Введение 3
Глава 1. Формы организации процесса обучения географии
1.1. Внеурочные формы обучения географии 5
1.2. Особенности экскурсии как внеурочной формы
обучения географии 10
Глава 2. Служба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как отрасль народного хозяйства России.
2.1. Отраслевая структура экономики России 17
2.2. Пожарная служба в составе министерства
по чрезвычайным ситуациям 24
2.3. Противопожарная служба Красноярской агломерации 29
Глава 3. Использование материалов дипломной работы в школе
3.1. Организация и проведение экскурсии 34
3.2. Методическая разработка экскурсии в пожарную часть №2 Ленинского
района г. Красноярска 40
Заключение 52
Список литературы 53
Актуальность исследования по изучению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) как одной из аварийно-спасательных служб определяется тем, что при огромной территории нашей страны, преобладании районов с экстремальным климатом, сложными гидрологическими условиями, при достаточно высоком уровне развития производительных сил любая природная или техногенная катастрофа может повлечь значительные человеческие жертвы и материальные разрушения. Поэтому работа Министерства очень востребована различными субъектами РФ.
Основными задачами МЧС России являются:
1) организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах,
2) предупреждение, прогнозирование, смягчение последствий чрезвы-чайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных,
3) организация гражданской обороны, экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Объект исследования - изучение географии чрезвычайных ситуаций в школе.
Предмет исследования - знакомство школьников с особенностями организации и проведения противопожарного дела в Красноярском крае во внеурочное время.
Цель исследования - выявить значение экскурсии как внеурочной формы обучения географии в школе на примере экскурсии в пожарную часть.
Задачи исследования:
• определить роль и значение экскурсий как внеурочной формы обучения географии.
• дать характеристику деятельности МЧС и противопожарной службы,
• составить методическую разработку экскурсии.
Методы исследования - аналитический, сравнительно - географический, статистический, картографический, исторический и др.
Источники: учебная и методическая литература по географии, электронные ресурсы правительства Красноярского края, материалы пожарной охраны Красноярского края, архивные и музейные сведения.
Пожарная часть № 2 государственного учреждения «30 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» - государственное учреждение с богатой и славной историей.
Оно является одной их дести пожарных частей г. Красноярска, подведомственное, как и другие, министерству жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
На примере пожарной части можно проводить школьные производственные экскурсии, хотя она относится к сфере услуг, а не промышленности и сельского хозяйства. Тем не менее продукция учреждения - борьба с пожарами - является для общества ценной, поэтому государство выделяет этот вид деятельности в особую отрасль и финансирует её либо через федеральный, либо местный бюджет.
Придерживаясь плана производственных экскурсий, можно составить характеристику пожарной части. На материале экскурсии можно проводить профориентационную работу со средними и старшими школьниками, воспитывать патриотизм, развивать прикладные виды спорта и готовить молодёжь к службе в армии.
1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. - М.: Просвещение, 1988.-152 с.
2. Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии: Методика и опыт // География в школе. - 2006. - № 5. - С.39-46.
3. Бороздинов Н.М. Географические кружки в школе. - М.: Просвещение, 1970.- 142 с.
4. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. -М.: Просвещение,1984. - 64 с.
5. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.
6. Даринский А.Б. Методика преподавания географии - М.: Просвещение, 1975.- 368 с.
7. Дмитрук Н.Г., Низовцев В.А., Васильев С.В. Методика обучения географии.- М.: Академия, 2012.
8. Душина И.В., Понурова Т.А. Методика преподавания географии. - М.: Изд-во «Московский лицей», 1996.- 192 с.
9. Душина И.В., Таможняя Е.А. . Пятунин В.Б. - Методика и технология обучения географии в школе. - М.: Астрель, 2002.
10. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б., Шилина И.Б., Бахчиева О.А. Практикум по методике обучения географии. — М.: Экзамен, 2008. — 222 с.
11. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М: Советский спорт, 2007. - 216 с.
12. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 10-е изд. - М.: Просвещение, 2002. -350 с.
13. Мамонов А. В. История экскурсионного дела // География в школе. - 1999. - № 2. - С.41-44.
14. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. / Под ред. И.В. Душиной. — М.: Дрофа, 2007. — 510 с.
15. Методика обучения географии в школе /Под ред. Панчешниковой Л.М.- М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.- 320с...35