Введение 5
1 Теоретические основы управления маркетингом на предприятии торговли 8
1.1 Сущность и функции маркетинга на предприятии торговли 8
1.2 Методы маркетинговой деятельности торгового предприятия 21
1.3 Факторы успешной маркетинговой деятельности в торговле в современных условиях 24
2 Оценка управления маркетинговой деятельностью на предприятии ООО «Командор-Холдинг» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Командор-Холдинг» 30
2.2 Анализ системы управления маркетинга на торговом предприятии ООО «Командор-Холдинг» 42
2.3 Анализ выполняемых функций маркетинга на предприятии ООО «Командор-Холдинг» 48
3 Совершенствование системы управления маркетингом предприятия ООО «Командор-Холдинг» 56
3.1 Реинжиниринг системы маркетинга на предприятии ООО «Командор-Холдинг» 56
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы управления маркетинга на предприятии ООО «Командор-Холдинг» 63
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 68
Заключение 72
Список использованных источников 76
Приложение А Бухгалтерский баланс ООО «Командор-Холдинг» 82
Приложение Б Отчет о финансовых результатах ООО «Командор- Холдинг» 85
Современные российские предприятия, включая их сетевые структуры, работают в высоко конкурентной среде, поэтому им необходимо искать разные способы роста эффективности собственной деятельности. Одним из возможных направлений активизации предприятий сетевых структур служит внедрение принципов маркетинговой деятельности и построение адаптированной к требованиям рынка - системы управления маркетингом. В настоящее время в связи с развитием потребительского спроса, включением российской экономики в глобальные процессы возрастают требования к росту конкурентоспособности предприятий сетевого формата, которые находятся на рынках, поэтому задача увеличения эффективности управления маркетингом на предприятии приобретает все большее значение [43]. Управление маркетингом должно выстраиваться с учетом особенностей деятельности всей сети предприятий [23]. Современные процессы трансформации рынка и экономических отношений приводят к появлению новых запросов и потребностей покупателей, к предприятиям. Под давлением высокой конкуренции на рынке появляются новые концепции ведения и осуществления бизнеса, которые объективно требуют совершенствования форм и способов маркетингом согласно требованиям развития цифровой экономики. Поиски новых бизнес-моделей, развитие бизнес-процессов основной деятельности, оптимизация маркетинговой политики - главные направления цифровизации совершенствования маркетинговой управленческой деятельности сетевых предприятий в современных условиях [8].
Актуальность темы бакалаврской работы заключается в неотъемлемости выполнения анализа системы управления маркетингом на предприятии, как важной составляющей не только совершенствования маркетинговой деятельности, но и влияния на общий результат функционирования предприятий, всей сети. Все это обосновывает объективность информации по предлагаемым мероприятиям совершенствования системы управления маркетингом. Также подтверждают актуальность темы выпускной квалификационной работы - проблемы в управлении маркетингом, которые существуют у сетевых предприятий: отсутствие комплексной системы анализа, не актуальные инструменты управления, недостаточное развитие цифровых систем, низкий уровень компетентности персонала в вопросах цифрового маркетинга.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ системы управления маркетингом на предприятии и направления ее совершенствования.
Для достижения поставленных целей в выпускной квалификационной работе решены следующие задачи:
- изучены сущность и функции маркетинга на предприятии торговли ;
- исследованы методы маркетинговой деятельности торгового предприятия;
- рассмотрены факторы успешной маркетинговой деятельности в торговле в современных условиях;
- дана организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Командор-Холдинг»;
- проведен анализ системы управления маркетинга на торговом предприятии ООО «Командор-Холдинг»;
- оценены функции маркетинга на предприятии ООО «Командор- Холдинг»;
- разработаны мероприятия по совершенствованию системы управления маркетинга на предприятии ООО «Командор-Холдинг»;
- предложен реинжиниринг системы маркетинга на предприятии ООО «Командор-Холдинг»;
- оценена эффективность мероприятий по совершенствованию системы управления маркетинга на предприятии ООО «Командор-Холдинг»....
Выполнен анализ системы управления маркетингом на предприятии и направления ее совершенствования в трех главах бакалаврской работы.
Исследование теоретических основ управления маркетингом на предприятии торговли показало, что в настоящее время развитие получает цифровой маркетинг, его концепция, система управления включает весь перечень действий по изучению маркетинговой деятельности. Анализ маркетинговой деятельности в розничном сетевом ритейле показал ряд отличий: наличие единого головного подразделения (отдела маркетинга), его действия распространяются на все магазины сети, аналогичные маркетинговые мероприятия в сети, особенно это касается инструментов продвижения (рекламы) и инструментов стимулирования сбыта (программы лояльности). У такого формата предприятий также присутствует единый сайт, приложения, которые также распространяются на все магазины сети. В предприятиях сетевого формата для улучшения маркетинговой деятельности применяются комплекс функций и методов. Для успешной маркетинговой деятельности в сетевой торговле используются современные инструменты, олицетворяющие инструменты цифрового маркетинга.
Оценка управления маркетинговой деятельностью на примере деятельности ООО «Командор-Холдинг». Предприятие частной формы собственности, в структуре находится множество торговых точек
(дискаунтеры, супермаркеты, гипермаркеты), в настоящее время их насчитывается 399. На Красноярском рынке ООО «Командор-Холдинг» с 1999года. Основным видом деятельности ООО «Командор-Холдинг» по ОК ВЭД 2 является «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах». Для ООО «Командор-Холдинг» характерна линейно-функциональная организационная структура управления. В ООО «Командор-Холдинг» за 2021-2022 гг. работают сотрудники в трех категориях. 30
У административного персонала ООО «Командор-Холдинг» определена низкая доля в структуре (3,29-3,15%), высокая доля у обслуживающего персонала (58,05-58,34%), более 38% в структуре у вспомогательных работников. Анализ основных показателей ООО «Командор-Холдинг» показал увеличение в 2022году выручки на 427578 тыс.руб., чистой прибыли на 42292 тыс.руб., производительности труда на 63,04%, среднегодовой стоимости материальных ресурсов (основных фондов и оборотных средств), прочих доходов и расходов, показателей рентабельности (на 2,34-5,27%).
Анализ системы управления маркетинга на торговом предприятии ООО «Командор-Холдинг» показал, что она представлена процессами планирования, организации, мотивации и контроля. Управление маркетинговой деятельностью в ООО «Командор-Холдинг» выполняют многие отделы, которые находятся в головном офисе компании. Управление маркетинговой деятельностью в ООО «Командор-Холдинг» осуществляется на тактическом, стратегическом и оперативном уровнях. Матричный метод распределения прав и обязанностей в системе управления маркетингом ООО «Командор-Холдинг» свидетельствовал о расширении прав и обязанностей согласно функциональному признаку. Маркетинговая деятельность в ООО «Командор-Холдинг» показала увеличение в 2022 году прибыли на 20100 тыс.руб. и затрат на 8931 тыс.руб. от системы маркетинга, в пользу эффективности деятельности - рост доли собственных торговых марок в выручке на 0,6%, количества подписчиков в социальных сетях (на 13500 чел.), высокой степени использования программы выгод Копилка, особенно информативной и удобной для покупателей.
Исследование показало, что на предприятии ООО «Командор-Холдинг» выполняются три функции маркетинга: аналитическая, сбытовая, управления и контроля. Аналитическая функция позволяет оценить внутреннюю среду каждого из торговых объектов ООО «Командор-Холдинг», какие продажи, сколько персонала работает в магазинах, это выполняется при помощи программного обеспечения 1С. Оценка сбытовой функции показало многообразие поставщиков и рост прибыли от продажи в 2022 году на 3171086тыс.руб. Организация контроля маркетинговой деятельности в ООО «Командор-Холдинг» происходит от генерального директора, директора отдела рекламы и PR, а также директора отдела СТМ (собственных торговых марок). Они проверяют уровень исполнения маркетинговых мероприятий, поставленных целей и задач в области маркетинга ответственными лицами.
1. Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс Российской Федерации : федер. закон № 51-ФЗ, с изм. от 14.04.23 № 121-ФЗ [принят Государственной Думой 21 октября 1994 года] // Консультант Плюс. - URL : https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142.
2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации : федер. закон № 146-ФЗ от 31.07.1998, с изм. от 18.03.23 № 64- ФЗ[принят Государственной Думой 26 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17июля 1998 года] // Консультант Плюс. - URL : https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19671.
3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : федер. закон № 381-ФЗ от 28.12.2009, с изм. от 06.02.23 № 13-ФЗ [принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года] // Консультант Плюс. - URL :https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 95629.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон № 209-ФЗ от 24.07.2007, с изм. от 29.12.22 № 605-ФЗ [принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года] // Консультант Плюс. - URL : https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 52144.
5. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. - Москва : Новости, 2000. - 254 с.
6. Акаева, В. Р. Роль интернет-маркетинга в продвижении продукции / В. Р. Акаева, Л. И. Габдуллова // Социально-экономические и гуманитарные науки : сборник статей международной научной конференции. - Санкт- Петербург : Национальное развитие, 2023. - С. 49-52.
7. Багиев, Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. - Москва : Экономика, 2015. - 704 c.
8. Банников, С. А. Цифровые решения в области маркетинга как инструмент управления / С. А. Банников, А. П. Цыпин, П. Г. Лакирев // Вестник университета. - 2023. - № 2. - С. 13-20.
9. Брагин, Л. А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник / Л. А. Брагин. - Москва: Инфра-М, 2017. - 317 с.
10. Возиянов, Д. Э. Моделирование системы цифрового маркетинга для предприятия торговли сетевого формата / Д. Э. Возиянов // Экономика и маркетинг в XXI веке : проблемы, опыт, перспективы : сборник материалов международной научно-практической конференции. - Донецк : Донецкий национальный технический университет, 2022. - С. 246-251.
11. Волкова, Н. Н. Развитие концепции маркетинго-ориентированного управления / Н. Н. Волкова // Социально-экономические явления и процессы. - 2019. - № 2. - С. 55-57.
12. Гайдаенко, Т. А. Маркетинговое управление / Т. А. Гайдаенко. - Москва : Эксмо, 2020. - 519 с.
13. Григорьев, М. Н. Маркетинг : учебник / М. Н. Григорьев. - Москва : Юрайт, 2021. - 559 с.
14. Данилова, Е. Н. Организация маркетинговой деятельности на предприятии / Е. Н. Данилова // Наука : материалы всероссийской научно - практической конференции молодых ученых. - Казань : Казанский государственный энергетический университет, 2022. - С. 210-212.
15. Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость : учебник / Т. П. Данько, М. П. Голубев. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 417 с....(56)