Введение 3
Глава 1. Манский район и конгломератовые пещеры 5
1.1. Географические особенности Манского района 5
1.2. Конгломератовые пещеры Баджейского карстово-спелеологического
участка 11
Глава 2. Внеклассная работа по географии в школе 18
2.1. Цели и содержание внеклассной работы 18
2.2. Формы внеклассной работы по географии в общеобразовательных
школах Манского района 24
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение
Манский район Красноярского края - один из тех, где ярко переплелись: удивительные сибирские ландшафты, незабываемые исторические события и современная жизнь. Район издавна привлекал и удивлял всех своей богатой природой, основу которой создала река Мана с ее живописными берегами.
Однако в природном разнообразии района есть явления, которые уникальны как для России, так и для всей планеты. Это редкие конгломератовые пещеры. На площади 132 км2 известно 20 пещер, в том числе две из них являются крупнейшими в мире - Большая Орешная и Баджейская. Они также объявлены памятниками природы краевого значения.
В школах района обучается 2170 человек, из них 1705 человек (79%) — в восьми средних школах, где преподаётся география.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеклассной работы, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из -за недостатка времени. Удовлетворить интересы школьников, помочь всесторонне познать многообразие и богатство родной природы - главная задача внеклассных занятий по географии.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить формы внеклассной работы по географии при изучении конгломератовых пещер Манского района.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
1. Изучить основные формы организации внеклассной работы по географии.
2. Оценить природные особенности конгломератовых пещер Баджейского карстово-спелеологического участка.
3. Рассмотреть возможности использования форм внеклассной работы для учащихся Манского района при изучении уникальных физико¬географических объектов.
Объект исследования - процесс обучения географии в рамках внеклассной работы.
Предмет исследования - изучение во внеклассной работе по географии пещер Манского района.
Методы исследования:
1) литературный;
2) сравнительно-географический;
3) аналитический;
4) картографический.
Выпускная квалификационная работа "Изучение конгломератовых пещер Манского района в рамках внеклассной работы по географии" состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В общеобразовательных школах Манского района имеется большой потенциал развития внеклассной работы по географии. В большинстве школ и первую очередь, таких как Орешенская, Степнобаджеевская и Нарвинскя можно активно проводить эту работу. Наличие разнообразных и уникальных физико-географических объектов позволяет организовывать и использовать различные формы внеурочной работы. Деятельность клубов (кружков) в школах района должна быть в первую очередь востребованной. Внеклассные мероприятия по созданию экологических троп тоже являются важнейшей формой работы.
Школы района имеют большие возможности в сотрудничестве с клубами и секциями спелеологов Красноярска, городов России, а также с зарубежными специалистами и учеными. Пещеры Большая Орешная и Баджейская посещают тысячи туристов в год. Многие экскурсионные предприятия заинтересованы в развитии спелеотуризма. Как памятники природы краевого значения эти пещеры требуют особого отношения в вопросах охраны природной среды и рационального использования.
Поэтому географическая деятельность учителей со своими учащимися в рамках внеклассной работы по изучению и охране конгломератовых Манского района является актуальной и очень востребованной. С одной стороны ребята должны гордиться тем, что живут в районе, где находятся пещеры мирового уровня, а с другой стороны знать об этих пещерах как можно больше, прилагать усилия по их дальнейшему изучению и сохранению.
По большому счету многие пещеры в своё время были открыты местными жителями, любознательными учениками школ. Современные дети должны и могут активней участвовать в географических открытиях на территории своего района.
4. Астрашабов Е.Ф. Условия развития карста Манского прогиба. Сборник статей: Природные условия Минусинской котловины. Красноярск, 1981.
5. Астрашабов Е.Ф. Пещеры Красноярского края. Современное состояние и основные направления спелеологических работ. Материалы всероссийской научной конференции: География, история и геоэкология Сибири. Красноярск, 2009, с.39
6. Баджейская республика. Путеводитель по историческим местам и достопримечательностям природы Красноярского края. 2012г.
7. Бурмак И.Н. Баджейский топосъемочный проект: 2006-2009 гг. Сборник статей 50 лет Красноярской спелеологии. Красноярский краевой клуб спелеологов, 2009 г.
8. Гвоздецкий Н.А. Карст. М.: «Мысль»,1981, 214 с.
9. Данилко И.М. Внеурочная деятельность по географии в форме школьного туристско-географического клуба. // «География и экология в школе XXI века, № 3, 2012.
10. Добров О.Г. На берегах Белого Июса. Новосибирск, 2002г.
11. Дублянский В.Н., Дублянская Г.Н. Карстоведение. Часть
1.Общее карстоведение. Пермь, 2004.
12. Дублянский В.Н., Дублянская Г.Н. Карстоведение. Часть 2. Региональное карстоведение. Пермь 2008, С.235-236.
13. Дублянский В.Н., Дублянская Г.Н. Карст Мира. Пермь, 2007, 107с.
14. Дублянский В.Н., Илюхин В.В. Путешествия под землей. Москва. Физкультура и спорт. 1981г.
15. Дублянский В.Н., Андрейчук В.Н. Терминология спелеологии. Кунгур, 1991 г.
16. Дублянский В.Н. Занимательная спелеология. Урал LTD, 2000.
17. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. Москва, из-во «Астрель», 2002 г. 176-179 с.
18. Емелюкова Н.Т. Методическая разработка мероприятия «Путешествие по лесной тропинке». // «География и экология в школе XXI века», № 9, 2012.
19. Жарков Д.А. Маршрут экологической тропы «Поспеловские просторы». // «География и экология в школе XXI века», № 4, 2012.
20. Званцев В.Ю, Крюкова М.А., Ногина О.Н. Пещеры - памятники
природы Красноярского края. Сборник материалов научно-практической конференции «Пещеры: охрана, история
исследования, культура, туризм, современное состояние и перспективы научных исследований в пещерах на территории бывшего СССР. Красноярск, 2009г.
21. Кастере Н. Моя жизнь под землей. М.: «Мысль», 1974, 300с.
22. Козлова Н.Б. О чем не сказала богиня. «Красноярское книжное издательство», 1991.
23. Карстовый бюллетень. Группа «Мория». 2007-2008 гг.
24. Ляхницкий Ю.С. Научно-методические основы охраны и использования пещер как памятников природы. Материалы научно-практической конференции «Проблемы экологии и охраны пещер». Красноярск, 2002, с.128-131.
25. Ляхницкий Ю.С. Мир пещерных приключений. Тускарора. Санкт-Петербург, 2002.
26. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Под редакцией И.В. Душиной. М.: Дрофа, 2007, 477-487 с.
27. Михайлова Т.В. У природы в мастерской: экспедиция в Национальный природный парк «Ленские столбы» // «География и экология в школе XXI века», № 1, 2015.
28. Методические рекомендации по изучению карста туристами и учащимися. Составитель А.И. Маркин, Владивосток, 2000.
29. Панчешникова Л.М., Душина И.В. Дронов В.П. и др. Методика обучения географии в школе. М.: «Просвещение», 1997 г., с. 301-313.
30. Сборник статей 40 лет Красноярской спелеологии. Красноярск, 2002 г. 380 с.
31. Сборник статей 50 лет Красноярской спелеологии. Красноярский краевой клуб спелеологов, 2009 г.
32. Сельский зеленый туризм в Манском районе. Методическое пособие. Под ред. Бурмак И.Н., Пашкевич В.М. Красноярск, 2010.
33. Скленарж К. За пещерным человеком. М: «Знание», 1987, 272 с.
34. Сиффр М. В безднах земли. М.: «Прогресс», 1982.
35. Тимофеев Д.А., Дублянский В.Н., Кикнадзе Т.З. Терминология карста. М.: «Наука», 1991г.
36. Холлидей У. Путешествия под землей. М.: «Географгиз»,1963, 238 с.
37. Цыкин Р.А., Цыкина Ж.Л.. Добровольский М.Н. Пещеры Красноярского края. "Красноярское книжное издательство», 1974 г.
38. Цыкин Р.А. Цыкина Ж.Л. Карст Восточной части Алтае - Саянской складчатой области. Новосибирск, «Наука», 1978 г. с.15-18.
39. Цыкин Р.А. Карстово-спелеологические участки и пещеры Красноярского края. Красноярск, 2004, с 27-29.
40. Цыкина Ж.Л., Цыкин Р.А. Баджейские конгломератовые пещеры. Пещеры, вып. 10-11. Пермь,1971, с.99-112.
41. Цыкин Р.А. Карст Сибири. Издательство Красноярского университета, Красноярск 1990 с.65-66.
42. Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. Составитель И.С. Щукин, Советская энциклопедия. Москва, 1980.
43. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М.: «Агропромиздат», 1989 г.
44. Школьные экспедиции РГО. // «География и экология в школе XXI века», № 2, 2015.
45. Якуч Л. В подземном царстве. М.: «Географгиз»,1963, 267 с.
46. http://krasspeleo.ru/doku.php?id=peschery:reestr (обращение
5.06.16)