ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие и теории агрессии в отечественной и зарубежной психологии
1. 2 Особенности агрессивного поведения у нейротипичных детей
1.3. Влияние детско-родительских отношений на формование агрессивных форм поведения в детском возрасте
1.3.1. Основные понятия детско-родительских отношений
1.3.2.Особенности семей, имеющих ребенка с психическими расстройствами
1.3.3. Влияние семьи на становление и закрепление агрессивных реакций в детском возрасте
1.3.4. Психолого- педагогическая характеристика младшего школьного возраста
1.4. Клинико-психологические механизмы формирования агрессивных форм поведения у младших школьников с РАС
1.4.1.Клинико-психологическая характеристика расстройств аутистического спектра
1.4.2. Особенности агрессивного поведения детей с РАС в зависимости от уровня аффективной организации
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Анализ влияния детско-родительских отношений на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста с РАС
Глава 3. ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС
3.1. Научно-методологические подходы к коррекционной работе с родителями детей младшего школьного возраста с РАС
3.2.Программа коррекционной работы с родителями агрессивных младших школьников РАС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие и теории агрессии в отечественной и зарубежной психологии
1. 2 Особенности агрессивного поведения у нейротипичных детей
1.3. Влияние детско-родительских отношений на формование агрессивных форм поведения в детском возрасте
1.3.1. Основные понятия детско-родительских отношений
1.3.2.Особенности семей, имеющих ребенка с психическими расстройствами
1.3.3. Влияние семьи на становление и закрепление агрессивных реакций в детском возрасте
1.3.4. Психолого- педагогическая характеристика младшего школьного возраста
1.4. Клинико-психологические механизмы формирования агрессивных форм поведения у младших школьников с РАС
1.4.1.Клинико-психологическая характеристика расстройств аутистического спектра
1.4.2. Особенности агрессивного поведения детей с РАС в зависимости от уровня аффективной организации
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Анализ влияния детско-родительских отношений на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста с РАС
Глава 3. ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС
3.1. Научно-методологические подходы к коррекционной работе с родителями детей младшего школьного возраста с РАС
3.2.Программа коррекционной работы с родителями агрессивных младших школьников РАС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования
Проблема оказания психолого-педагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС) и их семьям в последнее время является чрезвычайно актуальной. Это связано, во- первых, с ростом распространенности расстройств аутистического спектра. Во-вторых, с инклюзией детей с РАС в образовательные дошкольные и школьные учреждения, при которой агрессивное поведение является серьезной проблемой. РАС представляют собой группу первазивных нарушений развития, основными проявлениями которых являются отсутствие способности к социальному взаимодействию, нарушение общения и стереотипность поведения [79]. Проблемное поведение, в том числе и агрессивное, которое часто встречается при данном расстройстве, значительно нарушает социализацию ребенка, приводя к его вторичной изоляции. В целом, агрессия является обычным явлением для детского возраста и часто носит доброкачественный характер. При этом агрессивное поведения детей с РАС имеет свои особенности в зависимости от тяжести и характера аутизма. Агрессивные проявления у аутичных детей также неоднозначны в плане их оценки. Агрессивное поведение часто носит функцию защиты от непереносимых воздействий окружающей среды или изменений привычного стереотипа, а также могут свидетельствовать о положительном росте активности ребенка [25].
Большинство как зарубежных, так и отечественных исследователей агрессии (Л. Берковиц, Р. Бэрон, Э. Фромм, А. Бандура, Н.М. Платонова, Е.П. Ильин, Е.О. Смирнова и др.) указывали на то, что воспитание и психологический климат в семье играют огромную роль в возникновении и закреплении агрессивного поведения у детей.
Как известно, именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, именно в ней идет формирование взаимоотношений ребенка с действительностью, а также его адекватных реакций на различные явления действительности [104]. При этом взаимоотношения родителей и ребенка являются важным источником детского развития, в них формируется активность ребенка, его стремление и умение решать возникающие проблемы. Поэтому изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики [80]. Воспитание детей является важнейшей функцией семьи, и в случае ее нарушения возникает дисфункция семьи, что, в свою очередь, создает неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка и приводит к коммуникационным нарушениям между членами семьи. Семьи, имеющие ребенка с РАС, отличаются особой ранимостью, напряженностью своих переживаний, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие детей с другими тяжелыми нарушениями развития, испытывают постоянные сложности и ограничения. Матери аутичных детей имеют очень низкую самооценку, считая, что недостаточно хорошо справляются со своей материнской ролью [5]. Источником воспитательных стратегий являются родительские представления и установки, которые являются культурно обусловленными и, как правило, мало изменяются во времени, несмотря на взросление ребенка.
При этом младший школьный период у детей с РАС характеризуется тем, что с поступлением в школу основным видом деятельности становится учебная, в связи с чем, к ребенку предъявляются новые требования, требующие от него произвольности, рефлексии, ответственности. Поэтому в этот возрастной период стиль общения семьи с ребенком обретает новые нюансы, и у родителей возникает необходимость по-новому контролировать ребенка в связи с учебной деятельностью, строго организовывать его режим дня, помочь ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое [69]...
Проблема оказания психолого-педагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС) и их семьям в последнее время является чрезвычайно актуальной. Это связано, во- первых, с ростом распространенности расстройств аутистического спектра. Во-вторых, с инклюзией детей с РАС в образовательные дошкольные и школьные учреждения, при которой агрессивное поведение является серьезной проблемой. РАС представляют собой группу первазивных нарушений развития, основными проявлениями которых являются отсутствие способности к социальному взаимодействию, нарушение общения и стереотипность поведения [79]. Проблемное поведение, в том числе и агрессивное, которое часто встречается при данном расстройстве, значительно нарушает социализацию ребенка, приводя к его вторичной изоляции. В целом, агрессия является обычным явлением для детского возраста и часто носит доброкачественный характер. При этом агрессивное поведения детей с РАС имеет свои особенности в зависимости от тяжести и характера аутизма. Агрессивные проявления у аутичных детей также неоднозначны в плане их оценки. Агрессивное поведение часто носит функцию защиты от непереносимых воздействий окружающей среды или изменений привычного стереотипа, а также могут свидетельствовать о положительном росте активности ребенка [25].
Большинство как зарубежных, так и отечественных исследователей агрессии (Л. Берковиц, Р. Бэрон, Э. Фромм, А. Бандура, Н.М. Платонова, Е.П. Ильин, Е.О. Смирнова и др.) указывали на то, что воспитание и психологический климат в семье играют огромную роль в возникновении и закреплении агрессивного поведения у детей.
Как известно, именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, именно в ней идет формирование взаимоотношений ребенка с действительностью, а также его адекватных реакций на различные явления действительности [104]. При этом взаимоотношения родителей и ребенка являются важным источником детского развития, в них формируется активность ребенка, его стремление и умение решать возникающие проблемы. Поэтому изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики [80]. Воспитание детей является важнейшей функцией семьи, и в случае ее нарушения возникает дисфункция семьи, что, в свою очередь, создает неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка и приводит к коммуникационным нарушениям между членами семьи. Семьи, имеющие ребенка с РАС, отличаются особой ранимостью, напряженностью своих переживаний, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие детей с другими тяжелыми нарушениями развития, испытывают постоянные сложности и ограничения. Матери аутичных детей имеют очень низкую самооценку, считая, что недостаточно хорошо справляются со своей материнской ролью [5]. Источником воспитательных стратегий являются родительские представления и установки, которые являются культурно обусловленными и, как правило, мало изменяются во времени, несмотря на взросление ребенка.
При этом младший школьный период у детей с РАС характеризуется тем, что с поступлением в школу основным видом деятельности становится учебная, в связи с чем, к ребенку предъявляются новые требования, требующие от него произвольности, рефлексии, ответственности. Поэтому в этот возрастной период стиль общения семьи с ребенком обретает новые нюансы, и у родителей возникает необходимость по-новому контролировать ребенка в связи с учебной деятельностью, строго организовывать его режим дня, помочь ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое [69]...
В ходе проведения теоретического анализа по проблеме исследования мы определили агрессию как некоторый вид поведения, нацеленный на причинение намеренного вреда физического или символического другому человеку, животному или неживому объекту. В своем исследовании мы опирались на такие теории агрессии, как фрустрационная и социального научения.
При этом мы установили, что агрессия в детском возрасте является достаточно обычным явлением и рассматривается как феномен роста, развития, особенно в периоды интенсивного психофизического созревания. В процессе социализации ребенка она выполняет ряд важных функций: освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. Основополагающим является то, что практически все исследователи агрессии отмечают огромную роль воспитания и психологического климата в семье в возникновении и закреплении агрессивного поведения.
Воспитание детей является важнейшей функцией семьи. Источником воспитательных стратегий являются родительские представления, а в структуру детско-родительских отношений входят такие понятия как протекция, уровень удовлетворения потребностей ребенка, требования, запреты, санкции, родительский контроль, эмоциональные отношения между ребенком и родителем. Э.Эйдемиллер выделил различные виды патологизирующего семейного воспитания, психологическими причинами которого могут быть как отклонения личности самих родителей, так и личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
Основными факторами, предопределяющими агрессивное поведение ребенка, являются реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, отсутствие контроля за поведением ребенка, слишком суровые наказания, недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения, гиперпротекция, несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения. При этом именно в младшем школьном возрасте ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, у него появляются новые обязанности, мир отношений для него становится строго нормированным, а новая социальная ситуация приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы. В этом возрасте взрослый помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость соответствующего данному моменту поведения и санкционирует определенный тип поведения своим аффективным отношением к ребенку.
Семьи, имеющие детей с РАС, по определению Э. Эйдемиллера, относятся к дисгармоничным. Расстройства аутистического спектра представляют собой группу комплексных нарушений развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипностью поведения. Агрессия относится к неспецифичным диагностическим критериям РАС. При этом, несмотря на единый механизм формирования искаженного развития, аутичные дети значительно различаются между собой характерными моделями поведения...
При этом мы установили, что агрессия в детском возрасте является достаточно обычным явлением и рассматривается как феномен роста, развития, особенно в периоды интенсивного психофизического созревания. В процессе социализации ребенка она выполняет ряд важных функций: освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. Основополагающим является то, что практически все исследователи агрессии отмечают огромную роль воспитания и психологического климата в семье в возникновении и закреплении агрессивного поведения.
Воспитание детей является важнейшей функцией семьи. Источником воспитательных стратегий являются родительские представления, а в структуру детско-родительских отношений входят такие понятия как протекция, уровень удовлетворения потребностей ребенка, требования, запреты, санкции, родительский контроль, эмоциональные отношения между ребенком и родителем. Э.Эйдемиллер выделил различные виды патологизирующего семейного воспитания, психологическими причинами которого могут быть как отклонения личности самих родителей, так и личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
Основными факторами, предопределяющими агрессивное поведение ребенка, являются реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, отсутствие контроля за поведением ребенка, слишком суровые наказания, недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения, гиперпротекция, несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения. При этом именно в младшем школьном возрасте ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, у него появляются новые обязанности, мир отношений для него становится строго нормированным, а новая социальная ситуация приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы. В этом возрасте взрослый помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость соответствующего данному моменту поведения и санкционирует определенный тип поведения своим аффективным отношением к ребенку.
Семьи, имеющие детей с РАС, по определению Э. Эйдемиллера, относятся к дисгармоничным. Расстройства аутистического спектра представляют собой группу комплексных нарушений развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипностью поведения. Агрессия относится к неспецифичным диагностическим критериям РАС. При этом, несмотря на единый механизм формирования искаженного развития, аутичные дети значительно различаются между собой характерными моделями поведения...
Подобные работы
- МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



