Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование исторических источников на уроках в 5 классе для формирования познавательных компетенций обучающихся

Работа №166890

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ 10
1.1 Классификация источников, необходимых для проведения
исследования. 10
1.2 Определение круга формирующихся познавательных компетенций. 17
1.3 Анализ возрастных психологических особенностей пятиклассников,
в контексте выбора источников для уроков истории. 25
1.4 Сравнительный анализ использования исторических источников в
учебниках различных изданий по истории Древнего мира за 5 класс. 35
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ УРОКОВ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ 50
2.1 Формирование набора источников, эффективно развивающих познавательные компетенции 50
2.2 Методические разработки использования исторических источников, способствующие развитию познавательных компетенций 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ


Современное общество и происходящие в нем процессы, предъявляют новые требования к обучению детей и формированию их личности, в соответствии с существующими реалиями и вызовами. Поэтому способность учащихся извлекать информацию, непосредственно из ее источника, в современном мире стало необходимостью. За тот недолгий промежуток времени, который мы живем в информационном обществе, уже очевиден интересный парадокс - объем информации увеличивается в геометрической прогрессии, а найти достоверные сведения все сложнее. Отрывочные данные не формируют общую картину и более того, их интерпретация зависит во многом от точки зрения интересантов.
Современная система образования отказалась от тезиса, что учитель является единственным источником знания, светочем, ведущим детей из тьмы в мир науки, так как любые событийные данные дети могут самостоятельно найти на просторах интернета, более того образовательный стандарт говорит о необходимости создать условия для формирования у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в массиве данных, оценивать и извлекать те, которые представляют ценность для достижения поставленных целей, а на основании полученной информации делать личные выводы.
Первые годы обучения истории закладывают фундамент, на котором строится понимание учащихся отдельных исторических событий и их влияния на исторический процесс. ФГОС декларирует требование к ученикам-они должны уметь работать с историческими источниками, они предоставляют отличные возможности углублять знания детей, живо представлять изучаемые события, прочувствовать рассматриваемую эпоху, которые несет использование исторических источников
Актуальность нашего исследования объясняется в том числе тем, что в пятом классе возникает потребность сохранить и развить познавательный интерес школьников к учебе вообще и изучению истории в частности. Прекрасным способом развития познавательных компетенций является использование исторических источников. Если умело организовать учебный процесс мы сможем успешно преодолеть трудности, связанные с переходом детей из младшей школы на новую ступень обучения, возрастными психологическими особенностями пятиклассников и развить познавательные умения и навыки, которыми они смогут оперировать на протяжении всех лет учебы в школе, постепенно усложняя и совершенствуя их.
Российские и советские педагоги и психологи глубоко проработали вопрос развития познавательной деятельности детей при обучении в школе. В этом ряду необходимо упомянуть таких ученых, как А.Н. Леонтьева, JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, Г.И. Щукиной. В своих работах они обращают внимание на основополагающее значение познавательной деятельности в формировании мышления и способностей учеников. Так же они объясняют значимость обучения школьников приемам умственной деятельности, выявляют взаимную связь воспитания, развития и обучения; проработали перспективные направления развития познавательных компетенций обучающихся.
Что касается использования исторических источников для преподавания в школе, то его можно проследить с середины 19 века. Такие методисты педагогики, как Б.А. Влахопулова, А.Ф.Гартвига, С.В. Фарфаровского, В.Я. Уланова, Я.С.Кулжинского занимались вопросами внедрения источников для педагогической деятельности и определили фундаментальные основы работы с документальными источниками: научная достоверность, информационная емкость источника.
Во второй половине двадцатого века были опубликованы исследования таких методистов, как А.И. Стражева, А. И. Александрова, Н.Г. Дайри, А.А. Вагина, Ф.П. Коровкина, П.С. Лейбенгруба, А.Т. Кинкулькина, Л.Г. Боголюбова, П.В. Горы, Г.И. Годера, Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, А.Г. Колоскова, Л.Н.Алексашкиной, Н.И. Ворожейкиной. Они прояснили различные направления развития познавательных компетенций учащихся в контексте постоянных качественных изменений в преподавании истории, вывели конкретные методики для работы с историческими документами, сформулировали рекомендации для проведения школьных занятий по истории с использованием исторических документов. В своих работах они сформулировали задачи, которыми необходимо руководствоваться при использовании исторических источников в школьной программе, разработали различные учебно-познавательные задачи для разных классов.
В конце 1990-х - начале 2000-х годов появились нормативные документы, внесшие новшества в систему образования - это государственные образовательные стандарты, в которых умение работать с историческими источниками прописывалось уже как требование.
В числе требований к исторической подготовке выпускников основной и старшей школы они предусматривали умения школьников работать с историческими источниками (1998-1999гг.), стали появляться учебные программы, которые с разным успехом воплощали новые веяния в жизнь и определяли виды деятельности и умения школьников. Решением проблематики использования различных методов для изучения истории с помощью исторических источников занимались такие авторы: Ю. Л. Троицкого, Л.Б. Белгородской, Б.Д. Богоявленского, К.Г. Митрофанова, В.С. Грибова, статьи которых можно найти в журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе. Эти работы обозначили многообразие воззрений специалистов на понятия «познавательная деятельность», «активизация познавательной деятельности» и соответственно различные категории, механизмы ее развития и активизации.
После всего сказанного можно обозначить основные положения предстоящей выпускной квалификационной работы. Проблема
исследования: развитие познавательной деятельности учащихся пятых классов основной школы в процессе изучения истории с использованием исторических источников.
Объект исследования: процесс формирования познавательных компетенций на уроках истории в 5 классе.
Предмет исследования: использование исторических источников по истории Древнего Востока (Египет, Междуречье, Палестина) для развития познавательных компетенций на уроках в 5 классе.
Методы исследования: анализ классификаций исторических источников; изучение педагогического опыта, включающего использованием исторических источников, анализ педагогической и методической литературы, учебных пособий; педагогическое моделирование
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении особенностей и характера использования исторических источников на уроках в 5 классе для формирования познавательных компетенций обучающихся по истории Древнего Востока.
В соответствии с целью ВКР были сформулированы следующие задачи:
1. Определить круг формирующихся познавательных компетенций.
2. Выявить дефициты в использовании исторических источников при формировании познавательных компетенций на уроках по истории Древнего Востока.
3. Определить круг исторических источников, которые можно эффективно использовать на уроках истории древнего мира при формировании познавательных компетенций.
4. Представить методические разработки, которые демонстрируют механизм формирования познавательных компетенций на уроках по истории Древнего мира.
Методологической основой работы будет: психолого-педагогические работы, рассматривающие основные грани теории деятельности и подразумевающие обучение как взаимосвязанный процесс преподавания и обучения (А.Н. Леонтьев, C.J1. Рубинштейн, J1.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Петровский, B.C. Мухина и др.); важнейшие методы педагогического обучения истории (В.Н. Вернадский, Н.В. Андреевская, А.А. Вагин, Ф.П. Коровкин, Н.И. Запорожец, Л.Н. Боголюбов и др.)
Также необходимо упомянуть нормативно-правовые документы, определяющие необходимые требования к процессу и результатам преподавания истории в школе. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», это основной закон в системе образования, который обозначает общие вопросы, непосредственно находящие отражение в деятельности учебных заведений. ФГОС ОО- программный документ, содержащий регулирующие все аспекты преподавательской деятельности постулаты, он определяет предметные результаты обучения по истории, для формирования которых мы должны создать условия.
За конкретными предметными указаниями и целями мы обратились к «Примерной основной образовательной программе» и проекту «Концепции нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории», содержащей историко-культурный стандарт, который описывает все, что должны дети узнать на уроках истории: события, исторические персоналии и термины, даты, а также проблемные вопросы истории.
В качестве методических источников использовались учебники для общеобразовательных организаций: «История Древнего мира. Всеобщая история. 5 класс. Саплина Е.В., Немировский А.А., Соломатина Е.И., Тырин С.В. - ред. Мединский», «Всеобщая История. 5 класс. Учебник - Вигасин А.А, Годер Г.И., Свенцицкая И.С.», «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс - Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др.». Все они знакомят с важнейшими периодами истории человечества, включая интересующий нас в рамках этой работы Древний Восток. Заявляют, что в их изданиях история предстаёт как единый процесс, в котором наряду с развитием человеческого общества, образованием государств и их исчезновением, воинами дана и повседневная жизнь далёких предков многих народов современного мира. Содержат различные материалы и выдержки из источников, использование которых позволяет реализовать системно-деятельностный подход, способствуют формированию умений учащихся самостоятельно работать с информацией и использовать её в практической деятельности. Учебники соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и соответствуют требованиям Примерной программы по учебным предметам (История. 5 -9 классы).
Исторической источниковой базой для нашей работы послужат источники по истории Древнего Востока: Египта, Ассирии, Палестины. А брать эти материалы мы будем из следующих хрестоматий: «Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. Пособие для учителя. 1991г», «Струве В.В. (под ред.) - Хрестоматия по истории древнего мира. Т. I. Древний Восток». Авторы этих работ- виднейшие отечественные исследователи Древнего мира и собрали качественный материал по самым разным аспектам повседневной жизни и историческим событиям, происходившим в интересующем нас регионе Древнего Востока. Мы будем использовать как источники произведения искусства, росписи и рельефы, которые несут образцы письменности и описание образа жизни цивилизаций Древнего востока. К тому же мы используем отрывки из Библии, содержащие интересующую нас информацию об образе жизни народов Палестины.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные методики использования исторических источников можно использовать для учебного процесса в пятом классе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения. Первая глава- Теоретические аспекты формирования познавательных компетенций при использовании исторических источников в школьном курсе, включает параграфы: Классификация источников, необходимых для проведения исследования; Определение круга формирующихся познавательных компетенций; Анализ возрастных психологических особенностей пятиклассников, в контексте выбора источников для уроков истории ; Сравнительный анализ использования исторических источников в учебниках различных изданий по истории Древнего мира за 5 класс. Вторая глава- Методические рекомендации использования исторических источников для уроков истории в 5 классе. Включает параграфы: Формирование набора источников, эффективно развивающих познавательные компетенции. Методические разработки использования исторических источников, способствующие развитию познавательных компетенций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество меняется с неимоверной быстротой, система образования старается успевать за временем и постоянно корректирует стандарты получения образования. Задачей преподавателей становится необходимость отслеживать новые изменения в государственных образовательных стандартах и учитывать происходящие с каждым новым поколением изменения в школьниках. Нельзя допускать, чтобы дети застыли в нашем восприятии, каждый год приходят «новые» ученики и это необходимо учитывать при планировании учебной деятельности. ФГОС ориентирован на учебно-деятельный подход преподавания, наша задача не передавать знания, а создавать условия для формирования ими компетенций, используя которые они смогут решать задачи как во время учебной деятельности, так и трудности последующей самостоятельной жизни.
Для решения обозначенной задачи нам потребовалось определить круг источников, использование которых необходимо для решения поставленной к выполненной работе цели. Мы рассмотрели требования, которые предъявляет государство к выполняемой нами деятельности-преподаванию истории. Для этого мы воспользовались Федеральным законом «Об образовании», который регламентирует общие вопросы процесса обучения в школах, Федеральный государственный образовательный стандарт обозначает цели и задачи, к достижению которых мы должны стремиться. Проект «Концепция учебно-методического комплекса по всеобщей истории», ядро которого составляет историко-культурный стандарт перечисляет темы, события, персоналии, даты, которые обязательно должны усвоить школьники.
Чтобы достичь цели нашей работы- развития познавательных компетенций нам было необходимо вкратце рассмотреть ключевые компетенции, для развития которых в учащихся должны быть созданы благоприятные условия на наших уроках. И конечно же подробнее рассмотрели познавательные компетенции. У исследователей вопроса есть разногласия в деталях, но если выделить общие моменты, то перечень познавательных компетенций будет выглядеть следующим образом: умение ставить пред собой конкретную цель и выстроить систему её достижения; способность организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности; навык задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; способность выбирать условия проведения наблюдения или опыта; навык работы с инструкциями; возможность описывать результаты, формулировать выводы; понимание как выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием имеющихся средств и технологий; умение восприятия картину мира; овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях.
Для выявления способов развития познавательных компетенций, нам необходимо было выделить возрастные особенности пятиклассников. Мы выяснили, что пятый класс- второй кризисный класс, после первого, когда дети много ожидают от учебной деятельности, их привлекает новизна, которую несет старшая школа, более того значительный интерес у учеников вызывает изучение истории Древнего мира. Но для нас ключевой задачей является сохранить и развить данный познавательный интерес школьников к изучаемому курсу, избегая перегрузки изложения материала фронтальными лекциями, сухостью изложения и отчужденного отношения учителя к своим подопечным. Для этого необходимо вовлечь учащихся в процесс извлечения знаний из используемых источников, чтобы они ощущали себя не немыми слушателями, а активными участниками образовательного процесса, к этому призывает нас и ФГОС.
Для выявления дефицитов в формировании познавательных компетенций при использовании существующих УМК мы произвели обзор использования исторических источников в трех учебниках, одобренных для изучения истории в 5 классе. Они представляют достаточно широкий перечень источников и заданий к ним, но с натяжкой реализуют требование новых образовательных стандартов о необходимости включения практических занятий и творческих подходов к формированию познавательной активности учащихся.
Чтобы исторические источники удовлетворяли сформированным условиям - соответствовали учебной программе, подходили под возрастные особенности пятиклассников, восполняли выявленные пробелы в существующих УМК и при этом их использование способствовало формированию познавательных компетенций, мы обозначали требования к ним, на основании которых сформировали набор источников по истории Древнего востока. Они должны быть разножанровыми и разно типовыми, в нашем случае текстовые и материальные. Важно обращаться как к первоисточникам, так и к вторичным источникам, чтобы обеспечить различные взгляды на изучаемый вопрос. В выбираемых визуальных источниках должно быть разнообразие, они должны быть достаточного размера и хорошего качества, чтобы с ними было удобно работать. Очень важно следить за объемом текстовых источников- они не должны превышать половины страницы, необходимо адаптировать сложные фрагменты и пояснять малопонятные ученикам понятия и термины.
В конце работы мы привели некоторые конкретные методики, которые дополняют дефициты учебников в использовании исторический источников для формирования познавательных компетенций. Представленными методика мы компенсировали большинство существующих пробелов при изучении Древнего востока, при этом создавая благоприятные условия для достижения цели нашего исследования: выявлении особенностей и характера использования исторических источников на уроках в 5 классе для формирования познавательных компетенций обучающихся по истории Древнего Востока.
К сожалению, данные наработки апробировать еще не удалось, поэтому рекомендую их для использования при изучении курса истории Древнего востока в пятом классе.



1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, последняя редакция. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, последняя
редакция - https://fgos.ru/
3. Концепция нового учебно-методического комплекса по
всемирной истории https://www.tsput.ru/his_seminar/progect.pdf
4. Примерная рабочая программа основного общего образования.
Обществознание (для 5-9 кл. обр.орг.) / Министерство просвещения РФ// ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: М.: 2021. (ОДОБРЕНА РЕШЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБЩЕМУ
ОБРАЗОВАНИЮ ОТ 27.09.2021 Г.).
5. Библия. Священное Писание в Синодальном переводе 1876 года. - М. Российское библейское общество, 1998.-1225с.
6. Вигасин, А.А., Всеобщая история Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2020. - 302.
7. Исторические источники в Интернете https://history- doc.ru/zarubezhnaya-istoriya/egipetskie-ieroglify/
8. Исторические источники в Интернете
https://www.pinterest.com/pin/690598924086106885/ 
http://900igr.net/prezentacija/informatika/sposoby-peredachi-informatsii-ot- kamennogo-veka-do-nashikh-dnej-144572/shumerskaj a-klinopis-8. html
10. Исторические источники в Интернете http://tourpedia.ru/nineveh
11. Исторические источники в Интернете
https: //www. pushkinmuseum.art/museum/buildings/main/floor1/1 _egypt/
12. Исторические источники в Интернете
https: //www. pushkinmuseum.art/museum/buildings/main/floor1 /2_ancient_civilisa tion/index.p
13. Колпаков С.В., Селунская Н.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник/ С.В. Колпаков, Н.А. Селунская- М.- Просвещение/Дрофа, 8-е издание. 2019 г.- 272с.
14. Саплина Е.В., Немировский А.А., Соломатина Е.И., Тырин С.В Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник/ Е.В. Саплина, А.А. Немировский, Е.И. Соломатина, С.В. Тырин под общей редакцией Мединского В.Р.- М.- Просвещение. 2021.- 275 с.
15. Сорокина Е.Н.: Поурочные разработки по всеобщей истории к уч. Вигасина А.А. 5 класс/ Е.Н. Сорокина - М.-Просвещение. -2017.-414с.
16. Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира: В 3-х т. / Под ред. В.В. Струве. - Т. 1: Древний Восток. - М.: Гос. учебно¬педагогическое изд-во, 1950. - 359 с.
17. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. Пособие для учителя/ Е.А. Черкасов — М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
Список литературы
18. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе/ А.А. Вагин -М.: Просвещение,1984. - 342 с.
19. Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 303 с.
20. Власов В. С. Методика проведения практических занятий в 5 классе/ В.С. Власов // История и обществознание в школах: теория и методика обучения. - 2014. - № 9. - С.16 - 34.
21. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 507
22. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова- М.: Владос, 2003. - 384 с.
23. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
24. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира/ Г. И. Годер. -М.: Просвещение,1980.-351с.
25. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
26. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе/ П. В. Гора - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
27. Запорожец Н.И. Методика обучения истории древнего мира и средних веков/ Н.И. Запорожец. - М.:Просвещение,1984. - 399с
28. И. И. Стуликов, О. В. Щупленков Особенности реализации проектного обучения на уроках истории в общеобразовательной школе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №6-1.
29. Колосков А.Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе/ А.Г. Колосков - М.: Просвещение, 1984. - 425 с.
30. Короткова М.В. методика проведения игр и дискуссий на уроках истории/ М.В. Короткова - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
31. Костюк И. А. Практические занятия по истории как средство развития критического мышления и исследовательских навыков учащихся. // История и обществознание в школах: теория и методика обучения. - 2014. - № 1 - 2. - С. 6 - 8., с. 7
32. Коровина Ф.П. и Запорожец Н.И. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах, Пособие для учителей/ Ф. П. Коровина и Н.И.Запорожец - М.: Просвещение, 1970.-400с.
33. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 452,
34. Первова Г. М., Гутарин М. М. Метод проектов в современной начальной школе // Вестник ТГУ. 2019. №183.
35. Пидкосистый П.И. Педагогика. Уч. пособ./ П.И. Пидкосистый - М.: Владос, 2000. - 258с.
36. Полторак Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории/Д.И. Полторак - М.:Просвещение,1987.-206с.
37. Пометун А. И., Малиенко Ю. Б. преподавание истории в 5-м классе. Пособие для учителя // Библиотека журнала «История и обществознание в школах: теория и методика обучение». - М.: 2013 - № 3.
38. Пометун О.И. Методика обучения истории в школе / О. И. Пометун, Г. А. Фрейман. - М.: Генезис, 2005. - 328 с.
39. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
40. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А.Т. Степанищев - М.: Владос, 2002. - 208 с.
41. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории/ М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова - М.: Владос, 2004.-253 с.
42. Щукин Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ Г.И. Щукин - М.: Просвещение, 1979. - 325с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ