Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Электронный сборник заданий как способ решения проблемыизобразительной наглядности на уроках истории (на примере темы«Современные международные отношения»)

Работа №167222

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Наглядность как исторический источник. Методы работы с наглядными средствами 12
1.1. Классификация видов наглядности 13
1.2. Функции и преимущества использования наглядных средств 17
Глава 2. Особенности электронных средств обучения 28
2.1. Виды электронных средств обучения. Наиболее распространенные виды
средств обучения в современной школе (на уроке истории) 28
2.2. Плюсы и минусы использования электронных средств обучения в
учебном процессе 35
Глава 3. Процесс создания электронного сборника заданий по теме «Современные международные отношения» 40
3.1. Определение понятия и временных рамок 40
3.2. Анализ учебников и типовых рабочих программ 42
3.3. Пробный урок 47
3.4. Составление плана работы для учащихся 52
3.5. Продукт работы 53
Заключение 57
Список источников и литературы 59
Приложения 65


Современное поколение школьников живет в условиях преобладания визуальных средств передачи информации. Благодаря этому, они намного быстрее воспринимают и усваивают визуальную информацию. Современный учитель может и должен использовать наглядные пособия при реализации системно - деятельностного подхода. Принцип наглядности сформулировал и обосновал в XVII веке Я.М. Каменского, но этот принцип актуален и в наше время, несмотря на возраст. Он отражается в разнообразии типов наглядности и их классификации. Чаще всего, обращаются к классификации по содержанию, внешним признакам и характеру исторического изображения, выделяя предметную, наглядную и условно - графическую наглядность.
Тему можно считать актуальной, так как учащиеся лучше воспринимают визуализацию. Наглядные пособия позволяют им глубже вникнуть в проблему, понять ее. Главное - найти правильный способ не снизить значимость рассматриваемого компонента и полностью разобрать материал.
В учебниках наглядность встречается часто, но только в условиях современности стала играть роль полноценного образовательного ресурса, исходя из потребностей современного школьника и его способности усваивать информацию. Теоретическая и практическая составляющая наглядности изучены достаточно, но имеется нехватка методической составляющей. Из этого вытекает новая проблема - отсутствие разнообразных алгоритмов и методов работы с наглядностью, а также, единой базы, где можно найти необходимый наглядный материал с заданиями.
Степень изученности темы. Изучение научной степени проработки проблемы использования наглядных средств в обучении показало, что методология этого явления определяется трудами классиков мировой и отечественной педагогики Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Дистервега, К. Ушинский, П.Ф. Каптерева1 и другие.
В работе Курбатовой А.К.2 упоминается информация о наглядных изображениях начала XIX века. В работе Орлова И.Б.3 и Голубева А.В.4 представлена характеристика большей части изобразительной наглядности XX века.
В работах Голубева А.В.,5 Вышленковой Е.А. дана характеристика наглядных средств как исторических источников. В них рассматривается, на что они были ориентированы на разных этапах существования нашей страны, периоды подъема и спада. Несмотря на то, что тема достаточно актуальна в современной школе, методологическая и практическая база требуют значительной доработки. Небольшие упоминания о них в трудах Вагина А.А.7, Горы П.В.8, Никифорова Д.Н. и Скляренко С.Ф.9 и др.
Обзор педагогического навыка работы с исторической картой,
хронологическими комплексами, карикатурами, схемами, таблицами, меловыми рисунками, репродукциями художественных произведений представлен в пособии для учителей «Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе», разработанное Коротковой М.В.10
Продуктом данной работы является электронное пособие с наглядными средствами и заданиями к ним. О самостоятельной наглядность говорили уже в 1980 - х годах. Этому посвящена целая книга Н.И. Аппарович в которой рассматривается пособие для самостоятельной работы учащихся в качестве самодельного раздаточного материала. Естественно, материал должен иметь исключительно осязаемый формат. Много места отведено анализу источников материала для самодельных пособий, в том числе, средств наглядной пропаганды и статистических сборников. Показаны конкретные возможности их использования.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении своей работы, хотелось бы отметить, что поставленную изначально цель - создание электронного ресурса для изучения истории в 11 классе общеобразовательной школы на примере темы «Современные международные отношения» можно считается выполненной. Для достижения данной цели было выполнено несколько задач, в частности:
Дана характеристику наглядным средствам обучения источнику и оценен их педагогический потенциал.
Дана характеристику электронным средствам обучения.
Проанализированы варианты использования наглядности в современных школьных учебниках 10 - 11 классов по истории России и зарубежной истории в контексте темы «Современные международные отношения» для выявления возможных дефицитов.
Выявлены и критически проанализированы существующие методики и алгоритмы работы учащихся и учителя с наглядными средствами в контексте темы «Современные международные отношения».
Предложен собственный ресурс наглядных средств обучения с заданиями в контексте темы «Современные международные отношения».
Авторский электронный сборник задний было решено представить в формате сайта для облегчения его поиска, для доступности с любого устройства и удобства работы с ним.
У готового продукта имеются как плюсы, как и минусы. Один из основных и весомых минусов - это непродолжительная актуальность. Рамки современности в школьных учебниках каждый раз расширяются, учитель самостоятельно ориентируется в сегодняшнем дне и транслирует происходящие события в историческом контексте учащимся, поэтому то, что рассказывается сейчас - через 3 - 5 лет станет неактуальным.
Возникает потребность в постоянном, желательно ежегодном пополнении данной базы заданий. Возможно, это перспектива на дальнейшую педагогическую работу.
Хотелось бы отметить, что для реализации продукта были активно вовлечены учащиеся 11 класса, на них же и прошла апробация. Помимо урочной формы, была выпущена статья на конференции «Молодежь и наука XXI века. XXII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. История и политика в искусстве»36 в формате заочного участия. Также, при выполнении магистерской выпускной квалификационной работы был использован продукт бакалаврской выпускной квалификационной работы.



Загладин, Н. В. История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. - начало XXI в.: учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни / Н. В. Загладин, Л. С. Белоусов; под науч. ред. С. П. Карпова. - 2-е изд. - Москва : ООО "Русское слово - учебник", 2020. - 288 с.
36 Живетьева Ю.Н. Электронное пособие как средство решения проблемы наглядности на уроках истории (на примере темы «Современные международные отношения») // История и политика в искусстве: материалы V Всероссийской научно-практической конференции для школьников, студентов и аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2021 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Е.С. Меер; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=29917631

[Электронный ресурс]. - URL: http: //минобрнауки .рф/документы/3483
1. Несмелова М. Л. История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа. Методические рекомендации. 10 — 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. Л. Несмелова, Е. Г. Середнякова, А. О. Сороко - Цюпа. — М. : Просвещение, 2021. — 225 с.
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.
3. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебнику Н.В. Загладина, Л.С. Белоусова «История. Всеобщая история. Новейшая история 1914 г. - начало XXI в.» [Электронный ресурс]. - URL: https://russkoe- slovo.ru/upload/iblock/4f9/RP V-His 10-11.pdf
4. Программа и тематическое планирование курса «Всеобщая история.
Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.». 10-11 классы. Базовый и
углублённый уровни / авт.-сост. Л. А. Суворова; под ред. Л. С. Белоусова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 80 с. — (ФГОС.
Инновационная школа).
5. Сороко - Цюпа О. С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс: учеб. пособ. для общеобразоват. Организаций: базовый и углуб. уровень / Сороко-Цюпа О.С., Сороко - Цюпа А.О. Под ред. Искендерова А.А. - М.: Просвещение, 2019. - 352с.
Список литературы
6. А.Абдуллаев Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). - Казань : Молодой ученый, 2018. — 62 с.
7. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - с. 23.
8. Айнутдинов, А.С. Типология и функции карикатуры в прессе
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tipologiya-i-funktsii-karikatury-v-presse.
9. Айнутдинов, А.С. Типология и функции карикатуры в прессе
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tipologiya-i-funktsii-karikatury-v-presse.
10. Аппарович Н.И. Изготовление самодельных наглядных пособий по истории: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - с. 95.
11. Вагин, А.А. Наглядность в преподавании истории / А.А. Вагин. - РСФСР: Гос. Учебн.- Педагог. Изд.Просвещенн., 1952. - 120с.
12. Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи или «Увидеть русского дано не каждому». - М.: Новое литературное обозрение, 2001.- 384с.: ил.
13. Голубев А.В. Визуальные образы войны в советской карикатуре межвоенного периода / А.В. Голубев // Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия - Челябинск: Каменный пояс, 2008. - С.269- 284.
... всего 37 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ