Экономическая сущность розничной торговли и ее роль в развитии рынка потребительских товаров (Основы торговли потребительскими товарами, Уральский государственный экономический университет)
Работа сделана на примере Свердловской области.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ 6
1.1 Экономическая сущность розничной торговли, как важнейшей подсистемы торговой отрасли и ее место на потребительском рынке 6
1.2 Показатели, характеризующие состояние розничной торговли и потребительского рынка, факторы на них влияющие 14
2 ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2020-2023 ГГ. 21
2.1 Анализ динамики развития розничной торговли и рынка продовольственных товаров 21
2.2 Анализ факторов, влияющих на развитие розничной торговли и рынка продовольственных товаров 28
3 ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2024-2026 ГГ. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ А 48
Розничная торговля является важным звеном на рынке потребительских товаров, поскольку она обеспечивает прямой доступ потребителей к товарам и услугам. Суть экономической роли розничной торговли заключается в том, что она обеспечивает удобство покупателям, сокращает время и расходы на поиск необходимых товаров, а также способствует повышению оборачиваемости товаров на рынке.
Состояние розничной торговли, включая текущий уровень и динамику цен, структуру и обилие ассортимента, территориальную близость торговых точек к покупателям и качество предлагаемой продукции, определяется доступностью потребительских товаров для населения, оказывает огромное влияние на уровень жизни граждан. Территориальная обеспеченность населения предприятиями торговли и оптимальное соотношение стоимости товаров уровню доходов покупателей являются одним из основополагающих условий социально-политической стабильности и устойчивого экономического развития любого региона.
Проведение исследования по данной теме позволит выявить основные аспекты, влияющие на развитие розничной торговли, определить ее роль в формировании спроса на потребительские товары, а также выявить основные тенденции и перспективы развития данного сектора экономики. В результате исследования можно будет сделать выводы о влиянии розничной торговли на экономику в целом, а также разработать рекомендации по оптимизации ее деятельности.
Актуальность исследования обусловлена важностью розничной торговли для социально-экономического развития конкретного региона и страны в целом, но и значительными трансформациями, которые переживает отрасль на протяжении последних лет. Сфера торговли занимает около 15 % в валовом региональном продукте Свердловской области, предоставляет более 200 тыс. рабочих мест и остается одним из базовых источников доходов регионального и муниципальных бюджетов.
Объектом исследования является розничная торговля Свердловской области.
Предмет исследования – особенности трансформации структуры розничной торговли Свердловской области.
Цель исследования заключается в изучении теоретических аспектов розничной торговли России и ее роли в развитии рынка потребительских товаров; исследовании состояния и динамики развития розничной торговли и рынка продовольственных товаров Свердловской области, показателей их характеризующих, выявление факторов, определяющих развитие розничной торговли региона, отличающегося географическим положением, специфическим потреблением и развитой промышленностью; определить прогноз развития розничной торговли Свердловской области за 2024-2026 гг.
Задачи исследования:
раскрыть теоретические аспекты розничной торговли в системе потребительского рынка России;
провести исследование развития розничной торговли и рынка продовольственных товаров Свердловской области за 2020-2023 гг.;
изучить прогноз развития розничной торговли Свердловской области за 2024-2026 гг.
Методы исследования:
– изучение и теоретический анализ литературы;
– проведение анализа полученных результатов;
– обобщение результатов;
– математический метод.
Теоретической базой изучения послужили труды ученых в области розничной торговли таких как Демьяненко А.Е., Егорушкина, Т.Н., Этова Е.В., Карх Д.А., Гаянова В.М., Фадеева З.О., а также были учтены положения нормативно-правовой литературы: Постановление Правительства Свердловской области № 387-ПП от 28.06.2019 г. «Об утверждении Стратегии развития потребительского рынка Свердловской области на период до 2035 года»; методические материалы, интернет-источники (информационно-аналитический комментарий об инфляции в Свердловской области в декабре 2022 года; Оборот розничной торговли по Свердловской области; Оборот оптовой торговли и индекс физического объема оборота оптовой торговли по субъектам Российской Федерации; Ритейл-тренды: рынок торговли в 2022 году; Росстат и другие).
Розничная торговля является сложной экономической системой и обладает многокомпонентной структурой, разветвлёнными внутренними и внешними связями, высокой степенью эластичности к большому количеству внешних факторов, определяющих параметры функционирования системы. Именно сложность системы розничной торговли обусловливает актуальность применения системного анализа как наиболее эффективного метода исследования по отношению к данному объекту, что подтверждают многие экономисты.
В контексте анализа розничной торговли в Свердловской области, следует обратить внимание на ключевые показатели, определяющие состояние отрасли и развитие торговой сети в регионе.
Исходя из данных по объему оборота розничной торговли, можно отметить, что Свердловская область занимает лидирующие позиции. Например, в 2023 году регион занял первое место среди областей Уральского федерального округа и пятое место в списке субъектов РФ, уступая лишь Москве, Московской области, Краснодарскому краю и Санкт-Петербургу.
Одним из важных аспектов розничной торговли является роль розничных торговых сетей. В среднем они формируют 25,1% общего объема оборота розничной торговли в регионе. Необходимо также отметить, что удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в обороте розничной торговли торговых сетей составил 46,9%, превышая аналогичный показатель предыдущего года на 0,9%.
В ходе исследования проанализировано влияние основных факторов и тенденций на развитие розничной торговли в Свердловской области, основными из которых стали сокращение численности и старение населения, усиление территориальных диспропорций в социально-экономическом развитии районов, снижение реальных доходов жителей региона, увеличение цен на коммерческую недвижимость, сетевизация сферы ритейла, цифровая трансформация и рост онлайн-продаж, а также тренды рекламной «слепоты», осознанного потребления, здорового образа жизни и снижения интереса покупателей к гипермаркетам.
Ответом системы на указанные вызовы можно отнести распространение магазинов «у дома» с акцентом на формате дискаунтеров, развитие онлайн-сервисов продаж и доставки во всех товарных сегментах, появление торговых точек с приоритетным позиционированием экологичности и здорового питания, увеличение доли промо-предложений в общем ассортименте, перестройку маркетинговой политики и автоматизацию основных бизнес-процессов.
При этом выделены проблемы, препятствующие развитию розничной торговли в Свердловской области, включая территориальную дифференциацию в развитии сферы, экспансию федеральных торговых сетей в ущерб местному малому и среднему предпринимательству, острый кадровый дефицит, низкую доступность качественных торговых площадей и несовершенство государственного регулирования розничной деятельности на федеральном и региональном уровнях.
1. АКИТ. – Режим доступа: https://www.akit.ru/ (дата обращения 16.03.2024).
2. Алтухов П. Л., Алтухова Н. В. Системный подход к развитию розничных торговых сетей // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 5. С. 38–41.
3. Анализ и планирование оборота розничной торговли и товарных запасов розничного торгового предприятия: Практикум / Сост. Н.Н. Терещенко, О.Н. Емельянова; КГТЭИ. - Красноярск, 2016. - 76с.
4. Беджанян, Д. А. Специфика потребительского поведения в условиях пандемии и ажитации на рынке / Д. А. Беджанян // Вектор экономики. - 2021. - № 3 (57). - С. 1-15.
5. Брагин, Л.А. Торговое дело: экономика и организация: учебник / Л.А. Брагин, Т.П. Данько, Г.Г. Иванов; под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько, - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
6. Васекина, Е.А., Гавриков, Ф.А. Управление торговой оптовой организацией и оценка ее эффективности / Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2022. № 2 (9). С. 9-11.
7. Воронкевич А. Б. Изменение особенностей потребительского поведения на рынке товаров массового потребления под влиянием цифровизации в России // Практический маркетинг. 2020. № 7. С. 10–18
8. Гаибова Т. В., Хабибулина Д. З. Использование системного подхода к анализу данных розничной торговли // Технические науки - от теории к практике. 2022. № 9. С. 37-41.
9. ГОСТ Р 51773-2001. Розничная торговля. Классификация предприятий: введен 01.01.2002. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2023. – 14 с.
10. Демьяненко А.Е. Розничная торговля в системе потребительского рынка региона // Вестник Социально-педагогического института. 2020. № 5. С. 109.
11. Донской А. Д., Пшенецкий С. А. Розничная торговля и ее социальная ориентация: проблемы, тенденции (региональный аспект) // Научные высказывания. - 2023. - №8 (32). - С. 56-59.
12. Егорушкина, Т.Н., Этова, Е.В., Управление предприятиями торговли: проблемы и пути решения в условиях конкурентной среды / Научные исследования: от теории к практике. 2018. № 3 (9). С. 275-278.
13. Ильин, И. В. Тенденции современной розничной торговли / И. В. Ильин // Молодой ученый. - 2022. - № 26 (421). - С. 172-174.
14. Информационно-аналитический комментарий об инфляции в Свердловской области в декабре 2022 года. URL: https://cbr.ru/press/reginfl/?id=26976 (дата обращения: 26.03.2024)
15. Каплина С.А. Организация и технология розничной торговли: учебник / С.А. Каплина, - Ростов-на-Дону, 2013. - 333 с.
16. Карх Д. А., Гаянова В. М., Фадеева З. О. Розничная торговля Свердловской области: проблемы логистики и интеграции // Управленец. 2017. № 5. С. 104-111.
17. Кент Т. и Омар О. Розничная торговля. — М.: Юнити, 2007.
18. Ковалева И. А. Современные тренды потребительского поведения или почему покупатели выбирают онлайн? / И. А. Ковалева, А. А. Канке // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. — № 3.
19. Козырева О.Н. Российский ритейл: особенности и перспективы развития // Наука и общество. – 2018. – №1 (30). – С. 156-159.
20. Минэкономразвития РФ. – Режим доступа: https://economy.gov.ru/ (дата обращения: 12.03.2024).
21. Новикова К. В. Трансформация регионального продуктового ритейла в условиях изменения поведения потребителей: моногр. / К. В. Новикова, Е. А. Антинескул; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь : Издательский центр ПГНИУ, 2022. - 139 с.
22. Об утверждении Стратегии развития потребительского рынка Свердловской области на период до 2035 года: Постановление Правительства Свердловской области № 387-ПП от 28.06.2019 г. URL: http://www.pravo.gov66.ru/media/pravo/387-%D0%9F%D0%9F_tyVLY0F.pdf (дата обращения: 21.03.2024)
23. Оборот оптовой торговли по Свердловской. URL: https://sverdl.gks.ru/folder/30401 (дата обращения: 12.03.2024)
24. Оборот розничной торговли по Свердловской области. URL: https://sverdl.gks.ru/folder/30401 (дата обращения: 12.03.2024)
25. Оборот розничной торговли Свердловской области // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 15.03.2024).
26. Оборот оптовой торговли и индекс физического объема оборота оптовой торговли по субъектам Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/opttorg (дата обращения: 24.03.2024).
27. Оборот розничной торговли (с 2000 г.) URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения: 24.03.2024).
28. Панасенко С. В. Направления развития современной розничной торговли/ Панасенко С. В., Стукалова И. Б., Мазунина Т. А. // Российское предпринимательство — 2018, Т. 19. № 3, С. 599–608.
29. Панькина, А. М. Изменение потребительского поведения на рынке в период пандемии / А. М. Панькина, А. А. Гончарова // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (349). - С. 164-166.
30. Покупатель в кризис: как меняется стратегии FMGG – шоппинга. – Режим доступа: https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2022/pokupatel -v-krizis-kak-menyayutsya-strategii-fmcg-shopinga/ (дата обращения 15.03.2024)
31. Последние тенденции в розничной торговле и поведении потребителей. – Режим доступа: https://data.tedo.ru/publications/h1-rc-market-report-tedo.pdf (дата обращения 11.03.2024).
32. Понятие потребительского рынка и совершаемых на нем посягательств. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-potrebitelskogo-rynka-i-sovershaemyh-na-nem-posyagatelstv (дата обращения 11.03.2024).
33. Продуктовый ретейл: сравниваем результаты X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей». – Режим доступа: https://journal-tinkoff-ru.turbopages.org/journal.tinkoff.ru/s/news/review-rus-retail-2q2022/ (дата обращения 11.03.2024).
34. Петрова А. В. Влияние потребительского рынка на маркетинговую стратегию организации / А. В. Петрова. // Молодой ученый. - 2021. - № 1 (343). - С. 199-202.
35. Региональные рынки потребительских товаров: качество, экологичность, ответственность бизнеса : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Красноярск, 8–10 декабря 2022 г. [Электронный ресурс] / отв. за вып. Ю. Ю. Суслова. – Электрон. дан. (7,7 Мб). – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2023 – 443 с.
36. Ритейл-тренды: рынок торговли в 2022 году. – Режим доступа: https://sber.pro/publication/riteiltrendy-chto-zhdet-rynok-v-2022-godu-2?ysclid=laao7ii4jj609672025 (дата обращения 11.03.2024)
37. Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Internet_torgovlya_06-2022.xlsx (дата обращения 11.03.2024)
38. Савинова О.В. Розничная торговля в экономике России и ее современные тенденции // Лучшая научная статья 2022: сборник статей XLVIII Международного научно-исследовательского конкурса. - Пенза: Наука и Просвещение, 2022. - С. 50-53.
39. Смирнова А.М. Оборот розничной торговли торгового предприятия: конспект лекций / А.М. Смирнова. - Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т., 2008. - 44 с.
40. Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов / А.Н. Соломатина. - СПб.: Питер, 2019. - 560 с.
41. Сущность потребительского рынка и его роль в социально-экономическом развитии. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-potrebitelskogo-rynka-i-ego-rol-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii (дата обращения 11.03.2024).
42. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 15.03.2024).
43. Щепина С. В. Развитие существующих и альтернативных форматов торговли сетевого ритейла в условиях пандемии // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12, № 2. С. 1–10
44. 6 трендов в ритейле 2022. – Режим доступа: https://vc.ru/services/366317-6-trendov-v-riteyle2022?ysclid=laao63d6ux323465478 (дата обращения 11.03.2024)
45. Ухова А. И. Трансформация потребительского поведения россиян в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19) / А. И. Ухова, А. Д. Окольнишников, Н. А. Беляев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2021. - Т. 15, № 1. - С. 176-181.