Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме изучения особенностей эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями 9
1.1 Общая характеристика онкологических заболеваний 9
1.2 Эмоциональные состояния и их роль в психологическом и соматическом
здоровье человека 17
1.3 Современное состояние изучения проблемы эмоций больных, страдающих онкологическими заболеваниями 24
Выводы по первой главе 34
Глава II. Экспериментальное изучение эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями 36
2.1 Организация, методы и методики исследования 36
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
Выводы по второй главе 55
Глава III. Психологическая программа по коррекции эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями 58
3.1 Основные научно-методологические подходы к коррекции
эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями 58
3.2 Основные направления, формы и методы психологической работы по
коррекции эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями 68
Выводы по третьей главе 80
Заключение 82
Список используемой литературы 86
Приложение
Актуальность исследования. Проблема изучения эмоциональных состояний личности в различных процессах жизнедеятельности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни человека, интенсификацией коммуникативных связей и некоторые другие характерные черты современной эпохи, которые обуславливают необходимость разработки практических психологических средств по увеличению потенциальных возможностей человека, совершенствованию его адаптивных механизмов. Изучением эмоциональных состояний занимались такие отечественные психологи как: П.К. Анохин (1964), С.Л. Рубинштейн (1946), З. Фрейд, А.Н. Леонтьев (1971), П.В. Симонов (1981). Эмоциональные состояния онкологических больных изучены крайне слабо, о чём свидетельствует недостаточная представленность данных материалов в современной научной литературе. Некоторые результаты исследований представлены в работах Н.Н. Блинова (1990), С.А.Кулакова(2003), Г.А. Ткаченко (2008), Н.А. Русина (2002). Однако таких исследований недостаточно. Высокая практическая и теоретическая значимость обозначенной проблемы и малая её разработанность в теории и практике психологии обуславливают актуальность реализуемого нами исследования. Это обусловлено прежде всего, устойчивой тенденцией роста онкологической заболеваемости, которая достигла довольно высоких показателей и в обозримом будущем будет нарастать.
Особая роль в данном контексте отводится регулированию эмоциональной сферы личности, т.к. значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Психические состояния, как целостные характеристики психической деятельности человека сопровождают его всю жизнь, и при этом состояния влияют на процессы, являясь фоном их протекания. Они характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, многообразием и полярностью. В некоторых условиях развиваются различные формы нарушений функциональных состояний, такие как: утомление, стресс, депрессия, тревожность, эмоциональная истощаемость и выгорание и др., которые, как правило, ведут к более сложным нарушениям - психосоматическим заболеваниям, для противодействия, которых следует использовать не только известный комплекс превентивных и оперативных воздействий, но и другие приемы коррекции, субъектом своего измененного состояния.
Сегодня науке уже известно, что эмоциональные состояния человека являются причиной многих заболеваний. Между стрессом и возникновением заболевания существует настолько тесная связь, что иногда по силе перенесенного человеком стресса бывает возможно предсказать его болезнь.
Имеющиеся в мировой научной литературе сведения о влиянии психологического стресса на онкологических больных свидетельствуют, что не только течение заболевания, но и социально-психологическая реабилитация больного, возвращение его к активной полноценной жизни в семье и обществе, снижение риска повторного заболевания, во многом зависит от отношения человека к болезни, его психического состояния, воли, активной позиции, направленной на борьбу с недугом.
Одной из важных психологических проблем в онкологической клинике является проблема реакции личности на болезнь. От того, как больной относится к своему заболеванию, зависит общий успех лечения.
Купирование на первых этапах терапии неблагоприятных эмоциональных воздействий, представляется не менее важной задачей, чем непосредственное лечение соматического характера заболевания.
Проблема исследования: изучение эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями в настоящее время становится все более актуальной. Однако, обозначенная область исследований мало изучена и требует последующей разработки в теории и практики психологической науки.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями и разработать психологическую программу методических рекомендаций по их коррекции.
Задачи исследования:
1. На основании анализа общей и медицинской литературы определить степень разработанности проблемы;
2. Выявить особенности эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями;
3. Разработать психологическую программу методических рекомендаций по коррекции эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями.
Объект исследования: эмоциональная сфера больных, страдающих онкологическими заболеваниями.
Предмет исследования: особенности эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями является высокий уровень тревожности, стресса и наличие страха.
Методологические и теоретические основы исследования:
— общие теории эмоций (П.К. Анохин,1964; А.Н. Леонтьев,1971; С.Л. Рубинштейн,1946; П.В. Симонов,1981; З. Фрейд);
— учения об опухолях Декарта, Гюнтера (1794), Р. Вирхова (1853), Н.Н. Блохина (1979);
— учение эмоциональных состояний онкологических больных: Н.Н. Блинов (1990), С.А.Кулаков (2003), Н.А. Русина (2002), Гедрон (1701), Н. Пезешкиан (1996).
Методы исследования:
Теоретический анализ медицинской, психологической литературы по проблеме исследования. В психологическое исследование были включены эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, тестирование, констатирующий эксперимент. Полученные в ходе экспериментальной работы данные были обработаны с использованием количественных, качественных и интерпретационных методов исследования.
В психодиагностическое исследование были включены следующие методики:
1. Методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Раге (2001);
2. «Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора (1992);
3. Четырёхмодальностный эмоциональный вопросник Л. А. Рабиновича (2001);
4. Метод цветовых выборов: модифицированный восьмицветовой тест Люшера (2002).
Организация исследования: Экспериментальное исследование было проведено в Краевой клинической больнице в эндокринном хирургическом отделении г. Красноярска. В исследовании участвовало - 30 человек с диагнозом рак щитовидной железы (РЩЖ 1-3 стадии). В выборке участвовало 9 мужчин и 21 женщина. Возраст испытуемых составил 25 - 60 лет.
Этапы проведения исследования:
1) Первый этап (ноябрь 20016 — январь 2017 г.) - анализ медицинской и психологической литературы по проблеме исследования, выявление проблемы исследования, постановка задач, определение гипотезы.
2) Второй этап (январь 2017 — март 2017 г.) - определение экспериментальных планов, определение критериев экспериментальной выборки; разработка модели исследования; формулирование объекта и предмета исследования.
3) Третий этап (апрель 2017 — ноябрь 2017 г.) - подбор методов и методик для эмпирического исследования. Реализация экспериментальной части исследования. Выявление особенностей эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями на основании отобранных диагностических методов и методик.
4) Четвертый этап (декабрь 2017 — март 2018 г.) - Анализ результатов исследования по изучению эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями. Количественная и качественная обработка и интерпретация результатов исследования.
5) Пятый этап (апрель 2018 - ноябрь 2018) - разработка программы методических рекомендаций по коррекции эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями. Формулирование выводов и заключения. Оформление текста диссертации.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями.
Практическая значимость исследования: результаты
реализованного нами эмпирического исследования представляют большой практический интерес для работы практического психолога в сфере здравоохранения. В работе представлена модель исследования эмоциональных состояний больных, страдающих онкологическими заболеваниями, а также программа методических рекомендаций по их коррекции у изучаемого контингента лиц. Разработанный методический материал может быть полезен клиническим психологам, работающим с онкологическими больными.
Структура работы: выпускная квалификационная работа изложена на 103 страницах (включая приложение), состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка литературы (в количестве 71 источника), 6 приложений. Выпускная квалификационная работа проиллюстрирована 4 таблицами и 3 рисунками.
Одной из важных психологических проблем в онкологической клинике является проблема негативного эмоционального состояния онкологических больных. Онкологические, как и все другие тяжелые заболевания у многих больных вызывают мощный психологический стресс. Сопутствующие психологическому стрессу отрицательные эмоции, отрешенность могут усугубить течение болезни.
Проблема изучения эмоциональных состояний личности в различных процессах жизнедеятельности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни человека, интенсификацией коммуникативных связей и некоторые другие характерные черты современной эпохи, обуславливают необходимость разработки практических психологических средств по увеличению потенциальных возможностей человека, совершенствованию его адаптивных механизмов. Изучением эмоциональных состояний занимались такие психологи как: П.К. Анохин (1964), С.Л. Рубинштейн (1946), З. Фрейд, А.Н. Леонтьев (1971), П.В. Симонов (1981). Эмоционального состояния онкологических больных поверхностно изучали такие ученые как: Н.Н. Блинов (1990), С.А.Кулаков (2003), Г.А. Ткаченко (2008), Н.А. Русина (2002), но таких исследований недостаточно.
Эмоциональной реакцией на заболевание пациентов с диагнозом «рак» является ощущение внутренней напряженности, страха, повышение общего уровня тревоги, неуверенности в себе, появление страха за будущее.
Экспериментальное исследование было проведено в Краевой клинической больнице в эндокринном хирургическом отделении г. Красноярска. В исследовании участвовало - 30 человек с диагнозом рак щитовидной железы (РЩЖ 1-3 стадии). В выборке участвовало 9 мужчин и 21 женщина. Возраст испытуемых составил 25 - 60 лет.
В психологическое исследование были включены эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, тестирование, констатирующий эксперимент. Полученные в ходе экспериментальной работы данные были обработаны с использованием количественных, качественных и интерпретационных методов исследования. В психологическое исследование были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Раге (2001);
2. «Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора (1992);
3. Четырехмодальностный эмоциональный вопросник Л. А. Рабиновича (2001);
4. Метод цветовых выборов: модифицированный восьмицветовой тест Люшера (2002).
Экспериментальное исследование выявило эмоциональные нарушения у онкологических больных в виде повышенной тревожности, низкой степени стрессоустойчивости, пессимизма, страха, напряжения и наличия чувства нависшей угрозы, что влияет на активность больного, снижают самооценку, блокирует резервные и потенциальные возможности личности по борьбе с болезнью.
В результате психодиагностического обследования по всем отобранным нами методикам была выявлена низкая стрессоустойчивость, повышенную тревожность, пессимизм и страх у большинства испытуемых. Предоперационная тревога и страх является типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции. Она выражается в постоянном беспокойстве, неусидчивости, невозможности сосредоточиться на чем-либо, нарушении сна.
Исследование исходного уровня социально-психологического стресса онкологических больных по методике МЦВ выявило повышенный уровень стрессовой нагрузки в обследованной группе, высокий уровень тревожности, наличие страха, напряжения. Кроме того, нами были получены данные о наличии блокированной потребности в самореализации, ощущение нависшей угрозы, чувства собственного бессилия и переутомления. Выявленные особенности, безусловно, препятствуют актуализации внутренних ресурсов организма пациентов, направленные на борьбу с болезнью, ослабляют их активность и мотивацию, создают преграды в эффективности лечения.
Повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, низкая стрессоустойчивость являются признаками напряженного психоэмоционального состояния (психоэмоционального стресса). Психоэмоциональный стресс приводит к перерасходу ресурсов организма и снижает его устойчивость. Основными условиями нормализации психоэмоционального состояния являются устранение причин хронических стрессов, изменение стиля жизни, модели поведения, мыслей и чувств на более положительные, конструктивные.
Осуществляя анализ результатов исследования по отобранным нами психодиагностическим методикам, можно сделать вывод, что выдвинутое предположение, о том, что особенностями эмоциональных состояний онкологических больных являются высокий уровень тревожности, стресса и наличие страха подтвердилось.
Учитывая неблагоприятное воздействие эмоциональных нарушений на внутреннюю картину болезни онкологических больных, а также, опираясь на анализ полученных результатов исследования, в качестве основных блоков психокоррекционной работы нами были определены: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. На основании этого были выделены следующие направления психологической коррекции:
- Обучение клиентов умениям регуляции, контроля и управления эмоциональными состояниями;
- Развитие умений адекватно оценивать свое эмоциональное состояние;
- Формирование умений регулировать и управлять эмоциональными состояниями в затруднительных жизненных ситуациях;
- Обучение клиентов моделям конструктивного эмоционального реагирования в ситуациях фрустрации.
Разработанная нами психологическая программа включает в себя следующие средства психокоррекционного воздействия на клиентов:
I. Лекции.
II. Тренинги, игровые упражнения.
III. Аутогенная тренировка
IV. Дыхательные техники
V. Мышечная релаксация
VI. Рациональная психотерапия
VII. Нейролингвистическое программирование.
С целью реализации программы, в качестве основных, нами были отобраны следующие методы: психогимнастика, аутогенная тренировка и арттерапевтические методы.
1. Ганцев Ш.Х. Онкология: Учебник.-М.: Медицинское информационное агенство, 2004.-516 с.
2. Блохин Н.Н., Б.Е. Петерсон. Клиническая онкология, 1979.
3. Чаклин А.В. Психологические аспекты онкологии / Вопросы онкологии.- 1992.873-888 с.
4. Саймонтон К., Саймонтон С.Психотерапия рака: пер. с англ.-2001, 286 с.
5. Коблер-Росс. О смерти и умирании.- Киев: София, 2001.-320 с.
6. Марычев А.А. О возможностях реабилитации онкологических больных после радикального лечения.-М., 1998.
7. Русина Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях / Мир психологии.-2002.-№4.-152-160 с.
8. Старшенбаум Г.В., цит. по : Психосоматика и психотерапия, 2005.
9. Леонтьев Д.А., цит. по: Смысл смерти, на стороне жизни, 2004.
10. Баевский Р.М. Прогнозирования состояний на грани нормы и патологии.- М.: Медицин, 1988.-270 с.
11. Василюк Ф.Е. Пережить горе. Человеческое в человеке. «Политиздат», Москва, 1991.
12. Е. Гольцман. Болезнь, помогающая выжить. « Наука и жизнь»-2000, №7, 86-91 с.
13. Московский психологический журнал №2. Влияние стресса на здоровье.
1998.
14. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.-М.: Медгиз, 1995.-254 с.
15. Анн П.Ф.- Психологический тренинг с подростками, 2007.-271 с.
16. К. Хорни. « Новые пути в психоанализе». Пер. с англ. А. Боковикова.- М.: Академический проект, 2007.
17. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- М.:Наука, 1998.-269 с.
18. А.Д. Сахаров. Тревога и надежда.-Москва, 1990.-335 с.
19. Е.Ф. Лушников, А.Ф. Цыб, С. Ямасита. Рак щитовидной железы в России после Чернобыля.- 2006.- 128 с.
20. В.В. Потемкин. Эндокринология.-М.: Медицина, 1999.- 432 с.
21. Р. Хэгглин. Дифференциальная диагностика внутренних болезней.- М.: Миклош, 1993.-794 с.
22. Е.А. Валдина. Заболевания щитовидной железы. Москва, 1993.
23. Лекции по хирургическим болезням, 1996-1998гг.
24. В.А. Чулкова, В.М. Моисеенко. Практическая онкология, №3-2009, 157 с.
25. А.В. Гнездилов. Психология и психотерапия потерь / СПб.: «Речь».- 2002.-237 с.
26. Э.Б. Карпова, В.А. Чулкова. Онкологическое заболевание как психологический кризис .- 2007.- 556-557 с.
27. В.М. Моисеенко, В.М. Чулкова. Психоонкология / Пособие для врачей.- Спб.- 2007.-38 с.
28. П.К. Анохин. Эмоции / Большая медицинская эндиклопедия. 2-е изд., 1964, Т.35, 339-367 с.
29. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. Спб.: изд. «Питер», 2000.¬712 с.
30. Е.П. Ильин. Эмоции и чувства. 1-е изд., 2001.- 752 с.
31. П.В. Симонов. Эмоциональный мозг.- М., 1981.
32. Р.С. Немов. Психология.-М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2000.-688 с.
33. А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розуль. Психология и педагогика.-Спб.: Питер, 2002.- 432 с.
34. Ребер А. Большой психологический словарь.- М.: Вече, 2000.-680 с.
35. В.Г. Пашинский. Растение против рака.- Томск: Аграф-Пресс, 2005.- 96 с.
36. С.И. Ялкут. Профилактика опухолей. «Книга плюс», Москва, 2006.
37. Селенина Е. Метастазы счастья / Путь к себе.- 1992.-№5.- 24-25 с.
38. И.Г. Малкина-Пых. Психосоматика: Справочник практического психолога.- М.: изд. Эксмо, 2005.- 992 с.
39. Пезешкиан Носсрат. Психосоматика и позитивная психотерапия / пер. с нем. М.: Медицина, 1992.-464 с.
40. Досталова Л. Как сопротивляться раку / пер. с чешского. «Исцели себя сам», 1994.
41. А.П. Слободяник. Психотерапия. Внушение. Гипноз. / Киев, 1983.
42. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. - М., 1995.
43. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: МИВ- метод цветовых выборов. - СПб.: Речь, 2002. - 112с.
44. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2001. - 350с.
45. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского- 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 568 с.
46. Вундт В. Психология душевных волнений / Под.ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.
47. Введение в психологию / Под ред. Петровского А.В. - М.: Академия, 1995. - 496 с.
48. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. — М.: "Кафедра¬М", 1998.
49. Сидоров П.И., Парняков А.В., Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с.
50. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. —М.: "Академический проект", Екатеринбург: "Деловая книга", 1999.
51. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.
52. Петров Н.Н. Общее учение об опухолях (патология и клиника), СПб., 1910.-373 с.
53. Зильбер Л.А. Вирусно-генетическая теория происхождения злокачественных опухолей. М.: Медицина, 1968. 197 с.
54. Ч. Давин. Выражение эмоций у человека и животных. Собрание сочинений в 9-ти томах, изд. АН СССР, том 5,1953.
55. Валдина Е.А. Заболевания щитовидной железы Руководство. 3-е изд. - СПб: Питер, 2006. - 368 с.
56. Пачес А.И., Пропп Р.М. Рак щитовидной железы (2-е изд.). - М. - 1995. - 372 с.
57. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. СПб.:
1999. -86 с.
58. Кулаков С.А. Основы психосоматики. - СПб.: Речь, 2003. - 288с.
59. Минченков А.В., Елпидифоров Н.Б. Методы стуктурной психосоматики.
- СПб.: ИД «ЮВЕНТА»; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.-409с.
60. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1999. - 624 с.
61. Ткаченко Г.А. Психологическая коррекция кризисного состояния личности женщин, страдающих раком молочной железы / Г.А. Ткаченко //Сиб. психол. журн. - 2008. - № 30. - С. 97-101.
62. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - M., 2008. - 256 с.
63. Блинов Н.Н. Об отношении онкологических больных к своему диагнозу / Н.Н. Блинов, И.П. Хомяков, Н.В. Шиповников // Вопр. онкологии. -1990. - № 8. -966-969 с.
64. Шеляг Т.В. Технологии социальной работы: Учебник. М, 2003.
65. Ромасенко В.А., Скворцов К.А. Нервно-психические нарушения при раке. М.-1961.
66. И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников. Введение в профессию "психолог". Учебное пособие. МПСИ,2007.- 464 с.
67. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов — изд 6-е., перераб. и доп. — М : Академический Проект, 2003. — 496 с..
68. Рисунок в психотерапии.; Д.Остер, п.гоулд; М., 2000.
69. Учебник «Психотерапия»; под ред. Б.Д. Корвасарского; Питер;СПб.,2000.
70. А. Анастази, С. Урбина; Психологическое тестирование; Питер; СПб.,2002.
71. «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Б. Д. Карвасарского, 3-е изд, 2006.-944 с.