Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования лингвистической категории эмотивности
§ 1.1. Общие проблемы изучения эмотивной лексики 5
§ 1.2. Эмоции в языковом отражении 11
§ 1.3. Содержание понятий эмотивности, оценочности, экспрессивности и их разграничение 15
Глава 2. Анализ употребления эмотивной лексики в произведениях Виктора Петровича Астафьева
§ 2.1. Способы репрезентации эмотивности в художественном тексте на материале повести В.П. Астафьева «Последний поклон» 26
§ 2.2. Средства выражения эмотивной лексики в повести В.П. Астафьева «Последний поклон» 36
§ 2.3. Эмотивность в диалоге и эмотивный диалог в русском художественном тексте 40
§ 2.4.Методическая разработка интегрированного урока по изучению эмотивной лексики в цикле повестей и рассказов «Последний поклон» В.П. Астафьева в 6 классе
46
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение №1 56
Приложение №2 58
Приложение №3 60
Приложение №4 68
Сфера изучения соотношения языковых единиц и выражаемых человеком эмоций на протяжении многих десятилетий интересна советским филологам. Конец XX начало XXI столетий отличается обширным лингвистическим материалом в области выявления закономерностей, специфики, параметров психологических и лингвосоциологических измерений коммуникативных процессов.
Современная наука считает, что главное в психологической сфере человека - эмоция, которая всегда явно или скрыто, сопутствует любому высказыванию и отражается в нем по-разному. «Эмоции, - как отмечает Л.Г. Бабенко, - пронизывают жизнь человека, сопутствуют его любой деятельности, они - важнейшая сторона человеческого существования. Без эмоций немыслим ни сам человек, ни его деятельность» [Бабенко, 1989, с.123].
В зависимости от различных факторов, таких как: личностных,
языковых, социально-психологических обуславливается эмоциональный аспект коммуникации. На протяжении многих десятилетий исследователи изучают проблему влияния данных факторов, в том числе и личностных на реализацию взаимодействия личности в диалоге и полилоге, а также на построение аппарата измерения этих отношений. Сама же языковая личность может быть адекватно описана только в рамках коммуникативной оппозиции - в диалоге, через акты общения. При этом целесообразно применение принципа интегрального подхода к исследованию эмоцио-вербальных параметров языковой личности, принципа включенности языковой личности в коммуникацию. Кроме того отмечается, что через построение диалога происходит формирование речевых действий, интенсивность которых зависит от репрезентации, оценивании, сравнении. «В результате отношения между коммуникантами изменяются по всем направлениям, что специфическим образом репрезентуется в эмоционально-эмотивном регистре коммуникации» [Волкова, 2017, с.140].
Описанной выше структура является значимой для эмотивной области, так как ее вербальная функция в настоящее время становится предметом исследования, как в области теории коммуникации, так и в рамках теории текста, а также в теории речевых актов, теории дискурса, теории вербальной коммуникации. Исследователь С.В. Ионова отмечает, что «эмотивность языка, речи, текста, - это та область исследования, которая приобретает фундаментальность, теоретическую и практическую значимость лингвистических работ, выполняемых в этом направлении» [Ионова, 2013, с.12], этим и обусловлена актуальность данной темы.
Цель данного исследования - провести анализ своеобразия функционально-семантического аспекта эмотивной лексики в произведениях Виктора Петровича Астафьева. Объектом исследования является эмотивная лексика как языковая категория, предметом - эмотивная лексика в цикле повестей и рассказов «Последний поклон» Виктора Петровича Астафьева.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы категории эмотивности в языковом аспекте;
2) исследовать особенности эмотивной лексики в контексте художественного произведения;
3) провести анализ способов выражения эмотивности в повести;
4) определить функции категории выражения, в аспекте лингвистики текста;
5) выявить способы выражения эмоций персонажей
художественного произведения.
Материалом для исследования послужил цикл повестей и рассказов Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон».
...
Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу своеобразия функционально-семантического аспекта эмотивной лексики в цикле повестей и рассказов Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон». Исследование проходило в два этапа. На первом этапе необходимо было определить основное содержание работы, для решения данной задачи мы провели анализ научных трудов исследователей в области лингвистики и филологии, которые исследуют проблему функционирования эмотивной лексики. Кроме того, нами были изучены взгляды психологов, занимающихся наукой, на указанную проблематику.
В процессе изучения лингвистического материала выявлено, что ученые заинтересованы в изучении человеческих эмоций, а также в совершенствовании методов их взаимодействия. Что привело к возникновению нового направления в данной области, а именно: эмотиологии и лингвистики эмоций. С целью разграничения сферы использования, исследователями употребляются термины «эмоциональность и эмотивность», кроме того необходимо понимать, что термин «эмоциональность» применяется в психологии, а «эмотивность» в лингвистике.
Также мы выявили, что исследователь А. Вежбицкая классифицировала понятия и выделила 5 классов эмоций. На основании изучений общепризнанной классификации эмоции, можно сделать вывод, что наука эмотиология значительно не изучена и является достаточно новой дисциплиной, не сформированной в рамках конкретной терминологии и определения основных ее видов.
Тем не менее, проблема изучения эмоций в языке стоит очень остро и в настоящее время не решена, что указывает на важность и актуальность исследований в данной области. Кроме того, в современном языкознании активно изучается область проявления эмоций человеком и исследуются, свойства языка, помогающие человеку выразить свои чувства. Кроме того, проанализированы средства выражения эмоций в тексте, такие как: стилистические, лексические, фонетические, графические и т.д. С целью продолжения анализа были изучены лексические и грамматические средства выражения эмоции, так как они являются основными средствами выражения эмоции” в художественном тексте.
На втором этапе исследования рассмотрены виды лексических средств, чем они выражаются и как определяются в тексте. Проведен лингвистический анализ цикла повестей и рассказов «Последний поклон», в том числе исследована описательно-характерологическая функция эмотивов. Определили состояние «эмотивного поля персонажа», для которого значимым является, совокупность всех эмотивных состояний его описывающих. Также рассмотрели принцип обогащения эмоциями персонажей, в рамках которых имеется влияние на характер их действий и поступков.
В ходе анализа цикла повестей и рассказов «Последний поклон» выявлено, что Виктор Петрович Астафьев персонифицирует героев произведения и сопровождает их диалог живыми и эмоциональными высказываниями, кроме того в материале повести присутствует разговорная речь и простонародная лексика, что влияет на яркость и восприятие эмоций, которыми обладают главные герои. Отмечено, что активное использование лексики, выражающей эмоции в речи самих героев, не описывая, что они чувствуют в авторском отступлении, является особенностью стиля писателя.
Кроме того, автор наделяет героев эмоциональной лексикой, которая позволяет персонажам «говорить за себя». Используя междометия, писатель приближает речь персонажей" к разговору в реальной" жизни, что делает данное произведение понятным и доступным для читателя, определяя чувственный аспект героев. Таким образом, цели и задачи, поставленные в исследовании выполнены в полном объеме. Так, например: мы изучили виды эмоции” рассмотрели лексические средства, выражающие эмоции в повести.
Таблицы с примерами проявления эмоции” и лексических средств их выражения представлены в приложениях.
1. Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. / Л. Г.Бабенко. - Свердловск: Изд-во: Урал. ун-та, 1989. - 184 с.
2. Вежбицкая А. Толкование эмоциональных концептов: Язык. Культура. Познание. Москва: Русские словари, 1996.
3. Волкова П.С., Шаховский В.И. Эмотивность как принцип познающей и смыслообразующей деятельности // Мир лингвистики и коммуникации.
1. № 4(50). С. 138-163.
4. Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. / Е. М. Галкина-Федорук. - М.: Наука, 1958. - С. 103-124.
5. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. / И. Р. Гальперин. - М., 1974.
6. Иванов В.В. лингвистика третьего тысячелетия. М.: ЯСК, 2004.
7. Ионова С.В. лингвистика эмоций: от глубин слова к широте социальных коммуникаций // человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике: сб. науч. тр., посвящ. 75-летию проф. В.И. Шаховского. Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2013. С. 9-13.
8. Ионова С.В. Эмоции в новой коммуникативной реальности // человек в коммуникации: мотивы, стратегии и тактики: кол. моногр. Волгоград: Перемена, 2010. С. 7-20.
9. Ионова С.В. Эмотивность текста как лингвистическая проблема: дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 1998. 197 с. URL: http://www.dslib.net.
10. Карпова Ю.А. Средства выражения эмотивно-эмпатийного взаимодействия в условиях речевого общения // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 4(16). URL: http://www.rfp.psu.ru.
11. Квасюк И. И. Структура и семантика отрицательно-эмотивной лексики: Дис. .канд. филол. наук. М., 1983. С.29.
12. Кобрина О.А. Модусные категории как способы выражения субъективного отношения человека к высказыванию // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2006. - № 2. - С. 90-100.
13. Копаева Е. В. Эмотивные средства языка как способ вербализации критического отношения к действительности (на материале англоязычных текстов жанра эссе) // Вестник МГЛУ. - 2012. - № 17 (650). - С. 108-130.
14. Коробкина Н.И. Концептуальная интеграция как способ языковой экономии: дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2009.
15. Коростова С. В. Эмотивность, как категория художественного текста / С. В. Коростова // ФИЛОЕОООЗ. - Вып. 14 (3). - Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. - С. 28-36.
... всего 46 источников