Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ «ГИБКИХ» НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ КВИЗОВ)

Работа №167165

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Теоретические основы формирования «гибких» навыков у подростков в
процессе внеурочной деятельности 8
1.1. «Гибкие» навыки и способы их формирования у подростков 8
1.2. Подростки как субъекты процесса саморазвития 15
1.3. Квиз как форма организации внеурочной деятельности 19
Выводы по главе 1 24
II. Экспериментальное исследование формирования «гибких» навыков во
внеурочной деятельности с применением квиз-игровых технологий 26
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию
«гибких» навыков во внеурочной деятельности МАОУ СШ № 19 26
2.2. Психолого-педагогические условия формирования «гибких» навыков в
процессе внеурочной деятельности 30
2.3. Основные результаты исследования процесса формирования «гибких»
навыков у младших подростков в условиях внеурочной деятельности с применением квиз-игровых технологий 32
Выводы по главе II 35
Заключение 37
Литература и источники 41
Список источников 41
Список литературы 41
Приложения 45


Актуальность работы
В современном обществе предъявляются все большие требования к выпускникам общеобразовательных школ, которые должны не просто обладать знаниями, но и рядом универсальных навыков, которые необходимы как для развития личности, так и для продуктивной работы в любой профессиональной сфере. Это коммуникативные компетенции, умения работать в команде и нестандартно, творчески подходить к решению задач, способность критически мыслить и формировать собственное мнение и пр. Такие наиболее востребованные сейчас навыки называются «soft skills» в - «гибкие» или «мягкие» навыки.
Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования наряду с личностными и предметными результатами освоения учебной программы большую роль играют метапредметные компетенции, являющиеся аналогами «гибких» навыков. Такие навыки формируются у школьников как в ходе учебной деятельности, так и на внеурочных занятиях. Одной из наиболее современных форм педагогической работы, доказавшей свою эффективность, являются игровые технологии. Данное понятие включает в себя достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса, в число которых входит «квиз-технология». Её содержание близко к канонам викторины, однако прохождение «квиза» предполагает решение разноплановых задач, и его суть не сводится к формуле «вопрос-ответ». Структура квиза предполагает тестовые задания и задания на время, упражнения, тренирующие память и развивающие интуицию, а также необходимость постоянного эффективного сотрудничества с участниками своей команды, в кооперации с которыми игроку необходимо преодолеть все интеллектуальные препятствия на пути к победе. Таким образом, применение квиз -игровой технологии напрямую предполагает развитие у школьников столь необходимых для их успешного будущего «гибких» навыков.
Степень изученности темы
Исследования «гибких» навыков как незаменимых качеств современного успешного профессионала широко представлены среди трудов зарубежных авторов, начиная с середины XX в. (Г. Айзенк, И. Майерс, К. Бриггс и др.) и заканчивая современными работами (В. Кентон, А. Гаскелл, С. Мелони и др). Вопросами применения и востребования этих компетенций на российском рынке труда занимались Н.В. Жадько, А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова и др. Несмотря на то, что исследование «гибких» навыков в наши дни довольно широко освещается в отечественной педагогике и психологии, данный вопрос все еще изучен недостаточно и требует всестороннего рассмотрения. Наиболее современные исследователи (Ш. Каххаров, М.Л. Зуева, Т.Г. Киселева) используют для определения профессионально значимых качеств термин «надпрофессиональные компетенции». Другие авторы (Н.В. Жалько, О.А. Подольский, В.А. Погожина, А.С. Ермакова, Т.А. Яркова, И.И. Черкасова, В. Шипилова, Дж. Хекман, Т. Кауц и М. Эндрюс) используют для этого термин «гибкие» навыки («soft skills»). Основой для определения необходимых для формирования обучающихся метапредметных качеств стали труды классиков советской и российской педагогики и психологии А.С. Макаренко, В.А. Сластенина, П.И. Пидкасистого, Е.В. Бондаревской, С.Л. Рубинштейна...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты нашего исследования могут быть представлены в виде следующих обобщений.
Анализ научных работ, в которых описываются особенности и условия развития «гибких» навыков у обучающихся, позволил заключить, что формирование этих компетенций, являющихся наиболее универсальными и востребованными для успешной адаптации и развития в современном мире, происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности с применением системы традиционных и инновационных технологий, методов и форм работы с обучающимися. Выбор педагогических инструментов для достижения этой цели обуславливают в первую очередь возрастные особенности обучающихся.
При изучении психолого-педагогической литературы были выявлены основные характерные черты обучающихся подросткового возраста, которые делают их субъектами процесса саморазвития: интерес к собственной личности как ведущий, тяга к преодолению, ощущение взрослости, потребность в общении со сверстниками, повышенный интерес к деятельности вне уроков, потребность в принятии, самоутверждении и самоидентификации. Основываясь на анализе полученных сведений, мы определили подростковый период как наиболее благоприятный для формирования новых качеств, которые закладывают фундамент полноценной личности, успешной в учебной, творческой и - в будущем, - в профессиональной деятельности.
При выборе технологий и форм работы, которые наилучшим образом послужили бы для формирования «гибких» навыков у подростков, мы изучили цели и особенности внеурочной деятельности, ее разновидности. Определив игру как универсальную форму воспитательно-познавательной деятельности, обладающую необходимыми функциями для создания условий приобретения обучающимися новых навыков, мы обратились к исследованиям такого популярного в современной педагогике феномена, как квиз-игра или квиз. Активное воздействие этой разновидности интеллектуальных игр на эмоциональную сферу участников, ее нестандартность и неформальность обстановки, в которой рекомендовано проведение квизов, возможность применения участниками в игровом процессе теоретических знаний, полученных в ходе освоения учебной программы, и совершенствование навыков работы в команде, коммуникативный умений, навыков нестандартного и критического мышления, стали решающими факторами для выбора квиз -игр в качестве инструмента формирования у подростков «гибких» навыков.
Таким образом, на начальном этапе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что навыки кооперации, коммуникации, креативности и критического мышления у подростков могут формироваться в процессе регулярного участия в общеинтеллектуальных квиз -играх при соблюдении определенных психолого-педагогических условий, содержание которых происходит из особенностей подросткового возраста и специфики организации выбранной нами формы игровой деятельности. Ряд этих условий был классифицирован нами в несколько групп: организационные, системно-деятельностные, мотивационные, психологические. Все они были соблюдены в ходе нашей опытно-экспериментальной работы, которая продлилась с февраля 2021 года по май 2023 года. За это время нами было проведено 5 квиз-игр на общеинтеллектуальную тематику для обучающихся 5-7 классов МАОУ «Средней школы № 19» Железнодорожного района г. Красноярска. Для анализа уровня сформированности «гибких» навыков у подростков, принимавших участие в квизах, нами был разработан опросник, научной основой которого стали исследования Е.В. Восторговой, В.В. Михайлова и А.К. Сыщенков, которыми 2019 году была разработана модель диагностики «гибких» навыков у школьников. В мае 2023 года было организовано анкетирование, в котором приняли участие 94 ученика...


1. An Educator’s Guide to the “Four Cs” [Электронный ресурс]. URL:
https://www.game-learn.com/top-soft-skills-2020-how-to-train-them/ (Дата
обращения: 01.05.2023).
2. Common European Framework of Reserence for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge University Press, 2001.
3. Lucas B., Claxton G., Spencer E. Progression in Student Creativity in School: First Steps Towards New Forms of Formative Assessments // OECD Education Working Papers. Paris: OECS Publishing, 2013. № 86.
4. Sumner, W.G. A Study of the Sociological Importance of Usages, Manners, Customs. Mores and Morals. New York: Ginn and Co., 1940. P. 632.
5. Whitmore P.G., Fry J.P. Soft skills: definition, behavioral model analysis, training procedures. Alexandria, VA: Human Resourses Research Organization, 1972.
6. Бронникова, Л.М., Курило А.В. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные условия // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Барнаул, 2017. Вып. 2 (31). С. 21-24.
7. Винокурова Н.В., Мазуренко О.В., Васенина С.И. О развитии навыков SOFT SKILLS в учебной деятельности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №73-1. С. 87-90.
8. Восторгова Е.В., Михайлов В.В., Сыщенко А.К. Модель диагностики и развития soft skills школьников в рамках подготовки к соревнованиям WorldSkills Junior // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. №3.
9. Герасимова О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 5. С. 75-58.
10. Груздова О.Г., Согласова Т.А. Применение квиз-технологии в образовании // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. №
3. С. 13-19.
11. Давидова, В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. [Электронный ресурс]. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (Дата обращения: 01.05.2023).
12. Ермаков Д.С. «Гибкие» навыки в школьном образовании // Народное образование. 2020. № 5. С. 165-172.
13. Жуманов Х.Т. Понятие и педагогические возможности игровой технологии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-2. С. 70-73.
14. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке:
Практические рекомендации / авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. 76 с.
15. Лингевич О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 9. С. 80-83...30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ