Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 7
1.1 Понятие критического мышления и его компоненты 7
1.2 Особенности развития критического мышления у обучающихся
среднего школьного возраста 12
1.3 Сущность технологии развития критического мышления 17
1.4 Роль творческих видов деятельности в процессе развития
критического мышления 24
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 30
2.1 Условия проведения опытно-экспериментальной работы по развитию
критического мышления 30
2.2 Методическая разработка творческого проекта и системы упражнений
направленных на формирование умений критического мышления 37
2.3 Анализ результатов проведения опытно-экспериментальной работы 43
Выводы по Главе 2 46
Заключение 48
Приложение А 52
Приложение Б 54
Приложение В 55
Приложение Г 57
Приложение Д 58
Приложение Е
Основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе развития предусматривается повышение качества усвоения общеобразовательных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ. В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.
ФГОС второго поколения подчеркивает важность обеспечения условий, необходимых для развития личности учащихся. Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет, может и должен внести свой вклад в процесс развития умений критического мышления. Развитие интеллекта и всех его составляющих (интеллектуальная подвижность и восприимчивость), необходимых для успешного существования в обществе, выходят на первый план.
Таким образом, теоретический анализ методической и психологической литературы, свидетельствует о существовании противоречия между требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и уровнем сформированности умений критического мышления у учащихся. Указанное противоречие выявило проблему исследования, суть которой заключается в том, как наиболее эффективно организовать методику развития умений критического мышления посредством использования творческой деятельности, в частности, проектной, в средней школе для обеспечения продуктивного обучения иностранному языку.
С учетом указанных противоречий и анализа современного образовательного процесса в школе был сделан выбор темы исследования: «Использование творческих видов деятельности в процессе развития критического мышления обучающихся на занятиях по иностранному языку в средней школе».
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена: практической потребностью общества в личности, обладающей определёнными знаниями, умениями и навыками для способности ориентироваться и выживать в быстро меняющемся современном мире; насущными тенденциями в области развития методики обучения иностранным языкам; потребностью постоянного совершенствования учебно¬педагогического процесса развития умений и навыков иноязычного общения.
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования - «Использование творческих видов деятельности в процессе развития критического мышления обучающихся на занятиях по иностранному языку в общей школе».
Объект исследования - процесс формирования критического мышления у обучающихся в средней школе.
Предметом данного исследования является технология развития умений критического мышления у обучающихся средних классов основной школы.
Цель - выявить эффективность применения теории развития критического мышления у обучающихся средних классов школы при использовании творческих видов деятельности.
В соответствии в проблемой, объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы развития умений критического мышления на уроках английского языка в средних классах основной школы;
2. Рассмотреть ключевые особенности формирования критического мышления обучающихся на занятиях по английскому языку;
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование и развитие умений критического мышления на уроках английского языка в средних классах основной школы;
4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу при внедрении видов творческой деятельности в образовательный процесс, с целью проверки ее эффективности;
5. Описать качественные и количественные результаты опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых и исследователей. Основу исследования составили идеи и положения теорий деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л., Рубинштейн, Асмолов А.Г., Гальперин П.Я.), личностно-ориентированного (Л. С. Выготский, Коряковцева Н.Ф.), коммуникативного (Е.И. Пассов, Р. П. Мильруд), компетентностного (В.И. Байденко, А. Андреев, И.А. Зимняя, А.В. Хуторский) подходов; работы, посвященные изучению вопросов сущности понятий креативность и творчество (Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Г.Уоллес и др.); работы в сфере межкультурной компетенции и компетентности (Е.Б. Быстрай, В.В. Сафонова и др.), моделирования (B.C. Герасимова, А.К. Маркова, А.А.).
Основные методы, которые были использованы в работе: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, опрос, опытная работа, анкетирование, языковое тестирование, статистическая обработка полученных данных.
База исследования - группы 7 классов школы английского языка «Speak Up» г. Красноярск.
Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание курсовой работы по проблемам развития критического мышления, проведение опытной работы, разработку методического обеспечения уроков с использованием приемов ТРКМ и творческой деятельности, оформление результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе средней школы.
Объем и структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава содержит рассмотрение теоретических основ критического мышления и мышления в общем на основе анализа трудов отечественных и зарубежных исследователей, а также характерные особенности развития критического мышления в подростковом возрасте. Также в первой главе исследуется структура ТРКМ.
Вторая глава включает в себя описание опытно-экспериментальной работы по развитию умений критического мышления обучающихся в основной школе. Главы сопровождаются выводами, сформулированными на основе изучения теоретической литературы и разработки учебно-методических материалов.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования и излагаются основные выводы.
Критическое мышление представляет собой универсальную технологию, способствующей развитию способности учащихся к саморегуляции учебной деятельности и самообразованию в целом, следовательно, развитие умений критического мышления среди обучающихся основной школы является одной из важных и необходимых задач учителя.
В данной работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития умений критического мышления и определены возможности преодоления возникающих трудностей.
В исследовании была освещена актуальность и важность развития умений критического мышления, задачи учителя, необходимость владения и формирования данных умений у учащихся. Был проведен анализ творческих видов деятельности как основы для развития умений критического мышления учащихся на занятиях по английскому языку.
В квалификационной работе был разработан творческий проект, направленный на развитие умений критического мышления на уроках английского языка основной школе. Также была проведена экспериментальная работа по развитию умений критического мышления, а именно апробация творческого проекта среди учеников 7 класса основной школы.
Результаты работы подтвердили нашу гипотезу о том, что развитие умений критического мышления будет проходить успешно, если использовать разработанный нами проект. Таким образом, анализ полученных качественных и количественных результатов опытно-экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Анализ полученных результатов работы над развитием умений критического мышления на уроках английского языка, дает основание полагать, что гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.