ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТАЙГИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 5
1.1. Размещение тайги по территории Красноярского края 5
1.2. Особенности подзон тайги Красноярского края 9
ГЛАВА 2. ВИДОВОЙ СОСТАВ ТАЕЖНОЙ ФЛОРЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 17
2.1. Понятие вида-эдификатора 17
2.2. Виды-эдификаторы тайги Красноярского края 22
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РАСТЕНИЯ-ЭДИФИКАТОРЫ
ТАЕЖНОЙ ФЛОРЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» 30
3.1. Введение 30
3.2. Пояснительная записка 33
3.3. Учебно-тематическое планирование курса 35
3.4. Программа курса 36
ВЫВОДЫ 39
Библиографический список 40
Источником жизни на Земле является солнце, его энергия аккумулируется зелеными растениями. Но растения растут не порознь, а формируют сочетания разной степени сложности, которые называются растительными сообществами. Лес, луг, болото, поле, парк - это все растительные сообщества, которые имеют свои особенности организации, помогающие им фиксировать солнечную энергию, которой затем пользуются все организмы, лишенные хлорофилла. Знание законов организации растительных сообществ - основа научно обоснованной системы их использования, повышения продуктивности и охраны. Растительное сообщество не только снабжает все прочие организмы экосистемы энергией, но еще и является наиболее надежным и дешевым информатором об условиях абиогенной среды, которые поставляют экосистеме ресурсы тепла, влаги и элементов минерального питания [Миркин, 1986].
Лес, пожалуй, является одним из главных растительных сообществ на нашей планете. Это биогеоценоз, в котором главной жизненной формой являются деревья. Лес играет огромную роль в жизни людей, в наше время леса являются одним из главных механизмов, поддерживающих и восстанавливающих условия жизни на Земле. Наша страна достаточно богата лесными ресурсами. Россия обладает огромной частью лесных территорий, площадь лесов Российской Федерации составляет около 8 млн. км2, или около 20 % лесов всего мира. Таежная зона Красноярского края занимает большие площади, на ее территории нет высоких горных систем, лишь простираются низкогорные сооружения Енисейского кряжа и горы Путорана, вершины которых заняты тундрами. Тайга - крупнейшая в мире экосистема, состоящая из густых хвойных лесов, которые снабжают планету кислородом и являются домом для животных. В России тайга является одним из главных достояний, гордостью страны. Поэтому изучение ее должно быть неотъемлемой частью учебного процесса в школе.
Природные сообщества начинают изучаться еще в 5-м классе, далее уже в 7¬м классе начинается изучение систематических групп растений и растительных сообществ, которое продолжается в 9-м классе [Викторов, 2012]. В Реестре примерных основных общеобразовательных программ, а именно в Примерной основной образовательной программе основного общего образования, в содержании учебного предмета «Биология» в 9-м классе изучаются такие темы, как «Человек и окружающая среда», «Экологические факторы и их действие на организм человека», «Человек как часть биосферы Земли» и прочее [21]. Но также важно рассмотреть таежную флору родной местности, в данном случае Красноярского края. Изучить не только высшие и низшие растения, но и эдификаторы, суб- или со-эдификаторы, ассектаторы, детерминанты и прочее. Для общего и личностного развития обучающихся данные темы можно изучать путем внеурочной деятельности (элективных курсов), с помощью научно-исследовательских работ. Благодаря этому учитель способствует развитию компетентностей у обучающихся, посредством изучения флоры родного города и края, а также удовлетворяет их познавательные интересы.
Объект исследования - тайга Красноярского края.
Предмет исследования - растения-эдификаторы таежной флоры
Красноярского края.
Цель работы - изучение растений-эдификаторов таежной флоры Красноярского края в школе.
Задачи:
1. Рассмотреть физико-географическое положение тайги.
2. Выявить особенности подзон тайги Красноярского края.
3. Изучить виды-эдификаторы, растущие в тайге Красноярского края.
4. Проанализировать учебные программы 9-х классов и разработать программу элективного курса «Растения-эдификаторы таежной флоры Красноярского края».
Методы исследования:
1. Работа с литературными источниками, их анализ, синтез.
2. Изучение и сравнение учебных программ.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и библиографического списка.
1. Зона тайги занимает более 70 % площади Средней Сибири.
Распространение таежных ландшафтов близко совпадает с рубежами Среднесибирского плоскогорья, отличающегося разнообразным рельефом и значительными колебаниями относительных высот.
2. В северотаёжной подзоне располагаются редкостойные лиственничники и заболоченные лиственнично-елово-кедровые леса. Среднетаёжная подзона характеризуется выделением массивов сосновых боров-беломошников и зеленомошников, а также господством кедровой тайги с примесью пихты, ели и березы. Для южнотаежной подзоны характерны темнохвойные леса со сравнительно сложной структурой.
3. Видовой состав древесных пород сравнительно однообразен: преобладают хвойные деревья наряду с мелколиственными, образующими вторичные леса.
4. Разработан элективный курс по теме «Растения-эдификаторы таежной флоры Красноярского края», рассчитанный на 15 часов и включающий в себя лекции, семинары, практические работы и экскурсию.
1. Андреева Е.Б. Флора заповедника «Столбы» / Е.Б. Андреева, Н.Н. Тупицына; под ред. Н.В. Степанова; Мин-во прир. рес. и экол. РФ, гос. прир. Заповед. «Столбы», Мин-во образ. и науки РФ, Красн. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2014. 304 с.
2. Антипова Е.М., Антипова С.В. Полевая практика по ботанике и географии растений: учебное пособие [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 350 с.
3. Безруких В.А., Антоненко О.В., Авдеева Е.В. Особенности ландшафтов таежной зоны Приенисейской Сибири // Хвойные бореальной зоны, XXXIII, № 3-4, 2015. С. 107-112.
4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983. 384 с.
5. Викторов В.П. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники : учеб. для уч-ся 7 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Викторов, А.И. Никишов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. 256 с.
6. Горышина Т.К. Растения в городе. Л.: ЛГУ, 1991. 152 с.
7. Ефиц О.А. Растительный покров Красноярского края: учеб. пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 128 с.
8. Жизнь растений. В 6-ти томах. Т 4. Мхи, Плауны, Хвощи, Папоротники, Голосеменные растения. М.: Просвещение, 1978. 512 с.
9. Жуковский П.М. Ботаника. М.: Колос, 1982. 623 с.
10. Зубкевич Г.И. Систематика высших растений. Голосеменные. Учебное пособие по ботанике для студентов биологического факультета. Мн.: БГУ, 2003. 90 с.
11. Карпачевский М.Л. Основы устойчивого лесоуправления / М.Л. Карпачевский, В.К. Тепляков, Т.О. Яницкая, А.Ю. Ярошенко [и др.]; под общ. ред. А.В. Беляковой, Н.М. Шматкова; Всемирный фонд дикой природы (WWF). М.: WWF России, 2014. 266 с.
12. Комарницкий Н.А. Ботаника. Систематика растений. М.: Просвещение, 1975. 607 с.
13. Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В. Леса России и проблемы их использования // Московский экономический журнал. М., 2022. №6. С. 212-221.
14. Кучеров И.Б., Зверев А.А. Широтная географическая структура ценофлор светлохвойных лесов севера Европейской России: анализ с учетом доминирования видов // Вестник Томского государственного университета. Биология. Томск, 2014. №2 (26). С. 53-73.
15. Макарова О.Б. Методика обучения биологии: современные подходы / О. Б. Макарова, Л. Н. Сивохина. Монография. Часть 1. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. 275 с.
16. Миркин Б.М. Что такое растительные сообщества. М.: Наука, 1986. 104 с.
17. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2018. 288 с.
18. Плантариум. Растения и лишайники России и сопредельных стран: открытый онлайн атлас и определитель растений. [Электронный ресурс]. URL: https://www.plantarium.ru/(дата обращения 04.03.2023)
19. Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: учебник / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. И.Н. Пономаревой. М.: «Вентана-Граф», 2019. 265 с.
20. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии / И. Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 280 с.
21. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М.: 2022. 1418 с.
22. Работнов Т.А. Фитоценология. М.: Изд-во МГУ, 1992. 352 с.
23. Савенков А.И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. М.: 2011. № 6. С. 156-163.
24. Сивоглазов В.И. Биология: 9 класс: учебник / В.И. Сивоглазов, В.Б. Захаров, С.Г Мамонтов, И.Б. Агафонов. М.: Дрофа, 2019. 297 с.
25. Смирнова О.В. Восточноевропейские леса: история в голоцене и современность / Центр по пробл. экологии и продуктивности лесов. Кн. 1. М.: Наука, 2004. 479 с.
26. Степановских А.С. Экология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 703 с.
27. Тарасова В.В. Заповедники Красноярского края / В.В. Тарасова, Н.В. Максина, О.А. Руденко. Красноярск: СибГТУ, 2009. 152 с.
28. Тимонин А.К., Соколов Д.Д., Шипунов А.Б. Систематика высших растений. Книга 2. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 352 с.
29. Трайтак Д.И. Книга для учителя по ботанике. М.: Просвещение, 1978. 271 с.
30. Трайтак Д. И. Проблемы методики обучения биологии. М.: Мнемозина. 2002. 304 с.