Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние детско-родительских отношений на коммуникацию дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Работа №167053

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме исследования 10
1.1 Клинико-психолого-психологическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра 10
1.2. Особенности формирования коммуникации в онтогенезе 16
1.3. Особенности коммуникации у детей с расстройствами аутистического
спектра 24
1.4. Эмоциональная сфера матерей, воспитывающих детей с расстройствами
аутистического спектра 33
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 51
Глава 3. Программа психокоррекционной работы по формированию навыков общения у родителей дошкольников с расстройствами аутистического спектра 64
3.1 Научно-методологические подходы к коррекционной работе с родителями воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра 64
3.2. Психокоррекционная программа по формированию навыков общения у родителей с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Библиографический список 85
Приложение 1 97


Актуальность исследования. В настоящее время как отечественными, так и зарубежными исследователями отмечается стремительный рост числа детей с расстройствами аутистического спектра. Расстройства аутистического спектра, психологические аспекты которых будут рассматриваться в рамках настоящего исследования, это нарушения развития, которые характеризуются трудностями в социальном взаимодействии и коммуникациях, ограниченным и часто специфичным спектром интересов и занятий, стереотипиями в поведении. К их числу относят атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера и некоторые другие расстройства, относящиеся к F 84 по МКБ-10. Расстройства аутистического спектра становятся не только клинической, но, в первую очередь, психолого-педагогической проблемой в связи с участившимся запросом родителей на введение в образовательное пространство категорий детей, ранее признаваемых необучаемыми. В основе адаптации ребёнка к требованиям социума и микроколлектива образовательного учреждения лежит коммуникация и её базовые составляющие — коммуникативные способности. Практически все исследователи феномена РАС (Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, О. С. Никольская, U. Frith, L. Wing и др.) подчёркивают, что одним из главных нарушений, препятствующим успешному развитию, адаптации и социализации ребёнка с данным типом дизонтогенеза, является недостаточное развитие, а также, по ряду данных (Е. С. Иванов, В. Bettelheim и др.), отсутствие потребности и способности к общению, проявляющееся в виде: уклонения от контакта, отставании или отсутствии разговорной речи, неспособности завязать или поддержать разговор, отсутствии диалоговых форм взаимодействия, непонимании своих и чужих переживаний, дисгармоничности когнитивного развития и других специфических особенностях. Встаёт необходимость создания условий для развития коммуникативных способностей детей с расстройствами аутистического спектра с целью их успешной адаптации в нём. Сопровождение требуется не только ребенку с расстройствами аутистического спектра но и всей семье, в которой он воспитывается. Благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции. Здесь главная роль и отводится родителям, которые воспитывают такого особого ребенка. Однако трудно описать, с какими проблемами ежедневно, ежечасно сталкиваются родители, беря на себя ответственность, воспитывать такого необычного, ребенка. Что они преодолевают, как переживают непонимание, откровенное непринятие и даже отвержение со стороны общества. Степень изученности психологических аспектов функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, остается недостаточной. Работы, посвященные проблемам психологического климата в семье, особенностям детско-родительских отношений, мотивам воспитания такого ребенка и специфике взаимодействия с ним родителей, появляются лишь в специализированных и научно-практических изданиях. Так, например, О. С. Никольская и соавторы приводят достаточно подробную характеристику семей, воспитывающих детей с аутизмом и аутистическими расстройствами, сообщая о большей ранимости родителей аутистов, по сравнению с родителями, детей, имеющих иные диагнозы Л. М. Феррои и Т. Д. Панюшина сообщают об ощущениях безысходности и родительской несостоятельности, которые усугубляются недостаточной информированностью взрослых о проблеме аутизма и неготовностью общества принять ребенка-аутиста. Все вышеперечисленные личные психологические особенности родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, накладывают определенный отпечаток на детско-родительские отношения, формируя их дисгармоничность...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время проблема психологического благополучия семей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра является весьма актуальной. В современном мире отмечается тенденция перехода психолого-педагогической помощи от ориентированной на больного ребенка к семейноцентрированному ее виду. Подобные изменения связаны с рассмотрением семьи в качестве специальной коррекционно-развивающей среды для ребенка с РАС. Воспитание ребенка инвалида становится для семьи сильнейшим стрессом, что обуславливает актуализацию всего спектра дисгармоничного поведения. Бессознательные способы преодоления психотравмирующей ситуации, использование механизмов психологической защиты детерминируют определенное неустойчивое поведение родителей.
Такое поведение влияет на особенности формирования внутрисемейного функционирования, которое, по данным многих авторов, характеризуется дисгармонией родительских отношений и
неудовлетворенностью, конфликтностью супружеских отношений в семьях детей с РАС.
В представленной работе глубоко изучена теоретическая часть: особенности детей с РАС, коммуникация типично развивающихся детей и коммуникация детей с РАС, а также мы рассмотрели эмоциональную сферу матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Изучив литературу таких авторов как О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, С.А. Морозов, С.С. Морозова, В.М. Башина, В.В. Лебединский, Т. Питерс, и др. Мы рассмотрели основные понятия, специфику синдромов, входящих в спектр аутистических расстройств; описали основные проявления различных вариантов аутизма. Обосновали актуальность данной темы. Дали психолого¬педагогическую характеристику детей с РАС. Описали 4 группы детей с расстройствами аутистического спектра. Также определили особенности формирования коммуникации в онтогенезе и особенности коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Познакомились с 81
представлениями о психологической концепции материнства и проблеме становления материнского поведения. Проанализировали работы, посвященные изучению особенностей психологического состояния матерей детей с РАС. Определили эмоциональную сфера матерей, воспитывающих детей с аутизмом по классификации О. В. Никольской и соавторов.
Определили с какими трудностями сталкиваются мамы аутичных детей и как они влияют на их эмоциональное состояние.
Мы изучили особенности детско-родительских отношений в семье ребенка дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, изучили стили родительского воспитания и родительские установки у исследуемого контингента, проведен анализ влияния особенностей детско- родительских отношений на коммуникацию у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, определили уровень коммуникативного развития дошкольников в расстройствами аутистического спектра...


1. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь/ О.С. Никольская, Е.Р Баенская, М.М. Либлинг и др. - М.: Полиграф сервис, 2003.- 232 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова.- 4-е изд.- М.: Академический проект, 2003.¬704с.
3. Бандура, А. Теория социального научения/ А. Бандура; пер. с англ. под ред. Н.Н. Чубарь.- СПб.: Евразия, 2000.- 320с.
4. Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина -М.: Медицина, 1999.- 240с.
5. Быкова, И.С. Личностные характеристики, направленность и адаптивные ресурсы у матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии/ И.С. Быкова, И.В. Краснощекова// Материалы XV съезда психиатров России/ отв. ред. В.Н. Краснов.-М.: Медпрактика-М, 2010.-136с.
6. Бакаева И. А., Калашникова Ю. В. Специфика родительского
отношения в семьях с детьми с аутизмом // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация.
2018.- 132-137с.
7. Белоусова М. В., Меркулова В. А., Гаврикова И. Ю.
Сравнительное исследование воспитательных паттернов в семьях детей с поведенческими, речевыми и аутистическими нарушениями // Вестник современной клинической медицины. 2018. - 7-12с. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnoe-issledovanie-vospitatelnyh- patternov-v-semyah-detey-s-povedencheskimi-rechevymi-i-autisticheskimi- narusheniyami
8. Белогай К. Н. Родительское отношение: структура, развитие, механизмы формирования. Кемерово : Кемер. гос. ун-т, 2010. - 157 с.
9. Варанкова, Л.В. Дифференциальный подход к диагностике расстройств аутистического спектра/ Л.В. Варанкова// Психическое здоровье
детей и подростков: тезисы докладов межрегиональной научно¬
практической конференции/ под ред. В.Я. Семке, А.П. Агаркова.- Томск: Иван Федоров, 2010.- 35-37с.
10. Варга, А.Я. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей/ А.Я. Варга, В.А. Смехов // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14: Психология. 1986 - 15-18с.
11. Варга, А.Я. роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / А.Я. Варга // Вестник МГУ, Сер 14: Психология. 1985. №4.
12. Варшал, А.В. Методы воспитания как связующее звено между тревогой и депрессией матери и проблемами поведения ребенка/ А.В. Варшал, Е.Р. Слободская// Актуальные вопросы психического здоровья, перспективы развития психиатрической службы: материалы научно-практической конференции/ составители В.А. Макашева, Д.С. Суворова.- Новосибирск: НГМУ Сибмедиздат, 2013.- С.51.
13. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство Часть 1/ А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001.- 160 с.
14. Волкмар, Ф.Р. Аутизм: Практическое руководство для
родителей, членов семьи и учителей. В 3 кн. Кн.2 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер; пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.-288 с.
15. Высотина Т. Н. Особенности материнского и отцовского отношения к детям со сложными вариантами нарушений психического развития (аутизм с умственной отсталостью) // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2012. - 88-93с...95


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ