Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности стрессоустойчивости в профессиональной деятельности и её влияние на психологическое состояние педагога (Тольяттинский государственный университет)

Работа №167328

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБУ школы № 26 имени В.И. Жилина (г. Тольятти).
Выборка: 17 человек в возрасте 20–60 лет.
Есть приложения.

Введение ....3
Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы особенностей стрессоустойчивости в профессиональной деятельности и её влияния на психологическое состояние педагога...9
1.1 Понятие и структура стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога..9
1.2 Влияние уровня стрессоустойчивости педагога на его психологическое здоровье…24
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и психологического состояния педагогов..39
2.1 Констатирующий этап исследования взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и психологического состояния педагогов..39
2.2 Формирующий этап исследования взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и психологического состояния педагогов...43
2.3 Коррекционно – развивающая программа, направленная на оптимизацию стрессоустойчивости у педагогов ………………...58
Заключение ... 66
Список используемой литературы ...72
Приложение А Методики диагностического исследования………….......... 76
Приложение Б Результаты корреляционного анализа взаимосвязи переменных по Спирмену…………81
Приложение В Коррекционно – развивающая программа………………83


Актуальность исследования. В современном мире, где интенсивно развиваются и появляются новые инновации, к профессии педагога уделяется особое внимание. Связано это с тем, что профессия педагога является главенствующим звеном в профессиональном определении будущих специалистов среди молодежи. В результате этого изучению проблемы, связанной с качественным сохранением психологического и физиологического состояния педагогов, повышением их профессиональной компетентности, уделяется высокое особое требование.
Наиболее предрасположены к стрессу такие профессии, которые относятся к системе «человек – человек». Профессия педагога как раз относится к данной системе и поэтому является высокострессогенной. В результате современных исследований проблемы стресса в педагогической сфере развитие такого качества, как стрессоустойчивость на сегодняшний день является актуальным [1, 2, 3]. По мнению многих авторов, деятельность педагога обогащена многими ситуациями, которые могут спровоцировать стрессовое состояние, а оно, обычно, накапливается в течение длительного времени. Если воздействие стрессового фактора будет длиться продолжительное время и его ни коим образом не контролировать, не подавлять, то эмоциональная напряженность будет возрастать [7].
В таком качестве, как стрессоустойчивость, содержится комплекс способностей физически и психически развитой личности. Данное качество личности развивается в процессе жизнедеятельности и не является врожденным. Неумение справляться со стрессовыми ситуациями негативно сказывается на жизнедеятельности в целом и на профессиональной деятельности человека. Стрессоустойчивость многими авторами рассматривается как способность справляться со сложными ситуациями, как физически, так и эмоционально. Также данное качество можно определить, как комплекс качеств личности, которые помогают педагогу справляться с нагрузками, которые предполагает его профессиональная деятельность, в результате чего данный процесс влияет на результат деятельности в целом [8].
Проблема исследования. В современном мире, к профессии педагогов выделяются высокие требования, в качестве постоянного повышения своей компетентности и профессионализма. Это связано с тем, что педагог тесно взаимодействует с социумом. В результате чего, чаще подвержены высокой степени стресса, потому что заключает в себе тесное и близкое общение с учащимися, их родителями, коллегами. Поэтому изучение взаимосвязи эффективности труда педагогов и показателей уровня стрессоустойчивости в структуре их профессиональной деятельности является актуальным и значимым для современного общества.
Противоречия прослеживаются в следующем: в настоящее время требуется не только теоретическое исследование взаимосвязи особенностей стрессоустойчивости с психологическим состоянием педагогов в профессиональной деятельности, но и практическое доказательство данного взаимодействия;
¬ есть потребность в практических доказательствах зависимости особенностей стрессоустойчивости и уровня удовлетворенности работой в психологическом климате коллектива.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и психологическим состоянием педагога в его профессиональной деятельности.
Объект исследования: стрессоустойчивость педагогов в профессиональной деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и психологического состояния педагогов.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что психологическое состояние педагога будет качественным, если:
– будет оптимизирован уровень стрессоустойчивости педагогов;
– будет повышен уровень трудовой удовлетворенности и психологического климата до благоприятного;
– будут проводиться психологическое сопровождение педагогами по развитию стрессоустойчивости;
– будут разработаны актуальные рекомендации по управлению профессиональным стрессом, которые поспособствуют сбалансированию психологического состояния педагогов.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие и структуру стрессоустойчивости личности в
психолого-педагогической литературе;
– выявить и исследовать особенности стрессоустойчивости и
особенностей их психологического здоровья;
– установить и обосновать взаимосвязь между уровнем
стрессоустойчивости и психологическим здоровьем педагогов.
Теоретико–методологической основой исследования стали научные исследования следующих авторов:
– М.К Омарова, Х.К. Газматова, В.Г. Васильев, А.В. Эккерман,
Г. Селье о понимании стрессоустойчивости;
– А.В. Эккерман, Л.М. Митина, К.В. Гаспарян, о стрессоустойчивости
как профессионально важном качестве педагогической деятельности;
– Г.В. Митин, Е.М. Семенова о тренинге как методе развития
стрессоустойчивости личности.
В соответствии с поставленными задачами применялись следующие методы исследования:
– теоретический метод: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования;
– психодиагностические методы: методика комплексной оценки проявлений стресса (Ю.В. Щербатых); Оценка уровня психологического климата А.Н. Лутошкина; Методика изучения уровня удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в учреждении (Е.Н. Степанов).
– методы статистической обработки данных (корреляционный анализ и сравнительный анализ). В работе использовались непараметрические методы статистики – коэффициент ранговой корреляции ρ Спирмена.
Эмпирической базой исследования выступили общеобразовательное учреждение МБУ Школа № «26» города Тольятти, 17 респондентов в возрасте 20–52 лет.
Организация и этапы исследования. Исследование было реализовано в 2022-2024 гг. Оно состояло из трех этапов.
Первый этап – поисково-аналитический (2022 г.) Определение проблемы исследования, объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; разработка программы исследования; подбор и анализ отечественной и зарубежной литературы для выявления степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Второй этап – экспериментальный (2023г.). проведение эмпирического исследования в организации.
Третий этап – аналитико-обобщающий (2023 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна определяется процессов установки взаимосвязи особенностей стрессоустойчивости и психологического состояния педагогов в профессиональной деятельности, выявление данных особенностей, а также выявление эффективных методов мероприятий профилактической поддержки по оптимизации стрессоустойчивости.
Теоретическая значимость. Результаты, которые мы получим после исследования, поспособствуют расширению теоретической основы проблемы особенностей стрессоустойчивости и выявлению ее взаимосвязи с психологическим состоянием для дисциплин психология здоровья и труда.
Практическая значимость. Выявление способов и методов адекватной реакции на стрессовые ситуации, возникающих в профессиональной деятельности, умение использовать методы совладания со стрессом, что стабилизирует рабочий процесс и оптимизирует уровень стрессоустойчивости, в результате чего улучшается психологическое состояние. Результаты нашего исследования могут стать основой для формирования мероприятий по оптимизации стрессоустойчивости.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов настоящего исследования достигнуты в результате применения методик, обладающих надежностью и валидностью, использованием методов, способствующих получению достоверных данных, применением методов математической статистики.
Личное участие автора основывается на проведении эмпирического исследования, сборе и интерпретации полученных данных, в результате исследования, разработке профилактических мероприятий и публикации научных статей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы диссертационного исследования нашли отражение в двух публикациях:
– Буер Е.С. Проблема стрессоустойчивости в профессиональной
деятельности и её влияние на психологическое состояние педагога //
МЦОиП Международный центр образования и педагогики, 2022.
– Буер Е.С. Проблема стрессоустойчивости в профессиональной
деятельности и её влияние на психологическое состояние педагога //
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития
образования, повышения квалификации и переподготовки, 2022.
На защиту выносятся положения:
– Стрессоустойчивость – это важный компонент личности в целом.
Именно она позволяет справляться с различными стрессовыми
ситуациями без негативных последствий для ежедневной деятельности
и нервной системы;
– профессиональный стресс педагогов может быть связан с его личными жизненными проблемами, психологическим климатом коллектива, особенностями трудовой деятельности, обязанностями, взаимоотношениями с коллегами и организацией в целом. Факторы внешней среды тоже могут оказывать негативное влияние на стрессоустойчивость педагога;
– предположение о том, что имеется взаимосвязь между особенностями
стрессоустойчивости и психологическим состоянием педагогов,
неблагоприятное формирование психологического климата в
коллективе влияет на особенности стрессоустойчивости в сложившихся стрессовых ситуациях, в результате чего происходят изменения психологического состояния педагога, а именно на интеллектуальном, поведенческом и эмоциональном уровне, требует оказания психологической поддержки в качестве коррекционных мероприятий, психологических рекомендаций.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. В введении обозначены актуальность, цель и задачи темы, объект, предмет исследования, гипотеза. В первой главе рассматривается понятие и структура стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности, стрессогенные факторы деятельности педагогов и тренинговые занятия как метод гармонизации психологического состояния. Во второй главе нашло отражение эмпирическое исследование оптимизации стрессоустойчивости у педагогов. В заключении сделаны основные выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема стрессоустойчивости педагогов в профессиональной деятельности была и остаётся достаточно востребованной. Уровень стресса и тревоги в работе современных педагогов сказывается на всех сферах взаимодействия и во всех сферах деятельности.
Мы выполнили подробное исследование стрессоустойчивости в профессиональной деятельности и ее влиянии на психологическое состояние педагога. Нами были сделаны следующие умозаключения в результате анализа специальной литературы по теме.
По той причине, что, будучи представителями воспитывающих и обучающих профессий, чья работа связана с близким и тесным общением с людьми, частым эмоциональным перенапряжением, физическим и умственным истощением, педагоги в высокой степени подвержены стрессам. Поэтому изучение взаимосвязи эффективности труда педагогов и показателей уровня стрессоустойчивости в структуре их профессиональной деятельности является актуальным и значимым для современного общества.
Стресс в профессиональной деятельности педагогов, обычно, это чувство напряжённости, возникающей вследствие влияния разных неблагоприятных причин его профессиональной деятельности, что потом уменьшает продуктивность и уровень выполняемой деятельности, а время от времени и отрицательном воздействии на характерологические свойства личности. Указанные состояния уменьшают уровень результативности исполнения и качества своих должностных обязанностей у педагогов или вызовут необходимость приложения дополнительных усилий и обстановки, необходимой для поддержания наилучшего психофизиологического состояния, в результате чего происходят определённые социально-экономические и социально-психологические изменения:
– понижение уровня удовлетворённости профессиональной
деятельностью ;
– повешение текучести кадров;
– разочарование в выборе профессии.
Выполненное исследование было направлено на реализацию конкретных задач:
– мы изучили особенности психологического климата коллектива образовательной школы № 26. Необходимость рассмотрения указанного аспекта была связана с возникшей гипотезой о том, его нарушение приводит к снижению стрессоустойчивости, которая впоследствии нашла свое подтверждение в результате методических исследований;
– проведено практическое исследование уровня удовлетворенности
педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении, с этой
целью были выбраны и проанализированы методики, впоследствии
использованные в ходе практической работы с респондентами.
Семнадцать педагогов было отобрано для участия в исследовании, в
результате изучения ответов которых были выработаны конкретные
рекомендации. Использовались следующие методики: «Методика
изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в
образовательном учреждении», разработанная Е.Н. Степановым;
анкета–опросник по изучению свойств психологического климата
коллектива в школе.
Было установлено наличие сильного стресс-фактора, не поддающегося компенсации, в качестве ответной реакции на который зафиксировано достаточно серьезное напряжение физиологических и эмоциональных систем организма. О таких показателях свидетельствовало среднее значение группового показателя по симптомам и признакам стресса, равное 12,3. Указанные данные были получены в результате комплексного подхода к оценке выражений рабочего стресса. Использование специальных методов по преодолению стрессов способствовало бы исправлению ситуации.
В результате отмеченных ранее мероприятий был отмечен низкий уровень стрессоустойчивости у нескольких участников. Они отличаются высокой степенью стрессовой нагрузки. Борьба с появляющимися при стрессе отрицательными психологическими состояниями занимает основной объем их времени. Для них характерны снижение уровня мотивации, более высокая степень чувствительности к полученным со стороны руководства замечаниям, снижение уверенности в себе и эмоциональная лабильность. Уровень стрессоустойчивости у других респондентов оценивается как средний. У них наблюдается стрессовая нагрузка средней степени. Приспособление к изменяющейся обстановке и выработка новых способов решения возникающих проблем реализуются постепенно, отмечается умеренная выраженность эмоционального отклика на стрессовый фактор. Кроме этого, у некоторых респондентов отмечается высокий уровень стрессоустойчивости. Им свойственны умение принимать компромиссные решения, терпимость по отношению к другим людям, отсутствие яркой эмоциональной реакции на проигрыши и способность приспосабливаться к изменяющимся условиям. У таких педагогов наблюдается эмоциональная стабильность, высокий уровень работоспособности и адекватная самооценка. Физиологические, поведенческие и эмоциональные проявления стресса с высокой степень выраженности характерны для респондентов с низкой стрессоустойчивостью. Чувство подозрительности, мрачное настроение, понижение уровня самооценки, появление раздражительности, отмеченное вспышками гнева и повышенная тревожность – основные проявления на данном уровне. Помимо этого, низкий уровень стрессоустойчивости неизбежно затрагивает интеллектуальный компонент – структура логического мышления в суждениях оказывается нарушенной, показатели памяти ухудшаются, средоточие также вызывает затруднение, начинают возникать негативные мысли. В подобных ситуациях всегда происходят отрицательные изменения на поведенческом уровне: деятельность становится менее продуктивной, отмечается рост конфликтных ситуаций как в личной, так и профессиональной сфере, в процессе осуществления привычной деятельности возникают ошибки. Физиологические симптомы также оказываются под влиянием названных выше изменений. Наблюдается понижение иммунитета, повышение утомляемости, отмечаются колебания в артериальном давлении.
Нами были отмечены низкие показатели по взаимопониманию, отношению к новым педагогам, взаимоподдержке, взаимодействию во время совместной деятельности. На основе полученных сведений были подобраны практические меры рекомендательного характера, где от каждого специалиста требуется желание к налаживанию межличностных отношений, содействию в улучшении психологического климата. Обеспечение удовлетворенности жизнедеятельностью педагогов в профессиональной деятельности с большой долей вероятности помогает избежать снижения уровня стрессоустойчивости, кроме того, средства преодоления названной проблемы, подходы и определение конкретного поля деятельности позволит достичь поставленной цели.
Дальнейший корреляционный анализ результатов по двум методикам «Комплексная оценка уровня стресса» Ю.В. Щербатых и «Оценка свойств психологического климата» показал взаимосвязь свойств психологического климата коллектива с компонентами определения особенностей стрессоустойчивости, который имеет определенные особенности в виде выраженности проявлений симптомов стресса.
Между компонентами проявления стресса в результате исследования была зафиксирована позитивная корреляционная связь, причём названные компоненты выступают как показатель особенности стрессоустойчивости и свойствами психологического климата: «стремление переложить ответственность на третьих лиц, пассивный настрой (интеллектуальный признак)», «Неухоженный внешний вид, отсутствие заинтересованности в нем (поведенческий признак)», «уменьшение чувства уверенности в себе (эмоциональный признак)» с такими свойствами психологического климата, как:
– нравится совместная деятельность;
– взаимоподдержка;
– уважение к друг другу;
– сопереживание;
– единство, выразившееся во взаимовыручке;
– гордость за своих коллег, за трудовой коллектив;
– энергичность, активность членов коллектива;
– эмпатия и поддержка новых коллег;
– защита слабых;
– группировки конфликтуют между собой.
Это говорит о том, что неблагоприятное формирование психологического климата в коллективе влияет на особенности проявления стрессоустойчивости педагогов в сложившихся стрессовых ситуациях, в результате чего происходят изменения психологического состояния педагога, а именно на интеллектуальном, поведенческом и эмоциональном уровне.
Как нам удалось установить, обеспечение дополнительного сопровождения или психологической поддержки является очень важным средством для эффективной профилактики снижения уровня стрессоустойчивости. Исходя из изложенного, не только психологи, но и другие специалисты смогут применять на практике рекомендации, выработанные нами на основании анализа характеристики результатов опросов в рамках исследования и направленные на предупреждение снижения уровня стрессоустойчивости.
Таким образом, цель нашего исследования: определение особенностей влияния стрессоустойчивости на психологическое состояние педагога и разработка рекомендаций по повышению уровня стрессоустойчивости. достигнута. Гипотеза исследования о том, что психологическое состояние педагога будет качественным, если:
– будет оптимизирован уровень стрессоустойчивости педагогов;
– будет повышен уровень трудовой удовлетворенности и психологического климата до благоприятного;
– будут проводиться психологическое сопровождение педагогами по развитию стрессоустойчивости;
– будут разработаны актуальные рекомендации практического управления профессиональным стрессом, способствующие гармонизации психологического состояния педагогов, подтверждена.
Решены следующие задачи:
– рассмотреть понятие и структуру стрессоустойчивости личности в
психолого-педагогической литературе;
– выявить и исследовать особенности стрессоустойчивости и
особенностей их психологического здоровья;
– установить и обосновать взаимосвязь между уровнем
стрессоустойчивости и психологическим здоровьем педагогов.
Подготовка корреляционно-развивающей программы, способной повысить стрессоустойчивость, была выполнена на основе результатов выполненного исследования. Несоответствие между адаптивными свойствами личности и силе нагрузки и приводят к стрессовым ситуациям. У организма в результате подверженности стрессам, ослабевает сопротивляемость ко всевозможным заболеваниям, а также резко снижается работоспособность. Как следствие, постепенное истощение и выгорание, вызванное накопившейся усталостью. Накапливание внутри негативных эмоций без возможности освободиться от них или «переключиться», согласно мнению специалистов, и является причиной снижения уровня стрессоустойчивости. В связи с этим, педагогу при неспособности самостоятельно восстановить силы после непростых стрессовых ситуаций и преодолеть отрицательные эмоции следует обратиться за профессиональной психологической помощью. Это окажет благотворно воздействие на уровень физического здоровья педагога.



1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу, СПб., 2009. 375с.
2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное
состояние проблемы. Институт психологии РАН, 2005. 136 с.
3. Бодров В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека–оператора. Психологический журнал. 2000. 32 с.
4. Васильев В. Г. Стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание школьных учителей. Рязань : Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, 2016. 285–288 с.
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. Наука, 1984. 200с.
6. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2005. 184с.
7. Газматова Х. К. Влияние профессиональной деятельности на стрессоустойчивость организма человека. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. 247–251 с.
8. Гаспарян К. В. Стрессоустойчивость как важный фактор психологического здоровья педагога. Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. 41–43 с.
9. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. Издательство БГУ, 1981. 383с.
10. Зарицкая А. Ю. Стрессоустойчивость как психологический феномен. Казань : ООО "ОМЕГА САЙНС", 2017. 55–57 с.
11. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора. Очерки психологии труда оператора. Москва, 1974. 138–172 с.
12. Каменюкин А. Г. Антистресс–тренинг. СПб. : Питер, 2008. 224с.
13. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен. Молодой ученый. 2012. №9. 243–246 с.
14. Конарева И. И. Стрессоустойчивость: феноменология и современные способы коррекции / И. И. Конарева, А. С. Котович // Сборник научных работ V–го международного молодежного конкурса «Молодежь в науке: новые аргументы». Липецк : Научное партнерство "Аргумент", 2016. 152–154 с.
15. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. Москва: Педагогика, 1984. 199с.
16. Лустин С. И. Стресс и стрессоустойчивость в профессиональной деятельности работников образования / С.И. Лустин, В.Ю. Чепрасов // Сборнике трудов конференции «XII Царскосельские чтения». Санкт–Петербург : Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2013. 303–306 с.
17. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. СПб. : 2003. 432с.
18. Мещеряков Б. В, Зинченко В. П Большой психологический словарь. М. : Прайм–ЕВРОЗНАК, 2005. 672 с.
19. Митин Г. В. Профилактика и коррекция негативных психических состояний педагогов. М. : СГИ, 1999. 165 с.
20. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М. : Флинта, 2008. 200с.
21. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М. : «Дело», 2004. 216с.
22. Монина Г. Б. Тренинг "Ресурсы стрессоустойчивости" / Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. СПб. : Речь, 2009. 13–31 с.
23. Млодик И. Ю. Книга для неидеальных родителей или Жизнь на свободную тему: 2017.
24. Моцкин Ю. В. Психологические основы профилактики перенапряжения / Ю.В. Моцкин. СПб. : Алетейя, 2006. 263с.
25. Нагирнер И. И. Стрессоустойчивость и адаптация: теоретический анализ понятий / И. И. Нагирнер // Актуальные вопросы психологии. 2015. №8. 51–57 с.
26. Немов Р. С. Психологический словарь. М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.
27. Омарова М. К. Личностные особенности и стрессоустойчивость в педагогической деятельности / Сборник трудов конференции «Наука сегодня». Вологда : ООО «Маркер», 2015. 112–113 с.
28. Реан А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей : учебное пособие / А. А. Реан. СПб. : Мирт, 2006. 249с.
29. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. Ростов–на–Дону : Изд–во «Феникс», 2006. 512с.
30. Рудько Е. А. Стресс и стрессоустойчивость / Е. А. Рудько, К. Д. Козинец, Г. С. Конопелько // Сборник трудов 50 международной научно–технической конференции преподавателей и студентов. Витебск : Витебский государственный технологический университет, 2017. 56 с.
31. Самоукина, Н. В. Психологический тренинг для учителя. М. : Психотерапия, 2006. 192с.
32. Селье Г. Стресс без дистресса. М. : 1979.
33. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учебное пособие. М. : Психотерапия. 2006. 256 с.
34. Сиротин О. А. Экспериментальное исследование
психофихиологической природы эмоциональной устойчивости : Диссертация. Москва : 1972.
35. Склямина М. Ю. Стрессоустойчивость, как один из факторов повышения качества образования / М. Ю. Склямина // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2014, 307–309 с.
36. Старкова А. В. Телесно–ориентированная терапия как метод профилактики синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов коррекционных образовательных учреждений / А. В. Старкова // Сборник трудов конференции «Будущее клинической психологии – 2017». Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2017. 93–100 с.
37. Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. …канд. психол. наук: 19..00.07/С.В. Субботин. – Пермь, 1992. – 152 с.
38. Ушакова Е. А. Здоровье учителя: причины недугов и их профилактика// Директор школы. 2009. №1. 81 с.
39. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // 1994. №6. 57–64 с.
40. Шаповалова Л. М. Стрессоустойчивость как основная черта педагога современной школы / Л. М. Шаповалова, Е. Ф. Сердюкова // Известия Чеченского государственного университета. 2017. №3. 90–94 с.
41. Эккерман А. В. Стрессоустойчивость как современная характеристика личности педагога / А. В. Эккерман // Научно–педагогический журнал Восточной Сибири. 2011. №1. 31–34 с.
42. Freudenberger H. North G.: Burn–out bei Frauen. Über das Gefühl des Ausgebranntseins. Frankfurt a. M. 1992. 305 р.
43. Hannah M. McCormack, Tadhg E. MacIntyre, Deirdre O'Shea, Matthew P. Herring, Mark J.C. The Prevalence and Cause(s) of Burnout Among Applied Psychologists: A Systematic Review. Front Psychol. 2018. Р. 1–19.
44. Maslach С., Letter M.P. The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in. San Francisco: Jossey–Bass, 1997. 186 p.
45. Matyushkina E.Y., Каntemirova А.A. Professional Burnout and Reflection of Professionals Helping Professions. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya // Counseling Psychology and Psychotherapy. 2019. № 27 (2). Р. 50–68.
46. Perlman B., Hartman E.A. Burnout: Summary and Future Research // Human Relations. 1982. № 35(4). Р. 283–305

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ