ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14
1.1 Устная монологическая речь, её структура и характеристики 14
1.2 Состояние проблемы развития устной монологической речи в
научной литературе 22
1.3 Средства и приёмы развития устной монологической речи в процессе
изучения предмета «Литературное чтение» 27
Вывод по главе 1 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2Г И 2Д КЛАССОВ МБОУ «СОЛОНЦОВСКАЯ СОШ ИМ. ГЕНЕРАЛА
С.Б.КОРЯКОВА» 36
2.1 Выявление актуального уровня устной монологической речи обучающихся 2Г и 2Д классов МБОУ «Солонцовская СОШ им. генерала
С.Б.Корякова» 36
2.2 Разработка и реализация программы по развитию устной монологической речи обучающихся 2Г и 2Д классов МБОУ «Солонцовская
СОШ им. генерала С.Б.Корякова» 48
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию устной монологической речи обучающихся 2Г и 2Д классов МБОУ
«Солонцовская СОШ им. генерала С.Б.Корякова» 52
Вывод по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14
1.1 Устная монологическая речь, её структура и характеристики 14
1.2 Состояние проблемы развития устной монологической речи в
научной литературе 22
1.3 Средства и приёмы развития устной монологической речи в процессе
изучения предмета «Литературное чтение» 27
Вывод по главе 1 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2Г И 2Д КЛАССОВ МБОУ «СОЛОНЦОВСКАЯ СОШ ИМ. ГЕНЕРАЛА
С.Б.КОРЯКОВА» 36
2.1 Выявление актуального уровня устной монологической речи обучающихся 2Г и 2Д классов МБОУ «Солонцовская СОШ им. генерала
С.Б.Корякова» 36
2.2 Разработка и реализация программы по развитию устной монологической речи обучающихся 2Г и 2Д классов МБОУ «Солонцовская
СОШ им. генерала С.Б.Корякова» 48
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию устной монологической речи обучающихся 2Г и 2Д классов МБОУ
«Солонцовская СОШ им. генерала С.Б.Корякова» 52
Вывод по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Проблема развития устной монологической речи традиционно рассматривается в методике преподавания филологических дисциплин как одна из важнейших. К вопросам обучения навыкам и умениям устной речи обращались Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, И.И. Срезневский,
В.П. Острогорский, В.П. Шереметьевский, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик.
Современные стандарты требуют, чтобы в урочное и внеурочное время дети могли осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передавать информацию, поддержать беседу, пересказать поучительную или смешную историю, найти верный способ уйти от конфликта и т.д.
ФГОС НОО, не употребляя выражение «устная монологическая речь», тем не менее, формулирует задачи, с ним связанные. Так, в пункте 9 «Личностные результаты освоения образовательной программы» обозначено требование развивать у младших школьников навыки сотрудничества и умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. Среди метапредметных результатов в государственном стандарте указано активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, а также готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. В предметных результатах по русскому языку указана необходимость овладения языковыми нормами и умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач [61].
Развитие устной монологической речи, с одной стороны, - это часть учебного процесса, который предполагает внимание к цели, задачам, содержанию, методам, приемам, формам обучения.
С другой стороны, речевое развитие - это процесс изменений в овладении ребенком устной речью и как результат этого процесса - уровень овладения речью на данный момент. Речевое развитие человека происходит на 9
протяжении всей жизни. Чем раньше будут освоены язык и речь, тем продуктивнее будут усваиваться знания. Успехи учащихся в развитии устной речи обеспечивают и по большей степени определяют продуктивность в учебной работе, и способствуют формированию полноценного навыка чтения, и основ орфографической грамотности.
Развитие устной монологической речи младшего школьника - проблема, которая в современных условиях приобретает особую актуальность. В наши дни дети подвержены интенсивному влиянию информационной среды, в которой ориентиры на правильную, хорошую речь не всегда соблюдаются в должной мере и даже намеренно нарушаются. Это отрицательно сказывается на состоянии речевого развития младших школьников: в их речь проникает обесцененная лексика, избыточное количество жаргонных и иноязычных слов, они усваивают неправильные ударения, неверные грамматические и синтаксические конструкции и т.д. Следовательно, необходимо проводить специальную работу, которая могла бы нейтрализовать это нежелательное влияние...
В.П. Острогорский, В.П. Шереметьевский, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик.
Современные стандарты требуют, чтобы в урочное и внеурочное время дети могли осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передавать информацию, поддержать беседу, пересказать поучительную или смешную историю, найти верный способ уйти от конфликта и т.д.
ФГОС НОО, не употребляя выражение «устная монологическая речь», тем не менее, формулирует задачи, с ним связанные. Так, в пункте 9 «Личностные результаты освоения образовательной программы» обозначено требование развивать у младших школьников навыки сотрудничества и умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. Среди метапредметных результатов в государственном стандарте указано активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, а также готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. В предметных результатах по русскому языку указана необходимость овладения языковыми нормами и умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач [61].
Развитие устной монологической речи, с одной стороны, - это часть учебного процесса, который предполагает внимание к цели, задачам, содержанию, методам, приемам, формам обучения.
С другой стороны, речевое развитие - это процесс изменений в овладении ребенком устной речью и как результат этого процесса - уровень овладения речью на данный момент. Речевое развитие человека происходит на 9
протяжении всей жизни. Чем раньше будут освоены язык и речь, тем продуктивнее будут усваиваться знания. Успехи учащихся в развитии устной речи обеспечивают и по большей степени определяют продуктивность в учебной работе, и способствуют формированию полноценного навыка чтения, и основ орфографической грамотности.
Развитие устной монологической речи младшего школьника - проблема, которая в современных условиях приобретает особую актуальность. В наши дни дети подвержены интенсивному влиянию информационной среды, в которой ориентиры на правильную, хорошую речь не всегда соблюдаются в должной мере и даже намеренно нарушаются. Это отрицательно сказывается на состоянии речевого развития младших школьников: в их речь проникает обесцененная лексика, избыточное количество жаргонных и иноязычных слов, они усваивают неправильные ударения, неверные грамматические и синтаксические конструкции и т.д. Следовательно, необходимо проводить специальную работу, которая могла бы нейтрализовать это нежелательное влияние...
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования, позволил сделать следующие выводы:
1. Процесс формирования устной монологической речи у детей начинается с первого года жизни и происходит под влиянием жизненной практики в процессе ежедневных занятий.
2. В младшем школьном возрасте устная монологическая речь детей отличается следующими особенностями: отсутствием логичности речи, очень часто при этом она оказывается не связной, из-за небольшого словарного запаса. Теряется последовательность и завершенность речи. Характеризуя произношение младших школьников, следует нечеткость произношения и смешение звуков в потоке речи. Это зависит от того, как сформировался речевой аппарат ребенка.
3. Для определения уровня устной монологической речи у детей младшего школьного возраста было организовано экспериментальное исследование. Исследование проводилось по методике Т.А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников».
4. Проведя констатирующий эксперимент, можно говорить о том, что данные полученные в ходе изучения и анализа критериев развития устной монологической речи младших школьников показывают недостаточный уровень сформированности связности, логичности, последовательности и завершенности. Данный результат подчёркивает тот факт, что целенаправленное развитие устной монологической речи младших школьников - это актуальный вызов, который на сегодняшний день нам предлагает жизнь.
5. На основе полученных результатов в процессе диагностического обследования, был разработан цикл внеурочных занятий «Школа сказочников», обеспечивающих развитие устной монологической речи младших школьников.
6. Повторная диагностика, проведенная после формирующего эксперимента, показала, что разработанный комплекс занятий оказался результативным. В ЭГ высокий уровень (был 23%, стал 38%), средний уровень (был 42%, стал 43%), низкий уровень (было 36%, стало 20%). Сравнительный анализ полученных данных позволил нам выявить существенные положительные изменения уровня сформированности устной монологической речи младших школьников в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности комплекса внеурочных занятий.
7. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как в развитии устной монологической речи много таких аспектов, которые мы не затрагивали.
исследования, позволил сделать следующие выводы:
1. Процесс формирования устной монологической речи у детей начинается с первого года жизни и происходит под влиянием жизненной практики в процессе ежедневных занятий.
2. В младшем школьном возрасте устная монологическая речь детей отличается следующими особенностями: отсутствием логичности речи, очень часто при этом она оказывается не связной, из-за небольшого словарного запаса. Теряется последовательность и завершенность речи. Характеризуя произношение младших школьников, следует нечеткость произношения и смешение звуков в потоке речи. Это зависит от того, как сформировался речевой аппарат ребенка.
3. Для определения уровня устной монологической речи у детей младшего школьного возраста было организовано экспериментальное исследование. Исследование проводилось по методике Т.А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников».
4. Проведя констатирующий эксперимент, можно говорить о том, что данные полученные в ходе изучения и анализа критериев развития устной монологической речи младших школьников показывают недостаточный уровень сформированности связности, логичности, последовательности и завершенности. Данный результат подчёркивает тот факт, что целенаправленное развитие устной монологической речи младших школьников - это актуальный вызов, который на сегодняшний день нам предлагает жизнь.
5. На основе полученных результатов в процессе диагностического обследования, был разработан цикл внеурочных занятий «Школа сказочников», обеспечивающих развитие устной монологической речи младших школьников.
6. Повторная диагностика, проведенная после формирующего эксперимента, показала, что разработанный комплекс занятий оказался результативным. В ЭГ высокий уровень (был 23%, стал 38%), средний уровень (был 42%, стал 43%), низкий уровень (было 36%, стало 20%). Сравнительный анализ полученных данных позволил нам выявить существенные положительные изменения уровня сформированности устной монологической речи младших школьников в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности комплекса внеурочных занятий.
7. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как в развитии устной монологической речи много таких аспектов, которые мы не затрагивали.
Подобные работы
- Развитие устной монологической речи младших школьников на внеурочных занятиях
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - Устное народное творчество как средство развития детской речи: малые формы фольклора, сказки (Нижегородский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Актуальное состояние развития устной речи младших школьников различных нозологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Игра как средство обучения английскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуроведческой компетенции младших школьников во внеурочной деятельности в процессе усвоения русского речевого этикета
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



