Использование принципов коммуникативного подхода при обучении говорению младших школьников
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникативного подхода в обучении иностранному языку младших школьников 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с точки зрения обучения иностранному языку 7
1.2 Методологические основы использования коммуникативного подхода в обучении иностранному языку 14
1.3 Принципы коммуникативного подхода в обучении иностранному языку
младших школьников 26
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по моделированию педагогических ситуаций с использованием коммуникативного подхода в обучении иностранному языку младших школьников 35
2.1 Анализ УМК «Millie» на наличие коммуникативных упражнений 37
2.2 Разработка упражнений с использованием коммуникативного подхода
с учащимися 4-го класса 44
2.3 Апробация упражнений с использованием коммуникативного подхода
50
Выводы по Главе 2 63
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложение
Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникативного подхода в обучении иностранному языку младших школьников 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с точки зрения обучения иностранному языку 7
1.2 Методологические основы использования коммуникативного подхода в обучении иностранному языку 14
1.3 Принципы коммуникативного подхода в обучении иностранному языку
младших школьников 26
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по моделированию педагогических ситуаций с использованием коммуникативного подхода в обучении иностранному языку младших школьников 35
2.1 Анализ УМК «Millie» на наличие коммуникативных упражнений 37
2.2 Разработка упражнений с использованием коммуникативного подхода
с учащимися 4-го класса 44
2.3 Апробация упражнений с использованием коммуникативного подхода
50
Выводы по Главе 2 63
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложение
В современном мире наблюдается повышение значимости английского языка как средства общения. Изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их коммуникативной подготовки. Перед учителями иностранного языка стоит задача сформировать такую личность, которая сможет принимать участие в межкультурной коммуникации. Реализация данной задачи может быть возможна при использовании коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Коммуникативный подход в обучении иностранному языку и система упражнений в рамках этого подхода на материале УМК «Millie»».
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что для работы с младшими школьниками требуется специальная подготовка, т.к. умение грамотно обучать иноязычному общению детей, который еще не полностью владеют коммуникативными умениями на родном языке является достаточно сложной задачей. Зачастую у учащихся наблюдается недостаточный уровень владения иноязычными коммуникативными навыками. Следовательно, учителям следует отбирать такие формы, методы и приемы, которые будут способствовать успешному формированию коммуникативных навыков на уроках иностранного языка.
Таким образом, объект нашего исследования - коммуникативный подход в обучении иностранному языку.
Предмет исследования - реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку младших школьников.
Актуальность, предмет и объект определили цель данного исследования - разработать систему упражнений для формирования коммуникативных навыков в рамках коммуникативного подхода и апробировать их экспериментальным путем.
Достижение поставленной цели предполагает решения следующих задач:
- дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть методологические основы использования коммуникативного подхода в обучении иностранному языку»;
- изучить принципы коммуникативного подхода в обучении иностранному языку младших школьников;
- проанализировать УМК «Millie» на наличие коммуникативных упражнений;
- разработать систему упражнения с использованием коммуникативного подхода для младших школьников;
- апробировать данные упражнения и дать оценку результатам апробации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и синтез методической, педагогической и
психологической литературы;
- метод обобщения;
- описательный метод;
- наблюдение;
- анкетирование;
- эксперимент.
Теоретической базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (1-4 классы), примерная образовательная программа начального общего образования), педагогические труды, статьи, монографии, учебно-методические комплексы, информация, предоставленная сетью Интернет. Были проанализированы работы таких известных исследователей как И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов, Д.Б. Эльконин. Также были проанализированы исследования современных авторов, среди которых можно выделить М.В. Архипову, Н.А. Беседину, О.Н. Прохорову, Л.Н. Голуб, С.Е. Зайцеву, Е.В. Королеву, Н.В. Парадееву, И.Н. Парадееву, Т.Ю. Степанову, Е.В. Турковскую.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в развитие коммуникативного подхода к обучению иностранному языку. Показана возможность варьирования различных упражнений разного типа на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования коммуникативной компетенции.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в практике преподавания английского языка в начальной школе.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы, включающего 56 наименований на русском и английском языках.
Научные результаты данного исследования апробированы опытно-экспериментальным путем и получены в естественных условиях практики в 4-ых классах МБОУ Гимназии № 16 г. Красноярск.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что для работы с младшими школьниками требуется специальная подготовка, т.к. умение грамотно обучать иноязычному общению детей, который еще не полностью владеют коммуникативными умениями на родном языке является достаточно сложной задачей. Зачастую у учащихся наблюдается недостаточный уровень владения иноязычными коммуникативными навыками. Следовательно, учителям следует отбирать такие формы, методы и приемы, которые будут способствовать успешному формированию коммуникативных навыков на уроках иностранного языка.
Таким образом, объект нашего исследования - коммуникативный подход в обучении иностранному языку.
Предмет исследования - реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку младших школьников.
Актуальность, предмет и объект определили цель данного исследования - разработать систему упражнений для формирования коммуникативных навыков в рамках коммуникативного подхода и апробировать их экспериментальным путем.
Достижение поставленной цели предполагает решения следующих задач:
- дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть методологические основы использования коммуникативного подхода в обучении иностранному языку»;
- изучить принципы коммуникативного подхода в обучении иностранному языку младших школьников;
- проанализировать УМК «Millie» на наличие коммуникативных упражнений;
- разработать систему упражнения с использованием коммуникативного подхода для младших школьников;
- апробировать данные упражнения и дать оценку результатам апробации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и синтез методической, педагогической и
психологической литературы;
- метод обобщения;
- описательный метод;
- наблюдение;
- анкетирование;
- эксперимент.
Теоретической базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (1-4 классы), примерная образовательная программа начального общего образования), педагогические труды, статьи, монографии, учебно-методические комплексы, информация, предоставленная сетью Интернет. Были проанализированы работы таких известных исследователей как И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов, Д.Б. Эльконин. Также были проанализированы исследования современных авторов, среди которых можно выделить М.В. Архипову, Н.А. Беседину, О.Н. Прохорову, Л.Н. Голуб, С.Е. Зайцеву, Е.В. Королеву, Н.В. Парадееву, И.Н. Парадееву, Т.Ю. Степанову, Е.В. Турковскую.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в развитие коммуникативного подхода к обучению иностранному языку. Показана возможность варьирования различных упражнений разного типа на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования коммуникативной компетенции.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в практике преподавания английского языка в начальной школе.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы, включающего 56 наименований на русском и английском языках.
Научные результаты данного исследования апробированы опытно-экспериментальным путем и получены в естественных условиях практики в 4-ых классах МБОУ Гимназии № 16 г. Красноярск.
Наша работа была посвящена коммуникативному подходу в обучении иностранному языку и упражнениям в рамках этого подхода на материале УМК «Millie». В ходе исследования были достигнуты все поставленные цели и задачи, что позволило нам сделать определенные выводы.
В ходе теоретического исследования, мы проанализировали психолого-педагогические особенности учащихся младших классов и определили, что младший школьный возраст - это период детства от 6-7 до 10-11 лет. К основным особенностям данного возраста относятся изменение ведущей деятельности с игровой на учебную, необходимость похвалы и одобрения, возбудимость и импульсивность, любознательность, преобладание непроизвольного внимания, наглядно-образная память, воссоздающее и творческое воображение, нехватка силы воли и эмоциональность. Данные особенности должны учитываться при подготовке к работе с младшими школьниками.
Также мы изучили методологические основы и основные принципы коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Анализ показал, что при коммуникативном подходе главная цель учителя - способствовать развитию инициативности школьников, их способности творчески мыслить. Учащиеся должны понимать, что весь образовательный процесс построен таким образом, что он направлен именно на их непосредственную коммуникативную деятельность, при этом учителей не должны смущать небольшие недочеты в употреблении лексики и грамматики. Основные принципы коммуникативного подхода включают в себя принципы речевой направленности, индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны, учета деятельностного подхода, формирования коммуникативной компетенции и условий аутентичности.
В практической части исследования мы описали ход и результаты проведения опытно-экспериментальной работы по разработке и апробации упражнений с использованием коммуникативного подхода. Работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. На первом этапе мы проанализировали УМК «Millie» на наличие коммуникативных упражнений. Затем провели диагностический срез учащихся 4 А и 4 Б класса МБОУ Гимназия № 16 г. Красноярск на выявление уровня развития коммуникативной компетенции, выбрали в качестве экспериментальной группы 4 А класс и провели анкетирование на выявления уровня мотивации к изучению языка.
На формирующем этапе была разработана и апробированы упражнения в рамках коммуникативного подхода. Они включили в себя творческие и ролевые игры, приемы «Jigsaw», «Learning Together», «Student Team Learning». На обобщающем этапе был проведен контрольный срез и были проанализированы результаты апробации.
В рамках проведенного эксперимента было доказано, что разработанные упражнения способствует повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции и мотивации учащихся. Выполняя предложенные задания, учащиеся проявляли огромный интерес к изучению английского языка, причем слабые дети, которые старались отмалчиваться ранее, активно принимали участие как в беседе со сверстниками, так и в выполнении всех заданий, они равнялись на сильных учеников, тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий происходило значительно быстрее. Эксперимент показал, что успеваемость школьников заметно возросла.
Результаты данной работы могут быть использованы в практике преподавания английского языка на начальном этапе обучения.
В ходе теоретического исследования, мы проанализировали психолого-педагогические особенности учащихся младших классов и определили, что младший школьный возраст - это период детства от 6-7 до 10-11 лет. К основным особенностям данного возраста относятся изменение ведущей деятельности с игровой на учебную, необходимость похвалы и одобрения, возбудимость и импульсивность, любознательность, преобладание непроизвольного внимания, наглядно-образная память, воссоздающее и творческое воображение, нехватка силы воли и эмоциональность. Данные особенности должны учитываться при подготовке к работе с младшими школьниками.
Также мы изучили методологические основы и основные принципы коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Анализ показал, что при коммуникативном подходе главная цель учителя - способствовать развитию инициативности школьников, их способности творчески мыслить. Учащиеся должны понимать, что весь образовательный процесс построен таким образом, что он направлен именно на их непосредственную коммуникативную деятельность, при этом учителей не должны смущать небольшие недочеты в употреблении лексики и грамматики. Основные принципы коммуникативного подхода включают в себя принципы речевой направленности, индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны, учета деятельностного подхода, формирования коммуникативной компетенции и условий аутентичности.
В практической части исследования мы описали ход и результаты проведения опытно-экспериментальной работы по разработке и апробации упражнений с использованием коммуникативного подхода. Работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. На первом этапе мы проанализировали УМК «Millie» на наличие коммуникативных упражнений. Затем провели диагностический срез учащихся 4 А и 4 Б класса МБОУ Гимназия № 16 г. Красноярск на выявление уровня развития коммуникативной компетенции, выбрали в качестве экспериментальной группы 4 А класс и провели анкетирование на выявления уровня мотивации к изучению языка.
На формирующем этапе была разработана и апробированы упражнения в рамках коммуникативного подхода. Они включили в себя творческие и ролевые игры, приемы «Jigsaw», «Learning Together», «Student Team Learning». На обобщающем этапе был проведен контрольный срез и были проанализированы результаты апробации.
В рамках проведенного эксперимента было доказано, что разработанные упражнения способствует повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции и мотивации учащихся. Выполняя предложенные задания, учащиеся проявляли огромный интерес к изучению английского языка, причем слабые дети, которые старались отмалчиваться ранее, активно принимали участие как в беседе со сверстниками, так и в выполнении всех заданий, они равнялись на сильных учеников, тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий происходило значительно быстрее. Эксперимент показал, что успеваемость школьников заметно возросла.
Результаты данной работы могут быть использованы в практике преподавания английского языка на начальном этапе обучения.
Подобные работы
- Игровые приёмы обучения учащихся младших классов говорению на английском языке
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ НА СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Коммуникативный метод как средство обучения говорению на английском языке в младших классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2017 - Использование коммуникативного метода обучения иноязычному
говорению в начальных классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2025 - Реализация принципа межпредметной координации в обучении говорению на уроке английского языка в условиях начальной школы
Курсовые работы, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2020 - Реализация социокультурного аспекта при обучении говорению
учащихся 9-х классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Использование коммуникативных ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка в 6 классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Использование приема драматизации при обучении говорению на уроке английского языка в 4-ом классе в контексте реализации коммуникативного подхода
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



