Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения интеллектуальных игр как компонента образовательных технологий 6
1.2. Особенности организации и проведения интеллектуальных игр на уроках технологии 13
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Методическое планирование интеллектуальных игр для
обучающихся 7 класса 24
2.1. Анализ рабочей программы по технологии для 7 класса под редакцией
В.М. Казакевича 24
2.2. Разработка интеллектуальные игры на уроках технологии для
обучающихся 7 класса 27
2.3. Сравнительные результаты успеваемости обучающихся после
применения на уроках технологии интеллектуальных игр 38
Вывод по второй главе 43
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение 50
Техническое образование в условиях быстроизменяющегося мира подвергается изменениям в теоретическом и практическом обучении школьников. Теперь большинство технологий обращаются к самой деятельности педагога, то есть к его умению вовлечь в процесс обучения своими профессиональными качествами, умением владеть информационными технологиями и другими нетрадиционными средствами обучения. Использование новых образовательных технологий несёт огромное значение в совершенствовании педагогических компетенций, а также позволяет мотивировать обучающихся на учебную деятельность. Умение решать технические задачи являются необходимыми навыками для многих профессий и областей деятельности. Поэтому изучение предмета технология имеет большое значение для подготовки учеников к будущей профессиональной деятельности и жизни в современном мире. Применение интеллектуальных игр в педагогическом процессе позволяет более качественно доносить и закреплять теоретическую и практическую часть обучения школьников.
В школе каждый учитель должен искать формы занятий, которые могут обеспечивать активное участие каждого ученика во время проведения занятия. Такие формы способны повысить авторитет знаний, а также индивидуальную и командную ответственность школьников за результат учебной деятельности. Эти задачи можно решить через использование различных интеллектуальных игр, применяемых на уроках.
Данная форма занятий является средством стимулирования обучающихся в учебном процессе. Обучающимся становится легче получать информацию в игровой форме, у них появляется интерес к изучению предмета. Применение различных интеллектуальных игр в образовательной деятельности способствует развитию у обучающихся логического мышления, познавательных интересов, умения рассуждать, обобщать, классифицировать.
Таким образом, исследование интеллектуальных игр как компонент образовательных технологий в школьном техническом образовании является актуальной темой для изучения.
Объектом исследования является процесс обучения предметной области технологии в средней школе.
Предметом исследования является интеллектуальные игры в образовательном процессе при изучении предмета «Технология».
Цель исследования теоретическое изучение особенностей применения интеллектуальных игр в качестве компонента образовательных технологий в предметной области «Технология».
Задачи:
1. На основе анализа педагогической литературы выявить сущность понятий «образовательные технологии», «интеллектуальная игра»;
2. Рассмотреть особенности организации и проведения интеллектуальных игр на уроках технологии;
3. Провести методическое планирование интеллектуальных игр для обучающихся 7 класса;
4. Разработать интеллектуальные игры на уроках технологии для обучающихся 7 класса;
5. Продемонстрировать сравнительные результаты успеваемости обучающихся после применения на уроках технологии интеллектуальных игр.
Гипотеза исследования повышение успеваемости посредством применения интеллектуальных игр на уроках технологии.
Теоретическая значимость:
В области предмета «Технология» интеллектуальные игры являются важным компонентом в образовательном процессе. Именно они помогают развивать способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу информации, что является значимым навыком для будущих технических специалистов.
Практическая значимость:
Методическое планирование и апробация проведения интеллектуальных игр на основе рабочей программы по технологии для 7 класса под редакцией М.В. Казакевича.
Методами исследования:
• Теоретические - анализ и синтез данных учебной и научной литературы по проблеме исследования;
• Эмпирические - опрос.
База исследования: 24 учащихся 7 «Л» и 25 учащихся 7 «С» класса МАОУ «Средняя школа «Комплекс Покровский».
В данном исследовании рассматривается вид образовательной технологии - интеллектуальные игры как компонент образовательных технологий в школьном технологическом образовании. В ходе проведённого анализа теоретической литературы мы выяснили, что интеллектуальные игры в школьном образовательном процессе практически не используются. Интеллектуальные игры из-за трудоёмкого создания редко применяют в образовательном процессе, хотя использование интеллектуальных игр в процессе обучения не только стимулирует обучающихся к учебному процессу, но и способствует развитию логического мышления, познавательных интересов, умение рассуждать, классифицировать и обобщать. Большая часть исследований направлена на игровую методы обучения, в которой недостаточно раскрываются интеллектуальные игры.
В первой части работы даётся научное обоснование таким понятия как образовательные технологии и интеллектуальные игры, тем самым раскрыли их сложность и многогранность. Также в этой главе раскрываем особенности предмета «Технология», которые отличают его от других предметов: Именно интеллектуальные игры способствуют реализации каждой особенности на уроках технологии.
Особенностью применения интеллектуальных игр на уроке технологии является модернизация игры в связи с его особенностями. Например, интерпретировать задания и категории, которые способны закрепить изученный материал и игра сразу преобразовывается в один из способов.
Следующим этапом был проведён анализ учебника 7 класса по технологии под редакцией В.М. Казакевича, в ходе которого были выделены разделы материал, которых можно закрепить и обобщить с помощью интеллектуальных игр. А именно, производство; технология получения, обработки, преобразования, и использования материалов; технологии приготовления мучных изделий; технологии получения, обработки и использования информации;
Затем по данным разделам разработаны интеллектуальные игры на уроке технологии для обучающихся 7 класса.
После проведения учебных занятий в 7 «Л» классе и 7 «С» классе был проведён сравнительный анализ успеваемости обучающихся, по результатам которого можно сделать вывод о том, что успеваемость обучающихся на уроке с использованием интеллектуальных игр гораздо выше, чем традиционный.
Таким образом, результаты нашего исследования доказывают, что интеллектуальные игры как компонент образовательных технологий в школьном технологическом образовании являются эффективным способом развития повышения успеваемости обучающихся.
1. Ананьев, В.Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр/ В.Г. Ананьев. - Москва, 1996. 112 с.
2. Анисимов, В.В. Основы общей педагогики/ В.В. Анисимов - Москва: Просвещение. - 2010. - С.574.
3. Ахметов, Н. К. Теория и технология игры. Учебное пособие. / Н. К. Ахметов, Ж. С. Хайдаров. — Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1998. — 295 с.
4. Ахметов, Н. К. Технология создания учебных игр / Н.К. Ахметов, А.Р. Нурахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №6. - С. 6¬11. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tehnologiya-sozdaniya-uchebnyh-igr(дата обращения: 01.06.2023).
5. Бекиш, Н.А. Игровые приемы на уроках и во внеурочное время/ Н.А. Бекиш. - Москва: Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» № 12, 2011. - 53 с.
6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько - Москва, 1989.
7. Бойцова, Е.И. Урок-соревнование. Иностранные языки в школе/ Е.И. Бойцова. - Москва: - 2005. № 1. С. 17.
8. Болтаева, М. Л. Деловая игра в обучении / М. Л. Болтаева // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4267/(дата обращения: 01.06.2023).
9. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/ А.А Вербицкий. - Москва: Высшая школа, - 1991. - 207 с.
10. Ганичев, Ю.К Интеллектуальные игры: вопросы их
классификации и разработки // Воспитание школьников. 2002. - № 2. - С.29¬34.
11. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб. метод. пособие/ Е.В. Зарубина. - Санкт - Петербург: СПбГИЭУ, 2015. - 59 с.
12. Казакевич В.М. Технология. 7 класс: учеб, для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич и др.: под ред. В. М. Казакевича. — Москва: Просвещение. 2019. — 192 с.
13. Куприянов, Б.В., Рожков М.И. Организация и методика проведения игр с подростками/ Б.В. Куприянов, М.И. Рожков. - Москва: - 2000. - 136 с.
14. Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение/А.Н. Леонтьев. - Москва: - 1996. - 35 с.
15. Лобачева, Н.А. Концепция гейминга и её роль в образовательном дискусе// Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. №2. - Москва, 2018. - С. 32-42.
16. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлова. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1983. - 45 с.
17. Муравьева, Г. Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново: - 2001. - 123 с.
18. Нечаев, М.П., Романова Г.А. Игровые технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся/ М.П. Нечаев, Г.А. Романова. - Москва: УЦ «Перспектива», 2014. 143 с.
19. Орлова, О.В, Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения// Вестник ТГПУ. - №9. - Тюмень, 2015. - С. 60-63.
20. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение/ А.П.Панфилова. - Москва: 2012. 175 с.
21. Панфилова, А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учеб. пособие/ А.П. Панфилова. - Москва.: ФЛИНТА, 2015. 318 с.
22. Панфилова, А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решения/ А.П. Панфилова. - Санкт - Петербург: Питер, 2008. - С 113.
23. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов / И. В. Патрушева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 130 с.
24. Певнев, М. С. Интеллектуальная игра в образовательном
процессе: ценностно-целевой, мотивационный и функциональный аспекты / М.С. Певнев // Известия ВГПУ. - 2006. - №4. - С. 56. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/intellektualnaya-igra-v-obrazovatelnom- protsessetsennostno-tselevoy-motivatsionnyy-i-funktsionalnyy-aspekty (дата
обращения: 01.06.2023).
25. Пидкасистый, П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие: П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - Москва: 1996. 113 с.
26. Селевко, Г.К. Великая иллюзия. Игра как метод обучения // Учительская газета. 2005. № 40. - С. 45.
27. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 1. - Москва: Народное образование, 2005. - 556 с
28. Сергеева, В.П., Подымлова Л.С. Инновации в образовательном процессе: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов высш. учеб. заведений/ В.П. Сергеева, Л.С. Подмылова. - Москва: УЦ «Перспектива», 2012. 164 с.
29. Слимак, Н.И. Интеллектуально - познавательная игра «Что? Где? Когда?»/ Н.И. Слимак. - Москва: Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» № 12, 2011. - 55 с.
30. Турик, Л.А. Дебаты. Игровая, развивающая, образовательная технология/ Л.А.Турик. - Москва: Феникс. - 2012. - С. 186.
31. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урок в современной информационной образовательной среде/ Е.В. Чернобай. - Москва: Просвещение. С. 54, 2014.
32. Шурупов, С.П. Технология. 5-8 класс. Деловые и ролевые игры на уроке. Рекомендации, конспекты уроков/ С.П. Шурупов. - Москва: Учитель. Серия: В помощь преподавателю. С. 127, 2014.
33. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии/ Н.Е. Щуркова. - Москва: Просвещение. - 2011. - 184 с.
34. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - Москва: ВЛАДОС, 1999. - 358, [2] с.