированию читательской культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию читательской культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании с помощью восприятия художественного текста на английском языке с позиции читателя с использованием стратегий смыслового чтения.
Методологической основой исследования являются системно - деятельностный и компетентностный подходы.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- обобщение;
- дескриптивный метод;
- опрос;
- изучение педагогического опыта;
- опытно-экспериментальный метод;
- методы математической обработки данных.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 12» Красноярского края. Выборка представлена обучающимися 8 класса в количестве 18 человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь 2022 г. - март 2023 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы исследования, а также подбор методов и определения задач опытно-экспериментального исследования. Здесь же была проведена работа по выборке испытуемых.
2 этап (апрель 2023 г.) - разработка и реализация системы занятий в рамках тематики выпускной квалификационной работы в «Ярцевской средней общеобразовательной школе № 12» Красноярского края. Анализ результатов выполненной работы.
3 этап (май-июнь 2023 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования были представлены на конференциях разного уровня:
1. X Международная научно - практическая конференция «Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации» (28 февраля 2023 г., г. Уфа), диплом I степени.
2. Внутривузовская научно-практической конференции ЛПИ - филиала СФУ (апрель 2023 г. - первое место в секции «Актуальные проблемы английской филологии и иноязычного образования»).
3. XXI Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательном пространстве» (25 мая 2023 г., г. Бийск).
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 60 страниц.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать результаты исследования в педагогической деятельности учителей иностранного языка, а также студентами на педагогической практике.
Результаты работы отражены в научных публикациях:
1. Кондратьева А.В. Формирование читательской культуры на уроках иностранного языка // Сб. научных статей «Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации» X Международной научно-практический конференции (28 февраля 2023 г.), Уфа, 2023. - С. 103-107.
2. Кондратьева, А.В. Уроки внеклассного чтения на английском языке в контексте решения проблемы снижения интереса обучающихся к чтению // А.В. Кондратьева // Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты: материалы Всероссийской научно - практической конференции. - Лесосибирск, 2023.- с.187-190.
3. Белоногова, А.В. Технологии формирования читательской культуры н уроках иностранного языка / А.В. Белоногова// Развитие личности в образовательном пространстве: материалы 21-й Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Бийск, 2023 (в печати).
В результате проведения исследования мы выяснили, что формирование читательской культуры вызвано требованиями современного мира. Так, рассматривая характеристику данного понятия, мы пришли к выводу, что читательская культура - это ряд читательских характеристик человека и уровень их сформированности, которые проявляются в уровне начитанности, интересе и отношении к книге, в заинтересованности сберечь и распространить информацию, полученную путем чтения, в умении выбрать, освоить и осмыслить текст.
Читательская культура, в частности художественная литература, является средством познания мира, которое заключается в получении знаний о окружающем мире, природе и человеке.
В ходе эксперимента мы доказали гипотезу о том, что формирование читательской культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании будет эффективным, если с обучающимися будет проводиться специальная работа, ориентированная на актуализацию восприятия художественного текста с позиции читателя с помощью стратегий смыслового чтения. Так, нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию читательской культуры на уроках иностранного языка. В ходе нашего эксперимента мы использовали разработанные нами материалы, направленные на чтение и обсуждение прочитанного.
По итогу проведенной опытно-экспериментальной работы мы выявили повышение уровня читательской культуры и положительную динамику по каждому показателю в отдельности. Подводя итог, можно утверждать, что все поставленные задачи были выполнены, цель - изучить и проверить опытно-экспериментально оптимальный вариант формирования читательской культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании достигнута.
Читательская культура, в частности художественная литература, является средством познания мира, которое заключается в получении знаний о окружающем мире, природе и человеке.
В ходе эксперимента мы доказали гипотезу о том, что формирование читательской культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании будет эффективным, если с обучающимися будет проводиться специальная работа, ориентированная на актуализацию восприятия художественного текста с позиции читателя с помощью стратегий смыслового чтения. Так, нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию читательской культуры на уроках иностранного языка. В ходе нашего эксперимента мы использовали разработанные нами материалы, направленные на чтение и обсуждение прочитанного.
По итогу проведенной опытно-экспериментальной работы мы выявили повышение уровня читательской культуры и положительную динамику по каждому показателю в отдельности. Подводя итог, можно утверждать, что все поставленные задачи были выполнены, цель - изучить и проверить опытно-экспериментально оптимальный вариант формирования читательской культуры как средства познания мира на уроках иностранного языка в основном общем образовании достигнута.
Подобные работы
- Формирование лексических навыков у учащихся средней ступени обучения посредством изучения фольклора
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие критического мышления обучающихся в процессе обучения смысловому чтению на уроках английского языка в основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
СТУДЕНТОВ-ИНОФОНОВ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ИЗУЧЕНИЕ МИФА О ВЕЛИКОМ ГРЕШНИКЕ В ПОЭМАХ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ «ЧАРОДЕЙ», «ЦАРЬ-ДЕВИЦА», «ЕГОРУШКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ЗВЕНА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Использование моделей как средство формирования представлений у детей 5-6 лет о живой природе (Глазовский государственный инженерно – педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2025



