Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуальное консультирование как средство повышения психологического благополучия людей в период ранней взрослости

Работа №167029

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2021
Стоимость4985 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 3
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 13
1.1. Теоретические подходы к исследованию психологического благополучия личности в отечественной и зарубежной психологии 13
1.2 Психологические особенности в период ранней взрослости 23
1.3 Индивидуальное консультирование как способ повышения
психологического благополучия людей в период ранней взрослости 29
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛЮДЕЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 40
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента и обсуждение
результатов 40
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента 49
2.3 Результаты проведения контрольного эксперимента и их анализ 59
2.4 Оценка эффективности проведенной работы в рамках психологического консультирования по повышению психологического благополучия людей в период ранней взрослости 67
Выводы по главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 85


Актуальность исследования. В последние десятилетия вопросы психологического благополучия чаще становятся предметом исследования для психологов. Это обусловлено острой для психологической науки и практики необходимостью определить, что является основанием для внутреннего равновесия личности, из чего складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в основе, как участвует в регуляции поведения, как можно помочь человеку достичь психологического благополучия. Психологическое благополучие является тем феноменом, который олицетворяет естественное стремление человека к внутреннему равновесию, ощущению счастья и комфорту.
Счастье, благополучие, удовлетворение, комфорт - понятия, относящиеся к субъективному переживанию человеком процессов, происходящих в его жизни. Эти явления характеризуют его социально-психологически. В них кроется общественная история человека - человека, который обрел свою личность, который обладает способностью творить свою жизнь, создавать историю своей жизни, свою судьбу и соотноситься с историей жизни других людей — конкретных или обобщенных личностей. Если это ему удается, возникают позитивные эмоции, сознание и переживание благополучия. Не следует полагать, что субъективное благополучие - явление отдаленного будущего или определенного возрастного периода. В той или иной степени, и в том или ином аспекте оно может быть представлено на всех этапах жизненного пути и связано с любой деятельностью. В зависимости от возраста, психологическое благополучие может быть связано с различными сферами жизни человека. Особенно актуальны эти вопросы становятся в период ранней взрослости, благополучие связано с различными сферами жизни, такими как общение, создание семьи и карьерный рост, успешность как профессионала.
Цель исследования: теоретическое и практическое исследование феномена психологического благополучия в период ранней взрослости; разработка и апробирование цикла индивидуальных консультаций для людей, проживающий период ранней взрослости.
Объект исследования - психологическое благополучие людей, проживающих период ранней взрослости.
Предмет исследования - психологическое консультирование по проблеме психологического благополучия людей в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическое благополучие в период ранней взрослости представляет степень направленности человека на гармоничное, целостное функционирование, учитывая такие категории, как личностный рост, самоприятие, управление средой, автономия, цель в жизни, позитивное отношений с окружающими. Разрешению этой проблемы будет способствовать модель интегративного психологического индивидуального консультирования, адаптированная к реалиям современного мира.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему психологического благополучия в науке.
2. Описать возрастные особенности людей в период ранней взрослости;
3. Провести эмпирическое исследование психологического благополучия в период ранней взрослости.
4. Разработать и внедрить программу, направленную на работу с клиентами периода ранней взрослости, испытывающих проблемы, связанные с вопросами психологического благополучия.
5. Проследить динамику изменения уровня психологического благополучия.
6. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической и научной литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с проблемой психологического благополучия.
2. Эмпирические - опрос, тестирование, формирующий эксперимент (индивидуальное консультирование).
3. Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: выборку исследования составили 20 человек периода ранней взрослости (20-40 лет).
Научная новизна заключается: рассмотрение проблемы ранней взрослости клиентов с субъективной точки зрения, а также разработка принципиально новой модели психологического консультирования по данной теме.
Апробация результатов исследования: происходила в ходе организации и проведения индивидуальных психологических консультаций. Всего было проведено 50 консультаций с людьми, проживающими период ранней взрослости.
Результаты исследования обозначены и опубликованы на Межвузовском международном конгрессе, по проблемам диссертации имеются две публикации:
1. Семенова В.Ю. Кризис в период ранней взрослости // Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского международного конгресса. М.: Изд-во Инфинити, 2021. С. 43-45.
2. Семенова В.Ю. Индивидуальное консультирование как средство повышения психологического благополучия людей в период ранней взрослости // Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского международного конгресса. М.: Издательство Инфинити, 2021. С. 46-49.
Теоретическая и методологическая основа: научные труды зарубежных и отечественных авторов по теме научного исследования, указанные в библиографическом списке.
- идеи зарубежных психологов в области изучения психологического благополучия: Н. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, Р. Райан, Э. Диси, К. Фредерик.
- идеи отечественных исследователей в области психологического благополучия: К.А. Абульханова-Славская, Р.М. Шамионова, А.В. Воронина, О.В. Климаков, И.В. Шаповаленко, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, О.А. Идобаевой, Д.М. Зиновьевой, А.В. Чернопятовой.
- идеи зарубежных исследователей в области изучения периода ранней взрослости: К. Юнг, Э. Эриксон, Г. Крайг.
- идеи отечественных исследователей в области изучения периода ранней взрослости: Л.С. Выготский, А.И. Ушатикова, Б.Б. Казака, Б.Г. Ананьев.
Практическая значимость: разработанная программа может служить основой для индивидуального психологического консультирования в кризисных центрах и службах психологической поддержки молодежи.
Структура магистерской диссертации состоит из реферата, введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения. Общий объем составил 115 страницу, из них таблиц - 9, рисунков - 9, приложений - 4.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Осознание индивидом собственного благополучия, безусловно, имеет важное значение, прежде всего, для него самого. Существуя в атмосфере психологического комфорта, создавая и поддерживая его вокруг себя личность наиболее продуктивна. Это оказывает благоприятное влияние как на самого человека, на окружающих его людей, так и на его профессиональные успехи.
1. В рамках данной выпускной работы были проанализированы теоретические труды, статьи, методические и учебные пособия зарубежных и отечественных ученых-психологов. Проблема феномена «психологическое благополучие», несмотря на отсутствие единого подхода к его пониманию и изучению, наиболее детально разработана в методике К. Рифф.
2. Мы пришли к выводу, что исследование уровня психологического благополучия актуально измерять именно в период ранней взрослости, когда оно достигает своего пика, благодаря максимальному развитию всех сфер жизни. Ввиду того, что в современном мире рамки взросления и молодости раздвигаются и перестают быть точными, в исследовании использовалась возрастная периодизация К. Юнга, где период ранней взрослости приходится на 20-40 лет. К центральным возрастным новообразованиям данного периода можно отнести семейные отношения и профессиональную компетентность.
3. В результате эксперимента выдвинутая нами гипотеза о том, что психологическое благополучие в период ранней взрослости может представлять степень направленности человека на гармоничное, целостное функционирование, учитывая такие категории, как личностный рост, самопринятие, управление средой, автономия, цель в жизни, позитивное отношение с окружающими подтвердилась.
4. Было установлено значение ценностно-смысловой сферы для индивида в процессе его повседневной деятельности и разработана программа интегративного подхода консультирования, направленная на повышение психологического благополучия людей в период ранней взрослости. Программа представлена десятью занятиями и включает в себя глубокую проработку отдельных компонентов психологического благополучия в разных подходах и информацию по психологическому благополучию.
5. В работе были использованы три методики для изучения уровня психологического благополучия. Мы выделили Шкалу К. Риффа, так как ее шкалы методики наиболее разработаны для периода ранней взрослости. Уровень психологического благополучия по данной методике до программы составил 4,0 стена (среднее значение), после проведения программы уровень повысился до 5,4. Таким образом экспериментально было доказано, что психологическое консультирование с использование различных подходов результативно в целях повышения уровня психологического благополучия в период ранней взрослости.
6. Достоверность статистических данных эмпирического эксперимента проверена с помощью Т-критерия Вилкоксона. В данном случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: (0,01). Гипотеза H0 принимается. Показатели после эксперимента превышают показатели до опыта.
Подводя итог проделанной работе, стоит сказать, что проблема повышения психологического благополучия личности с помощью индивидуального консультирования в период ранней взрослости недостаточно разработана. Данные, полученные в рамках выпускной квалификационной работы и разработанную программу в дальнейшем можно использовать для формирования у людей периода ранней взрослости более высокого уровня психологического благополучия. Последующая исследовательская деятельность в рамках разработки вопросов психологического благополучия как контекста для других личностных образований принесет большую пользу всему научному сообществу.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Азарян Н. А. Самореализации личности в профессиональной
деятельности: затруднения и пути их преодоления //
Самореализация потенциала личности в современном обществе: материалы международной научно-практической конференции. Прага, 2013. С. 88.
3. Акор Ш. Преимущество счастья: 7 принципов позитивной психологии, которые ведут к успеху и достижениям в работе / Ш. Ачор; пер. с англ. О. Мацака, А. Петренко. М.: Эксмо, 2014. 304 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 338с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 Т. Т.1. М.: Просвещение, 1980. 372 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1996. 384 с.
7. Анцыферова, Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу // Вопр. Психологии. М., 1973. № 4. С. 173-180.
8. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности: психосемантического поход. М.: КГПИИЯ, 1991.
9. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. М.: Высшая Школа Экономики (ВШЭ), 2012. 840 с.
10. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. 304 с.
11. Воронина А. В. Уровневая модель психологического благополучия человека // Потенциал личности: комплексная
проблема: Материалы второй Всероссийской конференции.
Тамбов, 2003. С. 29-32.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека.М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
13. Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 44 с.
14. Горностай П.П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. К.: Наука, мысль, 1995.
15. Григорьева М. В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения // Психол. наука и образование. 2009. № 2. С. 41 - 45.
16. Грубьяк О. М. Психологическое благополучие современных мужчин и женщин периода ранней взрослости // Psychological Journal: Scientific Journal of G.S. Kostiyk Institute of Psychology, National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, 2017. № 1 (5)
17. Данилова М.В. Особенности ценностно-смысловых ориентиров личности в период ранней взрослости // Горизонты зрелости. Пятая всероссийская научно - практическая конференция по психологии развития, М., 2015. С.28-32.
18. Джидарьян И.А., Антонова Е.В. Проблема общей удовлетворенностью жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе, 2009.
19. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. 2000. Том 21. №2. С. 40-48.
20. Доценко Е. Л., Борко Т.Н. Практический психолог как шаман // Журнал практического психолога, 2002. № 6. С. 15-29.
21. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 221 с.
22. Зейгарник Б.В. Теории зарубежной психологии. М.:МГУ, 1984. 540с.
23. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного консультирования: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2003. 336 с.
24. Зиновьева Д.М. Психологическое благополучие
государственных служащих в условиях кризиса середины жизни // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития, 2015. Т. 4. №2 (14). С. 139 - 142.
25. Идобаева О.А. К построению модели исследования
психологического благополучия личности: психолого-
развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета, 2011. №351. С. 128 - 133.
26. Ильин Е. П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. 544 с.
27. Климаков О. В., Шаповаленко И. В Феномен психологического благополучия и его особенности в ранней взрослости // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой. М.: МГППУ, 2018. С. 527-532.
28. Ковальская О.С. Личность в период ранней юности: особенности ценностно-смысловой сферы и совладающего поведения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2012. № 2 (18). С. 198-201
29. Копьев Г.А. О диалогическом понимании психологического
контакта. - Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации // Сб. научн. трудов АПН СССР. М.: Изд. АПН СССР, 1987. С. 50-57.
30. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. Спб.: Питер, 2003. 479 с.
31. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
32. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья: учебник для вузов. СПб.: СПбГУ, 2000. С. 405-442.
33. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. С. 476-510.
34. Лада Ю. Смысл и специфика психологической помощи // Журнал практикующего психолога. 1995. № 1. С. 93-109.
35. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: детство, отрочество: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Academia. 2000. 452 с.
36. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1999. 144 с.
37. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Гуманистический издательский центр ВЛАДОС, 2000. 528 с.
38. Рукавишников А.А., М.В. Соколова. Шкала субъективного
благополучия. Руководство. Ярославль, НПЦ
«Психодиагностика», второе издание, 1996. 11 с.
39. Семенова В.Ю. Кризис в период ранней взрослости // Высшая
школа: научные исследования. Материалы Межвузовского
международного конгресса. М.: Изд-во Инфинити, 2021. С. 43-45.
40. Семенова В.Ю. Индивидуальное консультирование как средство повышения психологического благополучия людей в период ранней взрослости // Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского международного конгресса. М.: Издательство Инфинити, 2021. С. 46-49.
41. Ушатиков А.И. Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Учеб. / Под ред С.Н. Пономарева. Рязань: Академия права и управления России, 2001. 536 с.
42. Фесенко П.П. Что такое психологическое благополучие?
Краткий обзор основных концепций. // Научные труды аспирантов и докторантов. М.: Изд-во Московского
гуманитарного университета, 2005. Вып. 46. С. 35-48.
43. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 132-138.
44. Фомина О.О. Благополучие личности: проблемы и подходы к
исследованию в отечественной психологии // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 6. URL: http://mir-
nauki.com/PDF/53PSMN616.pdf (дата обращения: 15.03.2021)
45. Чернопятова А.В. Особенности структуры психологического благополучия в ранней взрослости // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции г. Белгород, 27 февраля 2015 г. В семи частях. Часть IV Белгород, 2015. С. 167-171.
46. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое
благополучие личности (обзор концепций и методика
исследования) // Психологическая диагностика. 2015. № 3. С. 95¬129.
47. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект // Проблемы социальной психологии личности. Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008. 296 с.
48. Шостром Э., Браммер Л. терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии / Пер. с англ. - СПб.: Сова, - М.: Эксмо, 2002. 624 с.
49. Эриксон, Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. // Архетип. 1995. № 1.
50. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис М.: Прогресс, 1996. 344 с.
51. Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд. СПб.: Ленато, 2006. 592 с.
52. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.:Ренессанс,1991. 450 с.
53. Юнг К.Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. М., 1996. С. 185-203.
54. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.
55. Arnett, J. J., Zukauskiene, R., &Sugimura, K. (2014). The new life
stage of emerging adulthood at ages 18-29 years: Implications for mental health // The Lancet Psychiatry, 1(7), 569-576,
https://doi.org/10.1016/S2215-0366(14)00080-7.
56. Baldwin, P., Browne, D., Scully, P. J., Quinn, J. F., Morgan, M. G.,
Kinsella, A., Owens, J. M., Rusell, V., O’Callaghan, E., &
Waddington, J. L. (2005). Epidemiology of firstepisode psychosis: Illustrating the challenges across diagnostic boundaries through the Cavan-Monaghan Study at 8 years. Schizophrenia Bulletin, 31(3), 650-671.
57. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 p, DOI: 10.2307/2093340
58. Blanco C. B., Okudo, M., Wright, C., Hasin, D. S., Grant, B. F., Liu, S-M., & Olfson, M. (2008). Mental health of college students and their non-attending college peers. Archives of General Psychiatry, 65(12), 1429-1437.
59. Galambos N. L., Barker, E. T., & Krahn H. J. (2006). Depression,
self-esteem, and anger in emerging adulthood: Seven-year trajectories. Developmental Psychology, 42, 350-365, DOI: 10.1037/0012¬
1649.42.2.350
60. Kessler, R. C., Demler, O., Frank, R. G., Olfson, M., Pincus, H. A., Walters. E. E., Wang, P., Wells, K. B., & Zaslavsky, A. M. (2005). Prevalence and treatment of mental disorders, 1990-2003. New England Journal of Medicine, 352(24), 2515-2523.
61. Messersmith E. E., & Schulenberg J. E. (2010). Goal attainment, goal striving, and well-being during the transition to adulthood: A ten-year U.S. national longitudinal study. New Directions for Child and Adolescent Development, 2010, 27-40, DOI: 10.1002/cd.279
62. Pettit J. W., Roberts, R. E., Lewinsohn P. M., Seeley J. R., & Yaroslavsky, I. (2011). Developmental relations between perceived social support and depressive symptoms through emerging adulthood: Blood is thicker than water. Journal of Family Psychology, 25, 127¬136, DOI: 10.1037/a0022320
63. Reifman A., Colwell, M. J., & Arnett J. J. (2007). Emerging adulthood: Theory, assessment, and application. Journal of Youth Development, 2, 39-50, DOI:10.5195/JYD.2007.359
64. Schulenberg J. , & Schoon I. (2012). The transition to adulthood in the UK, the US and Finland. Longitudinal and Life Course Studies, 3, 164 - 172. DOI:10.14301/llcs.v3i2.194
65. Seiffge-Krenke I. (2013) ‘‘She’s leaving home...’’ Antecedents, consequences, andcultural patterns in the leaving home process. Emerging Adulthood, 1, 114-124. DOI:10.1177/2167696813479783
66.Settersten R. A. (2007). The new landscape of adult life: Road maps, signposts, and speed lines. Research in Human Development, 4, 239¬252. DOI: 10.1080/15427600701663098


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ