ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
|
Введение 4
Глава I. Общеучебные универсальные учебные действия как психолого- педагогическое явление 7
1.1. Описание понятия общеучебные универсальные учебные действия 7
1.2. Связь между формированием общеучебных универсальных учебных
действий с содержанием предметной области «математика» 13
1.3. Особенности формирования общеучебных универсальных учебных
действий на уроках математики 18
Выводы по I главе 27
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников 29
2.1. Актуальный уровень сформированности общеучебных универсальных
учебных у младших школьников 29
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 34
2.3. Включение серии заданий в уроки математики направленных на
формирование общеучебных универсальных учебных действий 40
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения
Глава I. Общеучебные универсальные учебные действия как психолого- педагогическое явление 7
1.1. Описание понятия общеучебные универсальные учебные действия 7
1.2. Связь между формированием общеучебных универсальных учебных
действий с содержанием предметной области «математика» 13
1.3. Особенности формирования общеучебных универсальных учебных
действий на уроках математики 18
Выводы по I главе 27
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников 29
2.1. Актуальный уровень сформированности общеучебных универсальных
учебных у младших школьников 29
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 34
2.3. Включение серии заданий в уроки математики направленных на
формирование общеучебных универсальных учебных действий 40
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения
Стремительное введение информационных технологий, безусловно, наложило определенный отпечаток на многие отрасли, в том числе, и на образование. Образовательному учреждению сегодня необходимо готовить обучающихся к той жизни, которая еще незнакома.
В связи с изменениями жизни изменилась и парадигма образования. В 2011 году был разработан и введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, основывающийся на новом подходе к обучению - системно деятельностном. Системно - деятельностный подход реализуется в универсальных учебных действиях, предполагающих формирование умения учиться. Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют, как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [16]. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Основные результаты обучения школьников в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у учащихся должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности [10].
Цель исследования - выявить уровень сформированности общеучебных универсальных учебных действий и подобрать задания направленные на его повышение.
Объект исследования - процесс формирования общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - актуальное состояние общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников и способ его изменения.
Цель, объект и предмет работы позволили сформулировать гипотезу, согласно которой сформированные на уроках математики общеучебные универсальных учебных действий характеризуются:
- поиском и извлечением необходимой информации на уроках математики;
-выбором эффективного способа решения проблемы;
- моделированием, которые у учащихся 2 класса находятся преимущественно на низком уровне.
Задачи исследования:
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- осуществить анализ современного педагогического опыта;
-определить актуальный уровень сформированности общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников;
-провести констатирующий эксперимент по теме исследования;
-подобрать задания и включить их в уроки математики, направленные на формирование общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников;
Методы исследования:
1. Теоретические - это метод теоретического анализа и синтеза, анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические - психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, констатирующий эксперимент.
База исследования: МБОУ «СОШ № 3» г. Боготола. В исследовании приняли участие младшие школьники 2 класса в количестве 26 человек.
В связи с изменениями жизни изменилась и парадигма образования. В 2011 году был разработан и введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, основывающийся на новом подходе к обучению - системно деятельностном. Системно - деятельностный подход реализуется в универсальных учебных действиях, предполагающих формирование умения учиться. Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют, как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [16]. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Основные результаты обучения школьников в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у учащихся должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности [10].
Цель исследования - выявить уровень сформированности общеучебных универсальных учебных действий и подобрать задания направленные на его повышение.
Объект исследования - процесс формирования общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - актуальное состояние общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников и способ его изменения.
Цель, объект и предмет работы позволили сформулировать гипотезу, согласно которой сформированные на уроках математики общеучебные универсальных учебных действий характеризуются:
- поиском и извлечением необходимой информации на уроках математики;
-выбором эффективного способа решения проблемы;
- моделированием, которые у учащихся 2 класса находятся преимущественно на низком уровне.
Задачи исследования:
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- осуществить анализ современного педагогического опыта;
-определить актуальный уровень сформированности общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников;
-провести констатирующий эксперимент по теме исследования;
-подобрать задания и включить их в уроки математики, направленные на формирование общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников;
Методы исследования:
1. Теоретические - это метод теоретического анализа и синтеза, анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические - психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, констатирующий эксперимент.
База исследования: МБОУ «СОШ № 3» г. Боготола. В исследовании приняли участие младшие школьники 2 класса в количестве 26 человек.
В ходе нашего исследования мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по данной теме и выяснили что: понятие общеучебные универсальных учебных действий в системе начального образования плотно связано с содержанием учебного предмета математика у младших школьников.
К числу общеучебных универсальных учебных действий можно отнести разнообразные способы, нацеленные на получение необходимой информации из самых разных источников, которые бы позволяли достаточно полно осветить проблему, а также способы ее самостоятельного решения. Мы отмечаем, что на уроках математики общеучебными универсальными учебными действиями в первую очередь являются моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения проблем и поиск необходимой информации.
И.М. Осмоловская считает, что наиболее удачными для формирования общеучебных универсальными учебными действиями будут: проблемно-диалогическое обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога; проектная технология, обеспечивающая организацию совместной познавательной, творческой деятельности учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворения познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта. Таким образом, особенность формирования общеучебных универсальных учебных действий состоит в том, что младших школьников необходимо включать в деятельность, создавать проблемные ситуации на уроках математики, где учащиеся, совершая самостоятельный поиск решения проблем, будут прочно усваивать новые знания.
Для того чтобы выявить уровень сформированности общеучебных познавательных универсальных учебных действий, проводился констатирующий этап эксперимента среди учеников 2 класса МБОУ «СОШ №3» г. Боготола. В исследовании приняли участие 26 обучающихся. Для того чтобы, выявить уровень сформированности общеучебных познавательных универсальных учебных действий были подобраны диагностические задания автора М.Ю. Демидовой. Проведя методику, пришли к выводу, что в среднем 84% обучающихся находится на среднем и низком уровне общеучебных познавательных универсальных учебных действий.
Констатирующий этап эксперимента показал низкий уровень сформированности общеучебных универсальных учебных действий достаточно высок и для его уменьшения и перехода на более высокий уровень целесообразно разработать методические рекомендации для учителей начальных классов с включением заданий на формирование общеучебных универсальных учебных действий. Таким образом, в ходе проведения констатирующего эксперимента мы подтвердили, что проблема формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников остается актуальной и в настоящее время.
На основании констатирующего этапа эксперимента нами была разработана серия заданий, направленных на формирование общеучебных познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. Общий план уроков был составлен с учетом методических рекомендаций и возрастных особенностей младших школьников, в уроки мы включили разработанные нами задания, способствующие формированию общеучебных познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Мы предполагаем, что реализация разработанных нами серии заданий будет способствовать повышению уровня сформированности общеучебных познавательных универсальных учебных действий, то есть:
1. Обучающиеся смогут выполнять поиск и извлекать необходимую информацию.
2. Младшие школьники смогут научиться находить эффективный способ решения проблемы.
3. Обучающиеся получат возможность составлять модели по различным математическим данным.
В ходе исследования нами подтвердилась выдвинутая гипотеза
К числу общеучебных универсальных учебных действий можно отнести разнообразные способы, нацеленные на получение необходимой информации из самых разных источников, которые бы позволяли достаточно полно осветить проблему, а также способы ее самостоятельного решения. Мы отмечаем, что на уроках математики общеучебными универсальными учебными действиями в первую очередь являются моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения проблем и поиск необходимой информации.
И.М. Осмоловская считает, что наиболее удачными для формирования общеучебных универсальными учебными действиями будут: проблемно-диалогическое обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога; проектная технология, обеспечивающая организацию совместной познавательной, творческой деятельности учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворения познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта. Таким образом, особенность формирования общеучебных универсальных учебных действий состоит в том, что младших школьников необходимо включать в деятельность, создавать проблемные ситуации на уроках математики, где учащиеся, совершая самостоятельный поиск решения проблем, будут прочно усваивать новые знания.
Для того чтобы выявить уровень сформированности общеучебных познавательных универсальных учебных действий, проводился констатирующий этап эксперимента среди учеников 2 класса МБОУ «СОШ №3» г. Боготола. В исследовании приняли участие 26 обучающихся. Для того чтобы, выявить уровень сформированности общеучебных познавательных универсальных учебных действий были подобраны диагностические задания автора М.Ю. Демидовой. Проведя методику, пришли к выводу, что в среднем 84% обучающихся находится на среднем и низком уровне общеучебных познавательных универсальных учебных действий.
Констатирующий этап эксперимента показал низкий уровень сформированности общеучебных универсальных учебных действий достаточно высок и для его уменьшения и перехода на более высокий уровень целесообразно разработать методические рекомендации для учителей начальных классов с включением заданий на формирование общеучебных универсальных учебных действий. Таким образом, в ходе проведения констатирующего эксперимента мы подтвердили, что проблема формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников остается актуальной и в настоящее время.
На основании констатирующего этапа эксперимента нами была разработана серия заданий, направленных на формирование общеучебных познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. Общий план уроков был составлен с учетом методических рекомендаций и возрастных особенностей младших школьников, в уроки мы включили разработанные нами задания, способствующие формированию общеучебных познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Мы предполагаем, что реализация разработанных нами серии заданий будет способствовать повышению уровня сформированности общеучебных познавательных универсальных учебных действий, то есть:
1. Обучающиеся смогут выполнять поиск и извлекать необходимую информацию.
2. Младшие школьники смогут научиться находить эффективный способ решения проблемы.
3. Обучающиеся получат возможность составлять модели по различным математическим данным.
В ходе исследования нами подтвердилась выдвинутая гипотеза
Подобные работы
- Формирование регулятивных учебных действий в 5-6 классах (Методика обучения математике, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у младших школьников универсальных учебных действий на уроках «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Управление формированием регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов на уроках физики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022



