ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ПО 10 ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ ДЕТСКОГО ДОМА КАК УСЛОВИЮ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
1.1. Понятие отклоняющегося поведения как предмет научного 10 анализа
1.2. Факторы, обуславливающие развитие отклоняющегося 18 поведения детей-сирот в детском доме
1.3. Психологическая безопасность среды детского дома как 39 условие профилактики отклоняющегося поведения воспитанников
Выводы по Главе 1 48
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ 50 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ ДЕТСКОГО ДОМА КАК УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
2.1. Паспорт проекта 5 0
2.2. Описание среды детского дома 52
2.3. Исследование склонности воспитанников к отклоняющемуся 59 поведению
2.4. Исследование характеристик психологической безопасности 68 среды детского дома
2.5. Реализация проекта обеспечению психологической 73 безопасности среды детского дома
2.6. Оценка эффективности проекта 84
Выводы по Главе 2 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 107
Актуальность исследования. В настоящее время, в большинстве случаев наблюдается рост числа социально незащищенных подростков, где значительное место занимают дети-сироты с отклоняющимся поведением, которые дезадаптированы, испытывают глубокие душевные потрясения, проявляют различные формы негативного поведения.
Ю.А. Музаева выделяет три группы проблем, обусловливающих актуальность исследования проблем отклоняющегося поведения детей-сирот в детском доме:
- современная ситуация интенсивно трансформирующегося общества привела к увеличению количества лиц с отклонениями в поведении, умножением видов и форм девиаций;
- феномен «социального» сиротства имеет не только экономическую, но и высокую нравственную значимость, а потому требует анализа его причин и организации помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей;
- среди воспитанников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, высокий процент детей, входящих в группу риска и имеющих различные отклонения в поведении.
Проблема профилактики отклоняющегося поведения детей-сирот приобрела для России стратегически важное значение, задача ее решения вновь вышла на государственный уровень, превратив задачу профилактики в важнейшую социально-педагогическую проблему, что подчеркнуто в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (от 17.11.2008 г.) и связано с организацией осознанной и целенаправленной деятельностью подростков по преобразованию личности.
Отклоняющееся поведение является предметом научного анализа многочисленных теоретических и прикладных исследований: правовых, социологических, психологических, педагогических, психопатологических и др. В науке сформировались три основных подхода к изучению девиантного поведения: биологический, психологический и социологический.
В современной психологической и педагогической литературе этой проблеме посвящены труды М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, Н.Н. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Л.Ю. Зюбина, Ф.Г. Ильина, В.Т. Кондратенко,
А.И. Кочетова, А.Е. Личко, Л.И. Маленковой, Г.П. Медведева,
Г.М. Миньковского, И.А. Невского, Л.И. Островского, И.В. Павлова, М. Раттер, Л.Ю. Сироткина, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и др. В основном эти труды выполнены на материале исследования проблемы воспитания и перевоспитания детей и подростков в различных образовательных учреждениях.
Исследования причин отклоняющегося поведения детей-сирот
освещены в трудах М.А. Галагузова, И.В. Дубровина, М.О. Дубровина,
С.А. Игумнова, В.Т. Кондращенко, Т.А. Митиной, Ю.А. Музаевой, А.Ф. Мустаева, B.C. Мухина, А.Е. Личко, Н.М. Платонова, A.M. Прихожан, Н.К. Радкиной, H.H. Толстых, А.Б. Холмогорова и др. Как отмечает А.И. Миллер, «первоисточником антиобщественного поведения выступает совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих неприспособленность детей-сирот к конкретным условиям социально полезной деятельности, т.е. их дезадаптацию» [72, с. 10].
Исследования вопросов профилактики отклоняющегося поведения детей разных возрастных (В.Д. Гатальский, С.П. Татарова, В.П. Филиппова) и социальных групп (О.А. Вахромеева, Ю.А. Музаева, П.А. Шацков), выделяя в качестве ключевых условий профилактики интеграцию усилий специалистов детского дома и вовлечение детей-сирот в активные формы профилактической работы, позволяющей активизировать внутренний
потенциал воспитанников...
Отклоняющееся (девиантное) поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Проблема отклоняющегося, социально-негативного поведения детей- сирот в детском доме является, безусловно, актуальной и значимой. Активизация педагогических сил, направленная на преодоление трудностей у воспитанников интернатных учреждений, позволила нам предпринять шаги в сторону практического разрешения проблемы девиантного поведения.
Проведенный анализ теоретических подходов к исследованию отклоняющегося поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволил выявить, что специфику становления отклонений в их поведении целесообразным рассматривать в рамках следующих факторов риска:
- факторов, связанных с кровной семьей ребенка и условиями ее проживаниям, потерей родительской опеки;
- факторов, связанных с особенностями психического развития самого ребенка;
- факторов, связанных институциональными условиями
жизнеустройства ребенка-сироты.
Проанализированы характеристики безопасной психологической среды, как условия профилактики отклоняющегося поведения детей. Обоснование характеристики безопасности среды в качестве ключевого психологического параметра образовательной среды образовательного учреждения, соотнося ее с категорией психологического насилия, разрушительного для психического здоровья личности. Под психологической безопасностью И.А. Баева понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
При подборе диагностических методик оценки эффективности реализуемого проекта и выявления рисков отклоняющегося поведения мы руководствовались существованием возрастных особенностей возникновения отклоняющегося поведения детей и подростков. Поэтому мы выбрали следующие методики: методику изучения социализированности личности М.И. Рожкова и методику «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» А.Н. Орел.
По первичной диагностике по М.И. Рожкову можно сделать вывод, что социальная зрелость у младших воспитанников детского дома на достаточно высоком уровне. Возможно, что в этом возрасте завышенная самооценка, желание быть лучше, необъективность к самому себе. У старших воспитанников детского дома социальная зрелость присутствует не в должной мере...
1. Аберкромби Н. Социологический словарь / Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С.; пер. с англ. Ясавеева И.Г.; под ред. Ерофеева С.А. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2004. 619 с.
2. Азбука медиации / Науч.- метод. центр медиации и права; Ташевский С. М.: Межрегион. центр управлен. и полит. консультирования, 2011. С. 23.
3. Абрамова Ю.Г. Психология, среды: источники и направления, развития / Абрамова Ю.Г. // Вопросы психологии, 1995. № 2. С.130-137.
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. / Абрамова Г.С. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский, центр «Академия», 1999. 672с.
5. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения: Материалы обл. науч.-практ. конф. Под науч. ред. Касаткиной Н.Э., Кемерово. ОблИУУ, 1999. 53с.
6. Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатных учреждений [Электронный ресурс]: дополнительная профессиональная образовательная программа. - 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 62с. (дата обращения 12.10.2017)
7. Александрова Е.А. Воспитание современного ребёнка // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства: сб. науч.-метод. материалов. М.: АНО «ЦНПРО», 2011. С.78 - 82.
8. Арошенко М.М. Наш взрослый детский дом. Днепропетровск. Проминь, 1990. 173 с.
9. Байер Е.А. Исследование жизнестойкости у детей-сирот в учреждении государственной поддержки детства как залога успешной интеграции в быстро меняющемся социуме // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 4 (50). С. 6-11.
10. Баева И.А Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. Баевой И.А. СПб: Речь, 2006. 288с.
11. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды. Теоретические основы и технологии создания / Под ред. Баевой И.А. Санкт-Петербург, 2002. 386с.
12. Беличева С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей- сирот в России и проблемы их совершенствования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. №3. С.84-87.
13. Битянова М.В., Меркулова Т.В., Беглова Т.В., Теплицкая А.Г. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика). М.: Сентябрь, 2015. С. 216
14. Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии; Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. М., 1988. С. 341
15. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. 158 с...97