Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая игра в текстах средств массовой информации

Работа №167203

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы56
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЯЗЫКОВАЯ ИГРА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 6
1.1. Языковая игра в современных лингвистических исследованиях 6
1.2. Функции языковой игры в текстах СМИ 11
1.3. Классификация приемов языковой игры в СМИ 17
1.4. Выводы по первой главе 21
Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В ТЕКСТАХ
ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ 24
2.1. Приемы языковой игры в текстах интернет-издания «Московский
комсомолец» 24
2.2. Приемы языковой игры в текстах интернет-издания «Коммерсантъ» 32
2.3. Методическая разработка по теме исследования 40
2.4. Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54


Выпускная квалификационная работа посвящена изучению использования приемов языковой игры в текстах средств массовой информации.
Актуальность исследования. Игра - фундаментальное понятие современной культуры, охватывающее множество разнородных явлений. Она присутствует в социологии, психологии, педагогике. В социальных науках игра признана важнейшим механизмом социализации, символом и моделью поведения.
Одним из значительных типов игры является языковая игра, впервые упомянутая Людвигом Витгенштейном [Витгенштейн 1994]. В современной науке понятие языковой игры имеет два основных толкования. В широком смысле языковая игра понимается как любая деятельность, связанная с речью. В лингвистике языковая игра рассматривается как «особый вид речевой деятельности, связанный с нарушением языковых норм» [Дедушкина 2012: 88]. Языковая игра подразумевает нарушение стандартных правил грамматики, лексики или синтаксиса, например: намеренное использование неологизмов, архаизмов, диалектизмов или омонимов. В рамках языковой игры участники придают словам и выражениям новые, ситуативные значения, это позволяет им выйти за рамки привычной семантики и использовать язык более творчески. Языковая игра имеет большое значение в развитии языкового творчества, установлении социальных связей и создании новых смыслов в коммуникации, она отражает динамичный и эволюционирующий характер самого языка.
В наши дни языковая игра перестала быть прерогативой исключительно художественной литературы. Приемы языковой игры все чаще встречаются в средствах массовой информации, рекламе, общественно-политическом дискурсе и даже в повседневном общении. Так работы Е.А. Земской, М.В. Китайгородской и Н.Н. Розановой посвящены проблемам реализации языковых игр в разговорном дискурсе. Они исследуют различные приемы и механизмы использования игровых элементов в повседневном общении.
Использование языковой игры свидетельствует о демократизации языковых процессов и привлекает пристальное внимание лингвистов (Н.Д. Арутюнова (1987); Т.А. Гридина (2002); В.З. Санников (2002); С.В. Ильясова (2013)). Языковая игра представляет собой особый прием, использование которого преследует определенную цель - привлечь внимание, создать яркий образ, акцентировать смысл или придать высказыванию экспрессивность. Кроме того, склонность к языковой игре рассматривается как характеристика языковой личности, ее креативности и оригинальности мышления.
Традиционно языковая игра изучается на примерах художественной литературы, где она представляет собой проявлением авторского стиля. Однако в последние десятилетия ученые все чаще обращаются к медиадискурсу, анализируя функциональные особенности языковой игры в текстах массовой информации. Приемы языковой игры помогают журналистам эффективно взаимодействовать с аудиторией, придавая сообщениям запоминающийся и выразительный характер.
Языковая игра как явление в лингвистике привлекает внимание исследователей, которые изучают способы ее применения в различных формах дискурса.
Современная эпоха информационных технологий расширила возможности использования языковой игры. В заголовках газет, в текстах статей, на телевидении и в сети Интернет, можно найти множество примеров игрового использования языка. Исследования Л.В. Лисоченко (2002), С.В. Ильясовой и Л.П. Амири (2013) посвящены языковой игре в средствах массовой информации. Они рассматривают, как приемы языковой игры используются в заголовках газетных статей, в телевизионных передачах и в интернет-пространстве, чтобы привлечь внимание читателей.
Актуальность исследования обусловлена пристальным вниманием к изучению лингвистических особенностей в медиатекстах со стороны отечественных и зарубежных ученых, стремительным развитием медиа и широтой границ использования лингвистических возможностей в медиа.
Объект исследования - языковая игра в средствах массовой информации.
Предмет исследования - приемы и функции языковой игры в средствах массовой информации в интернет-пространстве.
Цель исследования - проанализировать примеры использования языковой игры в современных СМИ в интернет-пространстве.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Феномен языковой игры представляет собой многоаспектное явление, тесно связанное с различными областями жизнедеятельности человека. Его изучение выходит за пределы лингвистики и включает такие дисциплины как психология, культурология и социология.
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению использования приемов языковой игры в текстах средств массовой информации. Актуальность исследования обусловлена пристальным вниманием к изучению лингвистических особенностей в медиатекстах со стороны отечественных и зарубежных ученых, стремительным развитием медиа и широтой границ использования лингвистических возможностей в медиа.
Анализ работ отечественных лингвистов, проведенный в первой главе, позволяет осознать, что трудности понимания феномена языковой игры возникают из-за относительно недавнего появления этого понятия. Изучение лингвистического явления все еще находится на стадии развития. И каждое новое научное исследование, новый материал, который изучает явление языковой игры, оказывает влияние на наше понимание этого феномена. Лингвисты сходятся во мнении, что ЯИ характеризуется намеренностью и осознанностью: автор осознанно использует элементы игры, чтобы вызвать определенные эмоции и реакции у читателей. Успешная языковая игра требует обязательного вовлечения и от читателя.
Цель игры не может быть достигнута, если получатель информации не воспринимает элементы игры или считает их нарушениями языковых норм
Языковая игра может применяться в различных сферах общения, будь то художественная литература, реклама или даже общение в повседневной жизни. Она позволяет автору показать свою индивидуальность, создать оригинальный стиль, тем самым привлечь внимание аудитории. Часто такие игры используются в рекламных слоганах или заголовках статей.
Языковая игра служит важным инструментом для выражения эмоциональности. Она усиливает воздействие на адресата, что способствует эмоциональной окраске медийного текста и передает авторское отношение к предмету обсуждения.
Целью исследования было изучение способов использования языковой игры в текстах интернет-изданий. В рамках исследования были определены и описаны функции языковой игры, а также проведен детальный анализ приемов её реализации в современных текстах, выбранных за последние 6 лет методом случайной выборки. Результаты анализа были систематизированы в виде таблиц, показывающих процентное распределение различных приемов использования языковой игры в анализируемых текстах.
Анализ материала показал, что в интернет-издании газеты «Московский комсомолец», наиболее активно используется прием трансформации прецедентных феноменов для создания языковой игры в заголовках («Аттракцион театральной щедрости», «Понедельник начинается в среду», «Здесь будет город- яд»). В основе такой языковой игры используются следующие прецедентные феномены: пословицы, названия художественных произведений, название
художественных фильмов, крылатые слова - строчки из стихотворных текстов, современных песен.
В интернет-издании газеты «Коммерсантъ» самым часто встречающимся приемом использования языковой игры является изменение компонентов во фразеологизмах («В Сирии подлили яда в огонь», «Вот что мост животворящий делает»). В «Коммерсанте» используются такие приемы языковой игры, которые не нашли отражения в издании газеты «Московский комсомолец»: словообразовательная языковая игра, благодаря которой образуются окказионализмы; синтаксическая языковая игра; стилистическая языковая игра с использованием иноязычного вкрапления.
...


1. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (К проблемам языковой картины мира) // Вопросы языкознания. 1987. № 3. - С. 3 -20.
2. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. М.; «Эксмо», 2013. 352 с.
3. Болдарева Е.Ф. Функции языковой игры в медиаконтексте // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 4.
4. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект- Пресс, 2003. 335 с.
5. Ведомости: сайт. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.vedomosti.ru/. Дата обращения. 03.05.2024.
6. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Избр. философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1.
7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.
М.: КомКнига, 2007. 144 с.
8. Гридина Т.А. Языковая игра как лингвокреативная деятельность.
Екатеринбург, 2002. С. 26-27.
9. Дедушкина Т.А. Языковая игра: современное состояние вопроса //
Studia Linguistica, 2012, Вып. 6. С. 88-92.
10. Егорова О.С., Кириллова О.А. Феномен языковой игры в медиадискурсе: когнитивный аспект // Ярославский педагогический вестник.
1. С. 159-165.
11. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. М., 2010.
12. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова H.H. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М., 1983. С. 172-214.
13. Зырянова И.П. Прецедентные феномены в заголовках российской и британской прессы: 2005-2009 гг.: дисс. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2010. 239 с.
14. Ильясова С. В. Об одном модном приеме языковой игры // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2011. С. 107
111.
15. Ильясова С. В. Языковая игра: словообразовательная, графическая, орфографическая (на материале текстов современных российских СМИ) // Медиалингвистика. 2015. № 1 (6). С. 91-100.
... всего 44 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ