ВЛИЯНИЕ ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СФОРМИРОВАННОСТЬ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования детско-родительских отношений и их влияния на развитие социально-бытовых навыков у подростков с умственной отсталостью 11
1.1 Особенности сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью 11
1.2. Влияние характера детско-родительских отношений на развитие
социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью 19
1.3. Педагогические подходы к формированию навыков социально¬
бытовой ориентировки у подростков с умственной отсталостью легкой степени 25
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по обучению
родителей эффективному взаимодействию с подростками с умственной отсталостью легкой степени, способствующему успешному развитию навыков социально-бытовой ориентировки 55
Заключение 66
Библиографический список 70
Приложение 79
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования детско-родительских отношений и их влияния на развитие социально-бытовых навыков у подростков с умственной отсталостью 11
1.1 Особенности сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью 11
1.2. Влияние характера детско-родительских отношений на развитие
социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью 19
1.3. Педагогические подходы к формированию навыков социально¬
бытовой ориентировки у подростков с умственной отсталостью легкой степени 25
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по обучению
родителей эффективному взаимодействию с подростками с умственной отсталостью легкой степени, способствующему успешному развитию навыков социально-бытовой ориентировки 55
Заключение 66
Библиографический список 70
Приложение 79
Актуальность исследования.
Проблема помощи детям с отклонениями в развитии в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Неуклонно растет количество детей с умственной отсталостью, поступающих в образовательные учреждения.
В соответствии с Конституцией РФ, перечнем мер по реализации Федеральных законов «О государственной социальной помощи» (от 17.07.1999), Указом Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014, с изменениями от 02.05.2015) (ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья») каждый ребенок с осложненными формами психического недоразвития может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях различного назначения, если в них созданы необходимые условия (материальные, кадровые и иные), при этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможностей [69; 70].
Актуальность исследования обусловлена на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровне.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что неуклонно растет количество детей с умственной отсталостью, поступающих в образовательные учреждения.
Для социальной адаптации детей с умственной отсталостью большое значение имеет овладение ими социально-бытовыми навыками. Достаточное развитие социально-бытовых навыков является залогом того, что дети с умственной отсталостью будут способны к выполнению определенных социальных функций, что напрямую связано с социальной реабилитацией детей в среде.
Однако, в трудах отечественных ученых (В.В. Воронковой, В.В. Гладкой, Т.А. Девятковой, С.А. Казаковой, Л.Л. Кочетовой, С.А. Львовой, А.Г. Петриковой) указывается на то, что овладение социально-бытовыми навыками детьми данной категории существенно затруднено, в силу недостаточности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием [13; 20; 23; 42]. Данный факт говорит о необходимости проведения специально спланированной работы по формированию социально-бытовых умений у детей с умственной отсталостью. Особенно остро стоит вопрос о формировании данных умений у подростков с умственной отсталостью, так как совсем скоро им предстоит вступить во взрослую жизнь, овладеть профессией и создать свою семью.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что многие отечественные ученые и практики (В.В. Воронкова, Т.А. Девяткова, Т.С. Жидкина, А.Р. Маллер, Д.А. Шткаускайте) указывают на то, что семья играет большую роль в развитии социальных, бытовых и трудовых навыков детей с умственной отсталостью [13; 23; 26; 44]. Но в то же время, нам не встретились исследования, посвященные изучению влияния характера детско-родительских отношений на развитие социально-бытовых навыков у обучающихся данной категории, что говорит о необходимости дальнейшего изучения данного вопроса...
Проблема помощи детям с отклонениями в развитии в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Неуклонно растет количество детей с умственной отсталостью, поступающих в образовательные учреждения.
В соответствии с Конституцией РФ, перечнем мер по реализации Федеральных законов «О государственной социальной помощи» (от 17.07.1999), Указом Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014, с изменениями от 02.05.2015) (ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья») каждый ребенок с осложненными формами психического недоразвития может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях различного назначения, если в них созданы необходимые условия (материальные, кадровые и иные), при этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможностей [69; 70].
Актуальность исследования обусловлена на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровне.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что неуклонно растет количество детей с умственной отсталостью, поступающих в образовательные учреждения.
Для социальной адаптации детей с умственной отсталостью большое значение имеет овладение ими социально-бытовыми навыками. Достаточное развитие социально-бытовых навыков является залогом того, что дети с умственной отсталостью будут способны к выполнению определенных социальных функций, что напрямую связано с социальной реабилитацией детей в среде.
Однако, в трудах отечественных ученых (В.В. Воронковой, В.В. Гладкой, Т.А. Девятковой, С.А. Казаковой, Л.Л. Кочетовой, С.А. Львовой, А.Г. Петриковой) указывается на то, что овладение социально-бытовыми навыками детьми данной категории существенно затруднено, в силу недостаточности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием [13; 20; 23; 42]. Данный факт говорит о необходимости проведения специально спланированной работы по формированию социально-бытовых умений у детей с умственной отсталостью. Особенно остро стоит вопрос о формировании данных умений у подростков с умственной отсталостью, так как совсем скоро им предстоит вступить во взрослую жизнь, овладеть профессией и создать свою семью.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что многие отечественные ученые и практики (В.В. Воронкова, Т.А. Девяткова, Т.С. Жидкина, А.Р. Маллер, Д.А. Шткаускайте) указывают на то, что семья играет большую роль в развитии социальных, бытовых и трудовых навыков детей с умственной отсталостью [13; 23; 26; 44]. Но в то же время, нам не встретились исследования, посвященные изучению влияния характера детско-родительских отношений на развитие социально-бытовых навыков у обучающихся данной категории, что говорит о необходимости дальнейшего изучения данного вопроса...
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что социально-бытовые навыки обучающихся с умственной отсталостью существенно затруднены в силу недостаточности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. У умственно отсталых детей наблюдается низкая способность к подражанию, они и не могут самостоятельно освоить навыки самообслуживания. Данный факт говорит о необходимости проведения специальной коррекционной работы по формированию социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Отечественные исследователи сходятся во мнении о том, что семья играет большую роль в развитии социальных, бытовых и трудовых навыков детей с умственной отсталостью. Но в то же время, в имеющихся работах недостаточно полно освещена проблема влияния характера детско- родительских отношений на развитие социально-бытовых навыков у обучающихся данной категории, что говорит о необходимости дальнейшего изучения данной проблемы.
Отечественными учеными и практиками предлагаются различные приемы, подходы к работе по развитию социально-бытовых навыков у подростков с умственной отсталостью легкой степени в рамках проведения уроков по социально-бытовой ориентировке. Однако, в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, занятия по социально-бытовой ориентировке не были включены в обязательную предметную область. В соответствии с внесенными изменениями, в школах с 2016-2017 учебного года данные занятия проводятся во второй половине дня. При этом способы и приемы педагогического воздействия при формировании социально-бытовых навыков у подростков с умственной отсталостью легкой степени остались прежними. Помимо этого, в имеющихся разработках недостаточно полно освещена работа с родителями детей рассматриваемой категории с целью формирования у обучающихся с умственной отсталостью социально-бытовых навыков в условиях семьи. Данный факт говорит о необходимости поиска новых путей оптимизации образовательного процесса по формированию навыков социально-бытовой ориентировки у подростков с умственной отсталостью легкой степени.
С целью изучения особенностей родительского отношения в семьях, воспитывающих подростков с умственной отсталостью легкой степени и оценки его влияния на развитие социально-бытовых навыков у детей, нами проведен констатирующий эксперимент на базе ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа № 27 г. Братска». В нем приняли участие 12 семей, имеющих ребенка в возрасте 12-13 лет с умственной отсталостью легкой степени.
Изучение уровня развития социально-бытовых навыков у обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью легкой степени осуществлялось нами по методике Т.А. Девятковой, которой были предложены карты определения сформированности социально-бытовых навыков и мотивации к их дальнейшему развитию по различным темам. Данная методика была модифицирована нами в соответствии с целью исследования. Модификация заключалась в структурировании параметров оценивания. Параметры модифицированной нами методики отражают основные показатели уровня развития социально-бытовых навыков обучающихся 5-6 классов с легкой степенью умственной отсталости. Также нами была разработана оценочная шкала для количественной обработки результатов изучения сформированности социально-бытовых навыков...
Отечественные исследователи сходятся во мнении о том, что семья играет большую роль в развитии социальных, бытовых и трудовых навыков детей с умственной отсталостью. Но в то же время, в имеющихся работах недостаточно полно освещена проблема влияния характера детско- родительских отношений на развитие социально-бытовых навыков у обучающихся данной категории, что говорит о необходимости дальнейшего изучения данной проблемы.
Отечественными учеными и практиками предлагаются различные приемы, подходы к работе по развитию социально-бытовых навыков у подростков с умственной отсталостью легкой степени в рамках проведения уроков по социально-бытовой ориентировке. Однако, в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, занятия по социально-бытовой ориентировке не были включены в обязательную предметную область. В соответствии с внесенными изменениями, в школах с 2016-2017 учебного года данные занятия проводятся во второй половине дня. При этом способы и приемы педагогического воздействия при формировании социально-бытовых навыков у подростков с умственной отсталостью легкой степени остались прежними. Помимо этого, в имеющихся разработках недостаточно полно освещена работа с родителями детей рассматриваемой категории с целью формирования у обучающихся с умственной отсталостью социально-бытовых навыков в условиях семьи. Данный факт говорит о необходимости поиска новых путей оптимизации образовательного процесса по формированию навыков социально-бытовой ориентировки у подростков с умственной отсталостью легкой степени.
С целью изучения особенностей родительского отношения в семьях, воспитывающих подростков с умственной отсталостью легкой степени и оценки его влияния на развитие социально-бытовых навыков у детей, нами проведен констатирующий эксперимент на базе ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа № 27 г. Братска». В нем приняли участие 12 семей, имеющих ребенка в возрасте 12-13 лет с умственной отсталостью легкой степени.
Изучение уровня развития социально-бытовых навыков у обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью легкой степени осуществлялось нами по методике Т.А. Девятковой, которой были предложены карты определения сформированности социально-бытовых навыков и мотивации к их дальнейшему развитию по различным темам. Данная методика была модифицирована нами в соответствии с целью исследования. Модификация заключалась в структурировании параметров оценивания. Параметры модифицированной нами методики отражают основные показатели уровня развития социально-бытовых навыков обучающихся 5-6 классов с легкой степенью умственной отсталости. Также нами была разработана оценочная шкала для количественной обработки результатов изучения сформированности социально-бытовых навыков...



