ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Сущность понятия «математическая грамотность» 7
1.2. Особенности формирования математической грамотности у обучающихся младшей школы 16
1.3. Формирование математической грамотности у обучающихся младшей школы 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ 30
2.1. Методическая организация исследования актуального уровня сформированности математической грамотности младших школьников ... 30
2.2. Результаты исследования актуального уровня сформированности
математической грамотности младших школьников 37
2.3. Комплекс заданий по формированию математической грамотности
младших школьников 41
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Сущность понятия «математическая грамотность» 7
1.2. Особенности формирования математической грамотности у обучающихся младшей школы 16
1.3. Формирование математической грамотности у обучающихся младшей школы 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ 30
2.1. Методическая организация исследования актуального уровня сформированности математической грамотности младших школьников ... 30
2.2. Результаты исследования актуального уровня сформированности
математической грамотности младших школьников 37
2.3. Комплекс заданий по формированию математической грамотности
младших школьников 41
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Так, одним из главных направлений модернизации российского образования выступает формирование математической грамотности обучающихся. Этот тезис подтверждается нормативно-правовой документацией, обеспечивающей образовательный процесс в Российской Федерации. Задачами развития математического образования, согласно концепции его развития, выступает: «модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей, обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности...; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося...» [42].
Приведённые выше положения отмечают, что модернизация такого рода должна касаться всех уровней образования. Однако стоит отметить, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования предпосылок для теоретического сознания и мышления, которые в свою очередь являются основанием для формирования математической грамотности. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования, основном регламентирующем документе начального общего образования, определены следующие предметные результаты освоения данной программы: «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» [38].
Научными исследованиями по вопросам формирования математической грамотности у младших школьников занимались такие известные учёные как Н.Ф. Талызина, Е.А. Маркушевская, Л.О. Рослова, И.М. Хаконова и другие.
Однако, несмотря на пристальное внимание к данному вопросу, педагогическим сообществом отмечается существующее противоречие между необходимостью формирования математической грамотности в начальной школе и недостаточной оснащенностью этого процесса конкретными методическими рекомендациями.
Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является математическая грамотность подрастающего поколения. Разработка действенных средств развития математической грамотности важна для всех звеньев школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду.
Формирование математической грамотности, т.е. способности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений — одна из приоритетных задач, стоящих перед учителем. Учащийся в итоге должен понять для чего и где может пригодится полученное знание в повседневной жизни, иметь потребность и умение в различных ситуациях применять эти знания.
Данные положения доказывают, что овладение школьниками математической грамотности является одной из важнейших задач школы, которая должна быть реализована в процессе обучения. Именно поэтому проблема развития математической грамотности младших школьников является достаточно актуальной. Важной задачей учителя математики для обучающихся младших классов является выбор эффективных средств для формирования математической грамотности.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Использование практико-ориентированных заданий в процессе формирования математической грамотности у обучающихся младшей школы».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке комплекса заданий по формированию математической грамотности младших школьников при использовании практико-ориентированных заданий.
Объект исследования: процесс формирования математической грамотности у обучающихся младшей школы.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности математической грамотности у обучающихся младшей школы.
Гипотеза: заключается в предположении, что математическая грамотность младшего школьника характеризуется умениями: формулировать ситуацию на языке математики; применять математические понятия, факты, процедуры; интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты и предположительно сформирован у обучающихся на низком уровне.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования математической грамотности младших школьников;
2. изучить и проанализировать особенности формирования математической грамотности младших школьников;
3. охарактеризовать способы формирования математической грамотности младших школьников;
4. разработать модель диагностического инструментария для определения актуального уровня сформированности математической грамотности младших школьников;
5. выявить актуальный уровень сформированности математической грамотности младших школьников;
6. разработать комплекс заданий по формированию математической грамотности младших школьников при использовании практико-ориентированных заданий.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования:
1. анализ и обобщение материала по теме исследования.
Эмпирические методы исследования:
1. проведение тестовых методик по теме исследования;
2. количественный и качественный анализ данных.
Структура работы состоит из оглавления, введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, списка приложений.
Приведённые выше положения отмечают, что модернизация такого рода должна касаться всех уровней образования. Однако стоит отметить, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования предпосылок для теоретического сознания и мышления, которые в свою очередь являются основанием для формирования математической грамотности. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования, основном регламентирующем документе начального общего образования, определены следующие предметные результаты освоения данной программы: «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» [38].
Научными исследованиями по вопросам формирования математической грамотности у младших школьников занимались такие известные учёные как Н.Ф. Талызина, Е.А. Маркушевская, Л.О. Рослова, И.М. Хаконова и другие.
Однако, несмотря на пристальное внимание к данному вопросу, педагогическим сообществом отмечается существующее противоречие между необходимостью формирования математической грамотности в начальной школе и недостаточной оснащенностью этого процесса конкретными методическими рекомендациями.
Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является математическая грамотность подрастающего поколения. Разработка действенных средств развития математической грамотности важна для всех звеньев школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду.
Формирование математической грамотности, т.е. способности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений — одна из приоритетных задач, стоящих перед учителем. Учащийся в итоге должен понять для чего и где может пригодится полученное знание в повседневной жизни, иметь потребность и умение в различных ситуациях применять эти знания.
Данные положения доказывают, что овладение школьниками математической грамотности является одной из важнейших задач школы, которая должна быть реализована в процессе обучения. Именно поэтому проблема развития математической грамотности младших школьников является достаточно актуальной. Важной задачей учителя математики для обучающихся младших классов является выбор эффективных средств для формирования математической грамотности.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Использование практико-ориентированных заданий в процессе формирования математической грамотности у обучающихся младшей школы».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке комплекса заданий по формированию математической грамотности младших школьников при использовании практико-ориентированных заданий.
Объект исследования: процесс формирования математической грамотности у обучающихся младшей школы.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности математической грамотности у обучающихся младшей школы.
Гипотеза: заключается в предположении, что математическая грамотность младшего школьника характеризуется умениями: формулировать ситуацию на языке математики; применять математические понятия, факты, процедуры; интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты и предположительно сформирован у обучающихся на низком уровне.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования математической грамотности младших школьников;
2. изучить и проанализировать особенности формирования математической грамотности младших школьников;
3. охарактеризовать способы формирования математической грамотности младших школьников;
4. разработать модель диагностического инструментария для определения актуального уровня сформированности математической грамотности младших школьников;
5. выявить актуальный уровень сформированности математической грамотности младших школьников;
6. разработать комплекс заданий по формированию математической грамотности младших школьников при использовании практико-ориентированных заданий.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования:
1. анализ и обобщение материала по теме исследования.
Эмпирические методы исследования:
1. проведение тестовых методик по теме исследования;
2. количественный и качественный анализ данных.
Структура работы состоит из оглавления, введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, списка приложений.
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Так, одним из главных направлений модернизации российского образования выступает формирование математической грамотности обучающихся. Этот тезис подтверждается нормативно-правовой документацией, обеспечивающей образовательный процесс в Российской Федерации. Задачами развития математического образования, согласно концепции его развития, выступает: «модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей, обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности...; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося...»
Математическая грамотность является компонентом функциональной грамотности и является способностью индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Сегодня математическая грамотность является важным компонентом образования, в исследовании и оценке которого заинтересовано мировое сообщество. Современные международные исследования математической грамотности представлены двумя большими проектами PISA и TIMSS.
Для формирования математической грамотности младших школьников необходимо использовать систематический и поэтапный подход:
- первый этап - подготовительный - использование на уроках математики заданий на воспроизведение узнаваемых детьми фактов из жизни, выполнение вычислений;
2. второй этап - применение математики в жизненных ситуациях.
При подборе заданий, способствующих развитию математической грамотности, важно включать задания практической направленности, где учащиеся смогут опытным путём решать задания, а также такие задания, которые связаны с изменениями, зависимостями и закономерностями. Математические знания должны использоваться в различных практических ситуациях, чтобы учащиеся понимали необходимость математических знаний при решении повседневных задач. Целесообразно использовать ситуационные задачи, задания с «чувство» величины, ориентацию в объектах, окружающих младших школьников в жизни, уроки-экскурсии и т.д. При использовании практико-ориентированных задач, важно обращать внимание школьников на связь задач с реальной жизнью, задавая различные вопросы.
В ходе анализа литературы по теме исследования, нами было выделено, что для диагностики сформированности математической грамотности у обучающихся младшей школы, на базе Международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) для 4 классов, выделяют следующие структурные компоненты математической грамотности: контекстная область оценки (личная жизнь, общественный контекст, профессиональный контекст, научный контекст), компетентностная область оценки (формулировать, применять, интерпретировать), содержательная область оценки (неопределённость и данные, количество, пространство и форма, изменение и зависимости).
Исследовав данные критерии, нами была проведена диагностическая работа по исследованию актуального уровня сформированности математической грамотности у обучающихся младшей школы на базе МАОУ СШ№6 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Красноярска в 4 классе. Количественный состав учащихся - 20 человек. Опытно-экспериментальная работа состояла из нескольких этапов:
- определение критериев сформированности математической грамотности младших школьников;
- подбор диагностического материала, проведение диагностики и содержательная оценка сформированности математической грамотности младших школьников;
- составление комплекса заданий, направленных на формирование математической грамотности у обучающихся младшей школы.
Основываясь на результатах диагностики, было выявлено, что у половины младших школьников исследуемого класса наблюдался низкий уровень сформированности математической грамотности, а основные трудности были вызваны содержанием в заданиях научного контекста, значений изменений и зависимостей, а также наибольшие затруднения отмечались в решении заданий, направленных на оценку компетенций «применять» и «интерпретировать».
Данные положения свидетельствовали о необходимости проведения систематической работы по повышению уровня сформированности математической грамотности в исследуемом классе с учетом выделенных трудностей при анализе результатов диагностики.
В рамках решения данной задачи нами был реализован комплекс заданий, направленных на формирование математической грамотности младших школьников. Комплекс заданий предлагает обучающимся младшей школы практико-ориентированные задачи, для решения которых требуется в первую очередь применение предметных знаний по математике и в других образовательных областях. Все задачи ориентированных на формирование практических навыков учащихся.
Математическая грамотность является компонентом функциональной грамотности и является способностью индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Сегодня математическая грамотность является важным компонентом образования, в исследовании и оценке которого заинтересовано мировое сообщество. Современные международные исследования математической грамотности представлены двумя большими проектами PISA и TIMSS.
Для формирования математической грамотности младших школьников необходимо использовать систематический и поэтапный подход:
- первый этап - подготовительный - использование на уроках математики заданий на воспроизведение узнаваемых детьми фактов из жизни, выполнение вычислений;
2. второй этап - применение математики в жизненных ситуациях.
При подборе заданий, способствующих развитию математической грамотности, важно включать задания практической направленности, где учащиеся смогут опытным путём решать задания, а также такие задания, которые связаны с изменениями, зависимостями и закономерностями. Математические знания должны использоваться в различных практических ситуациях, чтобы учащиеся понимали необходимость математических знаний при решении повседневных задач. Целесообразно использовать ситуационные задачи, задания с «чувство» величины, ориентацию в объектах, окружающих младших школьников в жизни, уроки-экскурсии и т.д. При использовании практико-ориентированных задач, важно обращать внимание школьников на связь задач с реальной жизнью, задавая различные вопросы.
В ходе анализа литературы по теме исследования, нами было выделено, что для диагностики сформированности математической грамотности у обучающихся младшей школы, на базе Международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) для 4 классов, выделяют следующие структурные компоненты математической грамотности: контекстная область оценки (личная жизнь, общественный контекст, профессиональный контекст, научный контекст), компетентностная область оценки (формулировать, применять, интерпретировать), содержательная область оценки (неопределённость и данные, количество, пространство и форма, изменение и зависимости).
Исследовав данные критерии, нами была проведена диагностическая работа по исследованию актуального уровня сформированности математической грамотности у обучающихся младшей школы на базе МАОУ СШ№6 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Красноярска в 4 классе. Количественный состав учащихся - 20 человек. Опытно-экспериментальная работа состояла из нескольких этапов:
- определение критериев сформированности математической грамотности младших школьников;
- подбор диагностического материала, проведение диагностики и содержательная оценка сформированности математической грамотности младших школьников;
- составление комплекса заданий, направленных на формирование математической грамотности у обучающихся младшей школы.
Основываясь на результатах диагностики, было выявлено, что у половины младших школьников исследуемого класса наблюдался низкий уровень сформированности математической грамотности, а основные трудности были вызваны содержанием в заданиях научного контекста, значений изменений и зависимостей, а также наибольшие затруднения отмечались в решении заданий, направленных на оценку компетенций «применять» и «интерпретировать».
Данные положения свидетельствовали о необходимости проведения систематической работы по повышению уровня сформированности математической грамотности в исследуемом классе с учетом выделенных трудностей при анализе результатов диагностики.
В рамках решения данной задачи нами был реализован комплекс заданий, направленных на формирование математической грамотности младших школьников. Комплекс заданий предлагает обучающимся младшей школы практико-ориентированные задачи, для решения которых требуется в первую очередь применение предметных знаний по математике и в других образовательных областях. Все задачи ориентированных на формирование практических навыков учащихся.
Подобные работы
- Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Формирование математической грамотности обучающихся 5 классов на примере изучения темы «Проценты»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Формирование математической грамотности обучающихся хореографического колледжа в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Управление процессом формирования критического мышления у обучающихся на уроках физики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Практико-ориентированные задачи как средство мотивации в обучении математике 7 - 9 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-педагогические условия повышения готовности учителей к формированию у обучающихся основной школы познавательных универсальных учебных действий (на материале предметов естественнонаучного цикла)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021



