Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и развитие министерства просвещения в Туве (1930-1961 гг.)

Работа №16720

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы64
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
656
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Министерство просвещения Тувинской Народной Республики в 1930-1944 гг 11
1.1. Становление Министерства просвещения Тувинской Народной
Республики 11
1.2. Кадры Министерства просвещения 20
Глава 2. Деятельность Министерства просвещения в 1944-1961 гг 28
2.1. Министерство просвещения Тувинской автономной области в годы
Великой Отечественной войны 28
2.2. Народное образование Тувинской автономной области 37
Заключение 46
Приложение 1 48
Приложение 2 49
Приложение 3 50
Приложение 4 51
Приложение 5 52
Приложение 6 53
Приложение 7 54
Список использованных источников и литературы 55


Актуальность темы исследования. Одно из ведущих мест в государственной политике и модернизации общества занимает образование . Оно играет огромную роль в жизни любого общества. Без хорошо организованной системы образования невозможно создать полноценное, цивилизованное общество. Государство не может существовать без системы образования, которое обеспечивает его полноценное развитие.
В 1921 году было образовано самостоятельное государство - Тувинская Народная Республика. С возникновением Тувинской Народной Республики встал вопрос о повышении культурно-образовательного уровня коренного населения, в массе своей не являвшегося неграмотным. Молодое государство поставило задачу всеобщего обучения народа грамоте, однако решение практически блокировалось отсутствием в то время тувинской национальной письменности.
Создание тувинской национальной письменности - длительный и сложный процесс, продолжавшийся в течение ряда лет. После необходимой предварительной работы тувинская национальная (государственная) письменность была создана в 1930 году. Только после введения тувинской национальной письменности на латинской основе началось развитие министерства просвещения. 
До 1930 года вопросы образования входили в функции министерства внутренних дел. В этом же году было создано министерство культуры, а в 1941 г. оно было разделено на два министерства - здравоохранения и образования.
В свою очередь, Министерство народного просвещения ТНР в 1944 г. преобразовано в областной отдел народного образования Тувинской Автономной области.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью затрагиваемых проблем, диктуется насущной необходимостью изучения данного вопроса в социальном,методологическом и практическом аспектах. Проблема становления и развития, место и роль кадрового потенциала министерства просвещения в Тувинской Народной Республики и Тувинской автономной области значимы для современного образования.
Актуальность определяется еще и потребностями современного этапа развития исторической науки, требующими углубленного изучения различных аспектов истории Тувы?
Комплексный подход к изучению министерства просвещения способствовал бы выявлению анализа исторического пути данного органа, а также пролил бы свет на многие аспекты деятельности учреждения, которые по тем или иным причинам остались еще не разработанными.
В своей исследовательской работе я сделала попытки реконструировать деятельность министерства просвещения в исследуемый период.
Степень изученности проблемы. В отечественной историографии можно выделить следующие этапы изучения данного вопроса: с 1930 года до первой половины 1940-х гг. и вторая половина 1940-х до 1961 г.
Первый этап характеризуется тем, что труды, опубликованные в этот период, носили историографический и источниковедческий характер, в силу приближенности ко времени исследуемых событий.
С момента провозглашения независимого государства с 1921 года в Туве происходила бурная ломка традиционных устоев тувинского общества, становилась новая система социальных отношений, культуры и быта, широкие массы приобщались к светскому образованию. Первостепенным событием в культурной жизни Тувинской Народной Республики явилось создание тувинской национальной письменности в 1930 году , положившей начало становлению национальной светской школы. Мероприятие подобного исторического значения не могло не остаться незамеченным автором Левингтоном А.Л. в статье «БОКС и форма культурной связи СССР с Тувинской Народной Республикой» . Автор писал о важности и актуальности этого мероприятия для развития культуры Тувинской Народной Республики.
Период Тувинской Народной Республики, несмотря на отсутствие специальных работ, посвященных истории образования Тувы, стал периодом интенсивного накопления фактического материала, послужившего фундаментом для научных разработок по теме в дальнейшем.
Второй этап историографии вопроса, самый длительный и содержательно насыщенный, начался после вхождения Тувы в состав СССР и завершился в конце распада СССР.
Вклад в историю просвещения Тувы внес известный ученый Н. А. Сердобов. Начав с публикации статей, автор завершил свое исследование монографиями «Народное образование в Туве» (1953 год) . Он на основании изучения большого архивного материала излагает историю просвещения тувинского народа.
В 1950-х гг. было издано три исторических очерка Х. М. Сейфуллина. В последней из них «История Тувы. Краткий очерк» (1954 год) автор подчеркнул решающее значение советской помощи в процессе строительства новой жизни в тувинской республике. Закономерным результатом двадцатитрехлетнего существования Тувинской Народной Республики, по мнению автора, явилось ее добровольное вхождение в состав СССР. Данный факт оценен как сугубо прогрессивный.
В это же время новое поколение историков Тувы начинает целенаправленно заниматься изучением проблем новейшей истории тувинского народа. Завершены диссертационные исследования Ю.Л. Аранчына «Тува в годы Великой Отечественной войны Советского Союза» (1957 год). В их работах содержится много интересных сведений по политическим, образовательным и культурным связям между СССР и ТНР.
Вопросы культурных преобразований получили отражение в обобщающем труде ученых Тувы, Москвы, Ленинграда и Иркутска - трехтомная «История Тувы» (1964 год). Авторы обращают внимание на трудности развития в области культурного строительства, создания национальной письменности, вытекавшие, прежде всего из экономической и культурной отсталости страны. Говоря о данной проблеме, на основе фактического материала дается четкое разделение двух преемственных, но качественно отличных этапов формирования тувинской школы - периода Тувинской Народной Республики и Советской Тувы. 
Тема была продолжена Г.С. Сабирзяновым в труде «Партийное руководство народным образованием в Советской Туве (1944-1967 гг.). Автор делает вывод, что система просвещения Тувы по материальной оснащенности и обеспеченности педагогическими кадрами к 1967 г. вышла на уровень других субъектов.
Н.Н. Хороший в автореферате «Развитие взаимоотношений Советского Союза и Тувинской народной Республики в 1921-1944 гг.» (1968) подчеркнул решающее значение СССР в становлении тувинской государственности. Копирование и прямое заимствование советского опыта государственного строительства оценено как прогрессивный шаг.
Тема образования продолжена в статьях Цыренова З.Е. «Национальная политика Советского государства в школьном образовании Тувы (1945- 1960гг.)» , Конгар А.С. «Министерству образования Республики Тыва - 60 лет» , Лебедев В.И. «Формирование и кадровое обеспечение регионального научно-образовательного комплекса Республики Тыва» , П.П. Ступин «Некоторые проблемы истории Тувы в работах В.И. Дулова».
С новых методологических позиций рассмотрел вопросы истории государственной власти и системы школьного образования Тувинской автономной области К. А. Бичелдей в труде «Развитие системы государственной власти в Туве» (2001г.) .
Объектом исследования является предпосылки возникновения Министерства просвещения Тувинской Народной Республики и Тувинской автономной области, как образовательного института и этапы его развития.
Предметом исследования выступает деятельность Министерства просвещения Тувинской Народной Республики и Тувинской автономной области.
Целью исследовательской работы является изучение истории развития деятельности Министерства просвещения Тувинской Народной Республики и Тувинской автономной области, анализ комплекса проблем, связанных с характером и динамикой функционирования.
Задачи исследования:
- определить роль и значение Министерства просвещения на этапе его становления;
- изучить кадровую политику Министерства просвещения ТНР;
- рассмотреть деятельность Министерства просвещения Тувинской автономной области в годы Великой Отечественной войны;
- оценить дальнейшее развитие народного образования Тувинской автономной области.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1930 по 1961 гг.
Нижняя граница исследования определена 1930 годом - периодом становления министерства просвещения ТНР, также принятием своей национальной письменности. Верхняя граница - 1961 г. - периодом окончательного формирования системы просвещения в Туве.
Территориальные рамки работы охватывают современную территорию Республики Тыва.
Источниковая база исследования довольно широка, ее составляют опубликованные и неопубликованные архивные документы. Их можно использовать в качестве источников для изучения некоторых аспектов истории международных отношений тувинского государства. 
В работе для раскрытия проблемы отношений в сфере образования тувинской республики суверенного государства использованы нормативные акты государственных органов. К ним относятся протоколы Всетувинского Учредительного Хурала (1921); Великих Хуралов Тувинской Народной Республики (1922- 1944 гг.); Конституции Тувинской Народной Республики (1921, 1924, 1929, 1941 гг.). Эти документы предоставляют возможность проследить динамику формирования и развития министерства.
Неопубликованные архивные документы центральных и местных архивов на русском, тувинском (до 1930 года на основе латинского алфавита) языках, многие из которых до 1990-х гг. были недоступны для исследователей. Использование этих источников позволило воссоздать картину. Важное место среди источников занимают материалы фондов Центрального Государственного архива Республики Тыва (ЦГА РТ). Самая многочисленная и важнейшая часть документов по интересующей проблеме сосредоточена в фонде Министерства народного просвещения Тувинской Народной Республики (Ф.12О) . Кроме этого в работе использованы документы фондов Совета Министров Тувинской Народной Республики.
В Ученых записках Тувинского научно-исследовательского института В.А. Дубровский систематически публиковал документы по новейшей истории Тувы. В 1990-е гг. он составил и выпустил тематические сборники документов: «Создание суверенного государства в Центре Азии: Протоколы Хуралов 1921 года».
Методологической основой дипломной работы является принцип историзма, предполагающий рассмотрение исторических явлений, фактов, событий и процессов в соответствии с конкретно-исторической обстановкой
во взаимосвязи, в изменении и развитии. Принцип историзма позволяет дать оценку анализируемому периоду истории в целом, выявить причинно-следственные связи, позволяет проследить истоки проблемы, ее развитие, взаимосвязь с другими общественными, экономическими и политическими процессами, протекавшими на территории Тувы в рассматриваемый период. Принцип комплексности исследования, включающий в себя объективный отбор фактов, генезиса событий и их последствий на фоне исследования глубинных тенденций.
Для получения более полной информации использовались методы статистического анализа источников (выявление, отбор, критика происхождения и содержания), проблемно-хронологический метод классификации, метод анализа ситуации, состоящий в изучении документов и сравнении, нацеливающего на поиск общего или повторяющегося различий на основе несходства явлений и неповторимости ситуации.
Научная новизна исследования определяется тем, что в научный оборот впервые вводятся значительное количество ранее не использовавшихся документальных источников, что позволяет значительно расширить представления о деятельности Министерства просвещения Тувинской Народной Республики и Тувинской автономной области.
В данной работе впервые предпринят системный научный анализ деятельности министерства просвещения Тувы.
Практическая значимость. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке и публикации учебных пособий, монографий, спецкурсов по истории, а также изучении отдельных аспектов истории Тувы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованных источников и литературы и приложении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были рассмотрены история становления и развития, а также деятельность министерства просвещения в период Тувинской Народной Республики и Тувинской автономной области. Из приведенного исследования можно сделать несколько выводов о роли и месте министерства просвещения в истории Тувы:
1. Создание в 1930 году тувинской письменности на латинской основе положило начало культурной революции в Туве. Только после введения тувинской национальной письменности на латинской основе началось развитие министерства просвещения.
2. В строительстве школ активно участвовало местное население. Методом народной стройки с 1930 по 1940 гг. построили 235 школьных зданий. Следует отметить, что большинство из них строили люди, не имевшие опыта и инженерно-строительного образования. Темпы планового строительства были невысоки.
3. Система народного просвещения в Туве базировалась на принципах всеобщего обучения. Большим достижением явилось формирование национальных педагогических кадров.
4. Образование получило мощный импульс для развития, итогом его стало создание базы системы народного образования Тувы, включавшей начальную, семилетнюю и среднюю школу, низшие и средние специальные учебные заведения, а также сеть центров по ликвидации неграмотности. Росло количество школ, крепла их материальная база. 
В целом в период министерство просвещения сыграло значительную роль в развитии народного образования и научно-просветительской деятельности в истории Тувинской Народной Республики и Тувинской автономной области. Готовились и издавались учебники. Организованный при правительстве Тувы Ученый комитет в основном занимался координацией этой деятельности.



1. Конституция Республики Танну-Тува улус (народа Урянхая 1921г.).
2. Указ Президиума Верховного Совета СССР о принятии Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик ( 11 октября 1944г.).
3. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о принятии Тувинской Народной Республики в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (13 октября 1944г.).
Неопубликованные материалы Архивные источники
Центральжьин Государственный Архив Республики Тыва (ЦГА РТ):
Научная литература
18.Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. - НоэсхлЛигск : Наука, Сиб. отд., 1982. - 337 с.
19. - Ю. Л. Тува в годы Великой Отечественной войны Соэетеѵ:Союза: Автореферат дис. канд. истор. наук / Иркутск, 1957.- 16 г
20. Вѵегте с эеликим русским народом / Отв. ред. Ю. Л. Аранчын.-210 с.
21. Да-В.Г. Саянский узел: Усинско-Урянхайский край и росггггт>-зннекие отношения в 1914-1921гг. - Монголия. 2003. -
22. Социально - педагогические основы организации н-ѵп-7;-..--.ѵы в автономных республиках Сибири. - Якутск, 1976.
23. ДВ Л / сниально-экономическая история Тувы (XIX - начало XX к -Ѵ__ -?•?.-608 с.
24. РХЮЧШГЫ-;* & -- Культурно-воспитательная деятельность среди детей
- еб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / И.Н. Ег хеезгл. - • 3 ЛАД ОС, 2004. - 221 с.
25. ' к Тувы феодальной к Туве социалистической. -
Кызыл Эт <- ::>зо, 1956. - 207 с. 
2 Инников, H. П. В 7 т. Советская Тува в цифрах. История Тувы т. II. - 2зг:ыл: Тув. кн. изд-во. ■ -
История Тувы / . Под общ. ред. В. А. Ламина. т. II. ?л-:<ибирск: Наука. 2С< “ —30 с.
ІІлин І.-ООЛ, М.Х. Тува з эпоху феодализма. - Кызыл. ' 986. - 193 с.
Лл- дй-оол, М.Х. История Тувы: учеб, пособие лля 9 кл - 2-е изд. -
: Тув. кн. изд-во. 2 ОС- - 206 с.
V: ' лежь Тувы. Социальный портрет / Отв. ред. З.В. Анайбан. - ¿оэсч. бирск : Наука, Сиб. отд.. 1988. - 194 с.
’Л :д-А>в, Н.М. ИСТОРІИ-: осзетско-тувинских отношений (1917¬- . М. : Наука, 2005. - 32-1 с.
2 М Вл В. Ч. История образ Эадния в Тувинской Народной Республике
-.: Автореферат лиг.. канд. истор. наук / ВЕСТНИК 2013.
Л.П. Некоторые зепгхсы изучения истории Тувы. - Кызыл,-44с.
истории Тувы Сгпэ тел. Ю.Л. Аранчын. - Кызыл, 1984. -
2ѵ- с.
• Лел- ческое образование з 2узь?: Научная мысль. История. Люди / Л.П. Салчак, К.Б. Сап - л-.. - Кызыл, 2003. 309 с.
Г.С. Партийное ручгзодство народным образованием в
Туве (1944 - 196"‘ - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1967. -72 с.
Формирование и ггззнтие кадрового потенциала Тувы
Автореферат ли г_ ыычл. истор. наук / Абакан, 2006.
38 Слот Ч. Формирование и тлззнтие тувинского национального языка. Кызыл. 2С_5. - 2 с.
. -Ж - ИГ. Статьи и материалы л-? истории Тувы. - Кызыл, 1945. -
НА. История фор:пглолл -- тувинской нации. - Кызыл:
41. Cepooóoe. Н.А. Народное образование в Туве / ТНИИЯЛИ., ред. С.К. Токг. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1953. - 366 с.
42. Сейф;..тин. X.f. Образование Тувинской автономной области РСФСР, Кызыъ 195- г.
43. Туза XX зек: народная летопись / Отв. ред. Н. Богдановская. - Кызыл: Peco. тип.. 2001. - 309 с.
-1-4. f.A. Советская интеллигенция (история формирования и
!< "-1965гг.).-М: Наука, 1965.323 с.
45. Л'.ѵ-г.ііл-. Ю.Ч. Процессы сближения и вхождения Тувинской Нг^?лн 46. Лаг-.--;«. Р.Ш. Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике (1921-1944 гг.): Автореферат лис., канд. истор. наук / ЛС&ЕЙВ: 2009. 1-44 с.
Научные журналы социалистической культуры тувинского народа /
ТНИИЯЛИ. 1964 г. выпуск XI.
Формирование рабочего класса в Советской Туве Кызыл, 1967. Вып. 12. - 69-86 с.
-— В А. Первая школа в Туве // Знай и люби свой край. - Учжзо*. ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1978. - 67 с.
50. И. .7 От Тувы феодальной - к Туве социалистической івегты) Ч Ученые записки. Вып.12. - Кызыл, 1967,- 94 с.
51. ЛХв*. С Министерству образования Республики Тыва - 60 лет |—питиг._ 2001. - ,ѵ?2. — 16-23 С.
' 2 'ейев. В.И. Формирование и кадровое обеспечение регионального научно-образовательного комплекса Республики Тыва // Успехи ¿ /»временного естествознания. - Х_ 2. 2011. 71-74 с.
53. Монгуш. В.Д. К 70-летию тувинской письменности // Письменность. Становление и развитие науки в Туве. - М. 2005. 98-111 с.
?- Монгуш. Д.А 40 лет тувинской письменности // Ученые записки ТНІЯІЯЛИ. Вып. 15.-Кызыл. 19" 1. 174-182 с.
55. Нг-;госые проблемы истооии Тувы в работах В.И. Дулова / П.П.
н. С.И. Сат // Проблемы истории Сибири. - Иркутск, 2000. - 8-12
56. Сдбирзянов. Г.С. Всеобщая грамотность // Тув. правда. - 196“.- 22
5“. Cercoóoe. НА. Коминтерн и революционная Тува // - Кызыл. 1985 5S. Н.А. Современное рассечение носителей тувинских// Ученые записки. - ТНИИЯЛИ. - Кызыл. 1970. -тувинской национальной письменности (публиканеныг записки ТНИИЯЛИ. Кызыл. 1960. вып.8. 260-271 с.
60. С-г-гъ- 77.77. Некоторые проблемы истории Тувы в работах В.И.
П.П. Ступин, С.И. Сат // Проблемы истории Сибири. - Ирг.лск. 2000.- 8-12 с.
61. Тдгътугониев. Б.И. 75-летие создания тувинской национальной письменности И Гуманитарная наука Тувы на стыке веков: история, прчхдемы и перспективы. - Кызыл, 2005. 17-20 с.
62. Тп.щ.пкэйл Н.И. Документальные источники по тувинской ист теностзоии // Ученые записки. - Вып. XV. - 1971. - 287 с.
З.Е. /7ациональная политика Советского государства в образовании Тувы // Гуманитарные исследования в Туве:
СТ -щ;. - статей.-М.: РУДН, 2001.-181-189 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ