Введение 3
Глава 1. Манский район и конгломератовые пещеры 5
1.1. Географические особенности Манского района 5
1.2. Конгломератовые пещеры Баджейского карстово-спелеологического
участка 11
Глава 2. Внеклассная работа по географии в школе 18
2.1. Цели и содержание внеклассной работы 18
2.2. Формы внеклассной работы по географии в общеобразовательных
школах Манского района 24
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение
Манский район Красноярского края - один из тех, где ярко переплелись: удивительные сибирские ландшафты, незабываемые исторические события и современная жизнь. Район издавна привлекал и удивлял всех своей богатой природой, основу которой создала река Мана с ее живописными берегами.
Однако в природном разнообразии района есть явления, которые уникальны как для России, так и для всей планеты. Это редкие конгломератовые пещеры. На площади 132 км2 известно 20 пещер, в том числе две из них являются крупнейшими в мире - Большая Орешная и Баджейская. Они также объявлены памятниками природы краевого значения.
В школах района обучается 2170 человек, из них 1705 человек (79%) — в восьми средних школах, где преподаётся география.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеклассной работы, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из -за недостатка времени. Удовлетворить интересы школьников, помочь всесторонне познать многообразие и богатство родной природы - главная задача внеклассных занятий по географии.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить формы внеклассной работы по географии при изучении конгломератовых пещер Манского района.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
1. Изучить основные формы организации внеклассной работы по географии.
2. Оценить природные особенности конгломератовых пещер Баджейского карстово-спелеологического участка.
3. Рассмотреть возможности использования форм внеклассной работы для учащихся Манского района при изучении уникальных физико¬географических объектов.
Объект исследования - процесс обучения географии в рамках внеклассной работы.
Предмет исследования - изучение во внеклассной работе по географии пещер Манского района.
Методы исследования:
1) литературный;
2) сравнительно-географический;
3) аналитический;
4) картографический.
Выпускная квалификационная работа "Изучение конгломератовых пещер Манского района в рамках внеклассной работы по географии" состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В общеобразовательных школах Манского района имеется большой потенциал развития внеклассной работы по географии. В большинстве школ и первую очередь, таких как Орешенская, Степнобаджеевская и Нарвинскя можно активно проводить эту работу. Наличие разнообразных и уникальных физико-географических объектов позволяет организовывать и использовать различные формы внеурочной работы. Деятельность клубов (кружков) в школах района должна быть в первую очередь востребованной. Внеклассные мероприятия по созданию экологических троп тоже являются важнейшей формой работы.
Школы района имеют большие возможности в сотрудничестве с клубами и секциями спелеологов Красноярска, городов России, а также с зарубежными специалистами и учеными. Пещеры Большая Орешная и Баджейская посещают тысячи туристов в год. Многие экскурсионные предприятия заинтересованы в развитии спелеотуризма. Как памятники природы краевого значения эти пещеры требуют особого отношения в вопросах охраны природной среды и рационального использования.
Поэтому географическая деятельность учителей со своими учащимися в рамках внеклассной работы по изучению и охране конгломератовых Манского района является актуальной и очень востребованной. С одной стороны ребята должны гордиться тем, что живут в районе, где находятся пещеры мирового уровня, а с другой стороны знать об этих пещерах как можно больше, прилагать усилия по их дальнейшему изучению и сохранению.
По большому счету многие пещеры в своё время были открыты местными жителями, любознательными учениками школ. Современные дети должны и могут активней участвовать в географических открытиях на территории своего района.