Введение 3
Глава 1. Особенности организации учебной деятельности в неоднородных по способностям группах 6
1.1. Формы работы на уроке и их особенности 6
1.2. Условия и формы индивидуализации обучения 12
1.3. Способы организации работы обучающихся в электронной среде 17
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Разработка интерактивной среды для индивидуализации учебной
деятельности 24
2.1. Выбор средств проектирования интерактивной среды 24
2.2. Структура и логика веб-приложения 28
2.3. Рекомендации по использованию интерактивной среды 38
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение 1 54
Приложение 2
Система образования сейчас устроена таким образом, что основная форма обучения - урок в классах с наполняемостью 20-30 человек, причем в каждом классе есть обучающиеся с уровнем ниже среднего, средним и выше среднего [46]. Организовать познавательную деятельность так, чтоб каждый из этих обучающихся работал в оптимальном режиме и реализовывал свой потенциал в полной мере очень сложно. Эта проблема далеко не нова, предпринималось много попыток ее решения. Например, в 1920-30ых годах Карлтон Уошберн (виннетка-план), Хелен Паркхерс (дальтон-план) и Петер Петерсон (йена-план) пытались добиться максимальной продуктивности в обучении с помощью реорганизации классно-урочной системы и введения высокой доли индивидуальной работы [55], [77], [32], [33, с. 112-113]. По разным причинам - сложность организации, неподготовленность учителей, расплывчатые системы оценивания и неспособность обучающихся адаптироваться к изменившимся требованиям - эти подходы не получили широкого распространения. В 1954 году Беррес Скиннер разработал метод обучения, получивший название «программированное обучение». Предполагалось, что обучающийся самостоятельно осваивает материал, поделенный на микроэтапы, а затем воспроизводит его; источником знаний при этом мог выступать не только учитель, но также учебник или ЭВМ. У этого метода было много преимуществ - развитие самостоятельности обучающихся, возможность осуществления корректировки образовательного процесса, но также был и существенный недостаток - отсутствие развития творческого начала обучающихся [37].
В настоящее время также существуют образовательные стандарты, которые требуют достижения не только предметных, но кроме того метапредметных и личностных результатов, и рекомендуют применение системно-деятельностного подхода, дающего обучающимся возможность быть субъектом, а не объектом обучения [70], [71].
Наконец, условия информационного изобилия и сильной конкуренции за внимание обучающегося накладывают новые требования к организации обучения, потому что многие варианты выбора, сделанного учителем в ходе учебного процесса, с точки зрения обучающегося выглядят неоптимально, - работа или материал не так привлекательны или привычны, будущие области применения предлагаемых техник кажутся сомнительными и так далее. Информатизация рабочей среды позволит направлять прогресс обучающегося, меняя контекст, в котором он работает, автоматически пряча решения, принятые учителем, и делегируя ряд оставшихся решений обучающемуся явно, добавляя персональную ответственность за свой выбор.
Противоречия: в больших группах обучающиеся с уровнем выше и ниже среднего работают неоптимально, в то время как желательно построить работу так, чтобы все обучающиеся работали на уровне, ограничиваемом только их способностями и текущим состоянием.
Проблема: как организовать образовательный процесс, так чтобы преодолеть непродуктивность обучения в неоднородных по уровню группах?
Цель: разработать информационную среду, позволяющую обучающимся осваивать материал, поделенный на микромодули, перемещаясь по индивидуальным траекториям.
Объект: разработка интерактивной среды.
Предмет: использование интерактивной среды для индивидуализации учебной деятельности обучающихся старшей школы.
Гипотеза: если организовать познавательную деятельность с помощью интерактивной среды, которая позволит обучающимся самостоятельно или в малых группах осваивать материал, поделенный на микромодули, то обучающиеся смогут достичь более продуктивных результатов как предметного, так метапредметного и личностного характера.
Задачи:
1) выполнить анализ современной точки зрения на мотивацию обучающихся и методологию классно-урочного занятия в литературе последнего десятилетия;
2) спроектировать набор индивидуализированных заданий по теме «Обыкновенная дробь» для уточнения технического задания к среде;
3) спроектировать тематический план урока, содержащий разветвлённый граф микромодулей, позволяющий как более детально разбирать отдельные вопросы, так и дополнять урок материалом повышенной сложности;
4) отобрать средства разработки интерактивной среды;
5) разработать веб-приложение, позволяющее представлять учебный материал в виде микромодулей;
6) разработать рекомендации по установке и использованию интерактивной среды.
В настоящее время появились крайне выразительные и мощные языки программирования (Python, ECMAScript и другие), вокруг которых сформировались плодотворные экосистемы из талантливых и вдохновленных разработчиков, написано и доступно множество обучающих курсов и самоучителей, в открытом доступе публикуется большинство записей с конференций, семинаров и мит-апов. Написано большое количество отлаженного высококачественного программного обеспечения, апробированного под высочайшей и разнообразной нагрузкой в крупнейших корпорациях и во множестве фирм. Эволюция языков и инструментов двигается в сторону простоты, ясности и компактности.
Помимо появления множества программ, сами спецификации и большинство фундаментальных протоколов получили готовый слой реализации в стандартной библиотеке языка Python (или в расширениях, доступных для всех операционных систем, собранных в централизованные хранилища и устанавливаемых с помощью pip - менеджера зависимостей).
Параллельно, многие комплексные программы разделяются на интерфейсы и библиотеки для работы со специфическими форматами данных или бизнес-логикой, причем библиотеку можно использовать отдельно.
Всё это привело к тому, что во множестве программ содержательная часть прозрачно разделяется на композицию решений и алгоритмов, уже реализованных в виде отлаженных, стабильных и быстрых библиотек, а логика их совместного использования ясно выражается в небольшом количестве кода.
В данной работе использованы подобные решения:
o Tornado: производительный сервер с решённой проблемой C10K;
o Twitter Bootstrap: отзывчивый интерфейс, корректно отображающийся на всех актуальных веб-платформах, от смартфонов до 4K дисплеев;
o jQuery и шаблонизатор абсорбировали всю работу по передаче информации из Python’а на стороне сервера в итоговый код страницы на стороне клиента (и обратно);
о использование динамической природы языка Python и его возможностей по сериализации и десериализации данных позволило прозрачно создавать любую логику обработки действий обучающихся прямо в редакторе локации без необходимости изменения кода серверной части приложения;
о представление на HTML 5 позволяет использовать любые возможности этой платформы - от поддержки рендера LaTeX-выражений любой сложности (библиотека MathJax) до визуализации данных в 1d/2d/3d и так далее.
Всё это очистило код программы до, фактически, компактного конспекта архитектуры просто веб-приложения подобного назначения. Все использованные компоненты ясно изолированы, имеют написанную и легкодоступную документацию, прямо в коде программы при необходимости даны ссылки на соответствующие страницы в сети. Малый объём кода (■•••500 строк на Python и 300 строк в шаблонах), опора на официальные самоучители позволяют расширять пакет практически сразу после постановки задачи.
Использование языка Python даёт доступ к широкому набору компонент самого различного назначения. Язык, фактически, снимает границы между операционными системами, форматами, протоколами и деталями API — программа на Python - это чистый, читаемый конспект решения, который к тому же работает. На Python создаётся и конспектируется множество знаний, которые можно сразу применять:
о библиотека scipy предоставляет решение таких математических задач как системы обыкновенных дифференциальных уравнений, системы линейных уравнений и многих других [18];
библиотека sympy дает средства работы с задачами аналитической
математики [19];
о возможность обрабатывать форматы данных [16];
о пакет, позволяющий использовать криптографию [23];
о приложения для решения задач аналитической химии [5];
о искусственного интеллекта [20];
о машинного обучения [12];
о лингвистического анализа [2], [17];
о и более тысяч других областей (количество пакетов в каталоге программного обеспечения PyPI с февраля 2015 года выросло с ~53 000 до ~142 000).
Все эти и многие другие разделы знаний теперь можно включать в учебный процесс в желаемой форме. Опора на собственный интерфейс позволяет фокусировать внимание обучаемых на желаемом компоненте и гибко проектировать учебный процесс, в отличие от универсальных интерфейсов [6]. Необходимость в подобном переходе диктуется возросшими требованиями государства к верхнему возможному уровню подготовки обучающихся, который можно оценить, например, по требованиям, предъявляемым к участникам олимпиады НТИ (олимпиада Национальной Технологической Инициативы) [60].
Таким образом, использование средств, предоставляемых языком Python, для обучения - естественный ответ на требования современных условий, и не возникает сомнений, что данная сфера в будущем продолжит только развиваться.
[1] Anaconda, Downloads. [Электронный источник] URL:
https://www.anaconda.eom/download/#windows(дата обращения: 15.06.2018).
[2] Annotation, FoLiA : Format for Linguistic. [Электронный источник] URL: http://proycon.github.io/folia/(дата обращения: 15.06.2018).
[3] Bootstrap. The most popular HTML, CSS , and JS library in the world. [Электронный источник] URL: https://getbootstrap.com/(дата обращения: 15.06.2018).
[4] Campbell L. What does the “e” stand for? (Report). Melbourne: Department of Science and Mathematics Education. The University of Melbourne. - 2004.
[5] ChemPython.org. [Электронный источник] URL: http://chempython.org/(дата обращения: 15.06.2018).
[6] Colaboratory. [Электронный источник] URL:
https://colab.research.google.com/notebooks/welcome.ipynb(дата обращения: 15.06.2018).
[7] Cytoscape.js. [Электронный источник] URL: http://js.cytoscape.org/(дата обращения: 15.06.2018).
[8] FrontPage - py2exe.org. [Электронный источник] URL: http://www.py2exe.org/(дата обращения: 15.06.2018).
[9] Google Drive - облачное хранение и резервное копирование файлов. [Электронный источник] URL: https://www.google.com/intl/ru_ALL/drive/(дата обращения: 15.06.2018).
[10] Horn M.B., Staker H. The rise of K-12 blended learning. Innosight Institute. -
2011. [Электронный источник] URL:
http://www.innosightinstitute.org/mediaroom/publications/educationpublications.
[11] Host, run, and code Python in the cloud: Python Anywhere. [Электронный
источник] URL: https://www.pythonanywhere.com/(дата обращения:
15.06.2018).
[12] IBM Watson Machine Learning. [Электронный источник] URL: http://wml-api-pyclient.mybluemix.net/(дата обращения: 15.06.2018).
[13] LaTeX - A document preparation system. [Электронный источник] URL: https://www.latex-project.org/(дата обращения: 15.06.2018).
[14] MathJax | Beautiful math in allbrowsers. [Электронный источник] URL: https://www.mathjax.org/(дата обращения: 15.06.2018).
[15] Nicholson P. A History of E-Learning, in Computers and Education, B. Fernandez-Manjon, et al., Editors. 2007, Springer Netherlands. p. 1-11.
[16] Pillow - PIL Fork. [Электронный источник] URL: https://pillow.readthedocs.io/en/5.1.x/(дата обращения: 15.06.2018).
[17] Poio API | CIDLeS Media Lab. [Электронный источник] URL: http://media.cidles.eu/poio/poio-api/(дата обращения: 15.06.2018).
[18] SciPy.org. [Электронный источник] URL: https://www.scipy.org/(дата обращения: 15.06.2018).
[19] SymPy. [Электронный источник] URL: http://www.sympy.org/ru/(дата обращения: 15.06.2018).
[20] tbaptista/pyafai: Python Agent Framework for Artificial Intelligence. GitHub.
[Электронный источник] URL: https://github.com/tbaptista/pyafai(дата
обращения: 15.06.2018).
[21] Tornado Web Server. [Электронный источник] URL:
http://www.tornadoweb.org/en/stable/(дата обращения: 15.06.2018).
[22] Wasi M.A. Making a Stand Alone Executable from a Python Script using
PyInstaller. - 2017. - [Электронный источник] URL:
https://medium.com/dreamcatcher-its-blog/making-an-stand-alone-executable- from-a-python-script-using-pyinstaller-d1df9170e263. (дата обращения: 15.06.2018).:
[23] Welcome to pyca/cryptography. [Электронный источник] URL: https://cryptography.io/en/latest/(дата обращения: 15.06.2018).
[24] Welcome to Pylnstaller official website. [Электронный источник] URL: https://www.pyinstaller.org/(дата обращения: 15.06.2018).
[25] Welcome to Python.org. [Электронный источник] URL: https://www.python.org/(дата обращения: 15.06.2018).
[26] WinPython. [Электронный источник] URL: https://winpython.github.io/(дата обращения: 15.06.2018).
[27] Алиева О. Как древние греки и римляне воспитывали идеальных людей.
Arzamas. [Электронный источник] URL:
https://arzamas.academy/materials/1289 (дата обращения: 15.06.2018).
[28] Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы
воспитания и развития личности. Книга 1. - Амрита. - 2010. - 288 с..
[29] Андреев А.А., Леднев В.А., Семкина Т.А. E-learning: некоторые направления и особенности применения // Высшее образование в России. - 2009. - №8. [Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e- learning-nekotorye-napravleniya-i-osobennosti-primeneniya(дата обращения: 13.06.2018).
[30] Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков. Автореф. Дис. канд. пед. наук/ БГПУ им. М. Акмуллы - Екатеринбург, 2003. - 174 с.
[31] Асинхронный веб и что такое веб-сокет. Tproger. - 2017[Электронный источник] URL: https://tproger.ru/translations/what-are-web-sockets/(дата обращения: 15.06.2018)..
[32] Бедов А.Г. Организация учета работы по Дальтон-плану. /Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли. /Под ред. Б.В. Игнатьева. - М., Мир. - 1925. - С. 107-144.
[33] Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.
[34] Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Сущность и направления реализации
индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - №6 (19). [Электронный источник] URL.
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/suschnost-i-napravleniya-realizatsii- individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii(дата обращения: 15.06.2018).
[35] Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. - 2014. - №8. - С.8-13.
[36] Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО. — 1999. — 538 с.
[37] Войтина Ю.М. Шпаргалка по общим основам педагогики; 2-е изд. —М.: Аллель, 2008. - №89. - 85 с.
[38] Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. - М.: Педагогика. - 1984. - 432 с.
[39] Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б. Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе. - М.: Сентябрь - 2013. - 240 с.
[40] Гринько М.А., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к
проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - №3 [Электронный источник]. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/podgotovka-buduschih-uchiteley-k- proektirovaniyu-individualnyh-marshrutov-obucheniya-starsheklassnikov(дата обращения: 15.06.2018).:
[41] Документация к веб-серверу Tornado. [Электронный источник] URL:
http://wiki.python.su/Документации/Tornado-web (дата обращения:
15.06.2018).
[42] Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие. - КАРО. - 2008. - 160 с.
[43] Живокоренцева Т.В. Стратегия реализации национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа» в условиях профессионально-педагогического образования// Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 3 (15). - С. 175-184.
[44] Журавлёв И.А. Потенциал групповой работы для развития универсальных учебных действий обучающихся при обучении математике в средней школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - №3. - С. 20-23.
[45] Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать
Выготский... // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 3. - С. 96-104.
[46] Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия. Автореф. Дис. канд. пед. наук/ Пятигор. гос. лингвист. ун-т - Пятигорск, 2007. - 227 с.
[47] КМ-школа. О компании «Кирилл и Мефодий» [Электронный источник] URL: http://km-school.ru/company/KM.asp(дата обращения: 13.06.2018).
[48] Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога- практика. — М.: ПЕР СЭ. —2007. — 464 с.
[49] Краснова Т.И. Сопровождение и поддержка деятельности студентов в смешанном обучении // В мире научных открытий. — 2015. — № 1.1.(61) — С. 556-567.
[50] Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал - 2015- №3(12) - С. 15-19.
[51] Крылова Н.Б., Александрова Е.А., Ушаков М.А. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика). - М.: Сентябрь, 2005. - 206 с.
[52] Лапенок М.В., Макеева В.В. Формирование индивидуальной траектории обучения в информационно-образовательной среде школы // Педагогическое образование в России. - 2016. - №7. - С. 37-43.
[53] Лебединцев В.Б. Проблема индивидуализации обучения в общеобразовательной школе // Инновации в образовании. - 2013. - № 5. - С. 35-47.
[54] Локальные и сетевые приложения. Основы сетей. [Электронный источник] URL: http://osnovy-setei.ru/lokalnye-i-setevye-prilozheniya.html(дата обращения: 15.06.2018).
[55] Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования Пособие для сдачи экзамена. — М.: Высшее образование. - 2006. — 192 с.
[56] Маняхина В., Золочевский А. Описание настройки и использования
Moodle. [Электронный источник] URL: https://docs.altlinux.org/ru-
RU/archive/4.1/html-single/school-server/moodle/index.html.
[57] Мильман В.Э. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. - 1987. - №5. - С.129-139.
[58] Национальный стандарт Российской Федерации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и Определения» от 27.12.2006 г. N 419-ст. ГОСТ Р 52653-2006. - 7 с.
[59] Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: «Высшая школа». - 1990. - 381 с.
[60] Олимпиада НТИ - Олимпиада Национальной Технологической Инициативы. [Электронный источник] URL: http://nti-contest.ru/(дата обращения: 15.06.2018).
[61] Олищук А.В., Чаплыгин А.Н. Разработка WEB приложений PHP 5 професиональная работа — Вильямс , 2006. — 353 c.
[62] Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. - 2011. - №5. - С. 65-70.
[63] Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М: Педагогическое общество России. - 1998. - 640 с.
[64] Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. - М.:- ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
[65] Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
[66] Сачкова О.А. Организация подготовки иностранных студентов по высшей математике с Web-поддержкой // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. - 2015. - №1. - С. 196-198.
[67] Соловьев М.А., Качин С.И., Велединская С.В., Дорофеева М.Ю. Стратегии развития электронного обучения в техническом вузе // Высшее образование в России. - 2014. - №6. - С. 67-76.
[68] Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. - 2013. - № 4. - С. 211-131.
[69] Фандей В.А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Информатизация образования и науки. — 2011. — № 4(12). — С. 115-125.
[70] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
[71] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
[72] Цапко Е.А., Камал М.Н. Moodle - современная интернет-среда в образовательных технологиях вуза // Вестник науки Сибири. - 2013. - №4 (10). [Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moodle-
sovremennaya-internet-sreda-v-obrazovatelnyh-tehnologiyah-vuza. (дата
обращения: 15.06.2018).
[73] Что такое игровой движок? Канобу. - 2011. [Электронный источник] URL: https://kanobu.ru/pub/251719/(дата обращения: 15.06.2018).
[74] Что такое облачные технологии и зачем они нужны. Заметки
Сис.Админа. - 2012. [Электронный источник] URL:
https://sonikelf.ru/oblachnye-texnologii-dlya-zemnyx-polzovatelej/ (дата
обращения: 15.06.2018).
[75] Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
[76] Язык программирования Python 3 для начинающих и чайников. [Электронный источник] URL: https://pythonworld.ru/(дата обращения: 15.06.2018).
[77] Яковлева Н.Р. Виннетка-план Карлтона Уошберна в России:
публикации и исследования // Историко-педагогический журнал. 2017. №1. [Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vinnetka-plan- karltona-uoshberna-v-rossii-publikatsii-i-issledovaniya. (дата обращения
15.06.2018).
[78] Ярулов А.А. Технология индивидуально-ориентированной системы обучения: методическое пособие.- Красноярск: РИО КГПУ. - 2001. - 124 с.