Лингводидактический потенциал концепта «Доблесть» и его актуализация в языковом сознании школьников старшей ступени обучения
|
Введение 3
1 Общетеоретические основы исследования термина «концепт» 8
1.1 Определение термина «концепт» в современной лингвистике 8
1.2 Концепт как единица лингводидактики 14
1.3 Структура и методика описания концепта 16
1.4 Концептуальный анализ 20
Выводы по главе 1 23
2 Репрезентация составляющих концепта «Доблесть» и его
лингводидактического потенциала 25
2.1 Понятийная составляющая концепта «Доблесть» в
лексикографическом описании 25
2.2 Образная составляющая концепта «Доблесть» в тексте куртуазного
романа 33
2.3 Аксиологическая составляющая концепта «Доблесть» 41
2.4 Лингводидактический потенциал и дидактические практики
реализации концепта «Доблесть» в процессе обучения французскому
языку школьников старшей ступени 48
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложение А 69
Приложение Б 88
Приложение В 90
Приложение Г 92
Приложение Д 94
Приложение Е 95
Приложение Ж 99
Приложение И 101
Приложение К
1 Общетеоретические основы исследования термина «концепт» 8
1.1 Определение термина «концепт» в современной лингвистике 8
1.2 Концепт как единица лингводидактики 14
1.3 Структура и методика описания концепта 16
1.4 Концептуальный анализ 20
Выводы по главе 1 23
2 Репрезентация составляющих концепта «Доблесть» и его
лингводидактического потенциала 25
2.1 Понятийная составляющая концепта «Доблесть» в
лексикографическом описании 25
2.2 Образная составляющая концепта «Доблесть» в тексте куртуазного
романа 33
2.3 Аксиологическая составляющая концепта «Доблесть» 41
2.4 Лингводидактический потенциал и дидактические практики
реализации концепта «Доблесть» в процессе обучения французскому
языку школьников старшей ступени 48
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложение А 69
Приложение Б 88
Приложение В 90
Приложение Г 92
Приложение Д 94
Приложение Е 95
Приложение Ж 99
Приложение И 101
Приложение К
Одним из важнейших достижений современной лингвистики является то, что язык уже не рассматривается «в самом себе и для себя». Это значит, что, на современном этапе, лингвистика отличается антропологической направленностью исследований, обратившихся к теме взаимосвязи языка и человека, его мышления, духовно-практической деятельности. С точки зрения его участия в познавательной мыслительной деятельности, язык предстает в новом амплуа. Именно поэтому, на сегодняшний день, важнейшим объектом исследования в когнитивной лингвистике является концепт. Формирование концептов, в первую очередь, связано с познанием мира, с формированием представлений о нем. Система концептов является частью картины мира, в которой собраны воедино важнейшие знания и представления, и посредством которой, человек осмысливает окружающую его реальность. Вопреки всеобщему убеждению, что «доблесть» - это устаревшая прерогатива рыцарей, забытая в современном обществе, есть доля уверенности, что это качество не потеряло своей важности и актуально по сей день. Именно по этой причине, для изучения был выбран этот концепт. Действительно, в Средневековье, рыцари имели собственный кодекс чести, на первых страницах которого, были прописаны все доблести и главные качества воина. Для каждого рыцаря, доблесть - это краеугольный камень, на котором строится вся модель его поведения и в случае ее осквернения, его имя навсегда было заклеймено позором. В настоящее время, зачастую, доблесть сравнивают с такими понятиями, как мужество, отвага, бесстрашие, благородство, однако, чаще всего, это понятие определяют как внутреннее качество человека, толкающее его на совершение высоких и бескорыстных поступков. Мы уверены, что, совершенно не важно, в каком веке живет человек и в какой стране - доблесть всегда будет ценным качеством, без которого добрые поступки исчезнут с лица земли. Это качество считалось, считается и будет считаться благородным во все века и во всех нациях. В данной работе представлен комплексный анализ концепта «Доблесть», описаны его понятийная, образная и ценностная составляющие. Понятийная составляющая выявлена путем лексикографического исследования на материале русских и французских толковых и переводных словарей, образная составляющая описана путем сплошной выборки корпуса примеров на материале одного из важнейших памятников средневековой французской куртуазной литературы - романе Кретьена де Труа «Персеваль, или повесть о Граале». Ценностная составляющая данного концепта определена путем проведения анкетирования, с элементами ассоциативного эксперимента среди учащихся 10-11 классов МАОУ «Лицей №11».
Актуальность данного исследования определяется существенным повышением интереса к вопросу формирования нравственности среди современной молодежи, а именно таких моральных качеств, как честь, храбрость, мужество. Учитывая нынешнее положение нашей страны на мировой арене, а также политически обостренную обстановку в некоторых ее частях, отмечается значительный рост пропаганды этих качеств посредством различных видов СМИ (телешоу, Интернет блоги и влоги, форумы), кинематографа, литературы, мероприятий, посвященных истории (классные часы, открытые уроки, беседы), спортивных состязаний и т.д. Более того, представленные выше нравственные качества входят в разряд вечных ценностей, формирование которых является одной из ключевых задач в процессе воспитания молодого поколения и в процессе прививания им любви к Родине, что и обусловливает актуальность нашего исследования.
Объект исследования - концепт «Доблесть» как лингвокультурное ментальное образование, имеющее непреходящую аксиологическую ценность.
Предмет исследования - структура концепта в диахроническом аспекте и его описание как единицы лингводидактики.
Целью исследования является комплексный анализ концепта «Доблесть» в языковой картине мира старофранцузского художественного текста с проекцией выявленных ценностных смыслов на языковое сознание современного школьника старшей ступени обучения.
Реализация вышеуказанной цели требует выполнения следующих задач:
1. Изучить литературу по теме исследования, и проанализировав различные определения термина «концепт» на современном этапе, выработать рабочее определение, используемое в дальнейшей работе;
2. Провести концептуальный анализ и выявить составляющие концепта «Доблесть»;
3. Провести анкетирование с элементами ассоциативного эксперимента среди учащихся 10-11 классов на предмет выявления доминирующих неосознаваемых компонентов значения понятия «Доблесть»;
4. Разработать практический методический материал по теме
исследования, применимый в процессе обучения французскому языку школьников 10-11 классов, а именно дополнительный учебно-методический материал к основному УМК «Objectif» для 10-11 классов в рамках темы «Quel est votre heros?» («Какой ваш герой?»).
В основу теоретической базы исследования лег ряд принципов и положений, изложенных в работах следующих ученых: Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, Г. В. Елизарова, В.Н. Телия, Р. Якобсон, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, И. А. Стернин, З. Д. Попова, А. Р. Лурия, О. С. Виноградова, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева, А.Н. Щукин.
В исследовании применялись следующие методы: дефиниционный анализ, концептуальный анализ, этимологический анализ, анализ синонимов и дериватов ключевого слова; метод сплошной выборки; приём количественных подсчетов; метод анкетирования с элементами ассоциативного эксперимента; метод статистического анализа результатов эксперимента.
Корпус языкового материала исследования составляет 550 примеров, полученных:
- методом сплошной выборки 50 примеров, взятых из толковых словарей русского и французского языка, словарей синонимов русского языка, переводных русско-французских и франко-русских словарей;
- 200 примеров из текста художественной литературы старофранцузского периода романа Кретьена де Труа «Персеваль, или повесть о Граале»;
- 300 лексических единиц, полученных путем проведения анкетирования учащихся 10-11 классов.
Научная значимость работы заключается в систематизации полученных результатов, а именно в выявлении базовых понятийных и ценностных смыслов концепта «Доблесть» и репрезентации образной составляющей изучаемого концепта, расширяющих представление, как о французской средневековой картине мира, так и о современном понимании старшеклассниками вечных ценностей социальной культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данные, полученные в ходе анализа концепта «Доблесть», а также методические разработки (дополнительный учебно-методический материал к основному УМК «Objectif» для 10-11 классов в рамках темы «Quel est votre heros?» («Какой ваш герой?»), представленные в работе, могут быть использованы при обучении французскому языку, изучении истории французского языка, культуры и истории Франции, лингвокультурологии, лингвоконцептологии, страноведении, а также для организации различных учебных и внеучебных мероприятий, посвященных формированию моральных ценностей, чувства патриотизма и нравственности.
Апробация работы. Теоретические и практические положения исследования изложены в опубликованных в соавторстве научных статьях и докладывались на научных конференциях:
• Статья «Дискурсивная компетентность в структуре бикультурно- языковой личности учителя иностранного языка» в соавторстве с О. С. Богдановой в сборнике «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск 5-6 декабря 2016 г. (см. Приложение Б);
• Доклад «Ядерные и периферийные значения понятия концепта «Доблесть» в лексикографическом описании» на научно-практическом семинаре «Современные проблемы языка и культуры» в рамках V Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», 27 октября 2016 г.;
• Доклад «Термин «концепт» в современной лингвистике» на студенческой научно-практической конференции факультета иностранных языков, посвященной 70-летнему юбилею факультета иностранных языков в рамках XVII Международного форума «Молодежь и наука», 12 апреля 2016 г.;
• Статья «Термин «концепт» в современной лингвистике» в соавторстве с Т. Г. Игнатьевой в сборнике «Молодежь и наука XXI века: Материалы научно-практической конференции студентов факультета иностранных языков», 7 апреля - 20 мая 2016 г. (см. Приложение В).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Актуальность данного исследования определяется существенным повышением интереса к вопросу формирования нравственности среди современной молодежи, а именно таких моральных качеств, как честь, храбрость, мужество. Учитывая нынешнее положение нашей страны на мировой арене, а также политически обостренную обстановку в некоторых ее частях, отмечается значительный рост пропаганды этих качеств посредством различных видов СМИ (телешоу, Интернет блоги и влоги, форумы), кинематографа, литературы, мероприятий, посвященных истории (классные часы, открытые уроки, беседы), спортивных состязаний и т.д. Более того, представленные выше нравственные качества входят в разряд вечных ценностей, формирование которых является одной из ключевых задач в процессе воспитания молодого поколения и в процессе прививания им любви к Родине, что и обусловливает актуальность нашего исследования.
Объект исследования - концепт «Доблесть» как лингвокультурное ментальное образование, имеющее непреходящую аксиологическую ценность.
Предмет исследования - структура концепта в диахроническом аспекте и его описание как единицы лингводидактики.
Целью исследования является комплексный анализ концепта «Доблесть» в языковой картине мира старофранцузского художественного текста с проекцией выявленных ценностных смыслов на языковое сознание современного школьника старшей ступени обучения.
Реализация вышеуказанной цели требует выполнения следующих задач:
1. Изучить литературу по теме исследования, и проанализировав различные определения термина «концепт» на современном этапе, выработать рабочее определение, используемое в дальнейшей работе;
2. Провести концептуальный анализ и выявить составляющие концепта «Доблесть»;
3. Провести анкетирование с элементами ассоциативного эксперимента среди учащихся 10-11 классов на предмет выявления доминирующих неосознаваемых компонентов значения понятия «Доблесть»;
4. Разработать практический методический материал по теме
исследования, применимый в процессе обучения французскому языку школьников 10-11 классов, а именно дополнительный учебно-методический материал к основному УМК «Objectif» для 10-11 классов в рамках темы «Quel est votre heros?» («Какой ваш герой?»).
В основу теоретической базы исследования лег ряд принципов и положений, изложенных в работах следующих ученых: Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, Г. В. Елизарова, В.Н. Телия, Р. Якобсон, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, И. А. Стернин, З. Д. Попова, А. Р. Лурия, О. С. Виноградова, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева, А.Н. Щукин.
В исследовании применялись следующие методы: дефиниционный анализ, концептуальный анализ, этимологический анализ, анализ синонимов и дериватов ключевого слова; метод сплошной выборки; приём количественных подсчетов; метод анкетирования с элементами ассоциативного эксперимента; метод статистического анализа результатов эксперимента.
Корпус языкового материала исследования составляет 550 примеров, полученных:
- методом сплошной выборки 50 примеров, взятых из толковых словарей русского и французского языка, словарей синонимов русского языка, переводных русско-французских и франко-русских словарей;
- 200 примеров из текста художественной литературы старофранцузского периода романа Кретьена де Труа «Персеваль, или повесть о Граале»;
- 300 лексических единиц, полученных путем проведения анкетирования учащихся 10-11 классов.
Научная значимость работы заключается в систематизации полученных результатов, а именно в выявлении базовых понятийных и ценностных смыслов концепта «Доблесть» и репрезентации образной составляющей изучаемого концепта, расширяющих представление, как о французской средневековой картине мира, так и о современном понимании старшеклассниками вечных ценностей социальной культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данные, полученные в ходе анализа концепта «Доблесть», а также методические разработки (дополнительный учебно-методический материал к основному УМК «Objectif» для 10-11 классов в рамках темы «Quel est votre heros?» («Какой ваш герой?»), представленные в работе, могут быть использованы при обучении французскому языку, изучении истории французского языка, культуры и истории Франции, лингвокультурологии, лингвоконцептологии, страноведении, а также для организации различных учебных и внеучебных мероприятий, посвященных формированию моральных ценностей, чувства патриотизма и нравственности.
Апробация работы. Теоретические и практические положения исследования изложены в опубликованных в соавторстве научных статьях и докладывались на научных конференциях:
• Статья «Дискурсивная компетентность в структуре бикультурно- языковой личности учителя иностранного языка» в соавторстве с О. С. Богдановой в сборнике «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск 5-6 декабря 2016 г. (см. Приложение Б);
• Доклад «Ядерные и периферийные значения понятия концепта «Доблесть» в лексикографическом описании» на научно-практическом семинаре «Современные проблемы языка и культуры» в рамках V Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», 27 октября 2016 г.;
• Доклад «Термин «концепт» в современной лингвистике» на студенческой научно-практической конференции факультета иностранных языков, посвященной 70-летнему юбилею факультета иностранных языков в рамках XVII Международного форума «Молодежь и наука», 12 апреля 2016 г.;
• Статья «Термин «концепт» в современной лингвистике» в соавторстве с Т. Г. Игнатьевой в сборнике «Молодежь и наука XXI века: Материалы научно-практической конференции студентов факультета иностранных языков», 7 апреля - 20 мая 2016 г. (см. Приложение В).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В результате исследования был проведен комплексный анализ концепта «Доблесть» в языковой картине мира старофранцузского художественного текста с проекцией выявленных ценностных смыслов на языковое сознание современного школьника старшей ступени обучения.
Нами была изучена соответствующая литература по теме исследования и проанализированы различные определения термина «концепт» на современном этапе развития когнитивной лингвистики. Также, было выработано рабочее определение термина «концепт», используемое в дальнейшей работе. В ходе работы мы провели концептуальный анализ и выявили репрезентанты составляющих концепта «Доблесть» (понятийную, образную, аксиологическую).
Одним из ключевых этапов работы было проведение анкетирования с элементами ассоциативного эксперимента среди учащихся 10-11 классов на предмет выявления доминирующих неосознаваемых компонентов значения понятия «Доблесть», на основе которых, впоследствии был определен аксиологический компонент исследуемого концепта.
На заключительном этапе работы, важным этапом была разработка практического методического материала по теме исследования, применимого в процессе обучения французскому языку школьников 10-11 классов, а именно дополнительного учебно-методического материала к основному УМК «Objectif» для 10-11 классов в рамках темы «Quel est votre heros?» («Какой ваш герой?»).
Изучение концепта «Доблесть» в рамках дисциплины «Иностранный язык» несет мощный лингводидактический потенциал, поскольку в ходе работы над государственными стандартами, мы выявили те ключевые качества выпускника, которые необходимо воспитывать в каждом школьнике. Выпускник школы осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа и всего человечества. Также, выпускник социально активен, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством. Изучаемый концепт обладает высоким обучающим эффектом и способствует развитию и воспитанию нравственных качеств, формирование которых, согласно ФГОС ООО и ООП ООО, является ключевым результатом всей образовательной деятельности.
Нами была изучена соответствующая литература по теме исследования и проанализированы различные определения термина «концепт» на современном этапе развития когнитивной лингвистики. Также, было выработано рабочее определение термина «концепт», используемое в дальнейшей работе. В ходе работы мы провели концептуальный анализ и выявили репрезентанты составляющих концепта «Доблесть» (понятийную, образную, аксиологическую).
Одним из ключевых этапов работы было проведение анкетирования с элементами ассоциативного эксперимента среди учащихся 10-11 классов на предмет выявления доминирующих неосознаваемых компонентов значения понятия «Доблесть», на основе которых, впоследствии был определен аксиологический компонент исследуемого концепта.
На заключительном этапе работы, важным этапом была разработка практического методического материала по теме исследования, применимого в процессе обучения французскому языку школьников 10-11 классов, а именно дополнительного учебно-методического материала к основному УМК «Objectif» для 10-11 классов в рамках темы «Quel est votre heros?» («Какой ваш герой?»).
Изучение концепта «Доблесть» в рамках дисциплины «Иностранный язык» несет мощный лингводидактический потенциал, поскольку в ходе работы над государственными стандартами, мы выявили те ключевые качества выпускника, которые необходимо воспитывать в каждом школьнике. Выпускник школы осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа и всего человечества. Также, выпускник социально активен, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством. Изучаемый концепт обладает высоким обучающим эффектом и способствует развитию и воспитанию нравственных качеств, формирование которых, согласно ФГОС ООО и ООП ООО, является ключевым результатом всей образовательной деятельности.



