Введение 3
Глава 1. Социальная политика в области защиты семей с детьми с инвалидностью 6
§ 1.1. Сущность понятия «социальная политика в области защиты семей с детьми с инвалидностью» 6
§ 1.2. Социальная защита семей с детьми-инвалидами в Красноярском крае 24
Глава 2. Организация индивидуального сопровождения семьи с ребёнком с ДЦП 29
§ 2.1. Особенности работы МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Сухобузимского района с семьями с детьми с ОВЗ 29
§ 2.2. Разработка программы индивидуального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП 47
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не в состоянии ни одно общество, и каждое государство в зависимости от своих социально-экономических возможностей формирует социальную и экономическую политику в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из острых вопросов современного общества является проблема инвалидности с учетом ее медицинского, социального, нравственного и экономического значения. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер. Согласно данным, приведенных Федеральной службой государственной статистики (далее - Росстат), в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2019 г. насчитывается порядка 12259 тыс. человек с нарушениями физического и психического здоровья. Из них 636 тыс. человек являются детьми-инвалидами. Это на 2,99% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (617 000 человек) и на 11,95% больше, чем 5 лет назад, в 2013 г. (560 000 человек) [52].
В структуре ранней детской инвалидности перинатальные поражения нервной системы составляют 60-70%. Ведущее место среди заболеваний, приводящих к инвалидности с детства, занимает детский церебральный паралич, причем у 20-35% больных степень ограничений жизнедеятельности настолько значительна, что они становятся обездвиженными и необучаемыми.
Масштаб инвалидности зависит от множества факторов: состояния здоровья нации, развития системы здравоохранения, социально-экономического развития, состояния экологической среды, политических и исторических причин. В России для управления вопросами социальной защиты детей-инвалидов сформировано отдельное направление социальной политики, которое включает в себя формирование доступной среды жизнедеятельности, предоставление социального обслуживания семьям с детьми-инвалидами и обеспечение их мерами социальной поддержки, а также разработку федеральных, региональных и ведомственных целевых программ.
Актуальность данной темы обусловлена наличием следующего противоречия: с одной стороны, на современном этапе развития российского общества создана целостная система социальной политики в отношении детей-инвалидов с включением в нее различных социальных институтов. С другой стороны, на практике механизм управления вопросами социальной политики по поддержке детей с функциональными ограничениями реализуется недостаточно эффективно и нуждается в совершенствовании. В современной управленческой науке еще нет системного видения проблем семей с детьми-инвалидами не только как объекта социальной политики, но и как его активного участника.
Цель исследования - изучение особенностей индивидуального сопровождения семьи с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность понятия «социальная политика в области защиты семей с детьми с инвалидностью».
2. Проанализировать механизмы социальной защиты семей с детьми инвалидами в Красноярском крае.
3. Выявить особенности работы МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Сухобузимского района с семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработать программу индивидуального сопровождения семьи с ребёнком с ДЦП.
Объект исследования - социальная политика в области защиты семей с детьми с инвалидностью.
Предмет исследования - формы и методы индивидуального сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Методы: исследование проведено на основе комплекса общенаучных методов, таких как обобщение и систематизация теоретических данных на основе изучения работ различных авторов, анализа, синтеза, сравнения, системно-функционального и комплексного подхода, с использованием анализа официальной статистики и нормативных правовых актов.
Проблемы социальной политики в области защиты семей с детьми с инвалидностью раскрыты в работах таких ученых, как Г.Ю. Алексеева, С.В. Ишмуратова, Е.С. Ковалевская, Е.А. Савенкова, К.А. Семенова, Л.И. Швецова и др. Труды перечисленных авторов выступили теоретической основой работы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Сухобузимского района. Выборка представлена 20 семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в нем рассматривается система социальной защиты семей с детьми-инвалидами на региональном уровне и выявляются основные имеющиеся проблемы. Проведенный анализ состояния системы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами позволит разработать актуальное видение выявленных проблем и поспособствует совершенствованию государственной политики в отношении семей, в которых растет и воспитывается ребенок-инвалид в современных социально-экономических условиях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 52 источника и 3 приложений. Общий объем работы составляет 62 страницы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Слово «инвалид» в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями».
На основе проведенного анализа можно сделать вывод об увеличении общего числа детей-инвалидов в Российской Федерации за период 2012-2018 годы. Государственная политика в сфере социальной защиты детей- инвалидов - это обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Основной целью государственной социальной политики в интересах детей-инвалидов является успешная интеграция их в жизнь общества, создание равных возможностей для обеспечения их прав на образование, здравоохранение, всестороннее развитие и самореализацию.
Ребёнку-инвалиду полагаются ежемесячные выплаты. Ребёнок инвалид и его родители или опекуны имеют право на многочисленные льготы: трудовые, коммунальные, медицинские и жилищные. В России существует государственная программа по реабилитации инвалидов, которая действует по всей территории страны.
Социальная защита семей с детьми-инвалидами в Красноярском крае осуществляется на основании законов Красноярского края «О социальной поддержке инвалидов», «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», постановлений Правительства Красноярского края «Об утверждении Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и перечня технических средств реабилитации», «О предоставлении мер социальной поддержки инвалидам», государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан».
В с. Сухобузимское социальная работа с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида, организована на базе социально-реабилитационного отделения МБУ «КЦСОН» Сухобузимского района. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами разнообразны и направлены на установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации; помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил; предупреждение социальных и индивидуальных рисков; облегчение вхождения индивида в сравнительно не знакомое общество или культурную систему.
Анкетирование родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители испытывают потребность в следующих социальных услугах: повышение реабилитационной компетентности; социальный, социально-педагогический и социально-психологический патронаж, продленный присмотр за ребенком; ус луга «Адаптационные группы», организация и проведение культурно-развлекательных программ, организации детско-родительских индивидуальных занятий-консультаций; организация семейного летнего отдыха и оздоровления; содействие в коллективном посещении учреждений культуры, услуга «Передышка».
Таким образом, целесообразно говорить о необходимости изменений в системе социальной поддержки семьям с детьми с ОВЗ: клиентом должен быть не только ребенок, но и его ближайшее окружение - среда первичной социализации, в первую очередь - семья. Следовательно, необходимо включение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в специально организованную образовательно-развивающую среду, с учетом психофизических и возрастных особенностей детей, направленную на предупреждение и преодоление дефектов развития.
Для построения эффективной системы работы составлена программа индивидуального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП. Взаимодействие с семьей проводится по нескольким направлениям: социально-педагогическая адаптация детей с ДЦП; взаимодействие с родителями по вопросам педагогического, психологического, социально-правового консультирования; оказание социальной поддержки семьям, воспитывающим детей с ДЦП (материальная помощь, подбор необходимых технических средств реабилитации); взаимодействие со специалистами медицинских, образовательных, социальных учреждений.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1) успешная социальная адаптации родителей ребенка с ДЦП: активность родителей в образовательно-досуговой деятельности МБУ «КЦСОН»; снижение уровня ситуативной тревожности родителей ребенка с двигатель ной патологией вследствие ДЦП;
2) социально-педагогическая подготовленность родителей, состоящая в наличии знаний и умений, не обходимых для реабилитационной работы с детьми с ДЦП;
3) успешность социальной адаптации ребенка в МБУ «КЦСОН» на этапе его подготовки к школьному обучению, которая определяется: приобретением коммуникативных умений и навыков; развитием творческих способностей; снижением уровня тревожности.
4) положительные изменения в двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сфере ребенка с ДЦП, которым способствуют: приобретение практических умений и навыков самообслуживания; сформированность ведущей (игровой) деятельности; до статочный уровень знаний, умений, навыков, не обходимых для учебной деятельности.
Таким образом, программа индивидуального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП способствует адаптации семьи с ребенком- инвалидом в сложной жизненной ситуации, а также дает возможность оказания всесторонней социально-реабилитационной помощи и поддержки.
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (ХХХ) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966г. Вступил в силу 23 марта 1976г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. -М.: Академия, 1990. С.124-126.
3. Декларация о правах инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи 3447 (ХХХ) от 09.12.1975г. // Консультант Плюс. Законодательство.
4. Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957-1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2031-2035.
5. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006г.) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7. С. 45-67.
6. Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи А/КЕ8/37/52 от 03.12.1982 г. // Всемирная программы действий в отношении инвалидов. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1983. С. 1-61.
7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых резолюцией Генеральной Ассамблеи А/КЕ8/48/96 от 20.12.1993г. // Консультант Плюс. Законодательство.
8. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006г.) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7. С. 45-67.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, 30.12.2008г. № 7-ФКЗ, 05.02.2014г. № 2-ФКЗ, 21.07.2014г. № 11 -ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. 15.04.2019г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
12. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. № 188-ФЗ (ред. от 15.04.2019г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст.14.
13. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 01.01.2019г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. №48. Ст. 4563.
14. Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018г.) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
15. Федеральный закон от 03.05.2012г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2280.
16. Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 (ред. от 01.07.2014г.) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.
17. Указ Президента РФ от 26.02.2013 № 175 (ред. от 31.12.2014) «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами и инвалидами с детства I группы» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 9. Ст. 938.
18. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 23. Ст. 3309.
19. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 (ред. от 10.08.2016г.) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 9. Ст. 1018.
20. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.» // Собрание законодательства РФ. 2014. №35.Ст.4811.
21. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 24.01.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 49. Ст. 6987
22. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 г. (ред. от 05.07.2016) № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Рос. газ. 2016. 12 янв.
23. Письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций» (в месте с Рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей) // Вестник образования. 2016. № 6.
24. Закон Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2707 (ред. от 05.07.2018) «О социальной поддержке инвалидов» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2005. № 1.
25. Закон Красноярского края от 25.03.2010 № 10-4487 (ред. от 18.09.2018) «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2010. № 13.
26. Постановление Правительства Красноярского края от 30.01.2006 № 10- п (ред. от 01.06.2018) «О предоставлении мер социальной поддержки инвалидам» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2006. № 5.
27. Постановление Правительства Красноярского края от 14.12.2010 № 629-п (ред. от 29.01.2019) «Об утверждении Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и перечня технических средств реабилитации» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2010. № 63.
28. По становление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п (ред. от 19.03.2019) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2013. № 49.
Список литературы
29. Алексеева Г.Ю. Прогноз развития ДЦП с учетом антропотехногенных факторов загрязнения атмосферного воздуха: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Саратов, 2012. - 27 с.
30. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н., Антонова Е.В. Проблемы детской инвалидности в со временной России // Вестник Российской академии медицинских наук. 2017. № 4. С. 305-312.
31. Блюм Е.Э., Блюм Н.Э., Антонов А.Р. К вопросу этиологии и патогенеза детского церебрального паралича (ДЦП) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2004. № 2. С. 123-125.
32. Гаранькина Г.Е. Формы и методы работы социального работника с семьей ребенка-инвалида// Молодой ученый. 2015. №10. С. 1126-1128.
33. Деннер В.А., Федюнина П.С., Давлетшина О.В., Набатчикова М.В. Научный обзор вопроса детской инвалидности как медико-социальной проблемы // Молодой ученый. 2016. №20. С. 71-75.
34. Иневаткина С.Е., Соколова Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с детским церебральным параличом // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-2. С. 344-347.
35. Ишмуратова С.В. Социальные аспекты в системе паллиативной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов // Молодой ученый. 2018. №46. С. 240-242.
36. Калимуллина Э.Р. Ресурсный потенциал социальной защиты детей- инвалидов и эффективность его применения // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2016. № 2. С. 374-377.
37. Кашинская О.В. Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации // Молодой ученый. 2017. №44. С. 157-159.
38. Ковалевская Е.С. Социально-правовые гарантии инвалидов в Российской Федерации // Новый юридический вестник. 2019. №1. С. 3-5.
39. Корнева С.А. Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи // Образование и воспитание. 2017. №2. С. 65¬68.
40. Костенко М.А. Проблемы социальной поддержки семей с детьми с
врожденными нарушениями развития // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. № 2. С. 95-103.
41. Кручкова Я.А. Основы нормативно-правового регулирования прав детей инвалидов // Молодой ученый. 2017. №24. С. 331-334.
42. Лысенко К.Ю., Трифонова А.Д. Исследование динамики детской инвалидности в России за 2000-2015 гг. // Молодой ученый. 2016. №14. С. 359-362.
43. Савенкова Е.А. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями // Те ория и пр актика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 62-67.
44. Саратова Л.М. Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки- Веди, 2015. С. 77-78.
45. Селюкова Е.А., Герасимова В.Н., Ильядис С.А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 167¬169.
46. Сема А.В. Психологические особенности обучающихся с детским церебральным параличом, способствующие школьной дезадаптации // Проблемы педагогики. 2016. № 12. С. 14-16.
47. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом. М.: Щит и меч, 2007. - 326 с.
48. Филиппова А.Е. Особенности государственной социальной поддержки семей с детьми-инвалидами // Юридические науки. 2016. № 4. С. 112-115.
49. Цинченко Г.М. Государственная политика по поддержке семей с детьми-инвалидами // Вопросы управления. 2018. № 1. С. 43-51.
50. Швецова Л.И. Социальная политика как инструмент построения социального государства // Народонаселение. 2014. № 3. С. 4-11.
Интернет-источники
51. Министерство социальной политики Красноярского края. Режим доступа: https://szn24.ru
52. Федеральная служба государственной статистики. Режим до ступа: http://www. gks.ru/