Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ

Работа №166850

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Сущность понятия «математическая грамотность» 7
1.2. Особенности формирования математической грамотности у обучающихся младшей школы 16
1.3. Формирование математической грамотности у обучающихся младшей школы 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ 30
2.1. Методическая организация исследования актуального уровня сформированности математической грамотности младших школьников ... 30
2.2. Результаты исследования актуального уровня сформированности
математической грамотности младших школьников 37
2.3. Комплекс заданий по формированию математической грамотности
младших школьников 41
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 59


Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Так, одним из главных направлений модернизации российского образования выступает формирование математической грамотности обучающихся. Этот тезис подтверждается нормативно-правовой документацией, обеспечивающей образовательный процесс в Российской Федерации. Задачами развития математического образования, согласно концепции его развития, выступает: «модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей, обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности...; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося...» [42].
Приведённые выше положения отмечают, что модернизация такого рода должна касаться всех уровней образования. Однако стоит отметить, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования предпосылок для теоретического сознания и мышления, которые в свою очередь являются основанием для формирования математической грамотности. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования, основном регламентирующем документе начального общего образования, определены следующие предметные результаты освоения данной программы: «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» [38].
Научными исследованиями по вопросам формирования математической грамотности у младших школьников занимались такие известные учёные как Н.Ф. Талызина, Е.А. Маркушевская, Л.О. Рослова, И.М. Хаконова и другие.
Однако, несмотря на пристальное внимание к данному вопросу, педагогическим сообществом отмечается существующее противоречие между необходимостью формирования математической грамотности в начальной школе и недостаточной оснащенностью этого процесса конкретными методическими рекомендациями.
Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является математическая грамотность подрастающего поколения. Разработка действенных средств развития математической грамотности важна для всех звеньев школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду.
Формирование математической грамотности, т.е. способности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений — одна из приоритетных задач, стоящих перед учителем. Учащийся в итоге должен понять для чего и где может пригодится полученное знание в повседневной жизни, иметь потребность и умение в различных ситуациях применять эти знания.
Данные положения доказывают, что овладение школьниками математической грамотности является одной из важнейших задач школы, которая должна быть реализована в процессе обучения. Именно поэтому проблема развития математической грамотности младших школьников является достаточно актуальной. Важной задачей учителя математики для обучающихся младших классов является выбор эффективных средств для формирования математической грамотности.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Использование практико-ориентированных заданий в процессе формирования математической грамотности у обучающихся младшей школы».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке комплекса заданий по формированию математической грамотности младших школьников при использовании практико-ориентированных заданий.
Объект исследования: процесс формирования математической грамотности у обучающихся младшей школы.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности математической грамотности у обучающихся младшей школы.
Гипотеза: заключается в предположении, что математическая грамотность младшего школьника характеризуется умениями: формулировать ситуацию на языке математики; применять математические понятия, факты, процедуры; интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты и предположительно сформирован у обучающихся на низком уровне.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования математической грамотности младших школьников;
2. изучить и проанализировать особенности формирования математической грамотности младших школьников;
3. охарактеризовать способы формирования математической грамотности младших школьников;
4. разработать модель диагностического инструментария для определения актуального уровня сформированности математической грамотности младших школьников;
5. выявить актуальный уровень сформированности математической грамотности младших школьников;
6. разработать комплекс заданий по формированию математической грамотности младших школьников при использовании практико-ориентированных заданий.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования:
1. анализ и обобщение материала по теме исследования.
Эмпирические методы исследования:
1. проведение тестовых методик по теме исследования;
2. количественный и качественный анализ данных.
Структура работы состоит из оглавления, введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, списка приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Так, одним из главных направлений модернизации российского образования выступает формирование математической грамотности обучающихся. Этот тезис подтверждается нормативно-правовой документацией, обеспечивающей образовательный процесс в Российской Федерации. Задачами развития математического образования, согласно концепции его развития, выступает: «модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей, обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности...; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося...»
Математическая грамотность является компонентом функциональной грамотности и является способностью индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Сегодня математическая грамотность является важным компонентом образования, в исследовании и оценке которого заинтересовано мировое сообщество. Современные международные исследования математической грамотности представлены двумя большими проектами PISA и TIMSS.
Для формирования математической грамотности младших школьников необходимо использовать систематический и поэтапный подход:
- первый этап - подготовительный - использование на уроках математики заданий на воспроизведение узнаваемых детьми фактов из жизни, выполнение вычислений;
2. второй этап - применение математики в жизненных ситуациях.
При подборе заданий, способствующих развитию математической грамотности, важно включать задания практической направленности, где учащиеся смогут опытным путём решать задания, а также такие задания, которые связаны с изменениями, зависимостями и закономерностями. Математические знания должны использоваться в различных практических ситуациях, чтобы учащиеся понимали необходимость математических знаний при решении повседневных задач. Целесообразно использовать ситуационные задачи, задания с «чувство» величины, ориентацию в объектах, окружающих младших школьников в жизни, уроки-экскурсии и т.д. При использовании практико-ориентированных задач, важно обращать внимание школьников на связь задач с реальной жизнью, задавая различные вопросы.
В ходе анализа литературы по теме исследования, нами было выделено, что для диагностики сформированности математической грамотности у обучающихся младшей школы, на базе Международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) для 4 классов, выделяют следующие структурные компоненты математической грамотности: контекстная область оценки (личная жизнь, общественный контекст, профессиональный контекст, научный контекст), компетентностная область оценки (формулировать, применять, интерпретировать), содержательная область оценки (неопределённость и данные, количество, пространство и форма, изменение и зависимости).
Исследовав данные критерии, нами была проведена диагностическая работа по исследованию актуального уровня сформированности математической грамотности у обучающихся младшей школы на базе МАОУ СШ№6 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Красноярска в 4 классе. Количественный состав учащихся - 20 человек. Опытно-экспериментальная работа состояла из нескольких этапов:
- определение критериев сформированности математической грамотности младших школьников;
- подбор диагностического материала, проведение диагностики и содержательная оценка сформированности математической грамотности младших школьников;
- составление комплекса заданий, направленных на формирование математической грамотности у обучающихся младшей школы.
Основываясь на результатах диагностики, было выявлено, что у половины младших школьников исследуемого класса наблюдался низкий уровень сформированности математической грамотности, а основные трудности были вызваны содержанием в заданиях научного контекста, значений изменений и зависимостей, а также наибольшие затруднения отмечались в решении заданий, направленных на оценку компетенций «применять» и «интерпретировать».
Данные положения свидетельствовали о необходимости проведения систематической работы по повышению уровня сформированности математической грамотности в исследуемом классе с учетом выделенных трудностей при анализе результатов диагностики.
В рамках решения данной задачи нами был реализован комплекс заданий, направленных на формирование математической грамотности младших школьников. Комплекс заданий предлагает обучающимся младшей школы практико-ориентированные задачи, для решения которых требуется в первую очередь применение предметных знаний по математике и в других образовательных областях. Все задачи ориентированных на формирование практических навыков учащихся.



1. Авдейчик Е.А. Формирование функциональной (математической)
грамотности на уроках математики в начальных класса средствами ОС Л.
В. Занкова // Электронный ресурс / Е. А. Авдейчик // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. — 2014. URL:
http: //nsportal. ru/nachalnaya- shkola/raznoe/2014/12/24/formirovanie-funktsionalnoy-matematicheskoy-gramotnosti-na (дата обращения: 08.10.2023).
2. Адамович К.А. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / К.А. Адамович, А.В. Капуза, А.Б. Захаров и др. // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - 2019. - С. 28 - 36.
3. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва: Издательство ИКАР, 2019. - 448 с.
4. Алексеева, Е.Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике [Текст] / Е.Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10 - 15.
5. Алексеева Е.Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности / Е.Е. Алексеева // Мир науки, культуры, образования. - 2020 - № 4 (83). - С. 214-218.
6. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А.В. Белошистая. — М.: Владос, 2007. — 455 с.
7. Беляева Е.В. Формирование математической грамотности обучающихся в начальной школе / Е.В. Беляева // Альманах мировой науки. - 2020. - № 1(37). - С. 34 - 35.
8. Боровских А.В. О понятии математической грамотности / А.В. Боровских // Педагогика. - 2022. - Т 86. - № 3. - С. 33 - 45.
9. Бородулина Н.А., Вятчинова К.Г. Формирование математической грамотности у обучающихся на уроках математики // Научно¬методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 22-29. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/kvo103/(дата обращения: 08.10.2023).
10. Валеев И.И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции / И.И. Валеев // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 4 (53). - С. 353-360. - DOI: 10.25683/VOLBI.2020.53.417.
11. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова - Москва : НМЦ СПО, 2019. - 538 с.
12. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2017 — 64 с.
13. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
14. Горохова И.В. Математическая грамотность как основа формирования
функциональной грамотности учащихся / И.В. Горохова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 38-42. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17552/(дата обращения: 08.10.2023).
15. Дюкарева О.А. Развитие математической грамотности младших школьников / О.А. Дюкарева // Школьная педагогика. - 2021. - № 1(20). - С. 7.
16. Загребина М.Г., Плотникова, А.Ю., Севостьянова, О.В., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман [Текст]. - Вып. 2 - Самара, 2016.
17. Истомина Н.Б. Математика. Учебник. 4 класс. В 2 ч. / Н.Б. Истомина. — 12-е изд., перераб. и доп. — Смоленск, 2015. — Ч. 1. — 120 с. ; Ч. 2. — 120 с.
18. Иванова Т.А. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности / Т.А. Иванова, О.В. Симонова // Вестник ВятГУ - 2019. - №1. - С. 23 - 28.
19. Каленникова Т. Г. Словарь психолого-педагогических понятий:
справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / Т.Г. Каленникова, А.Р Борисевич. - Минск : БГТУ, 2007. - 68 с.
20. Кочурова Е.Э. Формирование математической грамотности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. URL:https://clck.ru/Z6nHz(дата обращения: 08.10.2023).
21. Концепция направления «математическая грамотность» исследования
PISA 2021. - URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978(дата обращения: 13.01.2023).
22. Крупская В.О. «Научная статья на тему: Практико-ориентированные
задания на уроках математики как средство формирования
математической грамотности младших школьников» //
URL: https: //multiurok.ru/files/nauchnaia- statia-na-temu-praktiko-orientirovannye.html(дата обращения: 13.01.2023).
23. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий // М.; Воронеж, 1998.
24. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / А.А. Леонтьев ; сост., предисл., комм. Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2016. - 528 с.
25. Лукичева Е.Ю. Математическая грамотность школьников: по следам международных исследований / Е.Ю. Лукичева // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2020. - № 2. - С. 64 - 72.
26. Лукичева Е.Ю. Математическая грамотность: обзор понятия и методики формирования / Е.Ю. Лукичева // Непрерывное образование. - 2020 - № 3 (33). - С. 46-53.
27. Маматмуродова, Л. Х. Формирование математической грамотности / Л. Х. Маматмуродова // Экономика и социум. - 2021. - № 1-2(80). - С. 179 - 181.
28. Мацкевич В., Крупник С. Функциональная грамотность // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001.
29. Методические указания по конструированию и использованию во
внеурочной деятельности и дополнительном образовании практико-ориентированных заданий. Белкина Н.В., Шевцова Д.Н. URL: https://yungi. gumrf.ru/wp-content/uploads/2018/10/Belkina-N.V. -SHevtsova-
D. N.-Metod.-ukaz.-po-sozd.-i-isp.-zadanij-morskoj-tematiki.pdf (дата
обращения: 08.10.2023).
30. Михайлова А.В. Мастер-класс: «Математическая грамотность младших
школьников» [Электронный ресурс]. / Мультиурок - URL:
https://clck.ru/Z6nmi(дата обращения: 08.10.2023).
31. Налимова И.В., Пушкина А.С. К вопросу о формировании математической грамотности младшего школьника // Герценовские чтения. Начальное образование. 2022. Т. 13. № 2. C. 31-34.
32. Налимова И.В., Пушкина А.С. Практико-ориентированные задачи при
изучении математических величин в начальной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 12-18.
https://doi.org/10.55523/27822559 2023 1(9)12(дата обращения: 08.10.2023).
33. Налимова И.В., Львова К.И. Учебные задания на уроках математики - средство формирования представлений младших школьников о величине // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (52). С. 103-107.
34. Налимова И.В., Шевчук А.В. Формирование математической грамотности младшего школьника в процессе решения учебных задач // Герценовские чтения. Начальное образование. 2022. Т. 13. № 1. С. 33-36.
35. Оздарбиев Р.Г. Анализ динамики результатов участия российских школ в международном исследовании математической грамотности PISA / Р.Г. Оздарбиев // Наука сегодня: задачи и пути их решения : материалы Международной научно-практической конференции. - Вологда, 2017. - С. 129 - 132.
36. Подлипский О.К. Функциональная грамотность как направление развития математического образования в школе / О.К. Подлипский // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 104- 106.
37. Познавательные компетентностей задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики. / Павлова Л.В., доктор пед. наук, профессор Стефанова Н.Л.
38. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009 г.
39. Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации
школьников на уроках математики/ Соларева Н.В. // - 2017. URL:
http://vkr.pspu.ru/uploads/5367/Solareva_vkr.pdf (дата обращения: 08.10.2023).
40. Практико-ориентированные задачи по математике. Учебное пособие. / Авт.-сост. Скурихина Ю.А. / КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС»2019. 192 с.
41. Прикладные задачи на уроках математики / В.А. Петров. - Смоленск: СГПУ, 2001. - 268 с.
42. Распоряжение правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации» от 24.12.2013 № N 2506-р // Официальный интернетпортал правовой информации. - 2013 г. - № 5. - с изм. и допол. в ред. от 08.10.2020. - 10 с.
43. Рослова Л.О. Основные нововведения при оценке математической грамотности в рамках международного исследования PISA 2021-2022, проводимого в форме компьютерного тестирования / Л.О. Рослова, Е.С. Квитко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - № 5(79). - С. 124 - 142.
44. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4
45. Рослова Л.О. Содержание математического образования в контексте
формирования функциональной математической грамотности / Л.О. Рослова, М.А. Бачурина // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019: материалы Международной научно - практической конференции, Москва, 04-06 июня 2019 года / под редакцией С.В. Ивановой. - М.: Институт стратегии развития образования
Российской академии образования. □ 2019 - С. 1054-1068.
46. Смолеуслова Т.В. Формирование математической функциональной грамотности [Электронный ресурс] // Сибирский учитель. №1 (128) январь-февраль 2020. С. 27-33.URL:http://www.sibuch.ru/node/2545(дата обращения: 05.07.2023).
47. Смолеусова Т.В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе : метод. пособие / Т. В. Смолеусова. — М., 2005.
48. Симоновская Г. А. Математическая грамотность школьника как компонент
функциональной грамотности / Г.А. Симоновская // Continuum.
Математика. Информатика. Образование. - 2020 - № 4 (20). - С. 40-45.
49. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.03.2018 № 204 // Официальный интернет-портал
правовой информации. - 2018 г. - № 5. - 19 с.
50. Учебно-методическое пособие для педагогов школ: Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся. Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
51. Ушакова М.А. Развитие функциональной грамотности школьников
посредством повышения качества математического образования / М.А. Ушакова. - Текст : электронный // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - №9. - С. 56-59. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=42915564(дата обращения: 06.07.2023).
52. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя /
Н.Ф. Виноградова Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]. - М. :
Российский учебник ; Вентана-Граф, 2018. - 288 с. - (Успешный педагог XXI века).
53. Чубарева Т.С. Формирование математической грамотности на уроках в начальной школе / Т.С. Чубарева, Е.А. Сапожникова // Вестник научных конференций. - 2020. - № 7-2(59). - С. 156 - 158.
54. Шахноза Д.Р. Использование международных оценочных программ PISA, TIMSS, PIRLS и стандартов STEAM в процессе обучения / Д.Р. Шахноза // Academicresearchineducationalsciences. - 2021. - № 2. - С. 15 - 19.
55. Элмуродова Н.К. Математическая игра как средство наращивания математической грамотности младших школьников / Н.К. Элмуродова // Достижения науки и образования. - 2020. - № 2(56). - С. 52 - 53. 47.
56. Янишевская М.А. О формировании понятий начального естествознания и математики, связанных с оперированием отношениями величин / М.А. Янишевская, А.Г Малин // МНКО. - 2020. - №4 (83). - С. 3 - 11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ