Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование системы государственного (муниципального) управления жилищно-коммунальным хозяйством (Финансовый университет при Правительстве РФ (Уральский филиал))

Работа №167113

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы80
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - Муниципальное унитарное предприятие «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей» (Челябинская область, г. Трехгорный).
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ…………………………………………………………………..8
1.1 Эволюция теоретико-методологических подходов к исследованию сферы жилищно-коммунальных услуг8
1.2 Система государственного и муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством как объект исследования………….………………………………………………………….16
1.3 Основные направления совершенствования системы государственного и муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством на современном этапе……………20
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУП «МПОЭ» г. ТРЕХГОРНОГО……………25
2.1 Общая характеристика МУП «МПОЭ» г. Трехгорного и нормативно-правовое обеспечение деятельности организации……25
2.2 Экономическая характеристика МУП «МПОЭ» г. Трехгорного за 2021-2023 гг………………………31
2.3 Анализ внешней и внутренней среды МУП «МПОЭ» г. Трехгорного …………………………45
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ МУП «МПОЭ» Г. ТРЕХГОРНОГО КАК ЭЛЕМЕНТА СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА………………… 51
3.1 Механизм управления сферой жилищно-коммунального хозяйства и анализ его эффективности………51
3.2 Проблемы управления МУП «МПОЭ» г. Трехгорного как элемента сферы жилищно-коммунального хозяйства……………………………………55
3.3 Меры по совершенствованию системы управления МУП «МПОЭ» г. Трехгорного как элемента сферы жилищно-коммунального хозяйства …60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………70
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………... 76

Актуальность исследования. Исследуемая тема демонстрирует высокую степень актуальности в современных социально-экономических условиях. На фоне наблюдающихся преобразований в сфере государственного управления, усиления контроля за бюджетными расходами и формирования новых механизмов адресной поддержки населения, особую значимость приобретает поиск эффективных управленческих решений, способных повысить качество и надежность предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Рассматриваемый пример муниципального унитарного предприятия (МУП) «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей» г. Трехгорного, отвечающего за обеспечение стабильного функционирования тепловых сетей и иных коммунальных инфраструктурных объектов, отражает типичную ситуацию для многих муниципалитетов в России.
Таким образом, актуальность темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, сохраняется необходимость оптимизировать систему управления ресурсами в условиях ограниченного муниципального бюджета, что повышает важность выработки новых экономических и правовых механизмов регулирования, направленных на предотвращение неэффективного расходования средств. Во-вторых, существенной проблемой выступает изношенность коммунальных сетей и высокая стоимость модернизации. Создание действенных моделей управления, учитывающих долгосрочное планирование ремонтных и инвестиционных программ, становится первостепенной задачей для обеспечения устойчивости и бесперебойности снабжения. В-третьих, наблюдается рост значимости прозрачности и подотчетности в сфере ЖКХ, так как от этого зависит не только уровень доверия со стороны граждан, но и возможность привлечения дополнительных источников финансирования, в том числе частного капитала. Формирование информационных систем учета, внедрение интеллектуальных приборов контроля потребления ресурсов, а также систематизация данных о техническом состоянии коммунальных объектов обеспечивают основу для перехода к более современным методам управления.
Кроме того, актуальность исследования усиливается необходимостью содействовать достижению социальных и экономических целей государственной политики. Предприятия сферы ЖКХ формируют критически важную инфраструктуру жизнеобеспечения населения. От их эффективности зависит качество жизни граждан, социальная стабильность в муниципальных образованиях и развитие городской среды. Это накладывает на государственные и муниципальные органы обязанности по поиску и реализации тех инструментов, которые повысят уровень эффективности, надежности и прозрачности предоставления услуг. Выработка системных рекомендаций и мер совершенствования управления позволяет не только решить текущие проблемы, но и заложить основы для долгосрочного развития сферы ЖКХ, укрепляя тем самым экономическую и социальную базу муниципалитета.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе теоретического осмысления и эмпирического анализа, а также с учетом особенностей функционирования МУП «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей» г. Трехгорного, выработать рекомендации по совершенствованию существующей системы государственного и муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения нижеследующих задач:
- на основе анализа существующих теоретико-методологических подходов обобщить эволюцию научных концепций, применяемых к исследованию сферы жилищно-коммунальных услуг, и определить методологическую основу для дальнейшего анализа;
- проанализировать специфику деятельности МУП «МПОЭ» г. Трёхгорного, включая его общие характеристики и нормативно-правовую базу, чтобы выявить правовые и институциональные условия функционирования предприятия;
- оценить механизм управления сферой ЖКХ в МУП «МПОЭ» и проанализировать его эффективность, выявив сильные и слабые стороны применяемых управленческих решений, а также определить возможности их оптимизации;
- разработать меры и рекомендации по совершенствованию системы управления ЖКХ применительно к МУП «МПОЭ» г. Трёхгорного, направленные на повышение эффективности, прозрачности и устойчивости его работы в долгосрочной перспективе.
Методологическая база исследования основывается на комплексном подходе, включающем системный, структурно-функциональный, сравнительно-аналитический и экономико-статистический анализ.
Объектом исследования выступает Муниципальное унитарное предприятие «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей» г. Трёхгорного (далее по тексту работы – МУП «МПОЭ» г. Трёхгорного), функционирующее в условиях муниципального хозяйствования и представляющее собой важнейший элемент коммунальной инфраструктуры.
Предметом исследования является система управления МУП «МПОЭ» г. Трёхгорный, включающая совокупность организационных, экономических и нормативно-правовых инструментов государственного и муниципального управления, применяемых к данному предприятию для повышения эффективности его деятельности и качества предоставляемых услуг.
Теоретическая значимость работы связана с уточнением и развитием научных представлений о механизмах управления в сфере ЖКХ, учитывая специфику функционирования муниципальных предприятий. Результаты исследования обогащают теоретическую базу знаний о взаимодействии экономических, правовых и организационных факторов, влияющих на качество коммунальных услуг и устойчивость коммунальной инфраструктуры.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения выработанных рекомендаций для оптимизации управленческих процессов и совершенствования нормативно-правовых инструментов регулирования в рамках МУП «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей» г. Трёхгорного.
Структура исследования определена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, три главы, разделенных на параграфы, заключение, список использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования стало возможным построить следующие выводы. Рассмотрев теоретические аспекты государственного и муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством, можно сделать вывод, что данная сфера играет ключевую роль в обеспечении устойчивости городской инфраструктуры, качестве жизни населения и социально-экономическом развитии территорий. Эволюция подходов к управлению ЖКХ демонстрирует постепенный переход от централизованных моделей к попыткам интеграции рыночных механизмов, что сопровождалось как успехами, так и системными вызовами.
Система управления ЖКХ характеризуется сложной институциональной структурой, разрозненностью нормативно-правового регулирования и отсутствием унифицированных подходов. Среди основных проблем выделяются высокий уровень износа инфраструктуры, недостаточное финансирование, фрагментарность полномочий между уровнями власти и слабая координация между участниками отрасли.
Для совершенствования системы управления требуется интеграция институциональных, программно-целевых и рыночных подходов, направленных на гармонизацию интересов всех стейкхолдеров. Особое значение имеют меры по унификации стандартов, модернизации инфраструктуры, вовлечению частных инвесторов через механизмы государственно-частного партнерства, а также усилению финансовой и административной ответственности органов власти.
Анализ организационно-экономической структуры МУП «МПОЭ» г. Трехгорного показал, что исследуемая организация является средним предприятием с объемом выручки 0,5 млрд. руб. и численностью сотрудников 342 человека. Общее управление деятельностью осуществляет директор организации, которому подчинены главный инженер и структурные отделы предприятия. Учредителем организации является муниципалитет, что делает организацию зависимой от бюджетной поддержки государства.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации в течение 2021-2023 гг. показал убыточность организации. Значение коэффициента восстановления платежеспособности указывает на отсутствие в ближайшее время реальной возможности восстановить нормальную платежеспособность. Необходимо отметить, что подобная неудовлетворительная платежеспособность характерна для муниципальных организаций в сфере ЖКХ. Данное обстоятельство связано с выполнением муниципальных заданий, а также с ведением деятельности, имеющую социальную значимость, поскольку основным конечным потребителем является население.
По итогам проведенной работы были сформулированы меры и рекомендации по совершенствованию системы государственного и муниципального управления жилищно-коммунального хозяйства применительно к МУП «МПОЭ» г. Трехгорного. В частности, для повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством предложено внедрение экономически обоснованных методов тарифного регулирования, модернизация инфраструктуры, усиление государственного учета жилищного фонда и интеграция современных технологий.
Особое внимание уделено разработке единой информационной базы данных о техническом состоянии коммунальных объектов и их истории, а также оснащению жилого фонда интеллектуальными системами учета коммунальных ресурсов. Реализация предложенных мер, включая интеграцию мероприятий капитального ремонта с внедрением инновационных технологий, обеспечит сокращение убытков предприятия, улучшение качества управления и оптимизацию расходов, способствуя достижению стратегических целей в сфере ЖКХ.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
4. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
6. О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2022). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
7. О теплоснабжении: Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 08.08.2024). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
8. Об электроэнергетике: Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 25.10.2024). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
9. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 21.11.2022). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
10. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 08.08.2024). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
11. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 12.12.2023). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
12. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
13. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.08.2024). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
14. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024). – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
15. Устав г. Трехгорного, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного от 30 ноября 2005 г. № 95. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
16. Устав МУП «МПОЭ» г. Трехгорного, зарегистрированного 17.09.2003 г..– URL: http://energo.trekhgorny.ru/node/4 (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.
17. Аитова Ю. С. Взаимосвязь уровня развития и финансирования социальной инфраструктуры в Российской Федерации / Ю. С. Аитова, В. В. Орешников // Вестник НГИЭИ. – 2020. – № 11(114). – С. 160-174.
18. Андреев А. А. Актуальные проблемы реализации проектов государственно-частного партнерства при модернизации ЖКХ России / А. А. Андреев // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 2. – С. 262-264.
19. Арсланбекова А. З. Жилищно-коммунальное хозяйство как объект государственного управления и государственного регулирования / А. З. Арсланбекова, Ф. А. Мурсалов // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2020. – Т. 33. – № 1. – С. 68-73.
20. Ашинов Б. Ю. Жилищно-коммунальный комплекс в системе социокультурной институциональности / Б. Ю. Ашинов, А. М. Сиюхова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2024. – Т. 16. – № 3. – С. 93-101.
21. Белов В. И. Государственное регулирование жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: централизация управления или рыночное саморегулирование / В. И. Белов // Управленческое консультирование. – 2022. – № 3(159). – С. 58-66.
22. Богачев С. В. Финансовое и налоговое регулирование жилищно-коммунальной сферы: зарубежный опыт / С. В. Богачев, С. И. Кравченко // Финансовый журнал. – 2022. – Т. 14. – № 3. – С. 102-115.
23. Брылов А. Ю. Теоретические особенности формирования модели антикризисного управления экономической безопасностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства / А. Ю. Брылов // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 12. – С. 81-85.
24. Брылов А. Ю. Инструменты развития механизма антикризисного управления предприятий жилищно-коммунального хозяйства / А. Ю. Брылов // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – Т. 17. – № 2(104). – С. 164-173.
25. Власова Н. Ю. Генезис теории жилищно-коммунальных услуг в экономических науках / Н. Ю. Власова, Н. С. Смирнягин // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 37(5). – С. 56-68.
26. Галухина И. Н. Разработка методики оценки эффективности предприятия ЖКХ / И. Н. Галухина, Н. В. Махинова // Вестник экономики, права и социологии. – 2022. – № 4. – С. 22-28.
27. Гармидер А. А. Систематизация подходов к управлению жилищно-коммунальным хозяйством / А. А. Гармидер // Экономика строительства и природопользования. – 2020. – № 1(74). – С. 81-90.
28. Горячих М. В. Проблемы развития и управления рынком жилищно-коммунальных услуг Российской Федерации / М. В. Горячих // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2021. – № 7(129). – С. 87-94.
29. Дзгоева Д. Т. О развитии государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Д. Т. Дзгоева, Л. А. Савельчев // Управленческое консультирование. – 2020. – № 11(143). – С. 154-162.
30. Димитриченко О. Д. Особенности управления качеством жилищных услуг на основе стандартизации и технического регулирования / О. Д. Димитриченко // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2022. – № 2(60). – С. 77-81.
31. Емельянов А. А. Совершенствование организации управления энергетической отраслью как важнейшей услугой жилищно-коммунального хозяйства / А. А. Емельянов // Вестник Академии права и управления. – 2020. – № 3(60). – С. 86-91.
32. Золотарев И. В. К вопросу о правовом регулировании цифровой трансформации сферы жилищно-коммунального хозяйства / И. В. Золотарев // Вестник Российского университета кооперации. – 2023. – № 3(53). – С. 133-137.
33. Золотарчук В. В. Развитие региональных компонентов системы управления ЖКХ на основе стандартов гражданского участия / В. В. Золотарчук // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 4. – С. 233-236.
34. Иваненко Л. В. Управление городским развитием. Стратегическое планирование / Л. В. Иваненко, Н. В. Лаптева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2022. – № 4(42). – С. 115-122.
35. Каратаев Е. М. Этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России / Е. М. Каратаев, В. В. Меркурьев // Московский экономический журнал. – 2020. – № 9. – С. 57.
36. Катанандов С. Л. Проблемы и перспективы развития системы управления коммунальной инфраструктурой в Российской Федерации / С. Л. Катанандов, А. Ю. Демин // Управленческое консультирование. – 2021. – № 6(150). – С. 80-93.
37. Куприянова Т. А. Практические аспекты использования инструментов контроллинга в жилищно-коммунальном хозяйстве / Т. А. Куприянова, Т. Б. Зыкова // Вестник Сургутского государственного университета. – 2023. – Т. 11. – № 2. – С. 38-45.
38. Мудрова Е. Б. Цифровизация в государственном управлении сферой жилищно-коммунального хозяйства и человеческий фактор / Е. Б. Мудрова, Н. Н. Муравьева // Управленец. – 2021. – Т. 12. – № 4. – С. 92-105.
39. Кемайкин Н. К. Проблемы стратегического планирования развития жилищно-коммунального хозяйства России / Н. К. Кемайкин // Вестник Челябинского государственного университета. – 2023. – № 3(473). – С. 64-75.
40. Попов А. А. Классификация моделей системы управления жилищно-коммунальным хозяйством / А. А. Попов, А. М. Трамова // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2023. – № 4(114). – С. 98-109.
41. Рожкова Д. Ю. Особенности системы управленческого учета затрат в управляющих организациях ЖКХ / Д. Ю. Рожкова // Учет. Анализ. Аудит. – 2020. – Т. 7. – № 4. – С. 33-42.
42. Сергеева Н. В. Технологии взаимодействия с населением в системе стратегического развития городского хозяйства в условиях кризиса / Н. В. Сергеева, О. В. Азаров // Транспортное дело России. – 2022. – № 1. – С. 116-118.
43. Смирнягин Н. С. Сфера услуг ЖКХ как специфическая подсистема общественного производства / Н. С. Смирнягин // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2022. – Т. 11. – № 2(39). – С. 63-68.
44. Сысоева Л. И. Современные подходы к управлению жилищным хозяйством / Л. И. Сысоева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2020. – № 49. – С. 214-224.
45. Ткаченко И. Н. Оценка и управление кризисной устойчивостью предприятий жилищно-коммунального хозяйства / И. Н. Ткаченко, И. А. Чечулин // Journal of New Economy. – 2024. – Т. 25. – № 1. – С. 48-52.
46. Чернова П. А. Актуальные проблемы государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства / П. А. Чернова, Л. Г. Шобей // Образование и право. – 2022. – № 6. – С. 127-130.
47. Юматов А. С. Организационно-управленческие аспекты развития Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства / А. С. Юматов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 1. – С. 72-83.
48. Официальный сайт МУП «МПОЭ» г. Трехгорного // http://energo.trekhgorny.ru/ [Электронный ресурс]

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ