ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования профессиональных компетенций и профессионального стандарта 7
1.1. Проблема профессионализации социальной работы 7
1.2. Компетентность и профессиональные компетенции специалиста
по социальной работе 14
1.3. Особенности стандартизации профессиональной деятельности
специалистов по социальной работе на современном этапе 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование профессиональных компетенций специалистов по социальной работе 26
2.1. Методика исследования 26
2.2. Анализ и оценка полученных результатов проведенного
исследования 38
Выводы по главе 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
Социальная работа является сложным процессом, который требует глубоких знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, медицины, педагогики, правоведения и других дисциплин. Эффективность качества оказываемых услуг специалистами по социальной работе зависит не только от уровня подготовки будущих специалистов, от знаний, опыта работы, но и от их личностных особенностей и качеств, развивающихся посредством воздействия различных факторов жизни личности.
В последние годы осуществляющаяся программа подготовки специалистов по социальной работе всё более и более дополняется специализированной подготовкой выпускников для работы:
• либо в учреждениях общей системы социальной защиты населения (т.е. социальное обслуживание, здравоохранение, образование);
• либо с различными объектами социальной работы (т.е. с семьей, пожилыми людьми, детьми с ограниченными возможностями и др.).
В настоящее время возникает острая потребность в квалифицированных специалистах, которые владеют определенными технологиями социальной работы с нуждающимися в социальной помощи, менеджментом социальной работы, технологией образовательно-воспитательной деятельности, знанием нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты населения и др. Рано или поздно современная жизнь приведет нас к созданию достаточно дифференцированной системы подготовки специалистов по социальной работе, в частности системы подготовки специалистов по социальной работе в высших учебных заведениях.
Профессиональное становление и развитие личности специалиста по социальной работе предусматривает не только формирование у него профессионального призвания в социальной сфере, получение профильного образования, формирования профессионального мастерства, но и развитие духовно-нравственных качеств, навыков саморегуляции и самосовершенствования в процессе становления и развития личности.
Современная ситуация в России характеризуется значительной степенью неопределенности требований со стороны общества и становящегося рынка труда к кадрам. Потребности общества в специалистах разного профиля профессиональной деятельности и квалификации, которые определяют спрос на новые кадры, удовлетворяются недостаточно. В свою очередь, профессиональное образование осуществляет либо узконаправленную подготовку специалистов, либо подготовку бакалавров и магистров, для которых поле профессиональной деятельности и профессиональные квалификации на государственном уровне пока еще определены не четко. Становление профессионализма у человека зачастую связывается с достаточной продолжительностью трудовой деятельности. С другой же стороны, сфера профессиональной реализации требует профессионализма мгновенно. Возникает проблема достижения уровня профессионализма за короткий срок и выявления роли профессиональной подготовки в этом процессе. Современный специалист по социальной работе при этом должен соответствовать требованиям профессионального стандарта «Специалист по социальной работе». Он должен выполнять определённые трудовые функции, оказывать необходимые действия, обладая при этом достаточным объемом знаний и умений, независимо от учреждения, в котором он работает. Но вопрос о выполнении данных требований специалистов является актуальным на сегодняшний день. Поэтому тема нашего исследования является актуальной.
Объектом исследования являются профессиональные компетенции специалиста по социальной работе.
Предмет исследования заключается в изучении проблемы соответствия профессиональных компетенций специалиста по социальной работе требованиям профессионального стандарта.
Цель данной работы: проанализировать профессиональные компетенции специалиста по социальной работе в условиях реализации профессионального стандарта.
Задачи исследования:
1. Изучить профессиональный стандарт специалиста по социальной работе.
2. Изучить имеющиеся трудовые действия специалистов по социальной работе, их умения и знания.
3. Изучить должностные инструкции специалистов по социальной работе.
4. Провести диагностику существующих компетенций специалистов по социальной работе в условиях реализации профессионального стандарта.
5. Выявить наличные (имеющихся, актуальных) действия и компетенции специалистов по социальной работе соответствующие требованиям профессионального стандарта.
6. Определить причины несоответствия наличных (имеющихся,
актуальных) действий и компетенций специалистов требованиям профессионального стандарта.
Положения, выносимые на защиту:
1. Возраст специалиста и его стаж работы в должности специалиста по социальной работе влияют на самооценку сформированности профессиональных компетенций.
2. Требования к специалистам по социальной работе различаются в зависимости от категории клиентов, которым специалисты оказывают социальные услуги и помощь.
3. Требования к специалистам по социальной работе не являются универсальными для всех представителей данной профессии.
4. По мере усложнения трудовой деятельности специалиста по социальной работе формируются новые профессиональные компетенции.
5. Стандартизированные профессиональные компетенции специалистов по социальной работе не отвечают запросам клиентов социальных услуг.
Методы исследования:
• сбор, анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
• диагностика существующих компетенций через анкетирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении теоретических знаний по проблеме изучения профессиональных компетенций и профессионального стандарта специалистов по социальной работе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть представлены в форме публикаций на сайте КГКУ «Ресурсно-методические центр системы социальной защиты населения».
Структура работы состоит из введения, двух глав с пятью параграфами, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Анализ результатов исследования профессиональных компетенций доказал нам, что морально-этическими требованиями к личности специалиста по социальной работе (при работе руководствоваться принципами гуманности, справедливости и доброжелательности, соблюдать профессионально-этические требования к деятельности своих коллег) - обладают все специалисты по социальной работе.
Наша работа была направлена на выявление проблемы соответствия между принятой концепцией профессии специалиста по социальной работе, представленная в виде профессионального стандарта и конкретными умениями и знаниями, востребованными при осуществлении трудовой деятельности. Как отмечалось ранее, в профессиональном стандарте специалиста по социальной работе представлен список трудовых действий, умений и знаний, необходимый профессионалу для осуществления трудовой функции. Однако анализ результатов исследования показал нам, что не все профессиональные компетенции специалиста по социальной работе являются востребованными в тех или иных учреждениях.
Наше исследования показало, что
1. Возраст и стаж трудовой деятельности в должности специалиста по социальной работе влияет на самооценку сформированности профессиональных компетенций. Данное высказывание является верным при условии, что увеличение стажа трудовой деятельности специалиста связано с увеличением его возраста. В двух исследуемых группах специалистов, увеличение самооценки уровня выполнения трудовых действий и уровня сформированности знаний и умения напрямую зависело от стажа трудовой деятельности специалистов.
2. Требования к специалистам по социальной работе различаются в зависимости от категории клиентов, которым оказываются социальные услуги и помощь. Данное высказывание является верным, так как наше исследование проводилось в двух группах, разделение которых было обусловлено спецификой категории клиентов (получателей услуг), так как в первой группе: специалисты оказывают услуги всем нуждающимся, а во второй - несовершеннолетним и их семьям.
3. Требования к специалистам по социальной работе не являются универсальными для всех представителей данной профессии. Данное высказывание напрямую пересекается с предыдущим высказыванием. Наше исследование показало, что в разных группах уровень сформированности умений и знаний или уровень выполнения трудовых действий отличается друг от друга. Если в первой группе специалистов, работающих в учреждениях социального обслуживания населения г. Красноярска, наиболее высокие показатели заняла трудовая функция №1 - выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (смотря результаты сформированности умений и знаний, необходимых для реализации данной функции и уровня выполнения трудовых действий). Во второй же группе специалистов, работающих в учреждениях социальной помощи несовершеннолетним и их семьям, наиболее высокие показатели выполняемости заняла трудовая функция №1 (выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) и №2 (определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации и предупреждения ее возникновения). Уровень сформированности умений или знаний в каждой группе различный, поэтому утверждение о том, что требования к специалистам не должны быть универсальными является правдой.
4. По мере усложнения трудовой деятельности специалиста по социальной работе формируются новые профессиональные компетенции. Данное утверждение имеет место быть, поскольку при исследовании профессиональных компетенций в каждой из групп мы замечали повышение уровня выполнения трудовых действий или уровня сформированности умений и знаний при повышении возраста респондентов. То есть при увеличении возраста, стажа трудовой деятельности оценки возрастали до максимальных.
5. Стандартизированные профессиональные компетенции специалиста по социальной работе не отвечают запросам клиентов социальных услуг. Анализ результатов исследования и анализ должностных инструкций доказывает нам, при составлении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» не учитывались (или в меньшей степени) запросы клиентов, так как даже некоторые уровень выполнения или уровень сформированности трудовые действий, умений и знаний получили низкий уровень выполнения или сформированности (например: трудовое действие №9 «Способны выявлять обстоятельства возникновения ТЖС» во второй группе полечило или №4 «Осуществляете сбор и обработку доп. информации о клиенте» - получили менее 60% положительных ответов).
Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе выступает средством государственного контроля и регулирования, представляя собой ресурс «профессионализации сверху». Вместе с тем сложившаяся система профессионального отбора и социализации специалистов по социальной работе продуцирует образ компетентностной базы, далеко не полностью совместимый с официально принятой концепцией. В свою очередь, потребности в компетенциях, диктуемые практикой, учтены в стандарте не полностью. Сертификация специалистов по данному стандарту в отсутствие конкурентных механизмов на современном этапе ставит серьезные вопросы.
Специалист по социальной работе может эффективно выполнять твою трудовую деятельность только в том случае, если он владеет огромным необходимых знаний, умений и др. Специалисты с профильным образованием должны всё же регулярно должны повышать свою квалификацию, обучаясь на курсах повышения квалификации или по другим программам, связанным с социальной работой. Для выполнения нужных специалистам по социальной работе трудовых функций необходимо не только соответствующее образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы, но и быть готовым самообразовываться и повышать уровень своей профессиональной компетентности.
1. Об основах социального обслуживания: федеральный закон принят гос. думой и одобрен Советов Федераций от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта: приказ Минтруда России N 170н от 29 апреля 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»: федеральный закон принят гос. думой и одобрен Советов Федераций от 03.12.2012 N 236-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Специалист по социальной работе. Профессиональный стандарт: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 571н. Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
5. Трудовой кодекс Российской Федерации: принят гос. думой и одобрен Советов Федераций от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
II. Список литературы
6. Анцыферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1988. С. 22-56.
7. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических
исследований: учебное пособие для студентов 3-5-х курсов
педагогических вузов по специальности «031000 - Педагогика и
психология». Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т., 2002. 134 с.
8. Гурьянова М.В. Образовательная программа курсовой подготовки социальных работников. М.: АСПОиРРФ, 1997. 125 с.
9. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. проф. образования. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 208 с.
10.Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования:
компетентностный подход // Образование и наука. 2004. N 3. С. 42-53.
11.Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 5-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2008. 336 с.
12. Добросмыслова С.Н. Профессиональная компетентность как
интегральная характеристика личности специалиста // Вестник Тверского государственного университета. Серия 10, Педагогика и психология. 2010. С.16-24.
13. Козлов А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. М.: Международный проект, 2004. 356 с.
14. Кремнева Т. Подготовка социальных работников за рубежом // Социальная работа. 2005. N 1. С. 46-49.
15. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к
формированию содержания педагогического образования // Педагогика. 2000. N 3. С.27-34.
16. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. N 4. С. 15¬26.
17. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1993. 225 с.
18. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
19. Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. 159 с.
20. Новиков А.М. Профессиональное образование в России: Перспективы развития. М., 1997. 254 с.
21. Обучение социальной работе в России. Программы и технологии / ред. В.Г. Бочарова. М.: Ассоциация соц. педагогов и соц. работников РФ, 1997. 264 с.
22. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. 174 с.
23. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под. ред. В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
24. Профессионализм в социальной работе: проблемы и перспективы: сборник научных трудов студентов и аспирантов / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т» под ред. Н.Ф. Уфимцевой, Ю.В. Изипановой. Екатеринбург, 2012. 167 с.
25. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. ВУЗ. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 432с.
26. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 245 с.
27. Холостова Е.И. Социальная работа: учеб. пособие. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 668 с.
28. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. N 2. C. 30
29. Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 1994. 277 с.
30. Ярецкий В.Ю. Формирование профессиональной компетентности
специалиста социальной работы в образовательном процессе вуза: автореф. дис. на соискание уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.08. М.: РГСУ, 2006. 183 с.
Ш.Электронные ресурсы
31. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". 2005. 10 сентября. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения 25.05.2016).
32. Интернет-журнал «Бизнес-психолог.рф» [Электронный ресурс]. URL:
http://brainmod.ru/magazine/article-professiograme/ (дата обращения:
21.05.2016).
33. Интернет-журнал «Социальная работа» [Электронный ресурс]. URL:
http: //basw-ngo. by/page. php?parent=2925&issue_id=2855 (дата
обращения: 20.05.2016).