Введение 4
Глава 1. Методические основы организации и проведения экскурсии 6
1.1. Понятие экскурсии 6
1.2. Классификации экскурсий 7
1.3. Виртуальная экскурсия 10
1.4. Методические основы организации и проведения экскурсии 12
Глава 2. Географическая характеристика угольного разреза
“Черногорский” 18
2.1. История становления предприятия 18
2.2. Экономико-географическое положение 20
2.3. Физико-географическая характеристика 21
2.4. Специализация предприятия, его производственные связи 22
2.5. Продукция разреза 22
2.6. Проблемы и перспективы предприятия 22
Глава 3. Виртуальная производственная экскурсия на угольный разрез
“Черногорский” 25
3.1. Разработка виртуальной экскурсии на угольный разрез “Черногорский” 27
3.2. Анкетирование обучающихся 9 классов 32
3.3. Повторное анкетирование обучающихся 9 классов 38
Заключение 45
Список использованных источников 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 51
ПРИЛОЖЕНИЕ В 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 56
ПРИЛОЖЕНИЕ З 57
ПРИЛОЖЕНИЕ И 58
ПРИЛОЖЕНИЕ К 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 60
ПРИЛОЖЕНИЕ М 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Н 62
Угольный разрез “Черногорский” ведет свою историю с 1957 г. На данный момент разрез принадлежит ООО “СУЭК-Хакасия”. Разрез - одно из самых стабильных, высокотехнологичных и перспективных предприятий угольной промышленности России.
Актуальность работы
Современные школьники о последствиях горнодобывающей деятельности узнают из учебников, но они не имеют представления о том, как осуществляется добыча полезных ископаемых открытым способом, ее сложности, масштабах и последствиях, таких как смена растительного и животного мира, отвалы породы, долгое восстановление нарушенного почвенного покрова.
Значимость и востребованность дистанционных и онлайн-мероприятий, в том числе виртуальных экскурсий, все более увеличивается в связи со сложной эпидемиологической обстановкой.
Объект: учебный процесс по географии в школе, включающий изучение угольной промышленности.
Предмет: виртуальная экскурсия на угольный разрез “Черногорский” для 9 класса.
Цель: разработка виртуальной производственной экскурсии на
Черногорский угольный разрез для углубленного изучения угольной промышленности.
Задачи:
1. Раскрыть методические основы организации и проведения экскурсии.
2. Дать географическую характеристику угольному разрезу “Черногорский”.
3. Провести апробацию виртуальной производственной экскурсии в школе.
Методы:
1. Анализ литературных источников.
2. Картографический.
3. Социологический (анкетирование).
4. Компьютерного моделирования.
5. Описательный.
6. Статистический.
Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
В зависимости от содержания экскурсий, различают экскурсии тематические, обзорные и комплексные. По месту проведения - городские, загородные, музейные, производственные, комплексные. По продолжительности экскурсии могут быть одно-двухчасовые, однодневные и многодневные. По дидактической задаче учебные экскурсии делятся на вводные, текущие и заключительные.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т. д.
Организация экскурсий включает следующие элементы: а) подготовка учителя к экскурсии; б) подготовка учащихся; в) работу учащихся на месте экскурсии; г) беседу с учащимися по итогам экскурсии; д) проверку и оценку знаний учащихся по материалам экскурсий.
Черногорский угольный разрез - одно из самых стабильных, высокотехнологичных и перспективных предприятий угольной промышленности России, основанное в 1957 г. Разрез находится на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия. Ближайшими населенными пунктами являются п. Курган, 9-й поселок, г. Черногорск, г. Абакан. Предприятие специализируется на добыче и продаже обогащенного каменного угля. Среди проблем предприятия выделяются такие, как падение цен на уголь в западных направлениях вследствие высокой конкуренции, угольная пыль и загрязнение атмосферы, горящие отвалы.
В ходе изучения угольной промышленности была составлена и апробирована виртуальная производственная экскурсия. Перед проведением экскурсии было проведено анкетирование, в котором правильных ответов было 45
лишь 16%. Повторное анкетирование после проведения экскурсии показало отличные результаты: 94% правильных ответов. В виртуальную экскурсию на угольный разрез “Черногорский” входят: вводная беседа; участки маршрута: железная дорога, здание разреза “Черногорский”, карьер разреза “Черногорский”, Черногорская обогатительная фабрика; обобщающая беседа.
Разработка включает готовую экскурсию, созданную в программе Kolor Panotour Pro. Результатом экскурсии является повышение качества знаний обучающихся об угольной промышленности.
1. Брэм А.Э. Жизнь животных». Т. 1.: Млекопитающие. - М.: ТЕРРА, 1994. 524 с.
2. В Хакасии горел угольный разрез “Черногорский” // Информационное
агентство ЗАПАД24 [электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //zapad24 .ru/news/hakasiya/77515-v-hakasii- gorel-ugolnyy-razrez- chernogorskiy.html.
3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. Изд. 3-е. М.:Просвещение, 1976. 384 с.
4. Виртуальная экскурсия, как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы [электронный ресурс]. Режим доступа:
https://studbooks.net/1884317/pedagogika/virtualnaya ekskursiya odna effektiv nyh form organizatsii uchebnogo protsessa uroke literatury.
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М.: Русский язык, 1980. 663 с.
6. Информационные технологии в деятельности музея: Учебное пособие. М.: РГГУ, 2007. С. 386.
7. Красная книга республики Хакасия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов / Е.С. Анкипович, Д.Н. Шауло, Н.В. Седельникова и др. - 2 изд., перераб. и доп. Новосибирск: Наука, 2012. 288 с.
8. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование, 2009. С. 250.
9. Мещеряков Н.Л. Малая советская энциклопедия Т. 10. М., 1931. 195 с.
10. Некоторые особенности флористического состава спланированных отвалов разреза “Черногорский” ООО “СУЭК-Хакасия” / А.Т. Лавриенко, Н.А. Остапова, О.С. Сафронова и др. // Уголь. 2020. №9. С. 68-71.
11. Острый разговор об угольной промышленности // Черногорский рабочий
[электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.черногорскийрабочий.рф/node/18824.
12. Одобрен обновленный проект реконструкции Черногорского угольного
разреза // ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ [электронный ресурс]. Режим доступа: https://gge.ru/press-center/news/odobren-obnovlennyy-proekt-
rekonstruktsii-chernogorskogo-ugolnogo-razreza/
13. Природно-климатические условия республики Хакасия [электронный
ресурс]. Режим доступа:
https://studbooks.net/1196963/agropromyshlennost/prirodno_klimaticheskie _usloviya_respubliki_hakasiya.
14. Пыль и горящие отвалы: как будут работать над этим угольные разрезы в Хакасии // 19RUS.info [электронный ресурс]. Режим доступа: https ://19rus.info/index.php/ekonomika-i-finansy/item/122257-pyl-i-goryashchie- otvaly-kak-budut-rabotat-nad-etim-ugolnye-razrezy-v-khakasii.
15. Разрез “Черногорский” готов перекрыть годовой план на сотни тысяч тонн
угля // РТС [электронный ресурс]. Режим доступа:
https://tvrts.ru/index.php/rts-novosti/ekonomika-i-biznes/item/4172-razrez- chernogorskij-gotov-perekryt-godovoj-plan-na-sotni-tysyach-tonn-uglya...30