Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Имитационные игры как средство формирования умений и навыков диалогической речи при обучении английскому языку в 4 классе

Работа №167110

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса обучения говорению на уроке иностранного языка в 4 классе 9
1.1 Говорение как вид речевой деятельности: виды говорения и их
функциональная характеристика 8
1.2 Особенности формирования умений и навыков диалогической речи на
уроке иностранного языка в 4 классе
21 Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по применению имитационных игр как средство формирования умений и навыков диалогической речи при обучении английскому языку в 4 классе 36
2.1 Анализ возможности применения имитационных игр при обучении
диалогической речи на уроке иностранного языка в начальной школе 36
2.2 Разработка и апробация комплекса имитационных игр как средства формирования навыков чтения обучающихся на уроке английского языка в 4 классе (в дополнение к УМК «Rainbow English» 4 класс. Авторы: О.В. Афанасьева, И.В Михеева, К.М. Баранова) 52
Выводы по главе 2 67
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложение А 78
Приложение Б 79
Приложение В 80
Приложение Г 81
Приложение Д 82
Приложение Е


Актуальность темы исследования. Анализ федерального государственного стандарта начального общего образования показывает, что наиболее актуальными навыками при изучении иностранного языка на начальном этапе являются развитие навыков говорения в устной и письменной речи [ФГОС НОО, 2022].
Одной из наиболее актуальных проблем в обучении иностранному языку является обучение говорению, а именно обучение диалогической и монологической речи. Г.В. Рогова акцентирует внимание на приемах и средствах, используемых при формировании умений и навыков диалогической речи [Рогова, 2005]. По мнению Н. Д. Гальсковой, для обучения диалогической речи широко используются игровые технологии. Это объясняется не только стремлением разнообразить учебный процесс и заинтересовать обучающихся, но и тем, что игровые технологии соответствуют современному процессу информатизации общества [Гальскова, 2004].
Среди огромного разнообразия игровых технологий особое внимание педагогов получили имитационные игры. Имитационная игры предполагают деятельность в условных ситуациях, направленную на воспроизведение и усвоение социального опыта, создание подражательных объектов или явлений. В основе имитационных игр лежат вымышленные, специально созданные ситуации, заключающиеся в том, чтобы обучающиеся разыгрывали роль и выполнили ее в организованной игровой среде [Лесгафт, 2013].
Имитационные игры рассматриваются М. И. Клюевой, Р. А. Кузьминым, Н. С. Прониной, Р. Р. Гюльмамедовой, А. А. Логиновой, И. В. Кузиной, Е. В. Лёвкиной, В. Ф. Миронычевым, П. Ф. Лесгафтом, Г. Эллингтоном, Дж. Стертриджем.
Особую роль использования игр при обучении иностранному языку в начальной школе отмечают Л. Демоз, В. Н. Дружинин, Г.К. Селевко.
Недостаточная разработанность проблемы использования имитационных игр в обучении говорению на уроках иностранного языка позволила определить тему исследования: «Имитационные игры как средство формирования умений и навыков диалогической речи при обучении английскому языку в 4 классе».
Объектом исследования является процесс обучения диалогической речи на уроке иностранного языка в 4 классе.
Предметом исследования являются имитационные игры как средство формирования умений и навыков диалогической речи обучающихся на уроке иностранного языка в 4 классе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение комплекса имитационных игр будет способствовать эффективности процесса формирования умений и навыков диалогической речи обучающихся на уроке иностранного языка в 4 классе.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность применения комплекса имитационных игр в процессе формирования умений и навыков диалогической речи обучающихся на уроке английского языка в 4 классе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть говорение как вид речевой деятельности: виды говорения и их функциональную характеристику.
2. Определить особенности формирования умений и навыков
диалогической речи на уроке иностранного языка в 4 классе.
3. Проанализировать возможность применения имитационных игр при обучении диалогической речи на уроке иностранного языка в начальной школе.
4. Разработать комплекс имитационных игр, направленных на формирование умений и навыков диалогической речи обучающихся на уроке английского языка в 4 классе (в дополнение к УМК «Rainbow English» 4 класс. Авторы: О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова).
5. Провести апробацию разработанного комплекса имитационных игр на базе МБОУ «Гимназия №7» (г. Красноярск).
6. Проанализировать данные опытно-экспериментальной работы и дать рекомендации по внедрению разработанного комплекса имитационных игр в образовательную практику.
Для решения поставленных задач задействованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативной документации в сфере начального общего образования; анализ и обобщение педагогического опыта, методический эксперимент.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по исследованию процессу говорения на иностранном языке как виду речевой деятельности (И.А. Зимняя, H.D. Brown); использованию игрового метода при обучении говорению на уроках английского языка (А.У. Мухаметшина, А. Р. Бодулева); использованию имитационных игр на уроке иностранного языка : Р. Р. Гюльмамедова, А. А. Логинова, И. В. Кузина, Е.В. Лёвкина, В.Ф. Миронычев, Н.В. Федосеева.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке комплекса имитационных игр как средства формирования умений и навыков диалогической речи обучающихся на уроке английского языка в 4 классе (в дополнение к УМК «Rainbow English» 4 класс. Авторы: О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова).
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса при обучении диалогической речи на уроке иностранного языка в 4 классе.
Апробация и этапы исследования.
2020-2022 гг. Определение темы, сбор материала, написание и защита магистерской диссертации на тему исследования.
Апробация материалов исследования осуществлялась через публикацию статьи «Применение иммерсионной модели на уроках английского языка для развития лексических навыков обучающихся начальных классов» в сборнике материалов XI конференции Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева 5-6 декабря 2022 г. (статья включена в базу данных РИНЦ).
Опытно-экспериментальная база исследования. Материалы исследования апробированы на базе МБОУ «Гимназия №7» (г. Красноярск) в 4 классе.
Структура работы: Введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованных источников и приложение. Работа изложена на 90 страниц машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы исследования, структура и содержание работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы процесса обучения говорению на уроке иностранного языка в 4 классе» раскрывается понятие «умения и навыки диалогической речи», характеризуется говорение как вид речевой деятельности: рассматриваются виды говорения и их функциональная характеристика; представлены психолого-педагогические особенности процесса обучения говорению на уроке иностранного языка в 4 классе.
Во второй главе «Опытно - экспериментальная работа по применению имитационных игр как средство формирования умений и навыков диалогической речи при обучении английскому языку в 4 классе» рассматриваются возможности применения имитационных игр на уроках иностранного языка; представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию умений и навыков диалогической речи обучающихся 4 класса в процессе имитационных игр. Практическая часть главы содержит описание разработанного автором исследования комплекса имитационных игр как средства формирования умений и навыков диалогической речи обучающихся на уроке английского языка в 4 классе (в дополнение к УМК «Rainbow English» 4 класс. Авторы: О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 56 работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы и учебные издания.
Приложение А включает документы, подтверждающие апробацию разработанного автором исследования комплекса имитационных игр на базе МБОУ «Гимназия №7» (г. Красноярск) в 4 классе.
Приложение Б содержит иллюстративный материал: фото школьной столовой Belleville Primary School в Лондоне.
Приложение В содержит иллюстративный материал: фото и скриншоты с королевой Елизаветой и Паддингтоном.
Приложение Г включает иллюстративный материал: рецепт выпечки Victoria sponge cake.
Приложение Д включает иллюстративный материал: перечень продуктов для рецепта с указанием цены.
Приложение Е содержит текст статьи «Применение иммерсионной модели на уроках английского языка для развития лексических навыков обучающихся начальных классов», принятой к публикации в сборнике материалов XI конференции Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева 5-6 декабря 2022 г.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена разработке и экспериментальной проверке эффективности применения комплекса имитационных игр в процессе формирования умений и навыков диалогической речи обучающихся на уроке английского языка в 4 классе.
Современный урок иностранного языка в начальной школе подразумевает формирование всех видов речевой деятельности и говорения, в частности. Г оворение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Данный вид речевой деятельности - один из самых сложных при обучении иностранному языку. Говорение подразделяется на монологическую и диалогическую речь. Диалог - это процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации, в ходе которого речевое поведение партнеров зависит от речевого поведения друг друга. Диалог всегда спонтанен, ситуативен и реактивен.
Применение различных игровых и интерактивных технологий в формировании умений и навыков диалогической речи на уроках иностранного языка в начальной школе обусловлено особенностями возраста, в котором ведущей деятельностью является игра.
Имитационная игра подразумевает деятельность в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, создание подражательного объекта или явления. Имитационные (подражательные) игры характеризуются тем, что реальные явления окружающей действительности в них отражаются наиболее непосредственно. Имитационные игры на уроках иностранного языка должны соответствовать обязательным принципам и проходить в семь этапов.
Автором исследования разработан и апробирован комплекс имитационных игр для УМК «Rainbow English. 4 класс» (авторы: М. В. Вербицкая, Б. Эббс), направленных на развитие умений и навыков диалогической речи в 4 классе.
Данные опытно-экспериментальной работы показывают, что применение имитационных игр положительно сказывается на формировании умений и навыков диалогической речи на уроках иностранного языка.
Дальнейшая перспектива исследования может заключаться в разработке комплекса имитационных игр для остальных разделов УМК «Rainbow English. 4 класс» (авторы: М. В. Вербицкая, Б. Эббс).



1. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам [Текст] /
В. А. Артемов. - М.: Просвещение, 2009 - 192с.
2. Афанасьева, О. В., Баранова, К. М., Михеева, И. В., «Rainbow English» 4 класс., Ч.1. [Текст] / О. В. Афанасьева, К. М. Баранова, И. В. Михеева. - М.: Дрофа, 2015. - 120с.
3. Бородулина, М.К. Обучение иностранному языку как специальности (немецкий язык) [Текст] / М. К. Бородулина. - Высшая школа, 2012. - 256 с
4. Брагина, О. А. О системе упражнений в процессе обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 3. - С. 22-27.
5. Верещагина, И.Н. Обучение диалогической речи учащихся восьмилетней школы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И. Н. Верещагина. - М.: МПГУ, 2006. 147 с.
6. Вишневский, Е. И. Опыт построения упражнений для работы в парах [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2015. - №6. - С. 33-35.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2005. - 352 с.
8. Гальскова, Н. Д. Типология технологий электронного обучения иностранным языкам [Текст]: сб. науч. статей. - М.: МИГУ, 2017. - С. 37-41.
9. Даниловских, М.Г., Летенков, О.В. Имитационная игра как метод обучения. [Электронный ресурс] / М. Г Даниловских, О.В. Летенков. - Режим доступа:https://cyberleninka.rU/article/n/imitatsionnaya-igra-kak-metod-obucheniya(дата обращения 30.11.2022).
10. Демоз, Л. Эволюция детства: психоистория [Текст] / Л. Демоз, М. Мид. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 509 с.
11. Ефимова, Н. С. Психология общения [Текст]: практикум по психологии: учеб. пособие / Н. С. Ефимова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 196с.
12. Жолнерик, Л. И. Обучение диалогической речи [Текст] //
Иностранные языки в школе. - 2015. - № 3. - С. 52-55.
13. Загребина, И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе [Текст] // Начальная школа. - 2007. - №10. - С.28 - 32.
14. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]: сб. науч. тр / Рос. акад. обр. - М.: МПСУ, 2011. - 432 с.
15. Иличкина, Е.В. Взаимосвязанное обучение чтению и говорению [Текст] // Е.В. Иличкина/ Иностранный язык в школе. - №6. - 2006. - С. 48-52.
16. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра [Текст] / Д. Н. Кавтарадзе. - М.: Флинта, 2001. - 191 с.
17. Калимулина, О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи [Текст] // О. В. Калимулина / Иностранные языки в школе. - 2013. - № 3. - С. 17-20.
18. Колесникова, О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам [Текст] // О. А. Колесникова / Иностранные языки в школе. — № 4. — 2009. —
С. 14-16.
19. Кудыкина Н.В. Теоретические основы педагогического руководства игровой деятельностью младших школьников во внеурочное учебно - воспитательном процессе [Текст] / Н.В. Кудыкина. - М.: МИР, 2004. - 103 с.
20. Лапыгин, Ю.Н. Формирование стратегии: деловые игры [Текст] / Ю. Н. Лапыгин. — Вл: изд-во Владимирского филиала РАНХиГС. — 2013. — 322 с.
21. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей педагогике [Текст] / А. А. Леонтьев. — М.- Воронеж: МОДЭК. - 2011. - 447 с.
22. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] /сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 2013.-150 с.
23. Лисина, М. И. Потребности и мотивы общения между школьниками [Текст] / М. И. Лисина. - Минск: Тетра Системс, 2015. -115 с.
24. Малюкина, А. И. О трудностях обучения диалогической речи учащихся младших классов на уроках английского языка [Электронный ресурс] / А. И. Малюкина. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n7o-trudnostyah-obucheniya-dialogicheskoy-rechi-uchaschihsya-mladshih-klassov-na-urokah-angliyskogo-yazyka/viewer(дата обращения 27.11.2022).
25. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Педагогика, 2010. - 240 с.
26. Матяш, Я. В. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — 2-е изд. — М.: ИЦ «Академия», 2007. - 96 с.
27. Мешимбаева, Б. Ш. Научные и методические основы диалога [Текст] - Усть-Камен.: Феникс, 2009. - 162 с.
28. Миролюбов, А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность [Текст] / А. А. Миролюбов. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
29. Мухаметшина А. У., Бодулева А. Р. Игровые технологии в обучении говорению на английском языке [Электронный ресурс] / А. У. Мухаметшина, А. Р. Бодулева. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-v-obuchenii-govoreniyu-na-angliyskom-yazyke( дата обращения 1.12.2022).
30. Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала [Текст]: учебное пособие / А. П. Панфилова. — СПб.: ИВЭСЭП,«Знание», 2003. — 536 с.
31. Паросова, И. А. Игра на уроках иностранного языка [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2013. - №-4. - С.62-68.
32. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1977. - 276 с.
33. Петровский, В.В. Введение в психологию [Текст] / В.В.Петровский. М.: Академия. - 2006. - 496 с.
34. Петрусинский, В. В. Игры - обучение, тренинг, досуг [Текст] / В. В. Петрусинский. - Кн.5. - М.: Новая шк., 2005. - 135 с.
35. Пидкасистый, П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учебное пособие / П.И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - М.: Рос. пед. агентство, 2016. - 113 с.
36. Пименов, А. В. Управление собственным речевым действием в диалоге [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А. В. Пименова. - М.: МГИМО, 2011. - 139 с.
37. Плотникова, Т. Н. Диалог как объект исследования в современной науке у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Н. Плотникова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 22-28.
38. Примерная основная образовательная программа начального общего
образования, 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://fgosreestr.ru/uploads/files/a37866524e7032cb1b42c3811e8b8ea8.pdf (дата
обращения: 26.11.2022)
39. Рогова, Т. В., Верещагина, И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе [Текст] / Т. В. Рогова, И. Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 2008. - 124 с.
40. Руденко, А.М. Основы педагогики и психологии [Текст] / А. М. Руденко. - М.: Феникс, 2018. - 384с.
41. Сахарова, Т. Е. Ситуативные упражнения для обучения немецкой диалогической речи студентов первых курсов языкового вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т. Е. Сахарова. - М.: МИГУ, 2006. - 145 с.
42. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. Иособие / Г.К. Селевко. - М: Народное образование, 2005. - 256 с.
43. Скалкин, В.Л. Обучение диалогической речи [Текст] / В. Л. Скалкин. - К.: Радянська школа, 2009. - 158 с.
44. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс [Текст]: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: ACT, 2008. - 238 с.
45. Толстова, В. Ф. Игры на английском языке для дошкольников [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 5-6. - С. 47-52.
46. Федеральный государственный стандарт начального общего
образования, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/(дата обращения 26.11.2022).
47. Филатов, В. М. Игровые и дискуссионные методы обучения в преподавании иностранных языков на интегративной основе [Текст] / В. М. Филатов. - Ростов н/Д: Анион, 2007. - 192с.
48. Фурсова, Е.С. О возможностях использования в обучении имитационных игр [Текст] / Е. С. Фурсова // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 80-82.
49. Шеннон, Р. Имитационное моделирование систем — искусство и наука [Текст] / Р. Шеннон. - М.: МИР, 2018. - 418 с.
50. Щерба, Л. В. К вопросу о двуязычии [Текст]: учеб. -метод. пособие / Л. В. Щерба. - М.: Просвещение, 2009. - 127 с.
51. Щукин, А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке [Текст]: учеб. пособие для преподавателей и студентов языковых вузов / А. Н. Щукин. - М.: Икар, 2011. - 454 с.
52. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Владос, 2019. - 360 с.
53. Якубинский, Л. П. Язык и его функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский. - М.: Наука, 2006. - 177 с.
54. Brown H.D. Teaching by principles: an interactive approach to language pedagogy [Текст] / H.D. Brown. - Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall regents, 2004. - 254с.
55. Kainz F. Psychologie der Sprache [Текст] / F.Kainz. - Stuttgart: Enke, 2007. - 400с.
56. Sturtridg, G. Using simulation in teaching English for specific purposes, 2012. [Электронный ресурс] / G. Sturtridg. - Режим доступа: https://www.teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/pub F044%20ELT-52%20ELT%20Guide-2%20-%20Simulations v3.pdf( дата обращения 2.12.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ