ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятия «инициатива» и «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности проявления инициативы и самостоятельности в
дошкольном возрасте 13
1.3. Сущностные характеристики предметно-развивающей среды в
дошкольном учреждении 26
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЛИЗА ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Описание методик исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 41
2.3. Преобразование предметно-развивающей среды как средства развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе 53
Выводы по Главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятия «инициатива» и «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности проявления инициативы и самостоятельности в
дошкольном возрасте 13
1.3. Сущностные характеристики предметно-развивающей среды в
дошкольном учреждении 26
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЛИЗА ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Описание методик исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 41
2.3. Преобразование предметно-развивающей среды как средства развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе 53
Выводы по Главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
В современном мире встает проблема построения образовательной среды во всех образовательных учреждениях, на первый план, прежде всего, выходят именно дошкольные организации. Меняется все, также как и возрастают требования общества к подрастающему поколению, и авторитарную педагогику сменила личностно ориентированная модель воспитания современных детей, в том числе и дошкольного возраста, и, безусловно, это требует организационных изменений. В современной педагогике дошкольного образования, образовательная среда рассматривается как зона взаимодействия всех образовательных систем, их элементов, часть социокультурного пространства, образовательного материала и, в первую очередь, субъектов образовательного процесса.
Понимание образовательной среды как важнейшего фактора развития ребенка дошкольного возраста, предопределило включение в стандарт дошкольного образования довольно большого раздела, который посвящен, описанию - характеристики предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации. В стандарте изначально имеются определенные требования к предметно - пространственной среде дошкольной организации, группы должны быть развивающими. Это можно проследить через систему характеристик: насыщенности,
полифункциональности, вариативности, доступности, трансформируемости, безопасности этими показателями и раскрывается механизм функционирования среды как развивающей.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах «РФ», был сформулирован социальный заказ государства для системы образования: о том что надо воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации любого выбора. И безусловно начинать это надо с дошкольного возраста.
Множество исследований, разных психологов доказывают, что дошкольный период самый положительный и благоприятный для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Проанализировав ряд научной литературы и результаты исследований (Т.А. Бунакова, Т.А. Бурцева, И.Г. Лукичев, Н.Б. Русских, А.А. Сухарев и др.) дает возможность сделать нам вывод, что к социально-значимым качествам личности принадлежат: социальная активность, целенаправленность на самореализацию в самостоятельной деятельности, ответственность, самостоятельность, инициативность личности.
На практике выявляется однообразие предметно-развивающей среды и недостаточность ее содержания. Это препятствует развитию, мотиваций для взаимодействия между дошкольниками и не дает возможности реализовать всю суть предметно-развивающей среды как основного фактора развития инициативы и самостоятельности.
Отмечается противоречие от недостаточного использования в предметно-развивающей среде в дошкольном учреждении и насущной необходимостью развития инициативы и самостоятельности дошкольников при изучении психолого-педагогической литературы.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Предметно-развивающая среда как средство развития инициативы и самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы».
Цель исследования: выделить и реализовать условия, при которых предметно-развивающая среда будет результативным средством развития инициативы и самостоятельности детей разновозрастной группы.
Исходя из определения цели, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «инициатива» и «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности проявления инициативы и
самостоятельности в дошкольном возрасте.
3. Выявить сущностные характеристики предметно-развивающей
среды в дошкольном учреждении.
4. Выделить и реализовать педагогические условия при которых предметно-развивающая среда будет результативным средством развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе и проверить их эффективность.
Объект исследования: инициатива и самостоятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития инициативы и самостоятельности детей разновозрастной группы.
Гипотеза исследования: предметно-развивающая среда будет
результативным средством развития инициативы и самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы, если:
1. будет организована с учетом возраста всех детей;
2. будет осуществляться методическое руководство со стороны педагога по использованию возможностей среды.
Методы исследования: теоретический анализ, синтез, сопоставление научной, методической и учебной литературы, эмпирические методы исследования (включенное наблюдение, количественный и качественный анализ результатов наблюдения).
Практическая значимость исследования: состоит в том, что на его основе может быть разработаны рекомендации по развитию инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений.
Понимание образовательной среды как важнейшего фактора развития ребенка дошкольного возраста, предопределило включение в стандарт дошкольного образования довольно большого раздела, который посвящен, описанию - характеристики предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации. В стандарте изначально имеются определенные требования к предметно - пространственной среде дошкольной организации, группы должны быть развивающими. Это можно проследить через систему характеристик: насыщенности,
полифункциональности, вариативности, доступности, трансформируемости, безопасности этими показателями и раскрывается механизм функционирования среды как развивающей.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах «РФ», был сформулирован социальный заказ государства для системы образования: о том что надо воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации любого выбора. И безусловно начинать это надо с дошкольного возраста.
Множество исследований, разных психологов доказывают, что дошкольный период самый положительный и благоприятный для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Проанализировав ряд научной литературы и результаты исследований (Т.А. Бунакова, Т.А. Бурцева, И.Г. Лукичев, Н.Б. Русских, А.А. Сухарев и др.) дает возможность сделать нам вывод, что к социально-значимым качествам личности принадлежат: социальная активность, целенаправленность на самореализацию в самостоятельной деятельности, ответственность, самостоятельность, инициативность личности.
На практике выявляется однообразие предметно-развивающей среды и недостаточность ее содержания. Это препятствует развитию, мотиваций для взаимодействия между дошкольниками и не дает возможности реализовать всю суть предметно-развивающей среды как основного фактора развития инициативы и самостоятельности.
Отмечается противоречие от недостаточного использования в предметно-развивающей среде в дошкольном учреждении и насущной необходимостью развития инициативы и самостоятельности дошкольников при изучении психолого-педагогической литературы.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Предметно-развивающая среда как средство развития инициативы и самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы».
Цель исследования: выделить и реализовать условия, при которых предметно-развивающая среда будет результативным средством развития инициативы и самостоятельности детей разновозрастной группы.
Исходя из определения цели, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «инициатива» и «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности проявления инициативы и
самостоятельности в дошкольном возрасте.
3. Выявить сущностные характеристики предметно-развивающей
среды в дошкольном учреждении.
4. Выделить и реализовать педагогические условия при которых предметно-развивающая среда будет результативным средством развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе и проверить их эффективность.
Объект исследования: инициатива и самостоятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития инициативы и самостоятельности детей разновозрастной группы.
Гипотеза исследования: предметно-развивающая среда будет
результативным средством развития инициативы и самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы, если:
1. будет организована с учетом возраста всех детей;
2. будет осуществляться методическое руководство со стороны педагога по использованию возможностей среды.
Методы исследования: теоретический анализ, синтез, сопоставление научной, методической и учебной литературы, эмпирические методы исследования (включенное наблюдение, количественный и качественный анализ результатов наблюдения).
Практическая значимость исследования: состоит в том, что на его основе может быть разработаны рекомендации по развитию инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений.
Данная выпускная квалификационная работа была ориентирована на преобразование предметно-развивающей среды как средства развития инициативы и самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы.
В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
В старшем дошкольном возрасте инициатива и самостоятельность детей проявляется во многом и прежде всего, в играх, и труде. В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что одним из принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Изучение проблемы самостоятельности велись в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т. Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольной образовательной организации (Т.Н. Филютина).
На протяжения дошкольного возраста проявление инициативы и самостоятельности имеют свои особенности: для детей 3-4 лет приоритетной сферой проявления инициативы является продуктивная деятельность; для детей 4-5 лет - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками; для детей 5-6 лет - инициатива проявляется в виде внеситуативно-личностного общения со сверстниками и взрослыми, а также в виде информационной познавательной инициативы; для детей 6-7 лет - научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
В исследованиях В.А. Ясвин уделяется большое внимание содержанию развивающей среды, которая способна предоставить набор возможностей для саморазвития всех участников образовательного процесса. Компонентами развивающей среды являются социальный, предметно-пространственный и психолого-дидактический компоненты.
Организуя предметно-развивающую среду любой возрастной группы в дошкольном учреждении, необходимо ставить в учет психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного образовательного учреждения, а так же учитывать психологические особенности возрастной группы, на которую направлена данная среда.
Таким образом, в последнее время все чаще инициатива и самостоятельность становится объектом повышенного внимания, в связи с тем, что необходимо раскрыть проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса.
Анализ теоретических положений позволил представить результаты эмпирического исследования, в котором участвовали 30 детей дошкольного возраста, в возрасте 4-7 лет, посещающие разновозрастную группу, 15 из них-экспериментальная группа и 15 детей - контрольная группа.
Для достижения поставленной цели, были определены карты проявлений самостоятельности и инициативы (А.М. Щетинина), а так же карта анализа предметно-развивающей среды (в основе критериальная шкала, разработанная Л.М. Фридманом).
Таким образом, анализируя данные карты анализа предметно-развивающей среды, можно сделать вывод, что среда в разновозрастной группе по исследуемым показателям частично реализована или не реализована должным образом.
Помимо этого, у большинства детей дошкольного возраста преобладающим является низкий уровень развития самостоятельности (60%). Это проявляется в следующем: не выражена потребность в
самостоятельности, о которой можно судить по степени активности и инициативы, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности.
Помимо этого, наибольшее количество испытуемых имеют низкий уровень развития инициативы (60%), то есть большинство детей дошкольного возраста не берут на себя главные роли в играх, не выступают инициатором какой-либо деятельности, не стремятся к лидерству и быть первыми, соглашаются с мнениями других, не отстаивая своего.
Таким образом, исходя из результатов исследования, встала необходимость в преобразовании предметно-развивающей среды, с целью повышения уровня развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе.
Для подтверждения эффективности разработанной системы преобразования предметно-пространственной среды, был проведен контрольный эксперимент с детьми разновозрастной группы и применялись те же методики, что и на констатирующем этапе: карта анализа предметно-развивающей среды (в основе критериальная шкала, разработанная Л.М. Фридманом); карта проявлений самостоятельности (А.М. Щетинина); карта проявлений инициативы (А.М. Щетинина).
По результатам карты анализа предметно-развивающей среды было отмечено, что после ее преобразования, она стала реализована полностью и способствует развитию инициативы и самостоятельности ребенка по всем критериям: обогащенность среды - 4,35 балла, функциональность среды - 4,2 балла и педагогическая целесообразность - 4,6 балла.
Кроме того, в результате анализа карты проявления самостоятельности (А.М. Щетинина) видно, что у большинства детей дошкольного возраста, до преобразования предметно-развивающей среды, преобладающим является низкий уровень развития самостоятельности - 60%, а после ее преобразования доминирующим уровнем развития самостоятельности является средний (60%).
Что касается уровня развития инициативы, то было отмечено, с помощью анализа карты проявления инициативы (А.М. Щетинина), что наибольшее количество испытуемых до преобразования предметно-развивающей среды имели низкий уровень развития инициативы - 60%, а после ее преобразования данный уровень снизился до 20% у дошкольников из разновозрастной группы.
При этом, отмечается, что повысился средний уровень развития инициативы - 53%, а до преобразования предметно-развивающей среды он составлял 33%.
Помимо этого, высокий уровень развития инициативы от 7% до преобразования предметно-развивающей среды увеличился до 27% после ее преобразования.
Следовательно, гипотеза нашла свое подтверждение, которая заключалась в том, что преобразование предметно-развивающей среды способствует развитию инициативы и самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы.
В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
В старшем дошкольном возрасте инициатива и самостоятельность детей проявляется во многом и прежде всего, в играх, и труде. В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что одним из принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Изучение проблемы самостоятельности велись в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т. Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольной образовательной организации (Т.Н. Филютина).
На протяжения дошкольного возраста проявление инициативы и самостоятельности имеют свои особенности: для детей 3-4 лет приоритетной сферой проявления инициативы является продуктивная деятельность; для детей 4-5 лет - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками; для детей 5-6 лет - инициатива проявляется в виде внеситуативно-личностного общения со сверстниками и взрослыми, а также в виде информационной познавательной инициативы; для детей 6-7 лет - научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
В исследованиях В.А. Ясвин уделяется большое внимание содержанию развивающей среды, которая способна предоставить набор возможностей для саморазвития всех участников образовательного процесса. Компонентами развивающей среды являются социальный, предметно-пространственный и психолого-дидактический компоненты.
Организуя предметно-развивающую среду любой возрастной группы в дошкольном учреждении, необходимо ставить в учет психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного образовательного учреждения, а так же учитывать психологические особенности возрастной группы, на которую направлена данная среда.
Таким образом, в последнее время все чаще инициатива и самостоятельность становится объектом повышенного внимания, в связи с тем, что необходимо раскрыть проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса.
Анализ теоретических положений позволил представить результаты эмпирического исследования, в котором участвовали 30 детей дошкольного возраста, в возрасте 4-7 лет, посещающие разновозрастную группу, 15 из них-экспериментальная группа и 15 детей - контрольная группа.
Для достижения поставленной цели, были определены карты проявлений самостоятельности и инициативы (А.М. Щетинина), а так же карта анализа предметно-развивающей среды (в основе критериальная шкала, разработанная Л.М. Фридманом).
Таким образом, анализируя данные карты анализа предметно-развивающей среды, можно сделать вывод, что среда в разновозрастной группе по исследуемым показателям частично реализована или не реализована должным образом.
Помимо этого, у большинства детей дошкольного возраста преобладающим является низкий уровень развития самостоятельности (60%). Это проявляется в следующем: не выражена потребность в
самостоятельности, о которой можно судить по степени активности и инициативы, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности.
Помимо этого, наибольшее количество испытуемых имеют низкий уровень развития инициативы (60%), то есть большинство детей дошкольного возраста не берут на себя главные роли в играх, не выступают инициатором какой-либо деятельности, не стремятся к лидерству и быть первыми, соглашаются с мнениями других, не отстаивая своего.
Таким образом, исходя из результатов исследования, встала необходимость в преобразовании предметно-развивающей среды, с целью повышения уровня развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе.
Для подтверждения эффективности разработанной системы преобразования предметно-пространственной среды, был проведен контрольный эксперимент с детьми разновозрастной группы и применялись те же методики, что и на констатирующем этапе: карта анализа предметно-развивающей среды (в основе критериальная шкала, разработанная Л.М. Фридманом); карта проявлений самостоятельности (А.М. Щетинина); карта проявлений инициативы (А.М. Щетинина).
По результатам карты анализа предметно-развивающей среды было отмечено, что после ее преобразования, она стала реализована полностью и способствует развитию инициативы и самостоятельности ребенка по всем критериям: обогащенность среды - 4,35 балла, функциональность среды - 4,2 балла и педагогическая целесообразность - 4,6 балла.
Кроме того, в результате анализа карты проявления самостоятельности (А.М. Щетинина) видно, что у большинства детей дошкольного возраста, до преобразования предметно-развивающей среды, преобладающим является низкий уровень развития самостоятельности - 60%, а после ее преобразования доминирующим уровнем развития самостоятельности является средний (60%).
Что касается уровня развития инициативы, то было отмечено, с помощью анализа карты проявления инициативы (А.М. Щетинина), что наибольшее количество испытуемых до преобразования предметно-развивающей среды имели низкий уровень развития инициативы - 60%, а после ее преобразования данный уровень снизился до 20% у дошкольников из разновозрастной группы.
При этом, отмечается, что повысился средний уровень развития инициативы - 53%, а до преобразования предметно-развивающей среды он составлял 33%.
Помимо этого, высокий уровень развития инициативы от 7% до преобразования предметно-развивающей среды увеличился до 27% после ее преобразования.
Следовательно, гипотеза нашла свое подтверждение, которая заключалась в том, что преобразование предметно-развивающей среды способствует развитию инициативы и самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы.
Подобные работы
- ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЭЛЕМЕНТА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБОГАЩЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Проектная деятельность на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



