Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экономическая сущность розничной торговли и ее роль в развитии рынка потребительских товаров (Основы торговли потребительскими товарами, Уральский государственный экономический университет)

Работа №167296

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

коммерция

Объем работы48
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Свердловской области.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ 6
1.1 Экономическая сущность розничной торговли, как важнейшей подсистемы торговой отрасли и ее место на потребительском рынке 6
1.2 Показатели, характеризующие состояние розничной торговли и потребительского рынка, факторы на них влияющие 14
2 ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2020-2023 ГГ. 21
2.1 Анализ динамики развития розничной торговли и рынка продовольственных товаров 21
2.2 Анализ факторов, влияющих на развитие розничной торговли и рынка продовольственных товаров 28
3 ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2024-2026 ГГ. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ А 48

Розничная торговля является важным звеном на рынке потребительских товаров, поскольку она обеспечивает прямой доступ потребителей к товарам и услугам. Суть экономической роли розничной торговли заключается в том, что она обеспечивает удобство покупателям, сокращает время и расходы на поиск необходимых товаров, а также способствует повышению оборачиваемости товаров на рынке.
Состояние розничной торговли, включая текущий уровень и динамику цен, структуру и обилие ассортимента, территориальную близость торговых точек к покупателям и качество предлагаемой продукции, определяется доступностью потребительских товаров для населения, оказывает огромное влияние на уровень жизни граждан. Территориальная обеспеченность населения предприятиями торговли и оптимальное соотношение стоимости товаров уровню доходов покупателей являются одним из основополагающих условий социально-политической стабильности и устойчивого экономического развития любого региона.
Проведение исследования по данной теме позволит выявить основные аспекты, влияющие на развитие розничной торговли, определить ее роль в формировании спроса на потребительские товары, а также выявить основные тенденции и перспективы развития данного сектора экономики. В результате исследования можно будет сделать выводы о влиянии розничной торговли на экономику в целом, а также разработать рекомендации по оптимизации ее деятельности.
Актуальность исследования обусловлена важностью розничной торговли для социально-экономического развития конкретного региона и страны в целом, но и значительными трансформациями, которые переживает отрасль на протяжении последних лет. Сфера торговли занимает около 15 % в валовом региональном продукте Свердловской области, предоставляет более 200 тыс. рабочих мест и остается одним из базовых источников доходов регионального и муниципальных бюджетов.
Объектом исследования является розничная торговля Свердловской области.
Предмет исследования – особенности трансформации структуры розничной торговли Свердловской области.
Цель исследования заключается в изучении теоретических аспектов розничной торговли России и ее роли в развитии рынка потребительских товаров; исследовании состояния и динамики развития розничной торговли и рынка продовольственных товаров Свердловской области, показателей их характеризующих, выявление факторов, определяющих развитие розничной торговли региона, отличающегося географическим положением, специфическим потреблением и развитой промышленностью; определить прогноз развития розничной торговли Свердловской области за 2024-2026 гг.
Задачи исследования:
 раскрыть теоретические аспекты розничной торговли в системе потребительского рынка России;
 провести исследование развития розничной торговли и рынка продовольственных товаров Свердловской области за 2020-2023 гг.;
 изучить прогноз развития розничной торговли Свердловской области за 2024-2026 гг.
Методы исследования:
– изучение и теоретический анализ литературы;
– проведение анализа полученных результатов;
– обобщение результатов;
– математический метод.
Теоретической базой изучения послужили труды ученых в области розничной торговли таких как Демьяненко А.Е., Егорушкина, Т.Н., Этова Е.В., Карх Д.А., Гаянова В.М., Фадеева З.О., а также были учтены положения нормативно-правовой литературы: Постановление Правительства Свердловской области № 387-ПП от 28.06.2019 г. «Об утверждении Стратегии развития потребительского рынка Свердловской области на период до 2035 года»; методические материалы, интернет-источники (информационно-аналитический комментарий об инфляции в Свердловской области в декабре 2022 года; Оборот розничной торговли по Свердловской области; Оборот оптовой торговли и индекс физического объема оборота оптовой торговли по субъектам Российской Федерации; Ритейл-тренды: рынок торговли в 2022 году; Росстат и другие).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Розничная торговля является сложной экономической системой и обладает многокомпонентной структурой, разветвлёнными внутренними и внешними связями, высокой степенью эластичности к большому количеству внешних факторов, определяющих параметры функционирования системы. Именно сложность системы розничной торговли обусловливает актуальность применения системного анализа как наиболее эффективного метода исследования по отношению к данному объекту, что подтверждают многие экономисты.
В контексте анализа розничной торговли в Свердловской области, следует обратить внимание на ключевые показатели, определяющие состояние отрасли и развитие торговой сети в регионе.
Исходя из данных по объему оборота розничной торговли, можно отметить, что Свердловская область занимает лидирующие позиции. Например, в 2023 году регион занял первое место среди областей Уральского федерального округа и пятое место в списке субъектов РФ, уступая лишь Москве, Московской области, Краснодарскому краю и Санкт-Петербургу.
Одним из важных аспектов розничной торговли является роль розничных торговых сетей. В среднем они формируют 25,1% общего объема оборота розничной торговли в регионе. Необходимо также отметить, что удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в обороте розничной торговли торговых сетей составил 46,9%, превышая аналогичный показатель предыдущего года на 0,9%.
В ходе исследования проанализировано влияние основных факторов и тенденций на развитие розничной торговли в Свердловской области, основными из которых стали сокращение численности и старение населения, усиление территориальных диспропорций в социально-экономическом развитии районов, снижение реальных доходов жителей региона, увеличение цен на коммерческую недвижимость, сетевизация сферы ритейла, цифровая трансформация и рост онлайн-продаж, а также тренды рекламной «слепоты», осознанного потребления, здорового образа жизни и снижения интереса покупателей к гипермаркетам.
Ответом системы на указанные вызовы можно отнести распространение магазинов «у дома» с акцентом на формате дискаунтеров, развитие онлайн-сервисов продаж и доставки во всех товарных сегментах, появление торговых точек с приоритетным позиционированием экологичности и здорового питания, увеличение доли промо-предложений в общем ассортименте, перестройку маркетинговой политики и автоматизацию основных бизнес-процессов.
При этом выделены проблемы, препятствующие развитию розничной торговли в Свердловской области, включая территориальную дифференциацию в развитии сферы, экспансию федеральных торговых сетей в ущерб местному малому и среднему предпринимательству, острый кадровый дефицит, низкую доступность качественных торговых площадей и несовершенство государственного регулирования розничной деятельности на федеральном и региональном уровнях.



1. АКИТ. – Режим доступа: https://www.akit.ru/ (дата обращения 16.03.2024).
2. Алтухов П. Л., Алтухова Н. В. Системный подход к развитию розничных торговых сетей // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 5. С. 38–41.
3. Анализ и планирование оборота розничной торговли и товарных запасов розничного торгового предприятия: Практикум / Сост. Н.Н. Терещенко, О.Н. Емельянова; КГТЭИ. - Красноярск, 2016. - 76с.
4. Беджанян, Д. А. Специфика потребительского поведения в условиях пандемии и ажитации на рынке / Д. А. Беджанян // Вектор экономики. - 2021. - № 3 (57). - С. 1-15.
5. Брагин, Л.А. Торговое дело: экономика и организация: учебник / Л.А. Брагин, Т.П. Данько, Г.Г. Иванов; под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько, - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
6. Васекина, Е.А., Гавриков, Ф.А. Управление торговой оптовой организацией и оценка ее эффективности / Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2022. № 2 (9). С. 9-11.
7. Воронкевич А. Б. Изменение особенностей потребительского поведения на рынке товаров массового потребления под влиянием цифровизации в России // Практический маркетинг. 2020. № 7. С. 10–18
8. Гаибова Т. В., Хабибулина Д. З. Использование системного подхода к анализу данных розничной торговли // Технические науки - от теории к практике. 2022. № 9. С. 37-41.
9. ГОСТ Р 51773-2001. Розничная торговля. Классификация предприятий: введен 01.01.2002. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2023. – 14 с.
10. Демьяненко А.Е. Розничная торговля в системе потребительского рынка региона // Вестник Социально-педагогического института. 2020. № 5. С. 109.
11. Донской А. Д., Пшенецкий С. А. Розничная торговля и ее социальная ориентация: проблемы, тенденции (региональный аспект) // Научные высказывания. - 2023. - №8 (32). - С. 56-59.
12. Егорушкина, Т.Н., Этова, Е.В., Управление предприятиями торговли: проблемы и пути решения в условиях конкурентной среды / Научные исследования: от теории к практике. 2018. № 3 (9). С. 275-278.
13. Ильин, И. В. Тенденции современной розничной торговли / И. В. Ильин // Молодой ученый. - 2022. - № 26 (421). - С. 172-174.
14. Информационно-аналитический комментарий об инфляции в Свердловской области в декабре 2022 года. URL: https://cbr.ru/press/reginfl/?id=26976 (дата обращения: 26.03.2024)
15. Каплина С.А. Организация и технология розничной торговли: учебник / С.А. Каплина, - Ростов-на-Дону, 2013. - 333 с.
16. Карх Д. А., Гаянова В. М., Фадеева З. О. Розничная торговля Свердловской области: проблемы логистики и интеграции // Управленец. 2017. № 5. С. 104-111.
17. Кент Т. и Омар О. Розничная торговля. — М.: Юнити, 2007.
18. Ковалева И. А. Современные тренды потребительского поведения или почему покупатели выбирают онлайн? / И. А. Ковалева, А. А. Канке // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. — № 3.
19. Козырева О.Н. Российский ритейл: особенности и перспективы развития // Наука и общество. – 2018. – №1 (30). – С. 156-159.
20. Минэкономразвития РФ. – Режим доступа: https://economy.gov.ru/ (дата обращения: 12.03.2024).
21. Новикова К. В. Трансформация регионального продуктового ритейла в условиях изменения поведения потребителей: моногр. / К. В. Новикова, Е. А. Антинескул; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь : Издательский центр ПГНИУ, 2022. - 139 с.
22. Об утверждении Стратегии развития потребительского рынка Свердловской области на период до 2035 года: Постановление Правительства Свердловской области № 387-ПП от 28.06.2019 г. URL: http://www.pravo.gov66.ru/media/pravo/387-%D0%9F%D0%9F_tyVLY0F.pdf (дата обращения: 21.03.2024)
23. Оборот оптовой торговли по Свердловской. URL: https://sverdl.gks.ru/folder/30401 (дата обращения: 12.03.2024)
24. Оборот розничной торговли по Свердловской области. URL: https://sverdl.gks.ru/folder/30401 (дата обращения: 12.03.2024)
25. Оборот розничной торговли Свердловской области // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 15.03.2024).
26. Оборот оптовой торговли и индекс физического объема оборота оптовой торговли по субъектам Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/opttorg (дата обращения: 24.03.2024).
27. Оборот розничной торговли (с 2000 г.) URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения: 24.03.2024).
28. Панасенко С. В. Направления развития современной розничной торговли/ Панасенко С. В., Стукалова И. Б., Мазунина Т. А. // Российское предпринимательство — 2018, Т. 19. № 3, С. 599–608.
29. Панькина, А. М. Изменение потребительского поведения на рынке в период пандемии / А. М. Панькина, А. А. Гончарова // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (349). - С. 164-166.
30. Покупатель в кризис: как меняется стратегии FMGG – шоппинга. – Режим доступа: https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2022/pokupatel -v-krizis-kak-menyayutsya-strategii-fmcg-shopinga/ (дата обращения 15.03.2024)
31. Последние тенденции в розничной торговле и поведении потребителей. – Режим доступа: https://data.tedo.ru/publications/h1-rc-market-report-tedo.pdf (дата обращения 11.03.2024).
32. Понятие потребительского рынка и совершаемых на нем посягательств. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-potrebitelskogo-rynka-i-sovershaemyh-na-nem-posyagatelstv (дата обращения 11.03.2024).
33. Продуктовый ретейл: сравниваем результаты X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей». – Режим доступа: https://journal-tinkoff-ru.turbopages.org/journal.tinkoff.ru/s/news/review-rus-retail-2q2022/ (дата обращения 11.03.2024).
34. Петрова А. В. Влияние потребительского рынка на маркетинговую стратегию организации / А. В. Петрова. // Молодой ученый. - 2021. - № 1 (343). - С. 199-202.
35. Региональные рынки потребительских товаров: качество, экологичность, ответственность бизнеса : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Красноярск, 8–10 декабря 2022 г. [Электронный ресурс] / отв. за вып. Ю. Ю. Суслова. – Электрон. дан. (7,7 Мб). – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2023 – 443 с.
36. Ритейл-тренды: рынок торговли в 2022 году. – Режим доступа: https://sber.pro/publication/riteiltrendy-chto-zhdet-rynok-v-2022-godu-2?ysclid=laao7ii4jj609672025 (дата обращения 11.03.2024)
37. Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Internet_torgovlya_06-2022.xlsx (дата обращения 11.03.2024)
38. Савинова О.В. Розничная торговля в экономике России и ее современные тенденции // Лучшая научная статья 2022: сборник статей XLVIII Международного научно-исследовательского конкурса. - Пенза: Наука и Просвещение, 2022. - С. 50-53.
39. Смирнова А.М. Оборот розничной торговли торгового предприятия: конспект лекций / А.М. Смирнова. - Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т., 2008. - 44 с.
40. Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов / А.Н. Соломатина. - СПб.: Питер, 2019. - 560 с.
41. Сущность потребительского рынка и его роль в социально-экономическом развитии. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-potrebitelskogo-rynka-i-ego-rol-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii (дата обращения 11.03.2024).
42. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 15.03.2024).
43. Щепина С. В. Развитие существующих и альтернативных форматов торговли сетевого ритейла в условиях пандемии // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12, № 2. С. 1–10
44. 6 трендов в ритейле 2022. – Режим доступа: https://vc.ru/services/366317-6-trendov-v-riteyle2022?ysclid=laao63d6ux323465478 (дата обращения 11.03.2024)
45. Ухова А. И. Трансформация потребительского поведения россиян в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19) / А. И. Ухова, А. Д. Окольнишников, Н. А. Беляев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2021. - Т. 15, № 1. - С. 176-181.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ