ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ К СЕМЕЙНЫМ РОЛЯМ И ОТНОШЕНИЯ К СВОИМ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ 8
1.1 Психологические особенности развития часто болеющего ребенка 8
1.2 Семейная роль как объект социально-психологического исследования .. 14
1.3 Исследования проблем родительского отношения в семьях с часто
болеющими детьми 19
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ К СЕМЕЙНЫМ РОЛЯМ И ОТНОШЕНИЯ К ИХ ЧАСТО БОЛЕЮЩИМ ДЕТЯМ 8-9 ЛЕТ 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Результаты исследования родительского отношения и отношения к
семейным ролям матерей часто болеющих детей 8-9 лет 34
2.3 Содержание психолого-педагогической работы с матерями часто
болеющих детей 44
2.4 Выявление эффективности психолого-педагогической работы по оптимизации взаимоотношений матери и часто болеющего ребенка младшего
школьного возраста 51
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
В настоящее время, институт семьи переживает кризис, который в первую очередь отражается на детско-родительских отношениях, ослабевают социальные связи между родителями и детьми, увеличивается рост семейных конфликтов и агрессии, снижается качество родительской компетентности. Именно поэтому, проблемы семьи и родительских отношений считаются особенно актуальными. На этом фоне, в последние годы, в России особую актуальную психологическую, социальную и медицинскую проблему представляет собой уровень детской заболеваемости. Негативные тенденции, имеющие свойство увеличиваться в геометрической прогрессии, вызывают у специалистов области здоровья детей обеспокоенность такой ситуацией. Растет число заболеваемости у обучающихся начальной школы, и как следствие увеличивается число учащихся, имеющих соматический статус «часто болеющий ребёнок». Чаще всего, дети дошкольного и младшего школьного возраста определяют группу «часто болеющих детей». Такие дети более 4 раз в год болеют респираторными заболеваниями, а также у них происходит рецидив хронических заболеваний. Статистические данные, за минувшие несколько лет, определяют, что количество часто болеющих обучающихся начальной школы в возрасте до 10 лет выросло на 19,3%. Исходя из этого, на долю часто болеющих учащихся приходится в среднем 51,5% всех заболеваний детей младшего школьного возраста по данным научного центра здоровья детей РАМН за 2018 год.
Как следствие частых болезней, ребенок меньше посещает школу и его жизнь сконцентрирована в кругу семьи. Как правило, основной уход за ребенком в это время в таком возрасте осуществляет мать, следовательно , основное воздействие, преимущественно социализирующее, ребёнок получает от матери. К этиологическим факторам повышенной заболеваемости детей в младшем школьном возрасте также можно отнести изменения в системе детско-родительских отношений и некоторые изменения особенности личности последних, в особенности матерей часто болеющих школьников в возрасте 8-9 лет.
Зачастую, исследователи рассматривают специфику общения ребенка со взрослыми (родителями) относительно категории здоровых детей (Е.О. Смирнова; Г.Г. Филипова; М.Н. Панфилова). То количество, доступных и изученных в психологии подходов по изучению общения младших школьников с их родителями, в большинстве своем направлены на изучение таких аспектов как уровни, механизмы и т.п. Некоторыми исследователями также рассматривается вопрос об особенностях общения с родителями часто болеющих школьников, находящихся в особой ситуации социального развития, которая характеризуется, неэффективным родительским отношением к ребенку. Несмотря на это, в психологии наблюдается острая нехватка практических и научных аспектов данной проблемы: насчитывается малое количество действительно эффективных коррекционных программ, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений в семье с часто болеющим ребенком младшего школьного возраста (8-9 лет) которые также способствуют улучшению соматического статуса такого ребёнка...
На сегодняшний день, проблемы, связанные с институтом семьи и родительскими отношениями в частности являются особенно актуальными. Кризис, который переживает институт семьи, в первую очередь находит свое отражение на детско-родительских отношениях. Социальные связи между детьми и родителями ослабевают, растет число семейных конфликтов, снижается качество семейного воспитания и ответственности родителей за своих детей. Помимо этого, за последние годы в России уровень детской заболеваемости стремительно растет, что повлекло за собой рост числа детей, относящихся к группе «часто болеющие дети», а это в свою очередь является актуальной медицинской, социальной и психологической проблемой.
Цель нашего исследования было изучить особенности взаимосвязей отношения матерей к семейным ролям и отношения к их часто болеющим детям и разработать коррекционную программу, направленную на оптимизацию детско-родительских отношений.
Нами было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь родительского отношения матери в семье с часто болеющим ребенком 8-9 лет и ее отношения к семейной роли. При наличии симбиотической связи и авторитаризма в типе родительского отношения, матери часто болеющего ребенка свойственно наличие таких особенностей отношения к социальной роли, как неудовлетворенность ролью хозяйки, зависимость от семьи и сверхавторитет.
В ходе теоретического анализа проблемы были выявлены следующие психологические особенности развития часто болеющего ребенка: им свойственны ярко выраженная тревожность, наличие различных комплексов, неуверенность в себе, повышенное чувство страха, зависимость от семьи (прежде всего от матери), а также быстрая утомляемость. Таким детям сложно находить общий язык с окружающими, трудно заводить друзей. Их эмоции поверхностны, не возникает глубоких чувств. К задержке развития личности т.е. инфантилизму, приводит изменение социальной ситуации развития. Такие дети непосредственны и несамостоятельны. У них отсутствует устойчивость внимания, не могут регулировать свое поведение, объективно и адекватно оценивать ситуацию и изменять поведение, согласно внешним условиям. Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье. Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. Проблема выбора, принятия семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи. Влияние родительского отношения на развитие личности часто болеющего ребенка подтверждается выделением типов эффективных (оптимальных) родительских отношений, которые способствуют общему развитию личности ребенка, а также типы неэффективных (нарушенных) родительских отношений, которые указывают на особую роль последних в создании патологических новообразований в психической деятельности и поведении ребенка...
1. Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1980. 245 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Спб.: Питер, 2001. 288 с.
3. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Московский психолого¬
социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 320 с.
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы
формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 209 с.
5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей // Пер. с англ. В. Старовойтова. М.: Академический проект, 2004. 232 с.
6. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., Знание, 1998. 64 с.
7. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании родителей по вопросам психического развития и психологического благополучия детей и подростков // Мир психологии. 2017. № 2 (90). 133 с.
8. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1985. №4. С. 32¬38.
9. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
10. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников
[Электронный ресурс]. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. 160 с. // Электронная
библиотека КГПУ им. В.П. Астафьева. URL:http://library.kspu.ru//index.php?optio n=com irbis&view=irbis&Itemid=114 HTM (дата обращения 29.04.2020 г.).
11. Водяха Ю.Е. Психология детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. Екатеринбург: УрГПУ, 2018. 109 с. // Межвузовская электронная библиотека. URL: https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/7590/read.php HTM (дата обращения 25.04.2020 г.).
12. Воронина С.Н. Роль психологических факторов в развитии соматического заболевания у детей дошкольного возраста: на примере бронхиальной астмы: автореферат дис. ... канд. психол. наук. М.: 2006. 181 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
14. Вылегжанина Г.Г. Взаимосвязь родительского отношения и преобладающих мотивов к деятельности часто болеющего ребенка дошкольного возраста: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2006. 165 с.
15. Вылегжанина Г.Г. Влияние родительского отношения на мотивацию часто болеющего ребенка дошкольного возраста к разным видам деятельности: основные подходы и методы изучения / Г.Г.Вылегжанина, В.А.Ковалевский // Вестник КрасГУ. Красноярск, 2006. С. 108-113...60