Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности проявления школьной тревожности обучающихся 5 классов в период адаптации к основной школе

Работа №167133

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое основы изучения школьной тревожности у младших подростков 6
1.1. Тревожность как психолого-педагогический феномен, подходы к его
изучению 6
1.2. Проблема школьной тревожности обучающихся 5 классов в контексте их
адаптации к новым условиям реализации образовательного процесса 12
1.3. Использование методов активного социально-психологического
обучения в психолого-педагогической работе по коррекции школьной тревожности младших подростков 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 26
Глава 2. Исследование особенностей школьной тревожности обучающихся 5 классов в период адаптации к основной школе 21
2.1. Программа диагностики школьной тревожности у обучающихся 5 классов 21
2.3. Организация исследования, анализ и интерпретация результатов
экспериментальной работы 28
2.3. Программа психолого-педагогической работы по коррекции школьной тревожности обучающихся 5 классов 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 88
Заключение 91
Приложения 94


Актуальность исследования. Проблема школьной тревожности является предметом исследования ученых из разных областей гуманитарного знания на протяжении нескольких десятилетий. В современной системе образования происходят постоянные изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Следствием постоянных трансформаций и усиления требований к обучающимся, становится появление значительного количества детей младшего подросткового возраста с высоким уровнем школьной тревожности. Эти подростки отличаются низкой самооценкой, мнительностью, неуверенностью в своих способностях, постоянным беспокойством, что в дальнейшем негативно сказывается на его психическом здоровье и развитии, взаимоотношениях с другими людьми, может привести к появлению неврозов и школьной неуспеваемости. Учителя и психологи учитывают адаптационный период перехода пятиклассников в основную школу и все сложности, с этим связанные, тем не менее, данная проблема является достаточно распространенной в современной практике образования.
Проблема школьной тревожности рассмотрена в трудах следующих исследователей: Р.С.Немова, Л.С. Славиной, К. Хорни, А.В.Петровского, А.М.Прихожан, М.С.Неймарка, С. Салливена, Ч. Спилбергера, Л.И.Божович, К. Изарда, Б.М.Теплова, С.В. Ковалева, В.Д. Небылицына, П.В. Румянцеву, А.В. Микляеву и т.д. Однако в отечественной психологии исследования по данной проблеме носят разрозненный и фрагментарный характер, отсутствует единая точка зрения на определение понятия школьной тревожности, факторов ее возникновения и особенностей проявления, также нет общепринятых методов диагностики, профилактики, коррекции школьной тревожности.
Противоречие между потребностью в научно обоснованных представлениях о феномене школьной тревожности у младших подростков, обучающихся в современной школе, и отсутствием современных исследований в данном направлении, позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности проявления школьной тревожности обучающихся 5 классов в период адаптации к основной школе?
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования, в соответствии с которой были сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: школьная тревожность обучающихся 5 классов.
Предмет исследования: особенности проявления школьной
тревожности обучающихся 5 классов в период адаптации.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности проявления школьной тревожности обучающихся 5 классов в период адаптации к основной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить, проанализировать научную психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу диагностики школьной тревожности у обучающихся 5 классов.
3. Организовать и провести исследование школьной тревожности обучающихся 5 классов, выявить и охарактеризовать особенности её проявления в период адаптации к основной школе.
4. Разработать программу психолого-педагогической работы по коррекции школьной тревожности обучающихся 5 классов
Гипотеза исследования:
Школьная тревожность обучающихся 5 класса проявляется в ситуациях проверки знаний и оценки учебной деятельности, взаимодействия с педагогами и администрацией образовательного учреждения.
Обучающиеся, пришедшие из других образовательных организаций, имеют более высокий уровень школьной тревожности.
Существуют гендерные отличия в проявлениях школьной тревожности у мальчиков и девочек, обучающихся в 5 классе.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: тестирование, тест «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан»; интервью педагогов.
Методы обработки: количественная и качественная обработка.
Опытно-экспериментальная база исследования - МАОУ СШ № 157 г. Красноярска. В исследовании приняли участие подростки, обучающиеся в 5 классе, в количестве 142 человека, 66 мальчиков и 76 девочек и 5 педагогов.
Практическая значимость исследования. Выявлены и определены особенности проявления школьной тревожности у обучающихся 5 классов, характерные для периода адаптации к новым условиям реализации образовательного процесса. Разработаны рекомендации по психолого-педагогической коррекции школьной тревожности обучающихся 5 классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Объем работы составляет 100 страниц. В работе результаты исследования отражены в таблицах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования нами была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература. Проблема школьной тревожности рассмотрена в трудах следующих исследователей: Р.С.Немова, Л.С. Славиной, К. Хорни, А.В.Петровского, А.М.Прихожан, М.С.Неймарка, С. Салливена, Ч. Спилбергера, Л.И.Божович, К. Изарда, Б.М.Теплова, С.В. Ковалева, В.Д. Небылицына, П.В. Румянцеву, А.В. Микляеву и т.д.
На основе теоретического анализа школьной тревожности у детей 10-11 лет мы уточнили понятия «тревожность» и «школьная тревожность», которое у каждого автора разное. В понимании А.М. Прихожан тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, когда имеет место сопряженное с ним предчувствие неблагополучия, угрозы. Школьная тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с повышенным беспокойством в школьных ситуациях, с волнением о том, что родители, сверстники или учителя плохого мнения о нём, с ожиданием негативного отношения к себе.
Формами проявления школьной тревожности можно считать: ухудшение соматического здоровья; нежелание ходить в школу; излишнюю старательность при выполнении заданий; отказ от выполнения заданий, которые обучающийся считает невыполнимыми; проявление вербальной и невербальной агрессии; сложность концентрации внимания во время учебы; наличие ночных страхов; потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях; «сверхценность» школьной оценки; стремление избежать контактов со сверстниками и учителями; уклонение от ответа на уроке либо слишком тихий ответ. Высокий уровень школьной тревожности является показателем школьной дезадаптации.
В рамках исследования нами была разработана программу диагностики проявления школьной тревожности у обучающихся 5 классов. Исследование было организовано на базе МАОУ "Средняя школа № 157" г. Красноярска. В исследовании приняли участие 142 пятиклассника и 5 педагогов. При этом 91
использовали две методики: тест «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан», интервью среди педагогов.
Не менее 75 % пятиклассников испытывают в той или иной степени тревожность, связанную с процессом адаптации к новым условиям, таким как: иная система преподавания материала, другое место обучения и проч. Школьная тревожность обучающихся 5 класса проявляется в ситуациях проверки знаний и оценки учебной деятельности, взаимодействия с педагогами и администрацией образовательного учреждения, им важно, что другие люди могут думать о них.
Мальчики перешедшие из других школ, продемонстрировали более высокие показатели по шкале "спокойствие", что может свидетельствовать о комфортности в условиях нового образовательного учреждения, либо о наличии скрытой тревожности. У мальчиков школьная тревожность проявляется чаще всего при выступлении, проверке знаний, конфликтах с родителями. У девочек тревожность проявляется чаще всего при угрозе неудачи, риске выглядеть в глазах других людей хуже. Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают необходимость психолого¬педагогической работы, направленной на снижение школьной тревожности у пятиклассников с учетом актуальной ситуации в каждом конкретном школьном коллективе. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась частично.
Нами была разработана программа психолого-педагогической работы по коррекции школьной тревожности обучающихся 5 классов. Основные задачи психолого-педагогической работы связаны с созданием доверительной атмосферы в классе, развитием у подростков умений и навыков психофизической саморегуляции и навыков владения собой в критических ситуациях; формированием коммуникативных компетенций; повышением самооценки учащихся; преодолением тревоги, психологических защит и сопротивления. Методы и формы, рекомендуемые к использованию в программе: игра, беседа, психогимнастика, изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ