Влияние типа детско-родительских отношений на саморегуляцию старших подростков
|
Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования влияния типа детско- родительских отношений на саморегуляцию старших подростков 8
1.1. Саморегуляция старших подростков, как предмет психолого-педагогического анализа 8
1.2. Детско-родительские отношения как фактор саморегуляции старших
подростков 17
1.3. Психологические особенности старшего подросткового возраста 32
Выводы по I главе 41
Глава II. Эмпирическое исследование влияния типа детско-родительских отношений на саморегуляцию старших подростков 44
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования 44
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 49
Выводы по II главе 83
Глава III Методические рекомендации по коррекции детско-родительских отношений и саморегуляции старших подростков 87
3.1. Научно-теоретические основы организации процесса коррекции детско-
родительских отношений и саморегуляции старших подростков 87
3.2. Программа коррекции детско-родительских отношений и саморегуляции
старших подростков 95
Вывод по III главе 100
Заключение 101
Библиографический список 106
Приложение 114
Глава I. Теоретические предпосылки исследования влияния типа детско- родительских отношений на саморегуляцию старших подростков 8
1.1. Саморегуляция старших подростков, как предмет психолого-педагогического анализа 8
1.2. Детско-родительские отношения как фактор саморегуляции старших
подростков 17
1.3. Психологические особенности старшего подросткового возраста 32
Выводы по I главе 41
Глава II. Эмпирическое исследование влияния типа детско-родительских отношений на саморегуляцию старших подростков 44
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования 44
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 49
Выводы по II главе 83
Глава III Методические рекомендации по коррекции детско-родительских отношений и саморегуляции старших подростков 87
3.1. Научно-теоретические основы организации процесса коррекции детско-
родительских отношений и саморегуляции старших подростков 87
3.2. Программа коррекции детско-родительских отношений и саморегуляции
старших подростков 95
Вывод по III главе 100
Заключение 101
Библиографический список 106
Приложение 114
В современном мире все больше возрастает понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и развитие общества в целом. Взаимодействие подростка с родителями является особым опытом его взаимодействия с социумом. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. Вместе с тем в условиях нарастающего материального и социального расслоения общества происходят изменения семьи. Материальная нестабильность, стремление обеспечить благополучие семьи значительно сокращают время, силы и внимание родителей к воспитанию детей, приводят к игнорированию их психологических потребностей, чрезмерности или недостаточности требований, увеличивают строгость санкций за нарушение ребенком требований родителей, приводят к неустойчивости стиля семейного воспитания.
В сложных современных условиях особенное значение приобретает семья, которая обеспечивает социализацию ребенка, открывает и структурирует для него мир, выделяя значимые критерии для ориентировки в нем, дает образец для подражания, с которым ребенок мог бы сравнить себя. В воспитании наиболее сложным периодом считается подростковый возраст. Становление личности подростка осуществляется на фоне постоянно расширяющейся и усложняющейся системы отношений со значимым социальным окружением, к которому в первую очередь принадлежат родители. В это время взаимоотношения с родителями переходят на качественно новый этап - подросток и родитель ежедневно вносят в эти взаимоотношения новые черты.
Возникновение чувства взрослости (Д.Б. Эльконин) как формы самосознания подростка обуславливает необходимость пересмотра прежних норм и принципов взаимодействия родителей и детей. Успешность решения задачи трансформации детско-родительских отношений, уровень достигаемой подростком самостоятельности, развитием индивидуальной системы саморегуляции, установление новых границ внутри семейной системы в значительной степени определяется качеством сложившихся к началу подросткового возраста отношений ребенка и родителей. Отношения с родителями продолжают оставаться значимыми, семья может как существенно помочь в решении актуальных задач развития, так и серьезно помешать их успешному решению...
В сложных современных условиях особенное значение приобретает семья, которая обеспечивает социализацию ребенка, открывает и структурирует для него мир, выделяя значимые критерии для ориентировки в нем, дает образец для подражания, с которым ребенок мог бы сравнить себя. В воспитании наиболее сложным периодом считается подростковый возраст. Становление личности подростка осуществляется на фоне постоянно расширяющейся и усложняющейся системы отношений со значимым социальным окружением, к которому в первую очередь принадлежат родители. В это время взаимоотношения с родителями переходят на качественно новый этап - подросток и родитель ежедневно вносят в эти взаимоотношения новые черты.
Возникновение чувства взрослости (Д.Б. Эльконин) как формы самосознания подростка обуславливает необходимость пересмотра прежних норм и принципов взаимодействия родителей и детей. Успешность решения задачи трансформации детско-родительских отношений, уровень достигаемой подростком самостоятельности, развитием индивидуальной системы саморегуляции, установление новых границ внутри семейной системы в значительной степени определяется качеством сложившихся к началу подросткового возраста отношений ребенка и родителей. Отношения с родителями продолжают оставаться значимыми, семья может как существенно помочь в решении актуальных задач развития, так и серьезно помешать их успешному решению...
Таким образом, нами была исследована взаимосвязь типа детско- родительских отношений и саморегуляции старших подростков.
Анализ литературных источников свидетельствует, что изучение развития личности, формирования саморегуляции невозможно без учета конкретных условий жизнедеятельности человека, того реального жизненного контекста, в котором оно осуществляется. Реализацией такого подхода, приобретающего в последнее время все большее распространение, является, в частности, изучение развития личности в рамках семейных взаимоотношений - супружеских и детско-родительских.
В воспитании ребенка наиболее сложным периодом считается подростковый возраст. Становление личности подростка осуществляется на фоне постоянно расширяющейся и усложняющейся системы отношений со значимым социальным окружением, к которому в первую очередь принадлежат родители. В это время взаимоотношения с родителями переходят на качественно новый этап - подросток и родитель ежедневно вносят в эти взаимоотношения новые черты.
Перед подростком стоит несколько серьезнейших задач развития: построение новых отношений с окружающими, выбор области будущих профессиональных интересов, автономизация от семьи и другие важные составляющие вхождения во взрослость.
Отношения с родителями продолжают оставаться значимыми, семья может как существенно помочь в решении актуальных задач развития саморегуляции, так и серьезно помешать ее успешному формированию.
По мнению ряда исследователей, период подросткового возраста, сензитивен для овладения психической саморегуляцией (Т.В. Сборцева).
В этой связи нами было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь типа детско-родительских отношений и саморегуляции старших подростков. В практической части нашей работы мы проверяли справедливость выдвинутой гипотезы...
Анализ литературных источников свидетельствует, что изучение развития личности, формирования саморегуляции невозможно без учета конкретных условий жизнедеятельности человека, того реального жизненного контекста, в котором оно осуществляется. Реализацией такого подхода, приобретающего в последнее время все большее распространение, является, в частности, изучение развития личности в рамках семейных взаимоотношений - супружеских и детско-родительских.
В воспитании ребенка наиболее сложным периодом считается подростковый возраст. Становление личности подростка осуществляется на фоне постоянно расширяющейся и усложняющейся системы отношений со значимым социальным окружением, к которому в первую очередь принадлежат родители. В это время взаимоотношения с родителями переходят на качественно новый этап - подросток и родитель ежедневно вносят в эти взаимоотношения новые черты.
Перед подростком стоит несколько серьезнейших задач развития: построение новых отношений с окружающими, выбор области будущих профессиональных интересов, автономизация от семьи и другие важные составляющие вхождения во взрослость.
Отношения с родителями продолжают оставаться значимыми, семья может как существенно помочь в решении актуальных задач развития саморегуляции, так и серьезно помешать ее успешному формированию.
По мнению ряда исследователей, период подросткового возраста, сензитивен для овладения психической саморегуляцией (Т.В. Сборцева).
В этой связи нами было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь типа детско-родительских отношений и саморегуляции старших подростков. В практической части нашей работы мы проверяли справедливость выдвинутой гипотезы...
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Особенности детско-родительских отношений в семьях школьников (на примере МАОУ СОШ№38 г. Калининграда)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2020 - Восприятие родителями стиля воспитания подростков в полных и не полных семьях (Московский Институт Психоанализа)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Детско-родительские отношения как фактор особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2000 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000



