ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 8
1.1. Понятие безопасности, структурные компоненты безопасного поведения
человека 8
1.2. Особенности поведения на дорогах детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Возможности художественной литературы как средства ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения....23
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 27
2.1. Диагностика освоения правил дорожного движения детьми старшего
дошкольного возраста 27
2.2. Организация комплекса занятий по освоению правил дорожного
движения детьми старшего дошкольного возраста 38
2.3. Диагностика эффективности комплекса занятий по освоению правил
дорожного движения детьми старшего дошкольного возраста 44
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность исследования. Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества.
В дошкольных учреждениях всё больше внимания уделяется ознакомлению детей с правилами дорожного движения, освоению этих правил дошкольниками, что является основой безопасного поведения на дорогах. Многие принятые меры могут показаться элементарными, однако с детьми дошкольного возраста следует разбирать и обсуждать кажущиеся, на первый взгляд, простыми правила поведения на дорогах. Соответственно, если придерживаться правил поведения и учить этому детей с ранних лет, то опасностей можно избежать.
С правилами безопасного поведения на дорогах дети знакомятся достаточно рано, как только начинают ходить рядом с родителями по улицам, где совсем недавно их катали спящих в коляске. В одной из книг К.Ю. Белой говорится о том, что «идеальным моментом для формирования у дошкольников основ безопасного поведения на улице является их дорога из дома в детский сад и обратно вместе с родителями, которые своим личным примером показывают, как следует соблюдать все без исключения правила дорожного движения» [5].
Одной из причин дорожно-транспортных происшествий является рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны и увеличение скорости их движения, от чего происходит плотность транспортных потоков, и растут пробки на автодорогах. Сводки о дорожно-транспортных происшествиях никого не оставляют равнодушными, так как потерпевшими, к сожалению, достаточно часто становятся дети.
Следовательно, одной из актуальных проблем безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях. Освоение и соблюдение правил дорожного движения должно стать осознанной необходимостью для каждого дошкольника; необходимо выработать у детей стереотип безопасного поведения на дорогах.
Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях, которую следует осуществлять в системе. В пособии Т.Ф. Саулиной представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, конспекты занятий и много дополнительного материала [29].
Ознакомление с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста - совместная задача педагогов дошкольных образовательных учреждений, родителей, инспекторов ГИБДД. Следовательно, знакомить детей с правилами дорожного движения необходимо начинать с детского сада, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны. Усвоенные с детства правила впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение - потребностью человека. Эти правила хорошо описаны в книге О.В. Дыбиной [12].
Формирование безопасного поведения на дорогах у дошкольников связано с развитием ориентировки в пространстве и представлений о скорости движения. Соответственно, следует помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность; именно отсутствие этих качеств достаточно часто становится причиной дорожных происшествий.
Благодаря тесному содружеству дошкольного образовательного учреждения, семьи, инспекторов ГИБДД, у детей выработаются знания и умения по правилам дорожного движения на дорогах; та дисциплинированность, которая побудит их подчиняться порядку, поэтому данная привычка станет у детей нормой поведения.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
В работах современных исследователей таких, как К.Ю. Белая, Л.И. Лукина, В.Н. Мошкин освещено большое количество идей и подходов к проблемам безопасности и жизнедеятельности личности человека. В научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стёркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой, А.И. Садретиновой, Л.В. Пелиховой разработаны критерии и показатели основ безопасного поведения. Исследователи внесли большой вклад в разработку проблемы формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста, создали систему работы по безопасному поведению на дорогах с детьми, включающую в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов. Но данная проблема не является до конца решённой, её продолжают изучать и исследовать и в настоящее время.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить следующее противоречие между тем, что художественная литература, с одной стороны, обладает значительным развивающим потенциалом, а с другой стороны, методические аспекты её использования в целях ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения в настоящее время являются недостаточно разработанными.
Выявленные актуальность и противоречие обусловили выбор темы исследования: «Художественная литература как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить возможность использования художественной литературы как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Объект исследования: процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Предмет исследования: художественная литература как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Гипотеза исследования: ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения будет способствовать реализация комплекса занятий, основанного на работе с произведениями детской художественной литературы.
Задачи исследования.
1. Выполнить теоретический анализ научных источников по проблеме формирования основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность и содержание базовых понятий исследования «безопасность», «безопасное поведение», «безопасное поведение на дороге», «освоение правил дорожного движения».
3. Изучить возможности художественной литературы в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
4. Провести диагностику освоения правил дорожного движения детьми старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и реализовать комплекс занятий с использованием художественной литературы, направленный на освоение правил дорожного движения детьми старшего дошкольного возраста.
6. С помощью контрольного обследования проверить эффективность комплекса занятий.
Методы исследования:
- теоретические методы - анализ, синтез, обобщение теоретических положений учёных по теме исследования;
- экспериментальные методы - эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Методика исследования: изучение освоения правил дорожного движения детьми старшего дошкольного возраста (Е.И. Шаламова).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 43 наименования, 9 приложений; в работе представлены 2 рисунка и 9 таблиц. Объём работы - 78 страниц.
Проведя исследование, мы можем сделать следующие выводы:
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели такие понятия, как «Безопасность», «безопасное поведение», «безопасное поведение на дороге» и «освоение правил дорожного движения» детьми дошкольного возраста. Пришли к выводу о том, что они включают в себя не просто усвоенные знания, но и умения правильно вести себя в различных ситуациях, тем самым предупреждая физический и психический травматизм.
Современные авторы и составители образовательных программ предлагают различные методы и формы организации обучения дошкольников основам безопасного поведения. Существующие образовательные программы решают задачи формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах. В кратчайший срок они позволяют передать большую по объёму информацию, перед дошкольниками поставить проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании детей различные дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Одной из таких программ является программа Р.Б. Стёркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», цель которой воспитание у дошкольников адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, умение проявлять самостоятельность и быть ответственными за своё поведение.
Решая проблему предупреждения детского травматизма и обучая детей безопасному поведению на дорогах, необходимо достаточно хорошо усвоить педагогам и родителям психофизиологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Психофизиологические особенности дошкольников необходимо знать для того, чтобы грамотно рассказать детям о правилах дорожного движения.
По обучению правилам дорожного движения положительные результаты дают систематическая работа с детьми, использование современных форм, методов и средств. Одним из эффективных средств является использование художественной литературы в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Круг произведений для детей составляют произведения народного творчества, классической и современной детской литературы. Основные формы работы: чтение детской художественной литературы, иллюстрирование детьми понравившихся моментов, викторины и кроссворды по произведению, инсценированные постановки, перенос персонажей литературных произведений в игру, отгадывание загадок и придумывание загадок дошкольниками.
В экспериментальной части нашего исследования был проведён констатирующий эксперимент, на данном этапе которого мы выявили у детей шестого года жизни исходный уровень освоения правил дорожного движения. Нами были получены следующие результаты:
Диагностическая методика Е.И. Шаламовой показала, что в экспериментальной группе преобладает средний и низкий уровни освоения правил дорожного движения (50% и 42%); в контрольной группе средний и низкий уровни освоения правил (58% и 34%).
Полученные экспериментальные данные указывали на необходимость специально организованной психолого-педагогической работы педагогов, направленной на освоение детьми правил дорожного движения.
После специально организованной педагогической работы с детьми в данном направлении был проведён контрольный эксперимент. Этот эксперимент позволил выявить динамику в экспериментальной и контрольной группах.
В контрольной группе было выявлено, что вначале эксперимента на высоком уровне было 8% детей, на контрольном этапе стало 17%; на средний уровень перешли 58%, было 50%; на низком уровне осталось 25% детей, первоначально было 34%. В данной группе с детьми активной работы по освоению правил дорожного движения не велось.
В экспериментальной группе 34% детей перешли на высокий уровень, на констатирующем этапе было 8%; средний уровень показали 58% дошкольников, первоначально было 50% и только у 1 дошкольника (8%) выявлен низкий уровень освоения правил дорожного движения.
В экспериментальной группе произошли более значительные изменения, так как там велась активная работа с детьми. На низком уровне вначале исследования было 42% детей, затем число детей сократилось до 8%; на среднем уровне также увеличилось число детей с 50% до 58%; высокого уровня освоения правил дорожного движения достигли 34% дошкольников.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.
1. Агафонова К.В. Дети и дорожное движение. Москва: Просвещение, 2014. 54с.
2. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. 220с.
3. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения. Москва: ДРОФА, 2013. 80с.
4. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников.
М.: Высшая школа, 2005. 109с.
5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Москва: Мозаика-Синтез, 2014. 64с.
6. Беляевскова Г.Д. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2017. 170с.
7. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. 96с.
8. Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. Москва: Просвещение, 2015. 96с.
9. Гурович Л.М, Береговая Л.Б, Логинова В.И. Ребёнок и книга. Москва: Просвещение, 1992. 64с.
10. Данилова Т.И. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. 208с.
11. Дорохов А.А. Зелёный, жёлтый, красный. Москва: Детская литература, 2015. 119с.
12. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир для работы с детьми 2-7 лет. Москва: Мозаика-Синтез, 2005. 130с.
13. Елжова Н.В. ПДД в детском саду. Ростов на Дону: Феникс, 2013. 173с.
14. Зернов Н.Г. Как предупредить детский травматизм. Москва: Знание, 2017. 76с.
15. Клочанов О.С. Дорога, ребёнок, безопасность. Ростов
на Дону: Феникс, 2014. 61с.
16. Кобзева Т.Г. Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. Волгоград: Учитель, 2016. 218с.
17. Кобылянская Т.М., Курмакаева Г.З. Роль художественной литературы
в обучении детей правильному поведению на улице [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики [2018]. URL:
https://moluch.ru/th/1/archive/87/3176 (дата обращения 30.11.2018).
18. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Новосибирск: Советская Сибирь, 2007. 256с.
19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. Москва: Академия, 2013. 416с.
20. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Москва: Академия, 2016. 314с.
21. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2015. 172с.
22. Лисовая Е.Н. Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах [Электронный ресурс] // Молодой ученый [2015] URL: https://moluch.ru/archive/98/22051 (дата обращения 27.03.2019).
23. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности: психолого¬
педагогический подход // Педагогика, 2006. № 4. С. 68-75.
24. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Москва: Скрипторий,
2015. 140с.
25. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности // Основы безопасности жизни, 2005. № 7. С. 11-15.
26. Петров С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Москва: Наука, 2008. 118с.
27. Программа для дошкольных образовательных учреждений
«Основы безопасности детей дошкольного возраста»
/Под ред. Н. Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. СПб: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. 144с.
28. Решетова Е.М. Безопасность дорожного движения. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 193с.
29. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Москва: Мозаика-Синтез, 2015. 112с.
30. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения. Москва: Скрипторий, 2013. 80с.
31. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Москва: СФЕРА, 2016. 64с.
32. Сташкова Т.Н. Организация освоения образовательной области «Безопасность» с детьми 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2016. 79с.
33. Ушинский К.Д. Страх и смелость. Москва: Педагогика, 1974. 680с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
35. Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. 64с.
36. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Москва: центр педагогического образования, 2007. 78с.
37. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. Москва: Скрипторий, 2013.80с.
38. Шакуров В.А. Безопасность ребёнка в современных условиях. Красноярск, 2012. 28с.
39. Шалаева Г.П. Мои друзья - дорожные знаки. Москва: АСТ- ПРЕСС, 2014. 80с.
40. Шаламова Е.И. Правила и безопасность дорожного движения. Москва: Скрипторий, 2014. 136с.
41. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. Москва: СФЕРА, 2015. 80с.
42. Eliava N. In. SDA kindergarten: developing environment and methods to familiarize children with traffic regulations, advanced planning, teacher training. Rostov-n/A: Phoenix, 2014. 170 p.
43. Gordienko S. A. ABC of road traffic for children and parents, for pedestrians and drivers. Rostov-n / A: Phoenix-Premier, 2015. 64 p.