Введение 3
1 Благотворительность в России: история и теория 7
1.1 Понятия: благотворительность, социальная журналистика, фандрайзинг, «фандрайзинговая журналистика» 7
1.2 История российской благотворительности 10
1.3 Благотворительность в современной России 16
1.4 Критерии анализа фандрайзинговых текстов интернет-издания «Такие Дела» 25
2 Особенности фандрайзинговых текстов в интернет-издании «Такие дела» 28
2.1 Характеристика фонда «Нужна помощь» и интернет-издания «Такие дела» 28
2.2 Анализ фандрайзинговых текстов интернет-издания «Такие дела» 30
2.3 Итоги исследования 42
Заключение 44
Списоск использованных источников 46
Приложение А Результаты риторического анализа 51
Благотворительная деятельность имеет богатую историю в России и мире. На территории нашей страны благотворительность как феномен появилась после 988 года, когда князь Владимир Святославович принял решение ввести христианство. Эта деятельность развивалась вплоть до 1917 года. Во времена Советского Союза благотворительная деятельность была запрещена на законодательном уровне. Считалось, что «при социализме благотворительность не нужна, поскольку в обществе уничтожены нужда и нищета». Благотворительная деятельность вновь начала функционировать с 1991 года, она развивается по настоящее время.
На сегодняшний день благотворительность и фандрайзинг (процесс сбора средств) занимает важное место в современном обществе. Эта деятельность становится тем инструментом, с помощью которого общество удовлетворяет многие социальные потребности. С каждым годом всё больше людей начинают оказывать ту или иную помощь нуждающимся. По данным исследования ВЦИОН, проведённым в 2019 году, 69% россиян хотя бы раз принимали участие в благотворительности. Ведь в жизни бывают случаи, когда материальная помощь необходима в срочном порядке. Для этого существуют благотворительные фонды, которые помогают обеспечить помощь тем, кому она действительно нужна. Помимо этого благотворительность позволяет восполнить недостатки социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов.
Несмотря на значимость благотворительности для общества и государства, российская благотворительность по сравнению с другими странами развита недостаточно. Британский благотворительный фонд CAF опубликовал мировой рейтинг частной благотворительности за 2019 год. По результатам данного рейтинга Россия занимает лишь 110 место.
СМИ призваны освещать те или иные процессы и явления. Благодаря радио, телевидению, газетам и журналам общество получает большую часть информации о том, что происходит в мире. Помимо этого, средства массовой информации, как известно, могут влиять на формирование общественного мнения. И в популяризации благотворительной деятельности СМИ играют важную роль. Но, несмотря на то, что для благотворительной деятельности СМИ имеют весомость, данной теме посвящено не так много журналистских материалов.
В последние годы технические возможности принципиально изменили существование функционирование мира медиа. Новые технологии, пути дистрибуции информации, способы её потребления - всё это кардинальным образом отразилось на журналистской работе. Уже прочно вошёл в обиход термин «интернет-журналистика» и «интернет-СМИ». Благодаря такому прогрессу, благотворительная деятельность может полноценно функционировать с помощью СМИ. Появляются СМИ, которые публикуют материалы, нацеленные на сбор средств в благотворительные фонды (фандрайзинговые тексты).
Актуальность данного исследования состоит в том, что 2020 год выдался тяжелым для благотворительных организаций. Согласно информационному порталу газеты «Известия», объем пожертвований в 2020 году сократился на 20-30%. Помимо этого, нужно отметить важность роли средств массовой информации в популяризации благотворительных инициатив и фандрайзинга.
Научная новизна состоит в том, что благотворительности и фандрайзинг у в российских СМИ уделяется не так много внимания. В научной литературе фандрайзинг также малоизучен.
Объектом данного исследования является феномен благотворительности.
Предметом данного исследования являются фандрайзинговые тексты в интернет-издании «Такие дела».
Цель работы состоит в том, чтобы выявить характерные особенности текстов, нацеленных на сбор средств....
Благотворительная деятельность — важная составляющая современного общества, которая выполняет определённые функции. В первой главе данного исследования утверждается, что данный феномен имеет богатую историю. Благотворительность привлекает внимание исследователей из разных областей, появляется потребность в научном описании данного явления, а также в изучении перспективы его развития, роли благотворительности в современном мире и истории. Об этом свидетельствует количество научных работ, посвящённых исследованию данного явления.
Стоит отметить, что в популяризации и полноценного функционирования благотворительной деятельности важную роль играют средства массовой информации. Некоторые редакции создают материалы, посвящённые благотворительной тематике, появляются специализированные СМИ, на площадках которых всё чаще можно заметить наличие фандрайзинговых текстов. Пример такого СМИ — интернет-издание «Такие дела», фандрайзинговые тексты которого стали предметом данного исследования.
В результате проведённого исследования удалось выявить характерные особенности фандрайзинговых текстов интернет-издания «Такие дела».
Целью данной бакалаврской работы было выявление характерных особенностей текстов, нацеленных на сбор средств. Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
- определены понятия «благотворительность», «фандрайзинг», «социальная журналистика», «фандрайзинговая журналистика»;
- охарактеризована история благотворительности в России;
- изучено положение благотворительности в современной России;
- выявлены критерии анализа фандрайзинговых текстов интернет - издания «Такие дела»;
- выполнен риторический анализ фандрайзинговых текстов интернет- издания «Такие дела».
Исследованные фандрайзинговые тексты интернет-издания «Такие дела» имеют следующие особенности:
- Общая характеристика: тексты, описывают определённую проблему. Аудитория старше 18 лет, которая имеет стабильный доход. Целью текстов является сбор средств.
- В большинстве текстов заголовочный комплекс состоит из заголовка и лида. Как правило, заголовок определяет основную суть текста, а лид дополняет его.
- В основной части текстов описывается история героя и/ или приводятся статистические данные, благодаря чему раскрывается проблема. После чего речь идёт о некоммерческой организации, которая занимается проблемой, а также о ее преимуществах.
- В конце текстов подводятся итоги и, как правило, идёт призыв к действию.
- В абсолютном большинстве текстов используются графические средства выразительности, а также обилие лексических и синтаксических средств выразительности.
- В качестве риторической стратегии применяется стратегия убеждения.
Таким образом, на взгляд автора данной работы, фандрайзинговый журналистский материал представляет собой структуру, элементы которой определяют его эффективность в сборе денежных средств и иной благотворительной помощи.
1 Александер, Дж. Д. Основные принципы фандрейзинга. Секреты привлечения денежных средств для неприбыльных организаций / Дж. Д. Александер, К. Дж Карлсон. - Киев: Баланс Бизнес Букс, 2007. - 240 с.
2 Антонович, И. В. Благотворительность в российском обществе: история и современность: Учебное пособие / И. В. Антонович. - Барнаул : Изд- во Алт. ун-та, 2004. - 196 с.
3 Безуглый, Э.А. Фандрайзинг: история возникновения и развитие / Э.А. Безуглый, Н.Б. Кутергин, Н.А. Алексеев. -Белгород : Вестник БГТУ имени В. Г. Шухова. - 2016. - №3. - С. 187-190.
4 Белькова, А.Е. Основы риторики и журналистская деятельность: Учебное пособие для студентов специальностей «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Филологическое образование», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование». / А.Е. Белькова. - Нижневарт. гос. ун-т. - 2013. - 124 с.
5 Бережная, М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики / М. А. Бережная. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2009. - 329 с.
6 Берхин, В. Благотворительность в современной России: между мошенничеством и милосердием [Электронный ресурс] / В. Берхин. // YouTube-канал радиостанции «Град Петров». - 2019. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=DmV25UT9JvM
7 Благотворительность и помощь [Электронный ресурс] / Левада- Центр. - 2017. - Режим доступа: https://www.levada.ru/2017/08/14/blagotvoritelnost-i-pomoshh/
8 Благотворительность накануне коронакризиса [Электронный ресурс] / Русфонд. Навигатор. - 2019. - Режим доступа: https://rusfond.ru/issues/818
9 Богданов, В. П. История благотворительности в России. Москва и московская пресса конца XIX века : учебное пособие для вузов / В. П. Богданов. - Москва : Юрайт, 2019. - 353 с.
10 Высотских, И.К. История развития благотворительности в России в советский и постсоветский периоды (историографический очерк) / И.К. Высотских. -Ижевск : Вестник Удмуртского университета. - 2014. №1. - С. 137-145.
11 Габдрахманова, Р.А., Развитие благотворительности в России / Р.А. Габдрахманова. -Казань : Вестник КГЭУ. - 2012. - №2 (13). - С. 99-108.
12 Горчева, А. Ю. Нищенство и благотворительность в России / А. Ю. Горчева. - Москва : Духовное возрождение, 1999. - 224 с.
13 Гущина, Н. Благотворительность Русской православной церкви / Н. Гущина. - Санкт-Петербург : Русская линия, 2007.
14 Дзялошинский, И. Пресса третьего сектора или социальная журналистика? / И. Дзялошинский. - Москва, 2004. - №7. - С. 38-46.
15 Журналистика социальной сферы: Учеб.пособие / ред. В.И. Новикова, Н.В. Старостенкова. - Москва, 2008. - 194 с....(41)