МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА В БРИТАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТАФОРА КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Определение и функциональные особенности метафоры 6
1.2. Виды языковых метафор 16
1.3. Метафорические модели 23
1.4. Метафора в лингвокульторологии 29
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТАФОРИЧЕСКОГО
ОБРАЗА УНИВЕРСИТЕТА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 35
2.1. Модель «Университет - сад» 35
2.2. Модель «Университет - спортивный зал» 38
2.3. Модель «Университет - экономика / общество» 41
2.4. Периферические метафорические модели, репрезентирующие
обучение и образование 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ГЛАВА 1. МЕТАФОРА КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Определение и функциональные особенности метафоры 6
1.2. Виды языковых метафор 16
1.3. Метафорические модели 23
1.4. Метафора в лингвокульторологии 29
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТАФОРИЧЕСКОГО
ОБРАЗА УНИВЕРСИТЕТА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 35
2.1. Модель «Университет - сад» 35
2.2. Модель «Университет - спортивный зал» 38
2.3. Модель «Университет - экономика / общество» 41
2.4. Периферические метафорические модели, репрезентирующие
обучение и образование 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Изучение метафоры волновало многих отечественных и зарубежных лингвистов. В XIX в. великий философ Ницше, изучая метафору, пришел к выводу, что необходимо изучать метафору в мыслительной деятельности. Множество лингвистических исследований показало, что метафора является важнейшей частью мыслительных процессов, она отражает человеческий разум, является средством восприятия сложных областей знания. В лингвокультурологии метафора занимает центральное место: метафора несет в себе традиции и мышление общества, поэтому изучение проблемы категоризации окружающего нас мира является актуальным и на сегодняшний день.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью изучения метафоры, как средства категоризации окружающей действительности, напрямую связанного с ментальными процессами. А именно, актуальность данной работы обусловлена недостаточной на данный момент изученностью метафорических представлений о высшем образовании.
Цель исследования - выявить и описать особенности метафорической репрезентации образа университета в британской лингвокультуре. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить различные подходы к определению метафоры, раскрыть ее функциональные особенности.
2. Исследовать виды метафор.
3. Изучить определение ключевых понятий лингвокультурологии, проанализировать метафору в аспекте лингвокультуры.
4. Выявить и описать метафорические модели университета в британской лингвокультуре.
В соответствии с поставленной целью и задачами в работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический дедуктивный метод.
2. Дискурс-анализ научной литературы.
3. Описательный метод.
4. Сравнительно-сопоставительный анализ.
5. Лексико-семантический анализ.
Объектом исследования является метафорический образ университета в британской лингвокультуре.
В качестве предмета выступают языковые средства репрезентации образа университета в британской лингвокультуре.
Материалом исследования послужили метафорические высказывания о высшем образовании, студентах и преподавателях из корпуса английского языка, всего проанализировано 127 контекстов. Были исследованы и проанализированы статьи и обсуждения из Великобританского форума «HelpfulProfessor», в которых англичане делятся своим мнением об университетах и процессе обучения. В обсуждении участвовало 304 человека, всего было проанализировано 250 мнений об обучении в высшем учебном заведении.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в практике преподавания проблем современной лингвистики, лексикологии современного английского языка в аспекте лингвокультуры.
Теоретико-методологическая база исследования представлена на основе работ известных лингвистов:
1. По теории метафор: Н.Д. Арутюнова, И.П. Сусов, Дж. Лакофф, М. Джонсон, Е.С. Кубрякова, М. Ли Минский, Э. Маккормак, А.П. Чудинов.
2. В области изучения лингвокультурологии: Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, Н.Ф. Алефиренко, Г.М. Васильева, В.И. Карасик, В.В. Красных, В.А. Маслова.
Структура работы определяется поставленными целями и задачами, а также спецификой материала. Бакалаврская работа общим объемом в 70 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, формулируется цель и задачи исследования, представляются методы исследования, его практическая значимость и теоретико¬методологическая база.
В первой главе представлены различные подходы к определению метафоры. Виды и функции метафор. Метафорические модели. Подходы к определению лингвокультурологии, особенности изучения метафоры в аспекте лингвокультуры.
Во второй главе показаны результаты исследования метафор в аспекте лингвокультуры английского языка. Метафорический образ университета представлен в трех моделях: «Университет - сад», «Университет - спортивный зал», «Университет - экономика / общество». На основе данных моделей были определены характерные термины, сравнивающий университет с той или иной сферой деятельности. Отражено отношение человека к университету и его роль в современном мире. Метафорическая репрезентация процесса обучение представлена в метафорических моделях: «Обучение - это строительство», «Обучение - путь», «Обучение - тяжелый труд». Анализируя примеры метафор в данных моделях, мы определили, что обучение это длительны и сложный процесс. Образ образования (education) репрезентируется в моделях «Образование - это ключ», «Образование - это оружие», «Образование - это сокровище». Наличие образования представлено ценностью в жизни человека, способом развития и интеллектуального роста.
В заключении излагаются результаты проведенного исследования, их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью изучения метафоры, как средства категоризации окружающей действительности, напрямую связанного с ментальными процессами. А именно, актуальность данной работы обусловлена недостаточной на данный момент изученностью метафорических представлений о высшем образовании.
Цель исследования - выявить и описать особенности метафорической репрезентации образа университета в британской лингвокультуре. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить различные подходы к определению метафоры, раскрыть ее функциональные особенности.
2. Исследовать виды метафор.
3. Изучить определение ключевых понятий лингвокультурологии, проанализировать метафору в аспекте лингвокультуры.
4. Выявить и описать метафорические модели университета в британской лингвокультуре.
В соответствии с поставленной целью и задачами в работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический дедуктивный метод.
2. Дискурс-анализ научной литературы.
3. Описательный метод.
4. Сравнительно-сопоставительный анализ.
5. Лексико-семантический анализ.
Объектом исследования является метафорический образ университета в британской лингвокультуре.
В качестве предмета выступают языковые средства репрезентации образа университета в британской лингвокультуре.
Материалом исследования послужили метафорические высказывания о высшем образовании, студентах и преподавателях из корпуса английского языка, всего проанализировано 127 контекстов. Были исследованы и проанализированы статьи и обсуждения из Великобританского форума «HelpfulProfessor», в которых англичане делятся своим мнением об университетах и процессе обучения. В обсуждении участвовало 304 человека, всего было проанализировано 250 мнений об обучении в высшем учебном заведении.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в практике преподавания проблем современной лингвистики, лексикологии современного английского языка в аспекте лингвокультуры.
Теоретико-методологическая база исследования представлена на основе работ известных лингвистов:
1. По теории метафор: Н.Д. Арутюнова, И.П. Сусов, Дж. Лакофф, М. Джонсон, Е.С. Кубрякова, М. Ли Минский, Э. Маккормак, А.П. Чудинов.
2. В области изучения лингвокультурологии: Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, Н.Ф. Алефиренко, Г.М. Васильева, В.И. Карасик, В.В. Красных, В.А. Маслова.
Структура работы определяется поставленными целями и задачами, а также спецификой материала. Бакалаврская работа общим объемом в 70 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, формулируется цель и задачи исследования, представляются методы исследования, его практическая значимость и теоретико¬методологическая база.
В первой главе представлены различные подходы к определению метафоры. Виды и функции метафор. Метафорические модели. Подходы к определению лингвокультурологии, особенности изучения метафоры в аспекте лингвокультуры.
Во второй главе показаны результаты исследования метафор в аспекте лингвокультуры английского языка. Метафорический образ университета представлен в трех моделях: «Университет - сад», «Университет - спортивный зал», «Университет - экономика / общество». На основе данных моделей были определены характерные термины, сравнивающий университет с той или иной сферой деятельности. Отражено отношение человека к университету и его роль в современном мире. Метафорическая репрезентация процесса обучение представлена в метафорических моделях: «Обучение - это строительство», «Обучение - путь», «Обучение - тяжелый труд». Анализируя примеры метафор в данных моделях, мы определили, что обучение это длительны и сложный процесс. Образ образования (education) репрезентируется в моделях «Образование - это ключ», «Образование - это оружие», «Образование - это сокровище». Наличие образования представлено ценностью в жизни человека, способом развития и интеллектуального роста.
В заключении излагаются результаты проведенного исследования, их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении.
Изучение метафоры привлекает внимание многих лингвистов, потому что ее сущность заключается в глубоких мыслительных процессах человеческого разума. Сложные когнитивные пространства накладываются на более простые и соотносятся на основе метафоры. С помощью метафоры можно взглянуть на предмет «в свете» другого предмета или идеи. Метафора функционирует в качестве посредника между человеческим разумом и культурой. Метафора выполняет следующие функции: номинативная, инструментальная, изобразительная, гипотетическая, моделирующая, воздействующая, мнемоническая. Последняя является основной функцией когнитивной метафоры - способствует лучшему восприятию информации. Видов метафоры существует большое количество. Выделяя основные, наиболее распространённые виды, можно назвать номинативную метафору, образную, когнитивную, генерализующую.
Метафора в аспекте лингвокультурологии играет важную роль: в метафоре отражена культура народа, его мышление и ценности. Метафоры сопровождают человека на протяжении многих веков. Отсюда следует, что язык является своеобразным хранилищем метафор.
Рассматривая на практике метафорические образы университета в современном мире, можно отметить отношение человека к высшему образованию. В моделях «Университет - сад», «Университет - спортивный зал», «Университет - экономика / общество» отражена сущность университета, его роль в современном мире и отношение человека к университету. Университет предстал «движущей силой», «вторым домом и семьей», «школой жизни» и «цветущим садом». В виду этого, университет является одним из ключевых этапов в развитии личности.
Итак, метафора, отражая глубинные процессы мышления, является зеркалом культуры народа. В метафоре можно узнать отношению человека к определенным областям действительности, понять мышление народа, узнать их ценности и жизненные принципы. Развиваясь во времени и в пространстве, теория метафоры является актуальной и в настоящее время.
Метафора в аспекте лингвокультурологии играет важную роль: в метафоре отражена культура народа, его мышление и ценности. Метафоры сопровождают человека на протяжении многих веков. Отсюда следует, что язык является своеобразным хранилищем метафор.
Рассматривая на практике метафорические образы университета в современном мире, можно отметить отношение человека к высшему образованию. В моделях «Университет - сад», «Университет - спортивный зал», «Университет - экономика / общество» отражена сущность университета, его роль в современном мире и отношение человека к университету. Университет предстал «движущей силой», «вторым домом и семьей», «школой жизни» и «цветущим садом». В виду этого, университет является одним из ключевых этапов в развитии личности.
Итак, метафора, отражая глубинные процессы мышления, является зеркалом культуры народа. В метафоре можно узнать отношению человека к определенным областям действительности, понять мышление народа, узнать их ценности и жизненные принципы. Развиваясь во времени и в пространстве, теория метафоры является актуальной и в настоящее время.



