Введение
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
§1.1.Проблема восприятия в психологии
§1.2.Становление зрительного восприятия в младшем школьном возрасте..
§1.3.Современное состояние изучения проблемы зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное изучение зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
§2.1.Организация, методы и методики исследования
§2.2.Особенности зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Выводы по второй главе
Глава III. Психологическая программа коррекции зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
§3.1.Научно-методологические подходы к коррекции зрительного восприятия учащихся с задержкой психического развития
§3.2.Основные направления, формы, методы психологической коррекции зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
§3.3.Контрольный эксперимент и его анализ
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время, в связи с включением инклюзии в систему образования, контингент учащихся образовательных учреждений стал достаточно разнообразен по уровню физического и психического развития. Исходя из этого, возникает необходимость создания коррекционно-развивающих программ для наиболее благоприятных условий развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с задержкой психического развития.
Основную группу неуспевающих в школе составляют дети с задержкой психического развития, у которых отмечается отставание всех познавательных психических процессов: ощущения, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи (Е.Н. Соловьёва, 2017).
Проблема стойкой неуспеваемости учащихся начального звена остаётся наиболее важной и требует особого внимания. По данным Н.В. Дубровинской (2000), А.Н. Москвиной (2015), С.Г. Шевченко (2003) трудности в обучении испытывают большинство учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причём весьма заметно отмечается тенденция к постоянному росту их числа.
Изучением восприятия младших школьников с задержкой психического развития занимались А.В. Запорожец(1965), Т.Д. Марцинковская (2001), В.С. Мухина (2010), В.В. Лебединский (1967), В. И. Лубовский (1981), А. Р. Лурия (1969), Л.С. Выготский (1935). Исследования авторов показали, что для детей с задержкой психического развития характерно преобладание зрительного восприятия над слуховым и тактильным, несмотря на присутствие в этом виде восприятия различных зрительных агнозий или нарушений восприятия целостности или фрагментарности объекта. Так же у школьников данной категории может страдать избирательность и константность зрительного восприятия.
В процессе жизни и обучения образованный и эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармоний окружающей среды. Зрительное восприятие связано с познанием окружающей нас действительности, через главный зрительный анализатор человека. Через его глаза. Научно доказано, что около 90% информации человек усваивает именно через зрение т. е. через зрительное восприятие.
Изучением зрительного восприятия занимались такие авторы, как А. Р. Лурия (1969), Л.С. Выготский(1935), Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева (2003), Б. Г. Ананьев (1964). Исследования авторов показывают, что в развитии зрительного восприятия наблюдается значительное отставание и своеобразие: дети испытывают трудности в выделении фигуры на фоне, затрудняются при различении близких по форме фигур или необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, имеют недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет их определение удаленности предметов, и в целом у таких детей наблюдаются недостатки зрительно¬пространственной ориентировки. Особые трудности можно обнаружить в восприятии расположения отдельных элементов сложных изображений. Заметнее всего недостатки восприятия, когда дети выполняют задания на копирование фигур, конструировании по образцу каких-либо объектов (домики из строительных кубиков, фигуры из кубиков Кооса). Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недостатками.
Несмотря на то, что восприятие рассматривается в трудах многих авторов, проблема коррекции зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития разработана недостаточно, что также подтверждает актуальность настоящего исследования.
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей зрительного восприятия, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработке и внедрению в практику психологической программы по коррекции зрительного восприятия изучаемого контингента школьников.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: нарушение целостности, фрагментарности, устойчивости, слабость синтеза и анализа при распознавании пространственных отношений и предметов. Эффективность коррекции имеющихся нарушений может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции зрительного восприятия у изучаемого контингента школьников.
Объект исследования: особенности зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции зрительного восприятия младших школьников с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определить её современное состояние.
2. Экспериментально изучить особенности зрительного восприятия младших школьников с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции зрительного восприятия младших школьников с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной и зарубежной психологии:
- теория формирования и развития сенсорно-перцептивных процессов по Ж.Пиаже (1950);
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского (1934);
- теории о феномелогической природе восприятия её структуре и механизмах: психологические (П. Жане, 1913; В.И. Голод, 1926; А.Р. Лурия, 1954), биогенетические (И.П. Павлов, 1951; З. Фрейд, 1923), филогенетические (Л.Э. Семёнова, 2000; Л.С. Выготский, 1934);
- об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, 1967; В.В. Ковалёв, 1975; К.С. Лебединская 1975; М.С. Певзнер, 1967; В. И. Лубовский, 1981 и др.);
- об особенностях зрительного восприятия школьников с задержкой психического развития (Т. А. Власова, 1967; Т. В. Егорова, 1969; В. И. Лубовский, 1981; Л.С.Выготский, 1935).
Методы исследования были определенны целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: аналитический обзор литературы, систематизация научных представлений по проблеме исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики: «Наложенные изображения» А.Р. Лурия (1930), «Перечёркнутые изображения» А.Р. Лурия (1930), «Недорисованные изображения» А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костроминой (1964).
Организация исследования: Базой для реализации исследования явилось КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №7». В эксперименте приняли участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся из 1-го класса (в возрасте 7-8 лет), 20 учащихся из 4 класса (в возрасте 10-11 лет) с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития». Общий объем экспериментальной выборки составил 40 учащихся, из них 27 мальчика и 13 девочек. В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с ноября 2020 года по май 2021 года.
Первый этап - подготовительный (март 2020 г. - сентябрь 2020 г.). На данном этапе проходило изучение и анализ общей и специальной психолого - педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение её современного состояния.
Второй этап - констатирующий (октябрь 2020 г. - ноябрь 2020 г.). Выявление особенностей развития зрительного восприятия у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Третий этап - формирующий (декабрь 2020 г. - март 2021 г.). Разработка и реализация программы психологической коррекции зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвертый этап - контрольный (апрель 2021 - май 2021 г.). Состоял в реализации контрольного эксперимента, в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по коррекции зрительного восприятия младших школьников с задержкой психического развития. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях и коррекции зрительного восприятия младших школьников с задержкой психического развития и их своевременной коррекции с использованием разработанной нами психологической программы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающие особенности зрительного восприятия и его коррекции у младших школьников с задержкой психического развития, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Разработана и реализована психологическая программа по коррекции зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура и объём курсовой работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (в количестве 104 источников). Включает 11 приложений. Работа проиллюстрирована работа 7 таблицами, 6 гистограммами.
Данные специальной и клинической психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространённых форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. Этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
В современной психологии проблема изучения особенностей формирования и коррекции зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития рассматривается как одна из ведущих. Потому что у детей данной категории посредством адекватности развития зрительного восприятия определяется успешность их обучения.
В возрастной психологии проблемой образа зрительного восприятия занимались такие ученые как: А.М. Прихожан (1970), Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева (2003), Б.Г. Ананьев (1964), А.В. Запорожец (1965), Т. Д. Марцинковская (2001), В.С. Мухина (2010), В.В. Лебединский (1967), В. И. Лубовский(1981), А. Р. Лурия (1969), Л.С. Выготский (1935) и многие другие.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у учеников с задержкой психического развития наблюдается значительное отставание и своеобразие зрительной перцепции: дети испытывают трудности в выделении фигуры на фоне, затрудняются при различении близких по форме фигур или необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, имеют недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет их определение удаленности предметов, и в целом у таких детей наблюдаются недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Все это обусловило необходимость проведения работы по коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Подробно рассматривали и разрабатывали коррекционные мероприятия в отношении детей с ЗПР следующие авторы: А.Ф. Ануфриева (1997), А. Адлер (1932), И. И. Мамайчук (2006), К. Роджерс (1994), Н. М. Пылаева (2003), У. В. Ульенкова (2011), О. Н. Истратова (2013) и другие.
Эксперимент по изучению зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития производился на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 7». В исследовании принимали участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 7 - 8 лет (1 класс) и 20 учащихся в возрасте 10 - 11 (4 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Комплектование экспериментальной выборки для проведения эксперимента проводилось на основании следующих критериев:
1. Соответствие возрастных параметров методикам (дети в возрасте 8-9 лет и 10-11 лет)
2. Схожие нарушения в развитии (диагноз F80 - «Задержка
психического развития») по заключению ПМПК;
3. Обучение в параллельных классах (учащиеся 1 «А» и 1 «Б», 4 «А» и 4 «Б» классов).
С целью изучения особенностей зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики: Методика «Наложенные изображения» А.Р. Лурия (1930); [50, с. 160], Методика «Перечёркнутые изображения» А.Р. Лурия (1930); [35, с. 22], Методика «Недорисованные изображения» А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костроминой (1964) [10, с. 128]
Полученные результаты в ходе исследования подтвердили мнение ученых о том, что учащиеся младшего школьного возраста обладают неустойчивым и недостаточно развитым уровнем зрительной апперцепции (О. В. Защиринская, 2007; Томина Т.Б., 1981; Белого Б.И., Н.В. Бабкина, 1985; П. Б. Шошин и Л. И. Переслени, 1981). Исходя из этого, мы сделали вывод, что зрительное восприятие младших школьников требует особого внимания и своевременной коррекции.
На основе анализа литературных данных и результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, была разработана и реализована психологическая программа по коррекции зрительного восприятия у изучаемого контингента школьников.
Основные формы работы с младшими школьниками с задержкой психического развития: групповые занятия, включающие такие методы и методики работы, как игра, психогимнастика, беседа, изотерапия, сказкотерапия.
При проведении занятий у детей сохранялся стойкий интерес ко всем играм коррекционно-развивающей программы. Во время игр учащиеся проявляли инициативу, уверенность в своих действиях.
Основные формы работы с младшими школьниками с задержкой психического развития: групповые занятия, включающие такие методы и методики работы, как игра, глазодвигательная гимнастика, предметная, пигментная (изобразительная), телевизионная, проекционная (кинематографическая) деятельность. [14, с. 35]
Объем программы: всего разработано 20 занятий, длительностью по 30-35 мин, по 2 занятия в неделю. Занятия проводились в кабинете психолога.
Структура занятий: каждое занятие психологической программы по коррекции самооценки состояло из трех частей:
1. Вводная часть. Ритуал приветствия - создание атмосферы группового доверия и принятия, раскрепощение участников занятия, развитие восприятия.
2. Основная часть - работа с педагогом-психологом по коррекции и развитию зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ЗПР при помощи психологических средств (дидактических игр, упражнений, заданий).
3. Заключительная часть. Ритуал прощания - рефлексия, подведение итогов занятия, настрой детей на новую встречу.
Оценка эффективности коррекционных воздействий осуществлялась посредством организации и проведения повторной психодиагностики, обработки данных диагностического обследования, заключения о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Планирование занятий по коррекции зрительного восприятия с учащимися младшего школьного возраста с ЗПР представлены в таблице 4.
Для проведения вторичного исследования зрительного восприятия младших школьников с задержкой психического развития с целью выявления эффективности разработанной и реализованной психологической программы по коррекции зрительного восприятия нами были использованы те же методики, что и при первичном исследовании.
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития зрительное восприятие стало более приближенным к уровню нормы, т.е. улучшились способности образного представления, улучшились навыки письма, чтения и др. графических навыков детей, улучшилась способность детей к антиципации и целостному и фрагментарному восприятию зрительных образов, повысился уровень узнаваемости изображений, образовалось наблюдение, прогрессирует реакция и ориентировка в пространстве.
Все это доказывает эффективность проведенной работы по коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. Учебное пособие. Хрестоматия - Санкт-Петербург: Речь, 2007 - с.367
2. Альбом «Цветные матрицы Ровена», Институту психологии и педагогики. Москва. : 1997 - с.70
3. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.: Просвещение, 1986. С. 9-39.
4. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - Москва.: Просвещение, 1964. - 304 с.
5. Ануфриев А.Ф, Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». Москва, 2000.
6. Артемьева Т.П., Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие. Санкт- Петербург: Екатеринбург,2014. - 153 с. 44c
7. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия. - Санкт- Петербург.: Питер, 2008. - 256 с.
8. Ахутина Т.В. Нейропсихолог в школе. Москва, 2016.
9. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. / Т.В. Ахутина - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 64 с.
10. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения/ Ред. Е.Д. Хомская. - М., 1995. - с.522
11. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития// Дефектология,М., 1989 . - c.479
12. Базарный В.Ф. «Зрение у детей. Проблемы развития». Новосибирск, 1991.
13. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическаядиагностика. Классические стимульные материалы. Москва: Генезис, 2017.
14. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб., 2002. - с. 378.
15. Барабанщиков В.А. Системность. Восприятие. Общение. М., 2004. - 282 с
16. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма. Пособие по обучению детей 5-7лет. Москва: Дрофа, 2017.
17. Бергфельд А.Ю. Восприятие эмоций: автореф. канд. психол. наук. Пермь, 2002. - с. 472.
18. Бехтерев М.В. Биологическое развитие мимики. - Санкт- Петербург. Речь, 1910;
19. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М., 2002. C.55-56
20. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. - с. 356.
21. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика, - Санкт-Петербург, - 2003. - с. 183
22. В. Т. Прокопенко, В. А. Трофимов, Л.П. Шарок. Психология зрительного восприятия/ Учебное пособие. - Санкт-Петербург: СПбГУИТМО, 2006. - 73с.
23. В. Т. Прокопенко, В. А. Трофимов, Л.П. Шарок. Психология зрительного восприятия/ Учебное пособие. - Санкт-Петербург: СПбГУИТМО, 2006. - 73с.
24. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство. Москва: Генезис, 2001. Ч.1. 160 с.
25. В.Демидов «Как мы видим то, что мы видим». Москва,1987. Под редакцией Л.С. Волковой «Логопедия». Москва, 2007.
26. Ватутина Н.Д. «Ребенок поступает в детский сад». Москва, 1983.
27. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., «Просвещение», 1969. - 365 с. с илл. (Акад. пед. наук СССР)
28. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития, - М.: «Юристъ», 1984. - 224 с.
29. Выготский. Обучение и развитие способностей в дошкольном возрасте//умственное развитие в процессе обучения. - М.;Л.,1935.-с.25-26.
30. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974. - с. 190.
31. Г ибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. - с. 183
32. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия; - М.: Книга по Требованию, 2013. - 282 с
33. Григорьева Л.П. Развитие зрительного восприятия / Л.П. Григорьева. М.: «Школа-Пресс», 2011. - 160 с.
34. Григорьева Л.П. Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения / Л.П. Григорьева // Дефектология, 2010. № 2. С. 92-96.
35. Гудошников Ф.Ф. «Методика обследования детей в приемно-отборочной комиссии». Свердловск, 1974.
36. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой диффенциации. - Москва., 1994.
37. Жукова Е. А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них у младших школьников / Е.А. Жукова. Диссертация - М.: Киров. 2006 - 189 с.
38. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол. - Москва.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 32 с.
39. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва.,. - 1995. С.134
40. И.В. Гребенников, Ю.Ф. Зманский «Наши дети» Москва, 1989.
41. И.Ф. Марковская Задержка психического развития. Клиническая и нейро-психологическая диагностика - СПб.: Речь, 1993. - 182 с
42. Истомина З.М. О взаимоотношении восприятия и названия цвета у дошкольников // Изв. АПНРСФСР, 1960. Вып. 113. - Москва, 1987. - с.280
43. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии - М.:Владос, 2001.
44. Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Игушнов С.А. Психологическое развитие в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб: Питер, 2004.]
45. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. — М.: «Издательство Гном и Д», 2000 - 367 с.
46. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2003.
47. Коффка К. Восприятие: введение в гештальтпсихологию. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: МГУ, 1975. С. 96-113
48. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах» / В.С. Кузин. Волгоград: Учитель, 2008.
49. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982 - 157 с.
50. Левченко Е.В. Психология познания в области психологии //
Актуальные проблемы психологической теории и практики. Экспериментальная и прикладная психология. Вып.14. / под ред.
А.А.Крылова. СПб: Изд-во СПбГУ, 1995. - с. 169.
51. Левченко Е.В. Психология познания в области психологии и практика // Психология и практика: ежегодник Росс. Психол. Об-ва. Т. 4. Вып. 5. Ярославль, 1998. - с. 283.
52. Леонтьев А.И., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О
диагностических методах психологического исследования школьников
53. Липер Р. Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию.
/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской - Москва.: МГУ, 1975. С. 300-301.
54. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996. - с. 178.
55. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - Москва. - 1969. - С.73
56. М. С. Ковязина. Нейропсихологическая диагностика в вопросах иответах. Москва, 2012. - С.345
57. Майерс, Д. Социальная психология: пер. с англ. / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2000. - 688 с.
58. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с
59. Мамайчук И.Н., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с ЗПР - СПб.:Речь, 2004.
60. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейро-психологическая диагностика - СПб.: Речь, 1993. - 182 с.
61. Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. Москва., Молодой ученый. — 1987.С.342
62. Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. специальностям / Т. Д. Марцинковская - М. : Академия, 2010. -120 с.
63. Меньшикова Г.Я. Конструктивистский и Экологический подходы к исследованию процесса зрительного восприятия: анализ различий. /Текст научной статьи по специальности «Психология»//Вестник— 1981. С.56;
64. Методика преподавания ИЗО в специальной (коррекционной) школе. Рабочая программа / Т.А. Гузикова, 2015. 19 с.
65. Михайлова Р.Н. Особенности изобразительной деятельности
детей с ЗПР
66. Михайлова Р.Н. Особенности изобразительной деятельности
детей с ЗПР / Р.Н. Михайлова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/osobiennosti-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-dietiei-s- zpr.html/(дата обращения: 17.05.2019).
67. Мухина B.C. . Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с.. 2006
68. Мухина В.С. Возрастная психология. - М, 2009 с.335-337
69. Мухина В.С. Восприятие цвета и формы предметов детьми дошкольного возраста // Уч. зап. МГПИ им. Ленина вып.2. М, 1941. С.240
70. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. М: Айрес-Пресс, 2005 - 489 с.
71. Найссер У. Познание и реальность. - М., 1981. С. 281-295.]
72. Найссер У. Познание и реальность. Молодой ученый. 1981. С. 42.
73. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство» / Л.А. Неменская. М.: Просвещение, 2016. 60 с.
74. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - с.844
75. Общая психология: учебник ; под общ. ред. А. В. Карпова. - Москва. : Гардарики, 2002. - 232 с.
76. Олпорт Г. Личность в психологии. М.; СПб., 1998. - c. 134.
77. Под редакцией Г.Н.Годиной, Э.Г.Пилюгиной «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста». Москва, 1987.
78. Подготовка детей к школе с ЗПР. Книга 2. Тематическое планирование занятий / под ред. С.Г. Шевченко - Школьная Пресса, 2005. - 357с.
79. Познавательные процессы: ощущение, восприятие. / Под ред. А.В. Запарожца, Б.Ф. Ломова, В.П.Зимченко. - М,1982. Трофимов, В.А. Шарок. Л.
П. Психология зрительного восприятия/ Учебное пособие. - СПб: СПбГУИТМО, 2006. - 73с.
81. Психодиагностика. Бурлачук Л.Ф. Санкт-Петербург.: Питер, 2006
82. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учебное пособие для студентов факультетов психологии /составитель: О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2009. 432 с.
83. Пылаева Н. М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Рабочая тетрадь 1. / Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина - СПб.: «Питер», 2008. - 60 с.
84. Р.Н. Михайлова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/osobiennosti-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-dietiei-s- zpr.html/(дата обращения: 17.05.2019).
85. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М, 1966. c.246-248
86. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская, М.С. Шапиро. 3-е изд. М.: Теревинф, 2015. - 49 с.
87. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская, М.С. Шапиро. 3-е изд. М.: Теревинф, 2015. 49 с.
88. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2004. - c. 431.
89. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., - СПб.: «Питер»,1990. - с.384
90. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1994.
91. Урунтаева Г.А., Афонькина Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос,1995
92. Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997. - c. 428.
93. Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения:
нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. с.104
94. Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения:
нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. - 256 с.
95. Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. (сост.). Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. Практические указания к курсу "Психология и педагогика" для студентов морских и психологических специальностей. - Владивосток: Морск. гос. университет им. адмирала Г.И. Невельского, 2005. - 64 с.
96. Чупров Л. Ф. Психодиагностический набор для исследования интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста (краткое практическое пособие для психологов по использованию диагностической батареи). 3-е изд., дополненное. // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. С. 62.