Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Работа №167333

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятия «инициатива» и «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности проявления инициативы и самостоятельности в
дошкольном возрасте 13
1.3. Сущностные характеристики предметно-развивающей среды в
дошкольном учреждении 26
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЛИЗА ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Описание методик исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 41
2.3. Преобразование предметно-развивающей среды как средства развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе 53
Выводы по Главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

В современном мире встает проблема построения образовательной среды во всех образовательных учреждениях, на первый план, прежде всего, выходят именно дошкольные организации. Меняется все, также как и возрастают требования общества к подрастающему поколению, и авторитарную педагогику сменила личностно ориентированная модель воспитания современных детей, в том числе и дошкольного возраста, и, безусловно, это требует организационных изменений. В современной педагогике дошкольного образования, образовательная среда рассматривается как зона взаимодействия всех образовательных систем, их элементов, часть социокультурного пространства, образовательного материала и, в первую очередь, субъектов образовательного процесса.
Понимание образовательной среды как важнейшего фактора развития ребенка дошкольного возраста, предопределило включение в стандарт дошкольного образования довольно большого раздела, который посвящен, описанию - характеристики предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации. В стандарте изначально имеются определенные требования к предметно - пространственной среде дошкольной организации, группы должны быть развивающими. Это можно проследить через систему характеристик: насыщенности,
полифункциональности, вариативности, доступности, трансформируемости, безопасности этими показателями и раскрывается механизм функционирования среды как развивающей.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах «РФ», был сформулирован социальный заказ государства для системы образования: о том что надо воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации любого выбора. И безусловно начинать это надо с дошкольного возраста.
Множество исследований, разных психологов доказывают, что дошкольный период самый положительный и благоприятный для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Проанализировав ряд научной литературы и результаты исследований (Т.А. Бунакова, Т.А. Бурцева, И.Г. Лукичев, Н.Б. Русских, А.А. Сухарев и др.) дает возможность сделать нам вывод, что к социально-значимым качествам личности принадлежат: социальная активность, целенаправленность на самореализацию в самостоятельной деятельности, ответственность, самостоятельность, инициативность личности.
На практике выявляется однообразие предметно-развивающей среды и недостаточность ее содержания. Это препятствует развитию, мотиваций для взаимодействия между дошкольниками и не дает возможности реализовать всю суть предметно-развивающей среды как основного фактора развития инициативы и самостоятельности.
Отмечается противоречие от недостаточного использования в предметно-развивающей среде в дошкольном учреждении и насущной необходимостью развития инициативы и самостоятельности дошкольников при изучении психолого-педагогической литературы.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Предметно-развивающая среда как средство развития инициативы и самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы».
Цель исследования: выделить и реализовать условия, при которых предметно-развивающая среда будет результативным средством развития инициативы и самостоятельности детей разновозрастной группы.
Исходя из определения цели, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «инициатива» и «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности проявления инициативы и
самостоятельности в дошкольном возрасте.
3. Выявить сущностные характеристики предметно-развивающей
среды в дошкольном учреждении.
4. Выделить и реализовать педагогические условия при которых предметно-развивающая среда будет результативным средством развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе и проверить их эффективность.
Объект исследования: инициатива и самостоятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития инициативы и самостоятельности детей разновозрастной группы.
Гипотеза исследования: предметно-развивающая среда будет
результативным средством развития инициативы и самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы, если:
1. будет организована с учетом возраста всех детей;
2. будет осуществляться методическое руководство со стороны педагога по использованию возможностей среды.
Методы исследования: теоретический анализ, синтез, сопоставление научной, методической и учебной литературы, эмпирические методы исследования (включенное наблюдение, количественный и качественный анализ результатов наблюдения).
Практическая значимость исследования: состоит в том, что на его основе может быть разработаны рекомендации по развитию инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была ориентирована на преобразование предметно-развивающей среды как средства развития инициативы и самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы.
В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
В старшем дошкольном возрасте инициатива и самостоятельность детей проявляется во многом и прежде всего, в играх, и труде. В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что одним из принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Изучение проблемы самостоятельности велись в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т. Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольной образовательной организации (Т.Н. Филютина).
На протяжения дошкольного возраста проявление инициативы и самостоятельности имеют свои особенности: для детей 3-4 лет приоритетной сферой проявления инициативы является продуктивная деятельность; для детей 4-5 лет - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками; для детей 5-6 лет - инициатива проявляется в виде внеситуативно-личностного общения со сверстниками и взрослыми, а также в виде информационной познавательной инициативы; для детей 6-7 лет - научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
В исследованиях В.А. Ясвин уделяется большое внимание содержанию развивающей среды, которая способна предоставить набор возможностей для саморазвития всех участников образовательного процесса. Компонентами развивающей среды являются социальный, предметно-пространственный и психолого-дидактический компоненты.
Организуя предметно-развивающую среду любой возрастной группы в дошкольном учреждении, необходимо ставить в учет психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного образовательного учреждения, а так же учитывать психологические особенности возрастной группы, на которую направлена данная среда.
Таким образом, в последнее время все чаще инициатива и самостоятельность становится объектом повышенного внимания, в связи с тем, что необходимо раскрыть проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса.
Анализ теоретических положений позволил представить результаты эмпирического исследования, в котором участвовали 30 детей дошкольного возраста, в возрасте 4-7 лет, посещающие разновозрастную группу, 15 из них-экспериментальная группа и 15 детей - контрольная группа.
Для достижения поставленной цели, были определены карты проявлений самостоятельности и инициативы (А.М. Щетинина), а так же карта анализа предметно-развивающей среды (в основе критериальная шкала, разработанная Л.М. Фридманом).
Таким образом, анализируя данные карты анализа предметно-развивающей среды, можно сделать вывод, что среда в разновозрастной группе по исследуемым показателям частично реализована или не реализована должным образом.
Помимо этого, у большинства детей дошкольного возраста преобладающим является низкий уровень развития самостоятельности (60%). Это проявляется в следующем: не выражена потребность в
самостоятельности, о которой можно судить по степени активности и инициативы, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности.
Помимо этого, наибольшее количество испытуемых имеют низкий уровень развития инициативы (60%), то есть большинство детей дошкольного возраста не берут на себя главные роли в играх, не выступают инициатором какой-либо деятельности, не стремятся к лидерству и быть первыми, соглашаются с мнениями других, не отстаивая своего.
Таким образом, исходя из результатов исследования, встала необходимость в преобразовании предметно-развивающей среды, с целью повышения уровня развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе.
Для подтверждения эффективности разработанной системы преобразования предметно-пространственной среды, был проведен контрольный эксперимент с детьми разновозрастной группы и применялись те же методики, что и на констатирующем этапе: карта анализа предметно-развивающей среды (в основе критериальная шкала, разработанная Л.М. Фридманом); карта проявлений самостоятельности (А.М. Щетинина); карта проявлений инициативы (А.М. Щетинина).
По результатам карты анализа предметно-развивающей среды было отмечено, что после ее преобразования, она стала реализована полностью и способствует развитию инициативы и самостоятельности ребенка по всем критериям: обогащенность среды - 4,35 балла, функциональность среды - 4,2 балла и педагогическая целесообразность - 4,6 балла.
Кроме того, в результате анализа карты проявления самостоятельности (А.М. Щетинина) видно, что у большинства детей дошкольного возраста, до преобразования предметно-развивающей среды, преобладающим является низкий уровень развития самостоятельности - 60%, а после ее преобразования доминирующим уровнем развития самостоятельности является средний (60%).
Что касается уровня развития инициативы, то было отмечено, с помощью анализа карты проявления инициативы (А.М. Щетинина), что наибольшее количество испытуемых до преобразования предметно-развивающей среды имели низкий уровень развития инициативы - 60%, а после ее преобразования данный уровень снизился до 20% у дошкольников из разновозрастной группы.
При этом, отмечается, что повысился средний уровень развития инициативы - 53%, а до преобразования предметно-развивающей среды он составлял 33%.
Помимо этого, высокий уровень развития инициативы от 7% до преобразования предметно-развивающей среды увеличился до 27% после ее преобразования.
Следовательно, гипотеза нашла свое подтверждение, которая заключалась в том, что преобразование предметно-развивающей среды способствует развитию инициативы и самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы.



1. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 1. С. 5-19.
2. Беседин А.Н. Книга практического психолога. Харьков, 2011. 145с.
3. Блонский П. П. Дошкольный возраст. Педология. М., 2000. 119 с.
4. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 1 (103). С. 131-136.
5. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. М.: Ювета, 2001. 176с.
6. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2011. 125 с.
7. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы СПб.: Питер, 2009. 160 с.
8. Волосова Е. Развитие ребенка дошкольного возраста. М., 1999, 154 с.
9. Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами //Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 77-79.
10. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей. Российский гос. пед. университет им. Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. 192 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2005. 240 с.
12. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика- синтез, 2006. 123 с.
13. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребенок // Дошкольное воспитание. 2007. № 5. С.60-64.
14. Ефимкина Р.П. Детская психология. М.: Просвещение, 2005. 220 с.
15. Забудько Г. А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка // Дошкольная педагогика. 2012. № 7. С. 24-27.
16. Зворыгина Е.В., Новоселова С. Л. Комплексное руководство формированием игрой старших дошкольников. М.: Просвещение, 1986. 85 с.
17. Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Школа - Пресс, 2008. 76 с.
18. Иванова Н. С. Предметно-пространственная среда современного ДОО как основа для формирования самостоятельности дошкольников [Электронный ресурс]. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 30. С. 591-595. - URL:http://e-koncept.ru/2015/65189.htm.(дата обращения: 1.03.2019)
19. Ильинова К. В., Зиновьева Л. С. Предметно-развивающая
образовательная среда как приоритетное направление деятельности детского сада по системе Монтессори [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (Москва, ноябрь 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 156- URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6491/(дата обращения: 04.10.2018).
20. Кондратьева Н. В., Максимова М. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. №6. С. 629-632. URL: https://moluch.ru/archive/86/16332/(дата обращения: 04.09.2018).
21. Кон И.С. Психология самостоятельность // Педагогика здоровья. 2009. № 7. С.96-100.
22. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. URL: https://www. science-education.ru/ru/article/view? id=24216 (дата обращения: 05.08.2018).
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2004. 352 с.
24. Логвинова О. Ю., Мещерякова С. В., Кулько И. Ю. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 487-489.
25. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 2008. 156 с.
26. Микляева Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности // Детский сад от А до Я. 2008. № 17. С.23¬30.
27. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики (концепция свободного саморазвития ребенка в специально-подготовленной развивающей среде). М.: Просвещение, 2001. 135 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2006. 85 с.
29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2003 360 с.
30. Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик: Изд. Центр Эльфа, 2007.
31. Петровский А. В. Коллектив // Общая психология. 2008. № 8. С. 7¬10.
32. Погонина Е.А. Психологические особенности руководства процессом формирования инициативности старшеклассников в общественной деятельности // Формирование социально активной личности в подростковом и юношеском школьном возрасте. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
34. Смирнова Е. О. Детская психология. М.: Дрофа, 2008. 253с.
35. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа, 2006. 157 с.
36. Смирнова Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15-23.
37. Смирнова Е.О. Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. 2007. № 3. С.28-31.
38. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2006. 182 с.
39. Самостоятельность у детей: фрагмент из книги К. Флейка-Хобсона, Б.Робинсона, И.Скина «Развитие ребенка и его отношений с окружающими» // Дошкольное воспитание. 1995. № 11. С.28-29.
40. Теплюк С. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание.
2005. № 32. С.67-70.
41. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: дисс. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2004. 337 с.
42. Трубайчук Л. В. Социальная компетентность дошкольника //
Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и
прикладные аспекты социализации социального развития детей дошкольного возраста: Материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск: Образование, 2007. 307 с.
43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Просвещение: Владос, 1995. 391 с.
44. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Режим доступа URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(дата обращения 18.04.2019).
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 [Электронный ресурс] //
Российская газета. 2013. 25 ноября. 21с.: Режим доступа URL:
www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.(дата обращения 30.04.2019).
46. Хилтунен Е. А. Воспитание и обучение в российском Монтессори- детском саду и начальной школе (опыт работы с детьми в рамках федерального эксперимента «Монтессори в России» в учебно¬воспитательном комплексе № 1641 г. Москва, 1993-2000 гг.). [Электронный ресурс] // URL: https://www. science-education.ru/ru/article/view? id=24216 (дата обращения: 05.08.2018).
47. Чоома А. Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития
дошкольников // Актуальные задачи педагогики: материалы VII
Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 63-66. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10188/(дата обращения 26.09.2018).
48. Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С.13-18.
49. Шапарь Б.В. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 211 с.
50. Шойимова Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 831-834.
51. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей //Дошкольное воспитание. 2002. № 8. С.28-29.
52. Яценко И.А. Диагностика и обеспечение развивающего потенциала
предметно-пространственной среды в группе детского сада (по материалам российского и немецкого педагогического опыта) / Современные научные исследования. Выпуск 3 Концепт. 2015. URL: http://e-
koncept.ru/2015/85920.htm (дата обращения 26.09.2018).
53. Jacobson B. Famed Early Childhood Philosophy Expands Horizons. Education Week, 1998. 67 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ