Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние типа детско-родительских отношений на саморегуляцию старших подростков

Работа №167043

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы138
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования влияния типа детско- родительских отношений на саморегуляцию старших подростков 8
1.1. Саморегуляция старших подростков, как предмет психолого-педагогического анализа 8
1.2. Детско-родительские отношения как фактор саморегуляции старших
подростков 17
1.3. Психологические особенности старшего подросткового возраста 32
Выводы по I главе 41
Глава II. Эмпирическое исследование влияния типа детско-родительских отношений на саморегуляцию старших подростков 44
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования 44
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 49
Выводы по II главе 83
Глава III Методические рекомендации по коррекции детско-родительских отношений и саморегуляции старших подростков 87
3.1. Научно-теоретические основы организации процесса коррекции детско-
родительских отношений и саморегуляции старших подростков 87
3.2. Программа коррекции детско-родительских отношений и саморегуляции
старших подростков 95
Вывод по III главе 100
Заключение 101
Библиографический список 106
Приложение 114


В современном мире все больше возрастает понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и развитие общества в целом. Взаимодействие подростка с родителями является особым опытом его взаимодействия с социумом. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. Вместе с тем в условиях нарастающего материального и социального расслоения общества происходят изменения семьи. Материальная нестабильность, стремление обеспечить благополучие семьи значительно сокращают время, силы и внимание родителей к воспитанию детей, приводят к игнорированию их психологических потребностей, чрезмерности или недостаточности требований, увеличивают строгость санкций за нарушение ребенком требований родителей, приводят к неустойчивости стиля семейного воспитания.
В сложных современных условиях особенное значение приобретает семья, которая обеспечивает социализацию ребенка, открывает и структурирует для него мир, выделяя значимые критерии для ориентировки в нем, дает образец для подражания, с которым ребенок мог бы сравнить себя. В воспитании наиболее сложным периодом считается подростковый возраст. Становление личности подростка осуществляется на фоне постоянно расширяющейся и усложняющейся системы отношений со значимым социальным окружением, к которому в первую очередь принадлежат родители. В это время взаимоотношения с родителями переходят на качественно новый этап - подросток и родитель ежедневно вносят в эти взаимоотношения новые черты.
Возникновение чувства взрослости (Д.Б. Эльконин) как формы самосознания подростка обуславливает необходимость пересмотра прежних норм и принципов взаимодействия родителей и детей. Успешность решения задачи трансформации детско-родительских отношений, уровень достигаемой подростком самостоятельности, развитием индивидуальной системы саморегуляции, установление новых границ внутри семейной системы в значительной степени определяется качеством сложившихся к началу подросткового возраста отношений ребенка и родителей. Отношения с родителями продолжают оставаться значимыми, семья может как существенно помочь в решении актуальных задач развития, так и серьезно помешать их успешному решению...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, нами была исследована взаимосвязь типа детско- родительских отношений и саморегуляции старших подростков.
Анализ литературных источников свидетельствует, что изучение развития личности, формирования саморегуляции невозможно без учета конкретных условий жизнедеятельности человека, того реального жизненного контекста, в котором оно осуществляется. Реализацией такого подхода, приобретающего в последнее время все большее распространение, является, в частности, изучение развития личности в рамках семейных взаимоотношений - супружеских и детско-родительских.
В воспитании ребенка наиболее сложным периодом считается подростковый возраст. Становление личности подростка осуществляется на фоне постоянно расширяющейся и усложняющейся системы отношений со значимым социальным окружением, к которому в первую очередь принадлежат родители. В это время взаимоотношения с родителями переходят на качественно новый этап - подросток и родитель ежедневно вносят в эти взаимоотношения новые черты.
Перед подростком стоит несколько серьезнейших задач развития: построение новых отношений с окружающими, выбор области будущих профессиональных интересов, автономизация от семьи и другие важные составляющие вхождения во взрослость.
Отношения с родителями продолжают оставаться значимыми, семья может как существенно помочь в решении актуальных задач развития саморегуляции, так и серьезно помешать ее успешному формированию.
По мнению ряда исследователей, период подросткового возраста, сензитивен для овладения психической саморегуляцией (Т.В. Сборцева).
В этой связи нами было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь типа детско-родительских отношений и саморегуляции старших подростков. В практической части нашей работы мы проверяли справедливость выдвинутой гипотезы...


1. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов и ссузов. Прометей.: 2018. 708 с.
2. Абрамова Г.С. Практикум-Хрестоматия по возрастной психологии. Прометей: 2018. 384 с.
3. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для вузов и ссузов. Прометей: 2018. 540 с.
4. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и практика. Учебник для вузов и ссузов. Прометей.: 20‘18. 362 с.
5. Абульханова - Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 298 с.
6. Авдеева Н.Н., Хоффман Б.Я. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями. // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 69-78
7. Айсина Р.М. Индивидуальное психологическое консультирование. Основы теории и практики. Учебное пособие. РИОР.: 2018. 148 с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. Т. 2 / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. 28‘8с.
9. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М.: Акад емия. 2001. 59 2с.
10. Аронова Е.А., Моросанова В.И. Регуляторная ро‘ль самосознания в старшем школьном возрасте//Журнал прикладной психологии. 2004.№1. С.3 1-39
11. Аронова Е.А., Моросанова В.И. Типологическая структура самосознания и саморегуляции у старшеклассников // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т.1. №1 с.37-44
12. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология. Учебное пособие. Деком.: 2018. 240 с.
13. Белобрыкина М.А. Представления подростка об отношении к нему родителей в контексте возрастной динамики//Психология и школа. 2006.№1. С.91-105.
14. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. М.: Просвещение. 1991 .
15. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы
формирования личности /Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Междунар. Пед. акад., 1995. 209 с...101


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ