Введение 3
Глава 1. Система предоставления государственных и муниципальных
услуг в Российской Федерации 7
1.1 Понятие и сущность государственных и муниципальных услуг 7
1.2 Формирование электронного правительства и развитие информационного
общества 11
1.3 Предоставление государственных и муниципальных услуг в РФ на базе
многофункциональных центров 22
Глава 2. Организационно-правовое регулирование реализации принципа «одного окна» при оказании государственных и муниципальных услуг 34
2.1 Организация предоставления государственных и муниципальных услуг
по принципу «одного окна» 34
2.2 Предоставление государственных услуг на базе государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики
Тыва» 50
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 64
Актуальность темы одним из ключевых факторов успешного экономического развития России является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более высокие требования к эффективности государственного аппарата и самой исполнительной власти.
За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы.
Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его
компонентами - государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.
Ключевые направления совершенствования системы государственного управления были обозначены в программных документах - «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» .
В июле 2010 года принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ), закрепляющий
инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В частности, законом закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со
стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.
В соответствии с законом государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг,
а также получать от них такие документы и информацию.
Цель выпускной квалификационной работы - является
исследование реализации принципа «одного окна» при оказании
государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и определить сущность государственных и муниципальных услуг
- изучить формирование электронного правительства и развитие информационного общества
- исследовать предоставление государственных и муниципальных услуг в РФ на базе многофункциональных центров
- проанализировать организацию предоставления государственных услуг по принципу «одного окна».
- рассмотреть предоставление государственных услуг на базе государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики Тыва»
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при оказании государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Предмет исследования - процесс реализации принципа «одного окна» при оказании государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации на примере Республики Тыва».
Правовую базу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» , Указы Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ и иные нормативные правовые акты, а также проекты отдельных нормативных актов.
При написании выпускной квалификационной работы помимо нормативной правовой базы использованы учебная литература, научные труды в области предоставления государственных услуг, С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой, В.О. Буряга, Н.В. Кисилевой, А.А. Чеботаревой, С.В. Шипова.
Эмпирическую базу исследования составил анализ правоприменительной практики федеральных органов власти Российской Федерации по оказанию ими государственных услуг а примере МФЦ г. Кызыла.
Методологическую базу исследования составляют научные методы познания общественных процессов, сочетание системно-структурного, сравнительно-правового, конкретно-исторического, общенаучный диалектический метод познания и основанные на нем частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, сравнительного правоведения.
Структура работы обусловлена намеченной целью и поставленным задачам, состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка использованных источников и литературы, приложений.
В ходе административной реформы в Российской Федерации был принят - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг». Указанный закон устанавливает новые нормы и правила по предоставлению услуг органов публичной власти всех уровней - тех услуг, получение которых традиционно было наиболее проблемным в связи с необходимостью сбора необходимых справок, многочасового ожидания в очередях либо оплатой услуг «посредников», готовых «ускорить» процесс получения услуги.
В настоящее время наиболее острые проблемы с получением государственных и муниципальных услуг уходят в прошлое, однако это требует серьезной слаженной работы органов государственной власти и местного самоуправления всех уровней по реализации норм Федерального закона № 210-ФЗ.
Одним из важных направлений реализации административной реформы в Российской Федерации является разработка стандартов качества и доступности государственных услуг, которые позволят упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.
Предполагается, что реализация данных задач позволит повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей; повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной
власти.
В этой связи поэтапно решаются задачи по подготовке нормативно-правовой и методической базы для внедрения стандартов государственных
услуг, созданию и ведению реестров (перечней) государственных услуг, разработке стандартов государственных услуг и их внедрению, отработке механизмов дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий, созданию системы обратной связи с потребителями государственных услуг для использования полученной информации при выработке решений и коррекции целевых значений показателей результативности деятельности органов исполнительной власти.
В качестве госуслуги предлагается считать деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством, установлении юридических фактов, или предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти и включенным в реестр государственных услуг. В связи с новизной понятия ещё не существует официально принятой классификации государственных и муниципальных услуг, а имеются лишь различные авторские подходы.
Под качеством конечного результата услуги понимается требования к конечному результату услуги с точки зрения соответствия услуги стандарту и регламенту в части полноты и своевременность её оказания (например, потребитель получает в установленный регламентом срок полный комплект, правильно составленных и заполненных в соответствии со стандартом комплект требуемых документов, правильно рассчитанное пособие и пр.
На основе проведенного исследования нами предлагаются следующие предложения по совершенствованию правовых основ деятельности федеральных органов исполнительной власти, по оказанию услуг населению:
- внести следующие дополнения в Федеральный закон от 17 июля 2010 г. № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг»:
в ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»: «стандарт государственной услуги, предоставляемой населению федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации - это система требований к реализации отдельных государственных полномочий в интересах их получателей, принятых нормативным правовым актом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»;
в ст. 14 «Требования к стандарту предоставления государственных и муниципальных услуг»: «принципами стандартизации государственных и муниципальных услуг являются следующие: равный доступ для всех лиц, имеющих право на получение услуги согласно закону; социально-экономическая эффективность; минимизация совокупных издержек клиента; децентрализация предоставления услуг; открытость стандартов; максимальная четкость критериев принятия решений при оказании услуг;
- процедуры предоставления государственных услуг органами внутренних дел населению урегулировать в административных регламентах, а условия предоставления и иные стандарты таких услуг - в стандартах государственных услуг.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145- ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016)// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016//Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4179
5. Федеральный закон от 06.10.2003№ 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822,
6. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»// Собрание законодательства РФ, 10.05.2010, № 19, ст. 2291
7. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»// Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, № 19, ст. 2338
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. № 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг»//Российская газета - Федеральный выпуск № 5018 (194)
9. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»// Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть II) ст. 7932
10. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 (ред. от 22.05.2015) «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (вместе с «Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»)// Собрание законодательства РФ, 03.10.2011, № 40, ст. 5559
11. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей»// Российская газета от 19 декабря 2012 г. № 292
12. Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»// Российская газета, № 75, 08.04.2016
13. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» (с изменениями и дополнениями)// СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4933
14. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» ( с изм. и доп.)//СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3233.
15. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 (ред. от 27.08.2015) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ, 24.01.2005, № 4, ст. 305.
16. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 352 (ред. от 08.12.2015) «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» (вместе с «Правилами определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг»)// Собрание законодательства РФ, 16.05.2011, № 20, ст. 2829
17. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах»// Собрание законодательства РФ, 14.11.2005, № 46, ст. 4720
18. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»// Собрание законодательства РФ, 19.05.2008, № 20, ст. 2372
19. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р (ред. от 28.08.2012) «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции «// Собрание законодательства РФ, 27.06.2011, № 26, ст. 3826
Научная и учебная литература
1. Административная реформа в России: Научно-практическое пособие/ под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Амелин Р.В., Ведяева Е.С., Викулов А.М., Григорьева Е.А., Гребенникова А.А., Мокеев М.М., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
3. Барциц И.Н. Показатели эффективности государственного управления (субъективный взгляд на международные стандарты) // Представительная власть XXI век. 2008.С. 23
4. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011. 192 с.
5. Буряга В.О. Административный регламент в сфере реализации исполнительной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
6. Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории. М., 2010. 231с.
7. Данилин А. Электронные государственные услуги и административные регламенты. - Москва, Инфра-М, 2004.159 с.
8. Зайцева Г.А. Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти РФ в контексте задач административной реформы // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.
9. Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации: монография / С.А. Васильев, Е.Ю. Грачева, Е.Н. Дорошенко и др.; отв. ред. В.И. Фадеев. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 208 с.
10. Кайль Я.Я. Развитие административной регламентации в условиях реформирования публичного управления: Автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Волгоград, 2012.
11. Кисилева Н.В. Вопросы административно-правового управления качеством публичных услуг // Вестник Воронежского государственного управления. 2007. № 1.
12. Кисилева Н.В. К вопросу о сущности административного регламента // Научные труды РАЮН, 2009.
13. Кузнецов В.И. Административные регламенты как инструмент административной реформы // Актуальные проблемы правового обеспечения государственного управления. М., 2009
14. Магомедов К.О. Социология государственной службы: Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: ВВИА им. Проф. Н.Е.Жуковского, 2007. - 244 с.
15. Морозова Е.В. Публичные услуги: теоретико - правовой аспект: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Мытищи, 2009. С.20
16. Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. № 11. С. 3-13.
17. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 330 с.
18. Нестеренко И.А. К вопросу об административной ответственности за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 1. С. 29 - 33.
19. Полотовская Е.Ю. Проблема определения государственной (муниципальной) услуги, работы, функции // Административное и муниципальное право. 2012. № 1 (49)
20. Попова, Административное право: Учебник (издание второе, переработанное и дополненное), под ред. Л.Л. Попова / Юристъ, 2008
21. Рубцова М.В. Типичные нарушения закона в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг // Законность. 2015. № 11. С. 21 - 24.
22. Савоськин А.В. Допустимо ли признавать рассмотрение обращений граждан разновидностью государственных (муниципальных) услуг? // Административное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 574 - 579.
23. Санникова Л.В. Гражданско-правовые и публичные услуги: проблемы соотношения // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование / Под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санникова. М., 2011. С.115