ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
|
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ8
1.1 Понятие эмоционально-оценочной лексики8
1.2 Особенности овладения детьми дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой12
1.3 Художественная литература как средство обогащения словаря эмоционально-оценочной лексикой старших дошкольников 18
Выводы по Главе 122
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ25
2.1. Диагностика владения старшими дошкольниками эмоциональнооценочной лексикой25
2.2 Система работы по овладению дошкольниками эмоциональнооценочной лексикой в процессе ознакомления с художественной литературой.31
2.3. Анализ результатов эффективности обогащения словаря дошкольников эмоционально-оценочной лексикой в процессе ознакомления с художественной литературойз?
Выводы по Главе 242
ЗАКЛЮЧЕНИЕ43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК47
ПРИЛОЖЕНИЯ50
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ8
1.1 Понятие эмоционально-оценочной лексики8
1.2 Особенности овладения детьми дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой12
1.3 Художественная литература как средство обогащения словаря эмоционально-оценочной лексикой старших дошкольников 18
Выводы по Главе 122
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ25
2.1. Диагностика владения старшими дошкольниками эмоциональнооценочной лексикой25
2.2 Система работы по овладению дошкольниками эмоциональнооценочной лексикой в процессе ознакомления с художественной литературой.31
2.3. Анализ результатов эффективности обогащения словаря дошкольников эмоционально-оценочной лексикой в процессе ознакомления с художественной литературойз?
Выводы по Главе 242
ЗАКЛЮЧЕНИЕ43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК47
ПРИЛОЖЕНИЯ50
Проблема овладения эмоционально-оценочной лексикой у детей старшего дошкольного возраста очень актуальна в настоящее время. Внеситуативно-личностный тип общения, который складывается в старшем дошкольном возрасте, можно охарактеризовать особым содержанием, мотивом и задачами, которые могут быть решены различными средствами. Эмоционально-оценочная лексика, которая обозначает чувства и эмоции, внутренне настроение человека, его нравственные качества, занимает существенную позицию среди этих средств.
Обогащение словаря эмоционально-оценочной лексикой выступает значимым критерием эмоционального и нравственного развития и воспитания детей. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается отношение к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие становления социально активной личности старшего дошкольника, используется как средство воспитания нравственных качеств индивида. Однако, как показывает практика дошкольного образования, скудность в речи дошкольников слов эмоционально-оценочной лексики все больше возрастает. Дети испытывают большую трудность на этапе выражения эмоций, объяснения своих эмоциональных состояний. Дети часто неадекватно выражают свои эмоции, не умеют правильно оценивать эмоции других детей. Это является существенным недостатком в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Во многих исследованиях таких психологов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и др., отмечено, что именно в дошкольном возрасте ярко развиваются эмоции и чувства.
Проблема обогащения словаря эмоционально-оценочной лексикой у дошкольников представлена в исследованиях, направленных на обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста (В.В. Гербова, Н.П. Иванова, В.И. Логинова, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина).
Лучшим возрастом для развития эмоциональной сферы является дошкольный возраст. Наряду с другими психическими явлениями, эмоциям и чувствам отводится особое место в развитии ребенка. Они представляют собой различные формы отражения реального мира. Особенности развития ребенка и его чувств, переживаний тесно взаимосвязаны с его развитием.
Цель данного исследования - изучение возможности обогащения словаря эмоционально-оценочной лексикой детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Объектом является овладение эмоционально-оценочной лексикой детьми старшего дошкольного возраста.
Предметом выступает художественная литература как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста эмоциональнооценочной лексикой.
Исходя из актуальности, объекта, предмета и цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие эмоционально-оценочной лексики.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
3. Рассмотреть особенности и содержание работы по обогащению словаря эмоционально-оценочной лексикой;
...
Обогащение словаря эмоционально-оценочной лексикой выступает значимым критерием эмоционального и нравственного развития и воспитания детей. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается отношение к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие становления социально активной личности старшего дошкольника, используется как средство воспитания нравственных качеств индивида. Однако, как показывает практика дошкольного образования, скудность в речи дошкольников слов эмоционально-оценочной лексики все больше возрастает. Дети испытывают большую трудность на этапе выражения эмоций, объяснения своих эмоциональных состояний. Дети часто неадекватно выражают свои эмоции, не умеют правильно оценивать эмоции других детей. Это является существенным недостатком в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Во многих исследованиях таких психологов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и др., отмечено, что именно в дошкольном возрасте ярко развиваются эмоции и чувства.
Проблема обогащения словаря эмоционально-оценочной лексикой у дошкольников представлена в исследованиях, направленных на обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста (В.В. Гербова, Н.П. Иванова, В.И. Логинова, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина).
Лучшим возрастом для развития эмоциональной сферы является дошкольный возраст. Наряду с другими психическими явлениями, эмоциям и чувствам отводится особое место в развитии ребенка. Они представляют собой различные формы отражения реального мира. Особенности развития ребенка и его чувств, переживаний тесно взаимосвязаны с его развитием.
Цель данного исследования - изучение возможности обогащения словаря эмоционально-оценочной лексикой детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Объектом является овладение эмоционально-оценочной лексикой детьми старшего дошкольного возраста.
Предметом выступает художественная литература как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста эмоциональнооценочной лексикой.
Исходя из актуальности, объекта, предмета и цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие эмоционально-оценочной лексики.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
3. Рассмотреть особенности и содержание работы по обогащению словаря эмоционально-оценочной лексикой;
...
В современных условиях развития системы образования как всегда актуальным остается вопрос повышения уровня эффективности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это предполагает усовершенствование всех составляющих частей системы народного образования, повышение уровня качества профессиональной подготовки педагогов.
Среди прочего, в числе заслуживающих особого внимания задач, относящихся к дошкольным образовательным учреждениям, важное место отведено задаче подготовки детей к школе. Одним из важнейших показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Словарь - один из составляющих элементов речевого развития ребенка. Усвоение эмоционально-оценочной лексики являет собой важное условие умственного развития, ввиду того, что содержание исторического опыта, который осваивает ребенок в онтогенезе, обобщено и выражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Обогащение речи эмоционально окрашенными словами решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. В то же время происходит модернизация операциональной стороны мышления, так как овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Недостаточная наполненность и развитость словаря эмоционально-оценочной лексикой создает преграду на пути к полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное овладение словами эмоциональной лексики - одно из важнейших условий подготовки детей к школьному обучению.
Обогащение словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, распознавание ребенком эмоционального состояния других людей также напрямую зависят от степени усвоения речевых обозначений чувств, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста является важным условием их эмоционального развития и нравственного воспитания. Однако, важно не только обогащать словарь детей новыми словами, необходимо помочь дошкольнику в осознание смысловой стороны слова данной лексики.
Основными методами словарной работы по обогащению словаря оценочной лексикой в старшем дошкольном возрасте являются лексические упражнения с синонимами, антонимами, с многозначными словами, во взаимосвязи с художественной литературой.
Наша работа была нацелена на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой в процессе ознакомления с художественной литературой. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, а так же особенности овладения словами эмоционально-оценочной лексики и влияние художественной литературы на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста. С помощью литературных произведений возможно рассчитывать на решение значительной части задач методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно применять этот богатейший материал.
...
Среди прочего, в числе заслуживающих особого внимания задач, относящихся к дошкольным образовательным учреждениям, важное место отведено задаче подготовки детей к школе. Одним из важнейших показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Словарь - один из составляющих элементов речевого развития ребенка. Усвоение эмоционально-оценочной лексики являет собой важное условие умственного развития, ввиду того, что содержание исторического опыта, который осваивает ребенок в онтогенезе, обобщено и выражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Обогащение речи эмоционально окрашенными словами решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. В то же время происходит модернизация операциональной стороны мышления, так как овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Недостаточная наполненность и развитость словаря эмоционально-оценочной лексикой создает преграду на пути к полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное овладение словами эмоциональной лексики - одно из важнейших условий подготовки детей к школьному обучению.
Обогащение словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, распознавание ребенком эмоционального состояния других людей также напрямую зависят от степени усвоения речевых обозначений чувств, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста является важным условием их эмоционального развития и нравственного воспитания. Однако, важно не только обогащать словарь детей новыми словами, необходимо помочь дошкольнику в осознание смысловой стороны слова данной лексики.
Основными методами словарной работы по обогащению словаря оценочной лексикой в старшем дошкольном возрасте являются лексические упражнения с синонимами, антонимами, с многозначными словами, во взаимосвязи с художественной литературой.
Наша работа была нацелена на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой в процессе ознакомления с художественной литературой. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, а так же особенности овладения словами эмоционально-оценочной лексики и влияние художественной литературы на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста. С помощью литературных произведений возможно рассчитывать на решение значительной части задач методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно применять этот богатейший материал.
...
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023





