Введение 3
1. Интернет-платформы как средство повышения мотивации к
изучению иностранного языка 9
1.1 Обучающие онлайн-платформы и их виды 9
1.2 Условия и проблемы использования обучающих онлайн-платформ на
уроках иностранного языка 16
1.3 Мотивация к изучению иностранного языка у обучающихся средней
школы 21
Выводы по 1 разделу 30
2. Опытная работа по использованию обучающих интернет-платформ
Quizlet и learning.apps обучающимися основной школы в целях повышения мотивации 32
2.1 Анализ УМК «Spotlight 7» 32
2.2 Quizlet и learning.apps как обучающие онлайн-платформы в учебном
процессе учеников средней школы 37
2.3 Разработка комплекса упражнений на основе обучающих платформ
Quizlet и LearningApps и реализация их в учебном процессе обучающихся 7 класса 41
Выводы по 2 разделу 45
Заключение 47
Список использованных источников 48
Приложение А 52
Приложение Б 53
Приложение В 54
Приложение Г 55
Приложение Д 56
Приложение Е
С ходом технического прогресса, появляются все более и более совершенные технические средства, обладающие значительным лингводидактическим потенциалом. Сегодня, в практике обучения иностранным языкам используется широкий спектр технических средств, как стационарных (например, компьютер, интерактивная доска), так и мобильных (планшетные компьютеры, смартфоны), которые объединены под понятием «цифровые технологии». Появление этих технических средств также повлияло на способы представления информации, которая сегодня чаще всего преподносится в мультимедийном формате, то есть в нескольких формах одновременно: текстовой, графической, видео, аудиальной,
интерактивной. Таким образом, современные технологии, используемые в обучении иностранным языкам, могут быть объединены под термином «мультимедийные и цифровые технологии».
Длительная практика использования различных подобных технологий в процессе обучении иностранным языкам показывает, что сами по себе они не делают процесс обучения более эффективным, но помогают значительно повысить внешнюю мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, в нашем случае к изучению английского языка. Для использования мультимедийных и цифровых технологий в их полном потенциале необходима разработка специальной методики.
Проблемы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на образовательный процесс и их эффективного использования в ходе обучения иностранным языкам рассматриваются в работах отечественных исследователей М.А. Бовтенко, Р.К. Потаповой, Е.С. Полат, П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева, С.И. Титовой, А.В. Зубова, Р.К. Пиотровской, Р.Г. Пиотровского, О.А. Усковой, С.В. Фадеева, А.В. Хуторского и др. В западной науке информатизация процесса обучения иностранным языкам легла в основу исследований G. Dudeney, M. Pegrum, D. Boyd, D. Crystal, M. Warshauer, G. Davis, P. Brett, M. Levy, D. Healey и др.
Тем не менее, в силу активного хода технического прогресса и появления все новых видов мультимедийных и цифровых технологий на фоне смены образовательных парадигм, практика использования этих технологий по-прежнему опережает теорию. Более того, существующие исследования в данной области в основном сфокусированы на методике обучения иностранному языку взрослых. Эмпирический опыт, полученный авторами различных исследований в данной области показал, что мотивация молодого поколения к использованию мультимедийных и цифровых технологий, в т.ч. в учебных целях выше, чем при использовании традиционных учебно-методических комплектов.
Следует также упомянуть, что необходимость внедрения современных технологий в процесс обучения в России признается и рядом государственных инициатив. В частности, требование об информатизации образования в РФ закреплено в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), а также отражено в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Актуальность данной работы заключается в том, что согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование. Что само по себе, предполагает изменения в требованиях к уровню владения языком, поиск новых методов обучения, конструктивных подходов к отбору содержания и организации материала с использованием современных образовательных технологий и технических средств. Сегодня в системе образования существует установка на информатизацию процесса обучения, закрепленная рядом государственных инициатив, в частности Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Кроме того, актуальные тенденции развития общества отражаются на требованиях, возлагаемых на будущих выпускников школ. В условиях современного высокотехнологичного и информационно-насыщенного мира, умение и готовность использовать цифровые технологии становится важной составляющей общей профессиональной компетентности человека.
Поэтому, на наш взгляд, процесс формирования образования, должен осуществляться с использованием современных мультимедийных и цифровых технологий.
В данной работе мы рассмотрим преимущества использования образовательных интернет-платформ в учебном процессе, которые значительно повышают мотивацию к изучению языка и эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные платформы в преподавании английского языка в младшей и средней школе. В старших классах использование интернет - платформ позволяет раскрывать возможности учащихся, их потенциал.
Недостаточная разработанность заявленной проблематики позволила определить тему исследования: Использование учебных онлайн-платформ при обучении английскому языку на среднем этапе.
Объектом данного исследования являются интернет-платформы на английском языке, которые учитель может использовать в процессе обучения английскому языку.
Предметом - применение интернет-платформ на уроках иностранного языка в целях повышения мотивации к изучению языка.
Цель данной работы-описать особенности применения интернет- платформ на английском языке, которые могут быть использованы на уроках иностранного языка, либо уже используются, и выявить специфику их применения в современной школе, дать характеристику уровня мотивации к изучению английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Провести анкетирование «Изучение уровня внешней мотивации учащихся к урокам английского языка»
• Дать характеристику термину «интернет-платформа»
• Изучить различные виды и классификации обучающих интернет- платформ.
• Изучить применение их на уроках английского языка в современной школе
• Рассмотреть понятие мотивации и ее виды
• Разработать задания на основе обучающих интернет-платформ и реализовать их в учебном процессе учеников 7 класса.
• Исследовать изменения уровня мотивации учеников к изучению языка до и после применения на уроках данных заданий.
• Провести опрос «Изучение уровня внешней мотивации у обучающихся 7 класса средней школы на уроках с использованием Интернет-ресурсов»
Для решения поставленных задач в работе используется комплексная методика исследования, включающая: анализ научной литературы по методике обучения иностранным языкам, лингводидактике, педагогике, психологии, лингвистике в рамках исследуемой проблемы; анализ статистических данных, отражающих отношение современных подростков к мультимедийным и цифровым технологиям; методический анализ существующей практики использования мультимедийных и цифровых технологий, используемых в обучении иностранным языкам.
Практическая ценность данного исследования заключается в том, что содержание данной работы может быть использовано на практике преподавания любого иностранного языка. Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи.
Теоретическую базу работы составляют понятия, идеи, взгляды и концепции различных исследователей, изложенные в трудах по использованию учебных интернет-ресурсов при обучении иностранному языку (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, раскрытия ключевых компетенций и компетентностного подхода при обучении иностранному языку) (Я. В. Эк, Л.В. Хуторской, Т.М. Ковалева, Е.И. Пассов).
Научная новизна исследования заключается в составлении и проведении практического анализа, отражающего общую картину замотивированности учеников средней школы на предмете английского языка, в рассмотрении технологии проведения урока с использованием обучающих онлайн-платформ, как инновации.
Апробация и этапы исследования:
2018-2019 гг. Сбор материала по теме исследования, апробация материала, написание и защита курсовой работы по методике на тему исследования.
Апробация материалов исследования осуществлялась во время пройденной практики и общеобразовательной школе, среди учеников среднего этапа обучения.
Объем и структура исследования:
Во ведении обоснована актуальность исследования, поставлены конкретные задачи, сформулирована цель исследования и его тема, описываются методы, структура и содержание работы.
В первом разделе рассматриваются общетеоретические вопросы по теме: рассматривается понятие мотивации, определены основные понятия и виды обучающих интернет-платформ, преимущества их использования.
В разделе втором, практическом, рассмотрено использование платформ на практике, их применение с целью повышения внешней мотивации обучающихся к изучению английского языка.
В заключении сделаны выводы по данной работе.
Целью нашего исследования было повышение уровня мотивации учащихся с помощью использования на уроках обучающих интернет-платформ.
Эффективность использования онлайн-платформ зависит от того, насколько хорошо организована структура занятия, как согласованы учебные возможности учеников с задачами обучения, присутствует ли в классе необходимое оборудование, достаточно ли компетентен педагог в области ИКТ. Применение онлайн ресурсов раскрывает широкие возможности для качественной работы в процессе повышения уровня мотивации учащихся и делает учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным на всех этапах обучения.
На данных цифровых платформах нами были разработаны задания, в результате выполнения которых повысился уровень внешней мотивации обучающихся 7 класса.
Таким образом, задачи, поставленные нами, были выполнены, исследование показало, что использование на уроках ИКТ технологий, а в частности обучающих онлайн-платформ действительно помогает повысить познавательный интерес обучающихся и их уровень мотивации к изучению иностранного языка.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: опубликовано 1 марта 2012 г. : офиц. Текст: по состоянию на 29.12.2014 / Мин-во образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 16.12.2018)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: опубликовано 6 октября 2009 г. : офиц. Текст: по состоянию на 11.04.2009/ Мин-во образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 11.04.2019)
3. Азимова, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий[Текст]: (теория и практика обучения языкам) / Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
4. Александров, К.В. Технология разработки электронного контента для развития лексических и грамматических навыков [Текст] / К.В. Александров, К.Г. Голубева, А.В. Александрова // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 7. - С. 20-30.
5. Ариян, М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2016. - № 6. - С. 14-20
6. Безбородова М. А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 156-160. — URL https://moluch.ru/archive/8/567/(дата обращения: 13.06.2019).
7. Валиулина, Ю.Е., Дули, Д., Подоляко, О. Е., Эванс В., «Английский в фокусе» («Spotlight») для 7 классов общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. -М.: ExpressPublishing, Просвещение, 2010.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку // Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студентов лингв.ун- товифак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия»,2004. 346 с.
9. Ерчак, Н. Т. Иностранные языки: психология усвоения [Текст]: учеб. Пособие. - Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М. - 2016. - 335 с.
10. Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов (французский язык, языковой вуз). Пятигорск, 1998. С. 27-47.
11. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. Москва: Просвещение, 1991. 236 с.
12. Информационные технологии в образовании / Рос. Гос. Пед. Ун-т
им. Герцена А.И. [Электронный ресурс].
URL:http:/physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm (дата обращения 11.12.2018)
13. Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. [Электронный ресурс] URL: https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyyazik/ prochee/ispol-zovaniie-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho- iazyka (дата обращения 10.12.2018)
14. Корзан, Г.О. Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september. ru/ articles/585591/. (дата обращения 13.04.2019).
15. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. Москва, 2010. 192 c.
16. Матюхина М. В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости. — В сб.: Мотивация учения. Волгоград, 1976. С. 5—15.
17. Меркиш, Н.Е. Мультимедийная культурно-языковая среда как фактор успешного овладения иностранным языком и иноязычной культурой [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 8. - С. 9-16.
18. Носонович Е.В. Мильруд Г.П. Параметры аутентичного учебного текста// Иностранные языки в школе. 1999. №1. С. 101.
19. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе // Просвещение Москва, 1988. 223 c.
20. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе // Пособие для учителя. Мн.: Нарасвета, 1982. 142 c.
21. Первухина, М.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. URL:http://урок.рф/blogs/tema_ispolzovanie_ikt_na_urokah_anglijskogo_yazika_181218.html (дата обращения 12.12.2018).
22. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед.
вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 576 с. 40
37. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика: учеб.пособие; Московский гос. лингвистический ун -т. - Изд. 6¬е. - Москва: ЛЕНАНД, 2016 - 364 с.
23. Савина Ф. К. формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учебное пособие к спецкурсу. Волгоград: ВГПИим. А. С. Серафимовича, 1968. 61 c.
24. Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1989. № 2. С. 27-35.
25. Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с
использованием новых информационно-коммуникационных Интернет- технологий [Текст] : учебно-метод. Пособие / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС; Ростов н/Дону: ФЕНИКС. - 2010. - 180 с.: ил.
26. Тигранян, А.О. Особенности использования ИКТ на уроках английского языка.[Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/osobennosti- ispolzovaniya-ikt-na- urokah-angliyskogo-yazika-971760.html (дата обращения 12.01.2019)
27. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. 184c.
28. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
29. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике М.:Педагогика, 1971. 29 c.
30. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2007. 160 с.
31. Dudeney, G., N. Hockly, &M. Pegrum (2013): Digital Literacies. Harlow: Pearson, 2013. - 387 с.
32. Meloni, С. Internet for English Teaching Text. / C. Meloni, H. Shetzer, M. Warschauer. Washington: US Department of States, 2002. - 167 c.
33. Warschauer, M. Reconceptualizing the Digital Divide Electronic resource. M. Warschauer // First Monday. 2002. - July, V. 7. № 7. -URL: [http://firstmonday.org/issues/issue77/warschauer/index.html]