Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Работа №16728

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
532
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания учащихся 5
1.1. Сущность и значение патриотического воспитания 5
1.2. Компоненты и формы патриотического воспитания 8
1.3. Условия, способствующие воспитанию чувства любви к Родине в
младшем школьном возрасте 14-
Вывод по первой главе 17
Глава 2. Экспериментальное исследование патриотического воспитания
учащихся в системе работы учителя начальных классов .9
2.1. Содержание деятельности учителя по формированию патриотического
воспитания младших школьников
2.2. Констатирующий эксперимент 23
2.3. Формирующая часть эксперимента 25
2.4. Контрольный эксперимент 34
Вывод по второй главе 37
Заключение 40
Список использованной литературы
Приложение 46


У патриотизма множество разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение патриотизма - это любовь к своей Родине. Еще Петр Чадаев, живший в 19 веке, говорил: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами.... Я полагаю, что мы пришли после других, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в заблуждения и суеверия».
Для каждого человека Родина начинается с вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного города, в котором многое напоминает о богатой событиями истории родного края, с людей окружающих его и, конечно, истории всего Отечества в целом.
Большинство авторов (Беспятова Н.К., Воронова Е.А, Алиева С.А., Космарцев М. и др.), рассматривающих проблему патриотического воспитания в России, считают, что школьное воспитание патриотизма, во многом сошло на «нет». Поэтому современное общество заинтересовано в привитии детям данного качества, а именно - патриотизма, в подрастающем поколении. Особенно в настоящее время, когда так нестабильна политическая ситуация в мире, что и определяет актуальность нашего
исследования.
В свою очередь, И.А. Агапова и М.А. Давыдова отмечали следующие факторы, которые способствовали снижению патриотического воспитания: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания, а также отсутствие методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по данной проблеме [5, с. 110-112].
Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев в своем методическом пособии пишут: «В прошедшем веке Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже ХХ-ХХІ вв. необходимость воспитания чувств любви к своей Родине у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. Поэтому возникла необходимость воспитания исторически грамотного гражданина [6, с.192].
Имеется в настоящее время противоречие между патриотическим воспитанием в начальных классах и отсутствием теоретического описания данной проблемы, недостаточным обеспечением практического материала. Методических пособий по патриотическому воспитанию в начальных классах недостаточно, а имеющиеся пособия часто не отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
В связи с этим существует проблема: каковы возможности патриотического воспитания младших школьников в системе работы учителя начальных классов?
Все перечисленные аргументы обуславливают значимость изучения данной проблемы и определяют выбор темы выпускной квалификационной работы: патриотическое воспитание учащихся в системе работы учителя начальных классов.
Цель исследования - теоретически обосновать и выявить возможности патриотического воспитания учащихся в системе работы учителя начальных классов.
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников.
Предмет исследования - патриотическое воспитание младших школьников, как часть системы работы учителя начальных классов.
Гипотеза исследования: целенаправленная систематическая работа учителя будет способствовать более эффективному патриотическому воспитанию младших школьников.
В соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Анализ теоретического материала по теме работы, для ознакомления и систематизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте.
2. Изучить основные показатели и критерии, а также условия патриотического воспитания.
3. Разработка методических рекомендаций для патриотического воспитания младших школьников и экспериментальная апробация предложенных работ на базе исследования.
При написании работы использовались следующие методы исследования: изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования с целью проведения анализа педагогической проблемы патриотического воспитания младших школьников; наблюдение, с целью анализа результативности педагогов начальной школы, а также беседы с педагогами, с целью выявления патриотического воспитания младших школьников и наконец анкетирование.
Теоретическая значимость состоит в изучении и систематизации материалов по данной теме, которая может стать подспорьем в работе учителей и студентов.
Практическая значимость определяется представленной в работе программой работы и плана занятий, с подробными инструкциями и необходимыми атрибутами, кроме того в апробации этих разработок с выявления их результатов.
База исследования: МБОУ СОШ №2 с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна РТ, 3 класс.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание у ребенка патриотизма неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности. Отношение человека к действительности находит свое выражение в сфере чувств, воли, мышления:.
Формирование такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине, патриотизм осуществляется на основе развивающихся и ставших устойчивыми чувств - симпатии, сопереживания, доброты, ласки, доброжелательности (сначала к родным и близким людям). В связи с этим выделяются такие критерии и показатели как: отношение к обществу, к родному селу, своему городу, которые определяют уровень сформированности патриотизма.
Отношение человека к своей Родине - то же, что отношение сына или дочери к своим родителям, поэтому необходимо начинать воспитание патриотизма уже с самого раннего детства, а именно с младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст, по мнению ряда исследователей, характеризуется повышенной восприимчивостью воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая эмоциональная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей патриотизма. Для того чтобы это чувство возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», получить знания о культуре страны и края, о подвигах героев, достижениях ученых, деятелях культуры, которые прославили родной край. Все это происходит при определенных условиях.
Воспитание человека, любящего и ценящего свою Родину, начинается в семье. Родители являются первыми наставниками ребенка в становлении его как гражданина и патриота своего родного края. Через семью ребенок осознает свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребенок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни.
Опираясь на то новое положительное, что появляется в психике ребенка, благодаря семье, начальная школа продолжает формировать чувства патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Важной частью работы по воспитанию патриотизма является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей). С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире.
Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту - это одна из составляющих воспитания чувства любви к Родине, соответственно и патриотизма. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.
Проведя анкетный опрос учащихся 3 класса МБОУ СОШ с. Самагалтай мы обнаружили, что у младших школьников на начальном этапе был средний показатель уровня воспитанности патриотизма. В связи с этим мы разработали рекомендации, которые способствуют повышению уровня воспитанности в данном классе, а также культуру учащихся. Согласно нашим рекомендациям родителям необходимо обратить внимание на семейные экскурсии по району, городу, селу, посещение с детьми музеев, участие в каких - либо конкурсах. Учителю же необходимо обратить внимание на то, что воспитание чувства любви к Родине можно осуществлять на уроках, через кружки, факультативы. Уроки можно проводить в игровой форме, во внеурочное время (различные праздники и экскурсии). Важно проводить встречи со знаменитыми людьми своего края и страны, беседы о парках, о памятниках и др., о бережном отношении к ним, о содержании их в чистоте.
По результатам контрольного эксперимента было установлено, что работы, которые проводились нами на формирующем этапе значительно повлияли на патриотическое самосознание детей. Что было доказано положительной динамикой изменения уровней воспитанности учащихся.
Исходя из вышесказанного, можно сделать общий вывод, что воспитание у младших школьников патриотизма, готовность в случае необходимости беззаветно ее защищать - это продукт учебно¬воспитательного процесса в целом.
Таким образом мы считаем, что поставленные раннее задачи были решены, цель достигнута, а гипотеза о том, что целенаправленная систематическая работа учителя будет способствовать более эффективному патриотическому воспитанию младших школьников, подтверждена.



1. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе / И.Агапова, М.Давыдова. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 25 с.
2. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С.А. Алиева // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 17-20.
3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений / В.Г. Белинский. - М., 2004. - Т. IV. - С. 488-489.
4. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков, как средство социализации / Н.К.Беспятова, Д.Е.Яковлев. - М.: Айрис-Пресс, 2014. - 192 с.
5. Богачева И.В. Мое Отечество - Россия: система воспитания патриотизма у дошкольников и младших школьников / И. В. Богачева, В. Я. Гиненский, С.И. Губинова, А.П. Казанов, Г.А. Кузьменко // Воспитание школьников. - 2012. - №3. - С.110-112.
6. Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2008. - 192с.
7. Будакова Ю.В. Из опыта патриотического воспитания младших школьников / Ю.В. Будакова // Начальная школа. - 2008. - №9. - С.45-48.
8. Вырщиков А. Патриотизм на службе России/ А.Вырщиков, М.Космарцев // Воспитание школьников. - 2012. - №3. - 234 с.
9. Вяземский Е.Е. Лекция 2: гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы образования // Воспитание школьников . - 2010. - №1. - С. 11-13.
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И. Даль. - М., 2008. - Т. 8. - 24 с.
11. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2009. - С. 10.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб, для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007.
13. Педагогика: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2009. - 296 с.
14. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
15. Педагогический энциклопедический словарь / Гл . ред. Б.М . Бим - Бад. - М., 2007. - 160 с.
16. Питюков В.Ю. Основы педагогической технолоіти : учебно-методическое пособие / В.Ю. Питюков. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2007. - 358 с.
17. Радищев А.І I . Избр . соч . - М. , 1952. - С . 205-266.
18. Роботова /.A." . Введение в педагогическую деятельность/ А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
19. Российска/ педагогическя/ энциклопедия в дв^/ томех : Том - /
Гл. ред. В.В . Давыдов .- М. : Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
20. Селевко Г.К. Современные образовттельные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2007.
21. Сластенин В.А. Педагогика: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М,: Академия, 2009.
22. Словарь русского языка : В 4 т. /Под рд. . А. Л . Eвтентеоo6 . - М4., 2004. - Т. 3. - 33 с.
23. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2009. - 520 с.
24. Цифровые образовательные ресурсы:
25. http://www.centerasia.ru/issue/2041/32/3989-men-iiya- men. gosudarstvenniy-gimn.html Газета «Центр Азии».
26. http://www.filipoc.ru/guess/crosswords/krossvord-o-rossii Детский журнал «Наш Филиппок».
27. http:ikai iui/ Герб и Флаг Республики Тыва.
28. h^ltt p://lb).iu^/ Г ерб и флагРоссии.
29. Tttpx//goyJiVaTru/region/gdmn/: Государственный гимн Республики Тыва.
30. http://flag.kren4in.ru/gimn/ Государственный гимн РФ.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ