Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая программа коррекции зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта

Работа №167164

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования проблемы развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта 8
1.1. Понятие зрительного восприятия в психологии 8
1.2. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе 16
1.3. Психологические особенности детей с нарушением интеллекта 21
1.4. Особенности зрительно-пространственного восприятия у младших
школьников с нарушением интеллекта 28
Глава 2. Экспериментальное изучение зрительного восприятия детей с нарушением интеллектуального развития 36
2.1. Организация и методики исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования особенностей зрительного восприятия
детей с нарушением интеллекта 43
Глава 3. Коррекционно-развивающая работа по формированию зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта 64
3.1. Теоретическое обоснование формирования зрительного восприятия
младших школьников с нарушением интеллекта 64
3.2. Программа формирования зрительного восприятия младших школьников
с нарушением интеллекта 69
3.3. Анализ эффективности коррекционно-развивающей программы по
формированию зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта 87
Заключение 95
Библиография 99
Приложение 106


Актуальность исследования. Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Основной объём информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константно сть во сприятия [1].
Зрительные образы многомерны и сложны и включают три уровня отражения: сенсорно - перцептивный, уровень представлений и вербально - логический уровень. Как показывают исследования Э.С. Бейн, К.И. Вересотской формирование любого уровня зрительного отражения у детей с нарушением интеллекта нарушено. В связи с этим оно характеризуется следующими особенностями: пассивностью, недифференцированностью, некритичностью воспринимаемого. Процесс восприятия значительно замедлен.
У детей с нарушением интеллекта недостаточность зрительного восприятия зависит от степени и тяжести интеллектуального нарушения. В связи с этим является актуальным изучение особенностей процесса восприятия умственно отсталых младших школьников.
В настоящее время проблема развития зрительного восприятия у детей с нарушениями интеллекта является менее изученной.
В отечественной психологии проблемой развития зрительного восприятия занимались Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко и другие специалисты.
Исследованиями в области зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта занимались К.И. Вересотская, Э.А. Евлахова, М.М. Нудельман, Н.М. Стадненко и другие. Не хватает практического и теоретического материала для освещения трудностей и задач, связанных с данной тематикой.
По мнению А.В. Абрамовой, Л.П. Григорьевой, А.Г Московкиной у детей с нарушением интеллекта наблюдается значительная недостаточность непосредственного сенсорно - перцептивного отражения. Вместе с тем отмечается, что в процессе обучения и коррекционно-развивающей работы можно значительно развить их ощущения и зрительное восприятие [3], [5]..
В силу указанных причин у детей с нарушением интеллекта отмечается нарушение избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты, константности зрительного восприятия. Поэтому изучение коррекции и развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной.
Цель исследования: изучить особенности зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта и разработать психолого-педагогическую программу коррекции имеющихся нарушений.
Объект исследования: зрительное восприятие младших школьников с нарушением интеллекта...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопросы развития и формирования зрительно-пространственного восприятия у детей дошкольного возраста занимают значительное место в исследованиях психологов, педагогов и других специалистов, решающих проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте продолжается по трем основным направлениям, расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам. Все стороны развития восприятия в этом возрасте включают использование наглядно - образного мышления, поэтому и само восприятие сливается с пониманием, определением значения воспринимаемых предметов и их свойств, их отношения к другим предметам и свойствам.
Проблема выявления особенностей восприятия выступает как основная не только у нормально развивающихся детей, но и у детей, имеющих проблемы в развитии. Дефекты восприятия детей с нарушением интеллектуального развития отрицательно влияют на всю познавательную деятельность ребёнка.
Целью исследования являлось исследование особенностей зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Проведенное нами исследование позволило определить уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития и соотнести их уровнем развития восприятия детей с нормальным развитием.
Как показало наше исследование, у детей с нормальным развитием и с нарушением интеллектуального развития 5-7 лет успешность выполнения тестов на развитие зрительно-пространственного восприятия определяется уровнем их когнитивного развития.
Исследованием были установлены следующие особенности сформированное™ восприятия у детей с нарушением интеллектуального развития: низкий уровень развития восприятия - необходимость более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; неполноценность тонких форм зрительного восприятия; недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства.
Проблемы в развитии проявляются у данных детей не только в темпе, но и в снижении объема восприятия, в его неактивности и недифференцированности.
Учитывая теоретические данные ведущих психологов и полученные данные нашего эксперимента можно сказать, что наша гипотеза, о том, что у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития будет наблюдаться недостаточная сформированность различных компонентов восприятия в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием подтвердилась.
Различия между детьми с нарушением интеллектуального развития и их, нормально развивающихся сверстников становится всё более выраженным по мере усложнения объектов.
Таким образом, восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с нарушением интеллектуального развития, в сравнении с дошкольниками в норме, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов...


1. Агранович, З. Е. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у младших школьников и младших школьников. - М.: Детство-Пресс, 2003. - 40 с.
2. Алиева, Н. З. Физика цвета и психология зрительного восприятия. - М.: Академия, 2008. - 108 с.
3. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей./ Психология ощущений и восприятия. - М: ЧеРо, 2002. С. 202-286
4. Архипова, М.Г. Психологическая коррекция восприятия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович . 2015. С. 148-149.
5. Астапов, В. М., Микадзе, Ю. В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб, 2001. - 403 с.
6. Башаева, Т. В. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет. - М.: Академия Развития, 2008. - 208 с.
7. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника./И.М. Бгажнокова -М.: Просвещение, 2010. -96 с.
8. Безруких, М.М., Теребова, Н.Н. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет.//Физиология человека, 2009.-N 6.-С.37-42.
9. Белякова, И. В. Психология умственно отсталых школьников. -М.: МПСИ, 2002. -198 с.
10. Блинникова, И.В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций. М., Ипран, 2003. 200 с.
11. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма - пресс. 2004. 680 с.
12. Бутогин, С. Г. Осмысленность и предметность восприятия //Вестник Удмуртско-го университета. -2010. №3.-120 с.
13. Вайзман, Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. - М.: Педагогика, 1976
14. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение/Л.А. Венгер -М: Просвещение, 2009. -490 с.
15. Венев, И.Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.// Вопросы психологии. 1998. - №6, С. 24-29...64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ