Введение 3
Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности Министерства
обороны Российской Федерации 6
1.1. Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность Министерства
обороны РФ 6
1.2. Задачи функции и структура Министерства обороны РФ 15
Глава 2. Особенности ведения делопроизводства в системе Министерства
обороны РФ 22
2.1. Нормативно-методическое обеспечение делопроизводства Министерства
обороны РФ 22
2.2. Взаимодействие Военного комиссариата Республики Тыва с
Министерством обороны РФ 57
2.3. Пути совершенствования документационного обеспечения в
территориальных органах Министерства обороны 65
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 78
Актуальность темы исследования. Грамотное документационное обеспечение военных учреждений позволит повысить результативность
деятельности, оптимизировать использование имущества и выделяемых
денежных средств и, как следствие - улучшить материально-техническое обеспечение военных учреждений.
Министерство обороны федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий военную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны Российской Федерации. Министерство обороны является огромным учреждением который повседневно нуждается в грамотном управлении и актуальность темы изучения документационного обеспечения не вызывает сомнений и обусловлена высокой значимости в стране данного ведомства.
Объектом исследования в данной работе выступает деятельность Министерства обороны Российской Федерации.
Предметом исследования стала система документационного обеспечения в Министерстве Обороны Российской Федерации.
Целью работы является исследование особенностей документационного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить характеристику законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих работу с документами в Министерстве обороны;
- изучить законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие делопроизводство в системе Министерства обороны Российской Федерации;
- изучить особенности временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных силах Российской Федерации;
рассмотреть особенности ведения делопроизводства в системе Министерства Обороны на примере Военного комиссариата Республики Тыва;
- разработать пути совершенствования документационного обеспечения в территориальных органах Министерства обороны.
Теоретической основой исследования стали труды выдающихся отечественных учёных в области документоведения и документооборота Алексенцев А.И., Быкова, Т. А., Вялова, Л. М. , Санкина, Л. В. Басаков М.И., Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Мухаметшина О.А., Демин М.Ю. Квеско, С.Б. Кузнецова, Т.В., Кушнаренко, Н.Н. Зайцев С.В., Ларин, М.В., Ловцов, Д.А., Литягин Н.Н., Манецкая, С.В., Охотников А.В., Булавина Е.А. Осипцова Ж. П., Рогожин М.Ю., Сергун П.П., Спивак В.А. и др.
Нормативной правовой базой работы являются следующие законодательные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря
2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»;
- Устав Внутренней Службы Вооружённых Сил Российской
Федерации;
- Приказы Министерства по делопроизводству и другие нормативно-правовые акты.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, принципы познания социальных явлений в их историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В работе применены основанные на диалектическом методе научного познания объективного мира общенаучные методы исследования, такие как исследование, обобщение, классификация, системно-структурный анализ и др.
Научная новизна работы заключается в попытке изучить делопроизводство Министерства обороны как одного из основных направлений деятельности для осуществления своевременной и грамотной организации документооборота между ведомствами Министерства обороны и в изучении особенностей делопроизводства на современном этапе.
Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы
Закончив рассмотрение обозначенных выше вопросов, можно сделать следующие выводы.
Систему делопроизводства в Министерстве Обороны можно определить как целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, а именно:
1) документирование деятельности Министерства обороны и подведомственных учреждений;
2) организация работы с документами по всем направлениям деятельности Министерства РФ;
3) кадровое обеспечение делопроизводства в Министерстве обороны;
4) правовое и методическое обеспечение делопроизводства в Министерства обороны;
5) материально-техническое обеспечение делопроизводства Министерства обороны.
Документирование деятельности Министерства обороны включает в себя составление, исполнение и оформление документов (заголовки, подписи, даты) и заключается в записи по установленным формам необходимой для деятельности подведомственных учреждений.
Документирование является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Чтобы какая-либо информация о фактах, событиях, явлениях объективной действительности, закрепленная на специальном материале, приобрела силу документа, необходимо, чтобы эта информация носила официальный характер.
Специфика деятельности Министерства обороны и требования соблюдения законности и эффективности обороноспособности государства обусловливают необходимость подготовки качественных документов. Применительно к документам под качеством понимается "совокупность свойств и реквизитов, обеспечивающих выполнение документами их
функций". Конкретное содержание качества, его характеристики непостоянны и зависят от выполняемых функций и условий функционирования.
Организация работы с документами в делопроизводстве включает в себя организацию документооборота, информационно-поисковых систем по документам, образующимся в деятельности Министерства обороны, контроль исполнения документов, подготовку документов к передаче в ведомственный архив.
Существует тесная взаимосвязь между порядком документирования и организацией работы с документами. Порядок документирования, характер и количество создаваемой документации во многом определяют систему организации документации. От того, как организованы документы в делопроизводстве, насколько быстро и полно можно получить по ним информацию, во многом зависит качество документирования, его оперативность.
Для оптимальной работы подведомственных учреждений и воинских частей, гарнизонов и т.д. необходимо, чтобы все полученные и созданные документы были соответствующим образом организованы, этой цели служат: организация документооборота, включающая обработку поступающих и отправляемых документов, осуществление передачи документов между структурными подразделениями Министерства обороны, учет количества документов; информационно-поисковые системы по документам, работа по которым предполагает регистрацию и индексирование документов, формирование справочных картотек и информационно-поисковых массивов, оперативное хранение документов, обеспечение сохранности документов, составление номенклатуры дел, формирование дел; контроль исполнения документов: контроль за сроками исполнения документов, организация контроля за исполнением.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение перечисленных этапов организации работы с документами в структурных подразделениях
Министерства обороны влечет несвоевременное исполнение документов, утерю служебной документации, волокиту при получении необходимой для функционирования Министерства обороны оперативности ее деятельности.
А также, в ходе исследовательской работы было выявлено, несоответствие Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации от 19.08.2009 года № 205/2/588 требованиям ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению документов» [3, с. 6], в части оформления реквизита «Подпись». Во Временной инструкции говорится «Реквизит «Подпись должностного лица» оформляется полужирным шрифтом, при этом наименование должности оформляется прописными буквами центрованным способом.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
2. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне"
3. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Справочно-правовая система Гарант
4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» Справочно-правовая система Гарант
5. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» Справочно-правовая система Гарант
6. Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // РГ. - 2004. - 05 августа (№ 144). - С. 17.
7. Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // РГ. - 2004. - 31 июля (№ 121). - С. 28.
8. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд» // Справочно-правовая система Гарант
9. Федеральный закон Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. № 306-
ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им
отдельных выплат» // Справочно-правовая система Гарант
10. Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О
судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных
проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного
ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» // Справочно¬правовая система Гарант
11. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной
ответственности военнослужащих» // Справочно-правовая система Гарант
12. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» // Справочно-правовая система Гарант
13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О
государственном оборонном заказе» // Справочно-правовая система Гарант
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом"// Справочно-правовая система Гарант
15. Устав Внутренней Службы Вооружённых Сил Российской Федерации
16. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28.12.2006 года № 500"Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации".
17. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2005 года № 010 "О запрете пользования сотовым телефоном на территории войсковой части (с изменениями от 17.03.2012 года).
18. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 года № 025 (ред от 16.05.2009)."О суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских корпусах Министерства Обороны Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерства Юстиции Российской Федерации 12.02.2001 года № 2566).
19. Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 года № 033 "О сроках хранения дел и документов".
20. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.09.1996 года № 355 "Об издательской деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации".
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 196. "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции".
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти".
23. Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082.
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи"
25. Инструкция по делопроизводству Утверждена Министром обороны Российской Федерации 1 декабря 2008 г. (доведена до центральных органов военного управления письмом Аппарата Министра обороны Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. № 205/2/619).
26. Приказ Министра обороны Российской Федерации 2006 года N 046.
27. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31.08.2005 года № 200 " Об утверждении Наставления по архивному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации (с изменениями от 13.11.2006 года, 30.05.2009года)"
28. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 536 "О Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти".
29. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 04.12.2004 года № 390 "О порядке ведения справочной работы по личному составу".
30. Устав Военного Комиссариата Республики Тыва// Документ не опубликован.
II. Литература
31. Алексенцев А.И. Понятие и сфера действия конфиденциального делопроизводства // Секретарь-референт. № 1. 2012.
32. Быкова, Т. А., Вялова, Л. М. , Санкина, Л. В. Делопроизводство: Учебник / Под. общ. ред. проф. Т. В. Кузнецовой. - 2-е издание., перераб. и доп. - М., 2009
33. Басаков М.И. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления): Учеб.пособие.- 3-е изд.- М.: Изд. «Дашков и К», 2014.
34. Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Мухаметшина О.А., Документационное обеспечение управления. Учебник для вузов Издательство ЮНИТИ- ДАНА, 2010 год.
35. Демин М.Ю. Делопроизводство. Документационный менеджмент.- М.: БераТор, 2010
36. Делопроизводство: Образцы, документы. / В.В. Галахов, И.К. Корнеев и др. - М.: ТК Велби, 2011. - 456 с.
37. Квеско, С.Б. Документоведение и делопроизводство: Учебное пособие /
С.Б. Квеско, В.Е. Киреенко. - Томск: изд-во ТПУ, 2009. - 112 с.
38. Краткий словарь видов и разновидностей документов / М.: ВНИИДАД,
39. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). 4-е изд. испр. и допол. / Т.В. Кузнецова. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2008. - 408 с.
40. Кушнаренко, Н.Н. Документоведение. Учебник / Н.Н. Кушнаренко. - М.: Знание, 2010. - 460 с.
41.Зайцев С.В. Информационные технологии управления: Учеб.пособие для дистанц. обуч. и самостоят. работы.- Новосибирск: СибАГС, 2014.
42. Кузнецова Т.В. Делопроизводство: (Документационное обеспечение управления). - М., 2007.
43. Ларин, М.В. Проблемы совершенствования документационного обеспечения управления в современных условиях // Сайт «АКДИ Экономика и жизнь». [Электронный ресурс]. - http://www.akdi.ru.
44. Ловцов, Д.А. Проблемы правового регулирования электронного документооборота // Делопроизводитель. - 2008. - № 5. - С. 5.
45. Литягин Н.Н. Организационные предпосылки систематизации законодательства // Журнал российского права. - 2002. - № 4. - С. 31-36.