Эвакуация как способ формирования готовности учащихся к безопасному поведению
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы организации работы с учащимися по оценке системы безопасности образовательного учреждения 6
1.1. Требования к системе безопасности образовательного учреждения 6
1.2. Система безопасности МБОУ «Средняя Школа №98» г. Железногорска
Красноярского края 15
1.3. Педагогические условия организации работы с учащимися по оценке
системы безопасности образовательного учреждения 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по включению 24
учащихся в эвакуационные мероприятия 24
2.1. Выявление уровня знаний обучающихся о системе безопасности
образовательного учреждения 25
2.2. Реализация комплекса заданий по эвакуации для формирования
готовности учащихся к безопасному поведению в образовательном учреждении 26
2.1. Проведение анализа результатов опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении 33
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Приложение 1 42
Приложение 2 43
Приложение 3 45
Приложение 4 56
Глава 1. Теоретические основы организации работы с учащимися по оценке системы безопасности образовательного учреждения 6
1.1. Требования к системе безопасности образовательного учреждения 6
1.2. Система безопасности МБОУ «Средняя Школа №98» г. Железногорска
Красноярского края 15
1.3. Педагогические условия организации работы с учащимися по оценке
системы безопасности образовательного учреждения 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по включению 24
учащихся в эвакуационные мероприятия 24
2.1. Выявление уровня знаний обучающихся о системе безопасности
образовательного учреждения 25
2.2. Реализация комплекса заданий по эвакуации для формирования
готовности учащихся к безопасному поведению в образовательном учреждении 26
2.1. Проведение анализа результатов опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении 33
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Приложение 1 42
Приложение 2 43
Приложение 3 45
Приложение 4 56
Повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения предусмотрено реализацией государственной политики в области национальной безопасности России. Основной задачей системы безопасности в школе является обеспечение защиты детей. А именно, создание условий для безопасного обучения и формирование культуры безопасности наряду с защитой от всех типов угроз, как внешних, так и внутренних.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общеобразовательной школы прописано, что обучающиеся должны соблюдать требования техники безопасности. Также, осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни, корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.
Выпускники школ получат навыки:
• Давать классификацию и описание чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для их региона проживания;
• Анализировать и характеризовать причины возникновения опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия. В том числе, возможные причины и последствия пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• Выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций различного характера;
• Обосновывать необходимость повышения значимости культуры безопасности населения и страны в современных условиях;
• Формировать модель личного безопасного поведения в повседневной жизни.
Сегодня спектр опасностей постоянно возрастает, этому способствует развитие технологий. Но, наряду с развитием типов угроз появляются и современные способы защиты от них, либо, методы контроля. В качестве которых выступают пожарные сигнализации, датчики различного типа, отражательные наклейки и нашивки на одежду. Много времени обучающиеся проводят в зданиях образовательных учреждений, которые также должны быть безопасными для их жизни и здоровья. Темам безопасности детей в школах посвящены работы Г.Н. Орловой, С.Г. Фрамера, А.Н. Чернова и др.
В ходе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся знакомятся с основными системами безопасности: экологической, военной, противопожарной и пр. Ученики сами могут на практических занятиях оценить систему безопасности своей школы, разработать и реализовать проекты на повышение уровня безопасности.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы мною была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий организации работы с учащимися по оценке системы безопасности образовательного учреждении.
Актуальность данного исследования в поиске современных способов формирования готовности учащихся к безопасному поведению в условия опасных ситуаций в образовательном учреждении.
Цель исследования: разработать содержание эвакуационных мероприятий для формирования готовности учащихся к безопасному поведению в образовательном учреждении и проверить результативность в педагогическом эксперименте.
Объект: образовательный процесс учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет: эвакуация как способ формирования готовности учащихся к безопасному поведению в образовательном учреждении.
Гипотеза: предполагаю, что с использованием практических форм обучения, в нашем случае организация эвакуации, эффективнее обучать безопасному поведению в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Провести анализ учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать содержание эвакуационных мероприятий для формирования готовности учащихся к безопасному поведению в образовательном учреждении.
3. В педагогическом эксперименте проверить результативность разработанных эвакуационных мероприятий для формирования готовности учащихся к безопасному поведению в образовательном учреждении.
...
В Федеральном государственном образовательном стандарте общеобразовательной школы прописано, что обучающиеся должны соблюдать требования техники безопасности. Также, осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни, корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.
Выпускники школ получат навыки:
• Давать классификацию и описание чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для их региона проживания;
• Анализировать и характеризовать причины возникновения опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия. В том числе, возможные причины и последствия пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• Выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций различного характера;
• Обосновывать необходимость повышения значимости культуры безопасности населения и страны в современных условиях;
• Формировать модель личного безопасного поведения в повседневной жизни.
Сегодня спектр опасностей постоянно возрастает, этому способствует развитие технологий. Но, наряду с развитием типов угроз появляются и современные способы защиты от них, либо, методы контроля. В качестве которых выступают пожарные сигнализации, датчики различного типа, отражательные наклейки и нашивки на одежду. Много времени обучающиеся проводят в зданиях образовательных учреждений, которые также должны быть безопасными для их жизни и здоровья. Темам безопасности детей в школах посвящены работы Г.Н. Орловой, С.Г. Фрамера, А.Н. Чернова и др.
В ходе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся знакомятся с основными системами безопасности: экологической, военной, противопожарной и пр. Ученики сами могут на практических занятиях оценить систему безопасности своей школы, разработать и реализовать проекты на повышение уровня безопасности.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы мною была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий организации работы с учащимися по оценке системы безопасности образовательного учреждении.
Актуальность данного исследования в поиске современных способов формирования готовности учащихся к безопасному поведению в условия опасных ситуаций в образовательном учреждении.
Цель исследования: разработать содержание эвакуационных мероприятий для формирования готовности учащихся к безопасному поведению в образовательном учреждении и проверить результативность в педагогическом эксперименте.
Объект: образовательный процесс учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет: эвакуация как способ формирования готовности учащихся к безопасному поведению в образовательном учреждении.
Гипотеза: предполагаю, что с использованием практических форм обучения, в нашем случае организация эвакуации, эффективнее обучать безопасному поведению в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Провести анализ учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать содержание эвакуационных мероприятий для формирования готовности учащихся к безопасному поведению в образовательном учреждении.
3. В педагогическом эксперименте проверить результативность разработанных эвакуационных мероприятий для формирования готовности учащихся к безопасному поведению в образовательном учреждении.
...
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте представлены требования к соблюдению учащимися техники безопасности, отмечена необходимость научить детей осознанно выбирать правильные критерии для оценки безопасных условий жизни, изменять собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.
Такой же не маловажной проблемой является обеспечение безопасности для жизни и здоровья в самом образовательном учреждении, сплоченное функционирование всех систем безопасности в здании образовательного учреждения. Для реализации требований к системе безопасности образовательного учреждения разработана «Концепция обеспечения безопасности образовательного учреждения».
Проведя анализ системы безопасности МБОУ «Средняя Школа №98» г. Железногорска, следует отметить ее эффективность. Но она нуждается в совершенствовании, одним из направлений которого будет включение обучающихся в оценку системы безопасности родной школы.
Организация работы с учащимися по оценке системы безопасности образовательного учреждения будет более эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия: вовлечение обучающихся в оценку пожарной безопасности в школьном здании; проведение тренингов по отработке навыков в проведении эвакомероприятий; всестороннее изучение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на уроках по ОБЖ; включение обучающихся в изготовление материалов по системе безопасности.
Опытно-экспериментальная работа по включению обучающихся в оценку системы безопасности образовательного учреждения проводилась на базе МБОУ «Средняя Школа №98» г. Железногорска Красноярского края с учащимися 10 «А» класса. На исходном этапе работы было установлено, что у
обучающихся преобладают низкий и средний уровни знаний о системе безопасности образовательного учреждения. На основном этапе нами был разработан и апробирован комплекс заданий по эвакуации для оценки системы безопасности образовательного учреждения, с соблюдением педагогических условий, приведенных в гипотезе. На контрольном этапе было проведено повторное исследование, результаты которого показали преобладание высокого и среднего уровней знаний.
В заключении, можно сказать, что поставленные цель и задачи исследования выполнены, гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс заданий для обучающихся по оценке системы безопасности образовательного учреждения, является эффективным и доказывает свою практическую значимость.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
1. Проведя анализ учебно-методической литературы мы выяснили, что существует проблема с использованием эвакуационных мероприятий как способа формирования готовности учащихся к безопасному поведению.
2. Нами был разработан комплекс заданий по эвакуационным мероприятиям для учащихся на базе МБОУ «Школа №98».
3. В ходе педагогического эксперимента мы пришли к выводу о том, что разработанный и реализованный нами комплекс заданий является эффективным и доказывает свою практическую значимость.
Такой же не маловажной проблемой является обеспечение безопасности для жизни и здоровья в самом образовательном учреждении, сплоченное функционирование всех систем безопасности в здании образовательного учреждения. Для реализации требований к системе безопасности образовательного учреждения разработана «Концепция обеспечения безопасности образовательного учреждения».
Проведя анализ системы безопасности МБОУ «Средняя Школа №98» г. Железногорска, следует отметить ее эффективность. Но она нуждается в совершенствовании, одним из направлений которого будет включение обучающихся в оценку системы безопасности родной школы.
Организация работы с учащимися по оценке системы безопасности образовательного учреждения будет более эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия: вовлечение обучающихся в оценку пожарной безопасности в школьном здании; проведение тренингов по отработке навыков в проведении эвакомероприятий; всестороннее изучение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на уроках по ОБЖ; включение обучающихся в изготовление материалов по системе безопасности.
Опытно-экспериментальная работа по включению обучающихся в оценку системы безопасности образовательного учреждения проводилась на базе МБОУ «Средняя Школа №98» г. Железногорска Красноярского края с учащимися 10 «А» класса. На исходном этапе работы было установлено, что у
обучающихся преобладают низкий и средний уровни знаний о системе безопасности образовательного учреждения. На основном этапе нами был разработан и апробирован комплекс заданий по эвакуации для оценки системы безопасности образовательного учреждения, с соблюдением педагогических условий, приведенных в гипотезе. На контрольном этапе было проведено повторное исследование, результаты которого показали преобладание высокого и среднего уровней знаний.
В заключении, можно сказать, что поставленные цель и задачи исследования выполнены, гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс заданий для обучающихся по оценке системы безопасности образовательного учреждения, является эффективным и доказывает свою практическую значимость.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
1. Проведя анализ учебно-методической литературы мы выяснили, что существует проблема с использованием эвакуационных мероприятий как способа формирования готовности учащихся к безопасному поведению.
2. Нами был разработан комплекс заданий по эвакуационным мероприятиям для учащихся на базе МБОУ «Школа №98».
3. В ходе педагогического эксперимента мы пришли к выводу о том, что разработанный и реализованный нами комплекс заданий является эффективным и доказывает свою практическую значимость.
Подобные работы
- Интерактивные тренажеры как средство формирования алгоритмов поведения обучающихся 5-6-х классов в чрезвычайных ситуациях
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Применение уроков-экскурсий как средства повышения эффективности формирования навыков безопасного поведения учащихся 8 классов в условиях пожара
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Формирование алгоритмов действий обучающихся 8-х классов в
чрезвычайных ситуациях с помощью интерактивных тренажеров.
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020





