Введение 3
1. Экскурсия как форма внеурочной деятельности 4
1.1. Характеристика экскурсии 4
1.2. Виртуальная экскурсия обучающихся во внеурочной деятельности 7
2. Многолетняя мерзлота как фактор рельефообразования 16
2.1. Криогенные процессы и формы рельефа 16
2.2. Многолетняя мерзлота и человек 34
3. Виртуальная экскурсия в музей вечной мерзлоты г. Игарки 37
3.1 Особенности виртуальной экскурсии 37
3.2 Музей вечной мерзлоты в г. Игарка 44
3.3 Разработка виртуальной экскурсии в музей вечной мерзлоты в г. Игарка 55
Заключение 61
Список использованных источников 62
Актуальность. Вечная мерзлота покрывает 25 % поверхности суши в северном полушарии, 65% территории нашей страны. Ее мощность составляет до 1500 м в северной Сибири. Многолетняя мерзлота оказывает большое влияние на хозяйственную деятельность человека. Она создает значительные препятствия для производства земляных работ, строительства сооружений и эксплуатации различных построек и т. д. Отапливаемые здания, возведенные на многолетней мерзлоте, со временем оседают вследствие оттаивания под ними грунта, в них появляются трещины, что приводит к их разрушению. Многолетняя мерзлота препятствует развитию земледелия из-за климатических особенностей и заболоченности почвы. Поэтому изучать многолетнюю мерзлоту в школе важно и нужно, а разработка виртуальной экскурсии для учеников средней школы является актуальной.
Цель: разработка виртуальной экскурсии в музей вечной мерзлоты г. Игарка для обучающихся 9 класса.
Задачи
1. Проанализировать теоретические основы экскурсии.
2. Изучить криогенные процессы и условия формирования вечной мерзлоты.
3. Разработать рекомендации к проведению виртуальной экскурсии.
Объект исследования: образовательный процесс по географии.
Предмет исследования: виртуальная экскурсия в музей вечной мерзлоты г. Игарка.
Методы: анализ, синтез психолого-педагогической литературы,
наблюдение, описание.
Экскурсия - это форма общественно -просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более
сведущего лица (руководителя) изучает явление в его естественной обстановке. Благодаря экскурсиям, учащиеся более глубоко и полно познают географические особенности окружающей их местности на уровне тех научных знаний, которые они получают при изучении географии на занятиях. В сознании обучающихся устанавливается связь между теоретическим материалом и конкретной действительностью.
Вечная мерзлота - уникальное природное явление, имеющее свои плюсы и минусы. В настоящее время есть необходимость изучать вечную мерзлоту, максимально сохранять ее естественное состояние. Человеку необходимо, научиться сосуществовать на территории распространения вечной мерзлоты. Поскольку многолетняя мерзлота занимает 25% всей поверхности суши и 65% территории России, то её нужно изучать и рассказывать о ней в школах.
Использование виртуальных экскурсий делает процесс обучения и преподавания более эффективным, интересным, качественным,
результативным. Применение дидактических средств при визуальном методе обучения расширяет возможности преподавателя в процессе как объяснения материала (что трудно объяснить, то можно показать), так и проверки (оценки) знаний. Действительно, лучше один раз увидеть то или иное явление или технологический процесс, чем сто раз услышать о его существовании и протекании.
1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова // Литература в школе. - 2013. - №10. - С.22-24
2. Анциферов Н.П. О методах и типах историко -культурных экскурсий Н.П. Анциферов. - Петроград, 1923. - С. 15. (дата обращения: 23.04.2023).
3. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие. Рн/Д: Феникс, 2017. 381 с.
4. Безруких В.А., Елин О.Ю. Физическая география Красноярского края. - Красноярск: РИО КГПУ, 2005, 200 с
5. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно -
исследовательской деятельности студентов 2-е издание //, 2006 г. (дата обращения: 23.04.2023).
6. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 121 с.
7. Васильев С.В. Методические рекомендации по изучению основ природопользования и охраны природы в школьном курсе географии. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990.
8. Гавронина И.В. Виртуальная экскурсия [Электронный ресурс]
/ И.В. Гавронина // Копилка уроков. - 2013. Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/piedaghoghichieskaia- razrabotka-3d-%20ekskursiia-po-ghlavnomu-prospiektu- ghoroda (дата
обращения: 05.06. 2023).
9. Герд В. А. Экскурсионное дело. M.: Прогресс, 2009. 340 с.
10. Григорьев Н.Ф. Отчет о НИР «Изучение генезиса, истории развития, состава и строения мощных толщ и строения мерзлых толщ, и подземных льдов », фонды Игарской НИМС, 1981. - 230 с.
11. Демидюк Л.М. Криогенные процессы
Геокриология СССР. Средняя Сибирь. - М.: Недра, 1989, С. 181-183.
12. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2.
Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное
пособие. М.: ПСТГУ, 2016. 262 с.
13. Добрина H.A. Экскурсоведение: учеб. пособие. M.: Флинта: ШеИ, 2022. 286 с.
14. Долженко Г.П. Экскурсионное дело [Текст] / Г.П. Долженко. - М.: Феникс, 2014.
15. Достовалов Б.Н. О физических условиях образования морозобойных трещин и развития трещинных льдов в рыхлых породах // Изучение вечной мерзлоты в Якутии. - Вып. 3. - М.: Изд-во АН СССР, 1952. - С. 75-89...41