Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения лингвистической категории эмотивности 6
§ 1.1. Эмоции как основа воплощения категории эмотивности 6
§ 1.2. Изучение описания эмотивности и эмотиологии 10
§ 1.3. Языковое отражение категории эмотивности 13
§ 1.4. Функции эмотивной лексики в художественном тексте 16
Глава 2 Анализ использования эмотивной лексики в трилогии «В тылу как в тылу» А.Г. Алексина 20
§ 2.1. Эмоции как объект лингвистики в творчестве А.Г. Алексина 20
§ 2.2. Эмотивная лексика со значением состояния 2 3
§ 2.3. Эмотивная лексика со значением отношения 28
§2.4. Технологическая карта интегрированного урока по изучению эмотивной
лексики в повести А.Г. Алексина «В тылу как в тылу» 36
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение 53
Эмоции человека являются одними из важнейших элементов психики, которые наряду с интеллектом образуют структуру личности. Эмоции охватывают всю речевую деятельность человека и сохраняются в семантике слова в качестве идентификатора различных эмоциональных состояний человека. Эмоциональная сфера, являющаяся значимым социокультурным и психологическим феноменом, обретает свое выражение в художественных произведениях. Художественный текст как важнейший носитель эмотивной лексики имеет в своём содержании различные языковые средства, которые находятся во взаимном отношении с миром чувств и эмоций человека.
Разнообразные языковые жанры, такие как поэзия, проза, реклама, политические выступления, предлагают возможность для реализации и использования эмоционально окрашенной лексики. Эмоции способны изменить смысл высказывания и оказать воздействие на реакцию аудитории или читателей.
Исследование художественных произведений представляет исключительный интерес, так как текст репрезентирует мысли, чувства и эмоции нарратора, выраженные в нем. Эмотивные номинанты позволяют реализовать возможность анализа семантических пластов эмотивности текста и дальнейшей интерпретации авторской интенции.
Следует отметить, что эмотивная лексика, являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, на сегодняшний день недостаточно изучена, что подтверждают исследования В.И. Шаховского, Л.Г. Бабенко, В.Н. Телия и др. Этим объясняется проявление интереса учёных к соответствующей лексике и определяет актуальность и содержание данной работы. Вопрос эмотивности также рассматривается в исследованиях А. Вежбицкой, Ю.А. Сорокина, Г.Н. Ленько, С.В. Ионовой и др.
Цель работы - определить функционально-семантическое своеобразие эмотивной лексики в произведениях А.Г. Алексина.
Цель реализуется решением следующих задач:
1) определить особенности эмотивной лексики на основе изучения научной литературы;
2) классифицировать эмотивную лексику в тексте художественного произведения и определить ее состав;
3) выполнить анализ эмотивной лексики, установленной в процессе работы с произведениями А.Г Алексина;
4) выявить наиболее типичные для А.Г. Алексина средства выражения эмотивной лексики.
Объектом исследования является эмотивность как языковая категория в произведениях А.Г. Алексина. Предмет - эмотивная лексика, представленная в произведениях А.Г. Алексина.
В нашем исследовании использовались метод непосредственных наблюдений при сборе материала (наблюдения за лексическими элементами, функционирующими в текстах произведений А.Г. Алексина); метод дифференциального отбора (классификация слов на основе наличия эмотивности); метод лексико-семантического анализа слова (анализ лексического значения слова); описательный метод, включающий в себя классификацию и обобщение собранного материала; метод компонентного анализа, который включает в себя приемы семного анализа.
Практическое применение результатов данного исследования в сфере образования реализуется в возможности использования представленных материалов в школьной практике - на уроках русского языка и литературы при изучении эмотивной лексики и при анализе художественного текста. Кроме того, данная работа представляет собой ценный материал для студентов в рамках дисциплины «Филологический анализ текста».
Структура исследования состоит из Введения, двух глав - теоретической и практической, Заключения, Списка использованных источников и Приложения.
В настоящем исследовании был проведен анализ эмотивной лексики в повестях А.Г. Алексина. Целью данной работы было определить функционально - семантическое своеобразие эмотивной лексики в прозе А.Г. Алексина.
Проза А.Г. Алексина имеет глубокий нравственно-психологический потенциал. Эмотивно-экспрессивная лексика, функционирующая в произведениях А. Г. Алексина, направленна на достижение психологизма прозы А.Г. Алексина, определяет общетекстовые эмоциональные доминанты, позволяет определить идейно-содержательные аспекты произведения и способствует адекватной интерпретации интенции автора.
Категория эмотивности является широким полем для исследований современной лингвистики, что подтверждается рассмотрением теоретической базы, которая описана в первой главе выпускной квалификационной работы. Анализ теоретического материала позволил разграничить понятия «эмоциональность» и «эмотивность» и, вслед за В.И. Шаховским, в исследовании было принято разделять эти два понятия и использовать термин эмотивность. Компонентом категории эмотивности выделяется оценочность языковых единиц, выражающая положительное или отрицательное отношение адресанта к предмету, субъекту или явлению действительности.
В цикле «В тылу как в тылу» представлен широкий спектр реализации эмотивно-экспрессивной лексики. Исследование приёмов выражения эмотивности и выявление наиболее характерных для текстов А.Г. Алексина языковых средств репрезентации эмоций показало, что эмотивное поле романа формируется за счет эмотивной лексики состояния, определяющей ведущие черты характера, психоэмоционального отклика героев на внешние факторы, а также специфические проявление эмоций. Общетекстовым состоянием, которое свойственно для всех действующих лиц романа, является состояние страха и его производных (боязнь, беспокойство, испуг, опасение), вызванных военной обстановкой, в которую были погружены герои.
Кроме того, в анализируемых текстах преобладает эмотивно - экспрессивная лексика со значением отношения. Одними из центральных чувств являются эмоциональные проявления стыда и вины, испытываемые героями по отношению не только к другим, но и к себе.
Помимо вышесказанного, в романе широко использован прием имплицитного изображения эмоциональных переживаний героев. Вербальное воплощение эмоций замещается невербальным. Прямая номинация эмоций и их оттенков замещается подробным или фрагментарным описанием телесных и физиологических проявлений. Например, «онемело», «скрючился», «заныло в животе», «судорожно» и др.
Лексемы, составляющие эмотивное функционально-семантическое поле цикла, могут обозначать определенный комплекс эмоций и чувств, например, чувство любви, которая реализуется в тексте в двух ипостасях: любовь между мужчиной и женщиной и материнская любовь. В лексическое поле «любовь» также включаются лексемы «жалость» и «забота».
Эмотивные лексемы, употребляемые в произведениях А.Г. Алексина, реализуются непосредственно в речи действующих лиц. Прямое называние персонажами своих эмоциональных состояний, чувств и осознание внешнего мира через характеристики, воспроизведенными лексическими единицами с оценочными семами, реализует репрезентацию о взаимодействии героя с окружающим пространством и об его внутреннем мироустройстве. Особенности функционирования эмотивной лексики в прозе А.Г. Алексина заключаются также в употреблении художественно-выразительных средств.
Результаты проведенного исследования, посвященного рассмотрению особенностей функционирования эмотивных лексем в произведениях А.Г. Алексина, могут быть использованы в рамках научно-педагогической деятельности, в процессе преподавания учителей-словесников и в рамках прохождения производственной практики.
1. Алексин А.Г. В тылу как в тылу. Повести. М. Детская литература. - 1986, 398 с.
Научная литература
2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. Москва: Флинта, 2016. - 384 с.
3. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке / Л. Г. Бабенко. - Свердловск: Урал. ун-та, 1989. - 182 с.
4. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум/ Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 496 с.
5. Брандес М.П. Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник. - 3-е изд. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.
6. Вежбицкая А. Толкование эмоциональных концептов: Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1996. - 197 с.
7. Галкина-Федорук, Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке / / Сборник статей по языкознанию. Проф. Моск. ун-та проф. В. В. Виноградову [в день его 60-летия] / под общей ред. А. К. Ефимова. - М.: Изд-во Моск. унта, 1958. - С. 103-124.
8. Герасименко И.Е. Коннотативная семантика единиц в аспекте гендерной лингвистики. Диссертация ... доктора филологических наук. М., 2009. - 437 с.
9. Гридин В.Н. Психолингвистические функции эмоционально - экспрессивной лексики: дисс. ... канд.филол. наук. М., 1976. - 162 с.
10. Изард К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980. - 439 с.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
12. Ионова С.В. Внутренняя форма текста и способы ее экспликации. Вестник ВГУ. Серия 2: Языкознание. 2007. №6. - С. 14-20.
13. Ионова С.В. Эмотивность текста как лингвистическая проблема: афтореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 1998. - 14 с.
14. Карпова Ю.А. Средства выражения эмотивно-эмпатийного взаимодействия в условиях речевого общения // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2011. - №4(16). - С. 7379.
15. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., Дубна: Центр «Феникс», 1996. - 381 с.
... всего 37 источников